Учебно-методический комплекс дисциплины – это комплект материалов, определяющий совокупность обеспеченности дисциплины учебной, учебно-методической, нормативно-методической, методической, справочно-библиографической и иной литературой, информационными ресурсами, иллюстративными и другими материалами, аудиторное и самостоятельное изучение которых дает возможность обеспечения эффективной работы обучающихся по всем видам занятий (в общей школе или ВУЗе в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта и учебного плана; в ДОД в соответствии с учебной программой дополнительного образования детей).
Цель УМК – повышение эффективности учебного процесса и самостоятельной работы обучающихся по освоению дисциплины.
Основные задачи УМК:
- определение содержания, объема изучения дисциплины, установление требований к уровню освоения содержания дисциплины обучающимися;
- определение содержания и объема самостоятельной работы обучающихся, форм и средств контроля ее выполнения;
- осуществление методического и информационного сопровождения образовательного процесса.
|
|
Материалы УМК рассматриваются методическим (экспертным) советом учебного заведения, определяется их соответствие учебным планам и рабочим учебным программам дисциплин
Обязательными составными частями УМК являются:
· Рабочая учебная программа дисциплины.
· Система практических заданий, развивающих упражнении, игр.
· Материалы для текущего контроля знаний и промежуточной аттестации обучающихся: контрольные работы, тесты и т.п.
· Словарь терминов.
· Учебное пособие или курс лекций (при отсутствии официально утвержденного учебника).
· Методические указания по организации самостоятельной работы.
·
В состав УМК могут быть включены справочные издания, мультимедиа-материалы, хрестоматии, схемы, методические пособия по отдельным разделам и/или темам дисциплины, сборники нормативно-правовых актов, раздаточный материал к лекциям или практическим занятиям, рабочие тетради и др.
Основные виды и типы образовательных программ в области экранных искусств. Характеристика программ дополнительного образования в области экранных искусств. Образовательные программы среднего и высшего профессионального образования в области экранных искусств. Программное обеспечение педагогической деятельности в области экранных искусств.
Система дополнительного образования детей возникла примерно в 1992 году. Она явилась преемником внеклассной и внешкольной работы, внешкольного воспитания. Это тот базис, на котором выстраивается система, получившая в законодательстве название — дополнительное образование детей. Главное принципиальное отличие его от своего предшественника в том, что это образование ведется так же, как другие типы и виды образования, — по конкретным образовательным программам.
|
|
Несмотря на то, что сегодня дополнительное образование детей несет на себе отпечаток прошлого отношения к нему, в нем можно увидеть совершенно новые черты. Во-первых, развернулась целая сеть учреждений дополнительного образования и появилось бесчисленное множество дополнительных образовательных услуг. Во-вторых, дополнительное образование детей приобрело гибкость, невероятную для такой консервативной сферы, как образование и педагогика. В-третьих, отмечается явная тенденция к дальнейшему интенсивному развитию и экстенсивному росту сферы действия дополнительного образования детей. Дополнительное образование детей как педагогическое явление обладает целым рядом качеств, которых нет (или они слабо выражены) у основного:
личностная ориентация образования;
профильность;
практическая направленность;
мобильность;
многофункциональность;
разноуровневость;
разнообразие содержания, форм, методов образования как следствие свободы педагога, работающего в такой системе;
индивидуализация методик образования как необходимое условие спроса;
реализация воспитательной функции обучения через активизацию деятельности учащихся;
реализация ориентационной функции через содержание учебного материала.
Образовательная программа учебной группы или детского коллектива — это документ, отражающий педагогическую концепцию в соответствии с заявленными целями деятельности, содержащий условия, методы и технологию достижения целей, а также предполагаемый конечный результат; документ, раскрывающий структуру организации, последовательность осуществления, информационное, технологическое и ресурсное обеспечение образовательного процесса в соответствии с обоснованными целями и содержанием образования.
Программа должна обладать такими качествами, как:
актуальность (ориентация на решение наиболее серьезных проблем);
прогностичность (соответствие требованиям завтрашнего дня, а также изменяющимся условиям);
рационалистичность (определение целей и способов их достижения для получения максимально полезного результата);
реалистичность (наличие четкого финансового, кадрового, временного обоснований);
контролируемость (наличие способа проверки полученных результатов для достижения определенных целей);
чувствительность к сбоям (свойство программы своевременно обнаруживать отклонения реального положения дел от предусмотренных ранее). Программы дополнительного образования детей должны соответствовать Закону Российской Федерации “Об образовании” и Типовому положению об образовательном учреждении дополнительного образования детей. Посредством содержания образовательных программ решаются следующие задачи:
1. Компенсация в основном образовании тех или иных интересующих детей видов и направлений деятельности. Программы должны преследовать следующие цели:
развитие мотивации личности к познанию и творчеству как основы развития образовательных запросов и потребностей детей;
развитие индивидуальности, личной культуры, коммуникативных способностей ребенка, детской одаренности;
коррекция психофизического и умственного развития детей;
профилактика асоциального поведения детей и подростков
2. Обеспечение ребенку комфортной эмоциональной среды — “ситуации успеха” и развивающего общения.
3. Содействие выбору индивидуального образовательного маршрута (траектории продвижения по образовательным областям) и темпа его освоения.
|
|
В программах должны соблюдаться светский и гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья ребенка, свободного развития личности.
Содержание программ должно:
базироваться на достижениях общемировой культуры и российских культурных традициях, отвечать задачам становления гражданского общества и правового государства, культурно-национальным особенностям регионов;
учитывать уровень развития детей;
отражать методы оценки результатов обучения по той или иной программе;
включать концептуальные основания образовательного процесса, планирование с изложением последовательности и тематики материала;
раскрывать условия организации образовательного процесса, а также материально-техническое, информационное, методическое обеспечение образовательного процесса.
Дополнительная образовательная программа
это документ, отражающий педагогическую концепцию в соответствии с заявленными целями деятельности, содержащий условия, методы и технологию достижения целей, а также предполагаемый конечный результат;
индивидуальный образовательный маршрут обучающихся, при прохождении которого он может выйти на тот или иной уровень образованности, гарантированный этой образовательной программой.
В соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации «Об образовании» (далее - Закон), образовательная программа определяет содержание образования определенного уровня и направленности. В системе общего образования реализуются основные и дополнительные общеобразовательные программы, направленные на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.
К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые:
· в общеобразовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ;
|
|
· в образовательных учреждениях дополнительного образования детей, где они являются основными (Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года №233), и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии (ст. 26, п. 2).
Содержание дополнительных образовательных программ
Пунктом 5 статьи 14 Закона установлено, что содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно.
Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на:
- обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;
- формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;
- интеграцию личности в национальную и мировую культуру;
- формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
- воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.
Ответственность за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, качество образования своих выпускников несет образовательное учреждение в установленном законодательством Российской Федерации порядке, согласно пункту 3 статьи 32 Закона.
Целями и задачами дополнительных образовательных программ, в первую очередь, является обеспечение обучения, воспитания, развития детей. В связи с этим, содержание дополнительных образовательных программ должно соответствовать:
- достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям регионов;
- соответствующему уровню образования (дошкольному, начальному общему, основному общему, среднему (полному) общему образованию);
- направленностям дополнительных образовательных программ (научно-технической, спортивно-технической, художественной, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, эколого-биологической, военно-патриотической, социально-педагогической, социально-экономической, естественно-научной).
- Современным образовательным технологиям, отраженным в принципах обучения(индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формах и методах обучения (активных методах дистанционного обучения, дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т.д.); методах контроля и управления образовательным процессом(анализе результатов деятельности детей); средствах обучения (перечня необходимого оборудования, инструментов, материалов в расчете на каждого обучающегося в объединении).
Быть направлено на:
- Создание условий для развития личности ребенка;
- Развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;
- Обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
- Приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
- Профилактику асоциального поведения;
- Создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной культуры;
- Целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности ребенка;
- Укрепление психического и физического здоровья ребенка;
- Взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.
Структура программы дополнительного образования детей
Программа дополнительного образования детей, как правило, включает следующие структурные элементы:
- Титульный лист.
- Пояснительную записку.
- Учебно-тематический план.
- Содержание изучаемого курса.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
Список литературы.
Оформление и содержание структурных элементов программы дополнительного образования детей:
1. На титульном листе рекомендуется указывать:
Наименование образовательного учреждения;
Где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа;
Название дополнительной образовательной программы;
Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа;
Срок реализации дополнительной образовательной программы;
Фамилия, имя, отчество, должность автора (авторов), дополнительной образовательной программы;
Название города, населенного пункта в котором реализуется дополнительная образовательная программа;
Год разработки дополнительной образовательной программы.
2. В пояснительной записке к программе дополнительного образования детей следует раскрыть:
Направленность дополнительной образовательной программы;
Новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;
Цель и задачи дополнительной образовательной программы;
Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ;
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы;
Сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);
Формы и режим занятий;
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности;
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, Учебно-исследовательские конференции и др.).
3. Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы может содержать:
Перечень разделов, тем;
Количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.
4. Содержание программы дополнительного образования возможно отразить через краткое описание тем (теоретических и практических видов занятий).
5. Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей:
Обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций);
Рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов и т.д.;
Дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работ и т.д.
Список использованной литературы.