Для создания и поддержания в розничной сети широкого, устойчивого ассортимента в соответствии со спросом населения необходимо организовать стабильную поставку товаров. Изучение источников закупок товаров – важнейший элемент коммерческой работы с поставщиками по выявлению товарных ресурсов производимых товаров и возможностей производителей в освоении новых видов продукции, недостающей для торговли, а также по внедрению в производство и освоению новых сортов, видов товаров.
Товароведы Гомельское райпо осуществляют закупку товаров, которая дает возможность сформировать оптимальный ассортимент товаров в организации. Именно закупки обеспечивают эффективную работу торговой организации.
Выбор поставщиков Гомельское райпо осуществляется по следующим критериям:
- поставщик должен находиться близко от организации для того, чтобы имелась возможность обеспечить небольшие по объему и равномерные поставки необходимых товаров. На основе чего станет возможным снижение требуемых кредитных ресурсов на закуп партии и, соответственно, оплаты за них, а также сокращение транспортных расходов и расходов, связанных с хранением сверхнормативных товарных запасов);
|
|
- поставщик должен быть отечественным производителем поставляемой продукции, для того чтобы имелась возможность закупать продукцию по более низким ценам, чем предлагают посредники, а также – решать вопросы относительно изменения ассортимента закупаемых товаров, их качества при изменении качественных характеристик спроса непосредственно с их производителем;
- поставщик должен быть надежным. В данном случае обращается внимание на репутацию поставщика, масштабы его деятельности, продолжительность и результативность работы на рынке, возможность поддержки данного поставщика со стороны государства;
- поставщик должен четко и точно выполнять договорные обязательства.
Конъюнктура рынка, потребности всех социальных групп населения, их денежные доходы и другие факторы формируют торговый ассортимент организации, а, следовательно, и выбор поставщиков товаров. В настоящее время Гомельское райпо сотрудничает более чем с 250 поставщиками Республики Бела-
русь и импортерами товаров.
Из них поставку колбасных изделий в Гомельское райпо осуществляют более 15 поставщиков. Данные по объемам поставки колбасные изделия для розничной торговли, в разрезе поставщиков в Гомельском райпо за 2009-2011 гг. представлены в таблице 2.10 (Приложения Г, Д, Ж).
Таблица 2.10 – Объемы поставок в разрезе поставщиков колбасные изделия в Гомельское райпо за 2009-2011 гг.
|
|
Наименование поставщиков | Объем поставки | Отклонение (+;-) по уд. весу 2011 г. к | Темп роста 2011г.в % к | |||||||
2009 г. | 2010 г. | 2011 г. | ||||||||
млн р. | уд. вес % | млн р. | уд. вес % | млн р. | уд. вес % | 2009г | 2010г | 2009г | 2010г | |
Гомельский мясокомбинат | 2350,7 | 50,1 | 2471,6 | 44,5 | 3783,2 | 38,9 | -11,23 | -5,60 | 160,9 | 153,1 |
Бобруйский мясокомбинат | 180,2 | 3,8 | 111,2 | 2,0 | 291,0 | 3,0 | -0,85 | 0,99 | 161,5 | 261,8 |
Минский мясокомбинат | 133,3 | 2,8 | 15,6 | 0,3 | 43,8 | 0,5 | -2,39 | 0,17 | 32,9 | 281,4 |
КЗП ОСП Гомельского райпо | 658,3 | 14,0 | 271,8 | 4,9 | 566,5 | 5,8 | -8,21 | 0,93 | 86,1 | 208,4 |
Птицефабрика «Рассвет» | 118,7 | 2,5 | 192,3 | 3,5 | 505,1 | 5,2 | 2,66 | 1,73 | 425,5 | 262,7 |
Жлобинский мясокомбинат | 124,3 | 2,7 | 227,3 | 4,1 | 385,4 | 4,0 | 1,31 | -0,13 | 310,0 | 169,6 |
Слонимский мясокомбинат | 17,4 | 0,4 | 40,0 | 0,7 | 96,4 | 1,0 | 0,62 | 0,27 | 555,0 | 240,8 |
Бресткий мясокомбинат | 13,1 | 0,3 | 27,2 | 0,5 | 63,3 | 0,7 | 0,37 | 0,16 | 481,6 | 232,3 |
Птицефабрика «Особино» | 386,6 | 8,2 | 407,4 | 7,3 | 825,4 | 8,5 | 0,24 | 1,15 | 213,5 | 202,6 |
ООО «Викос» | 26,3 | 0,6 | 16,1 | 0,3 | 17,5 | 0,2 | -0,38 | -0,11 | 66,7 | 108,7 |
Калинковичский мясокомбинат | 645,6 | 13,8 | 1761,9 | 31,7 | 3039,6 | 31,2 | 17,47 | -0,47 | 470,8 | 172,5 |
Слуцкий мясокомбинат | 21,6 | 0,5 | 7,8 | 0,1 | 11,7 | 0,1 | -0,34 | -0,02 | 54,1 | 150,1 |
Клецкий мясокомбинат | 6,1 | 0,1 | - | - | - | - | - | - | - | - |
Агрокомбинат «Снов» | 1,4 | 0,0 | - | - | - | - | - | - | - | - |
Белвнешрыбторг | 1,4 | 0,0 | 3,9 | 0,1 | 19,5 | 0,2 | 0,17 | 0,13 | 1382,9 | 500,3 |
Березавский мясокомбинат | 7,0 | 0,2 | 6,1 | 0,1 | 11,7 | 0,1 | -0,03 | 0,01 | 166,0 | 191,0 |
Гродненский мясокомбинат | - | - | - | - | 7,8 | 0,1 | 0,08 | - | - | - |
Прочие поставщики | - | - | - | - | 67,2 | 0,7 | 0,69 | - | - | - |
всего | 4692 | 100 | 5558 | 100,0 | 9733 | 100,0 | - | - | 207,4 | 175,1 |
Примечание - Источник: собственная разработка по данным организации.
В соответствии с данным таблицы 2.10 в 2011 г. по сравнению с 2009 г. объем реализации увеличился на 107,4%, по сравнению с 2010 г. на 75,1%.
В общем объеме поставок колбасных изделий, наибольший удельный вес
занимает Гомельский МК, он поставил в 2011 г. изделий на сумму 3783,2 млн р. что составило 38,9% от общего объема поставок, затем по значимости можно отметить поставки от Калинковичский МК – 31,2% и поставки от Птицефабрики «Особино» 8,5%, доля поставок которых увеличилось в 2011г. по сравнению с 2009 г. на 1,15%, что обусловлено ценовым факторам, колбасные изделия из мяса птицы значительно дешевле колбасных изделий из свинины или говядины.
Так же значительный объем поставок в райпо в 2009-2011 гг. поставляли КЗП ОСП Гомельского райпо 14,0-5,8 % и Жлобинский мясокомбинат удельный вес по объему поставок в 2011 г. составил – 4,0% от общего объема поставок.
Можно отметь, что объемы поставок от различных поставщиков заметно
колеблется, с отдельными поставщиками райпо в 2011 г. прекратило работу Клецкий МК и Агрокомбинат «Снов» так как их продукция была не востребована, и наладило договорные отношения с Гродненский МК.
Кроме этого, в организации в течение года возникают краткосрочные связи с различными поставщиками-посредниками с которыми заключаются договора поставки на небольшой срок, или на разовую поставку товаров. Товары по договору приобретаются очень небольшими партиями и рассчитаныв основном на изучение на спроса покупателя.
Поставщики стремятся, предложить торговле как можно больший и разнообразный ассортимент. Поэтому на рынке колбасные изделия поставщикам конкурировать трудно, так как, все производят и продают товар почти одинаковый по качеству и цене, а значит, торговля может выбирать.
Географическое размещение поставщиков колбасные изделия Гомельское райпо иллюстрируют данные таблицы 2.11 и рисунка 2.3.