Организация контроля в обучении экранным искусствам. Основные формы, методы и средства контроля и оценки качества образования в области экранных искусств

 

Педагогический контроль - это способ получения информации о состоянии учебного процесса. Контроль педагога за учебным процессом и его результатом направлен как на обучающихся, так и на самого себя, а также на взаимодействие друг с другом.

Контроль - это процедура получения информации о деятельности и ее результатах, то есть процедура, обеспечивающая обратную связь. Под оценкой понимается процесс соотношения; реальных результатов с планируемыми целями. (Оценка - мнение о ценности, уравнение или значение кого или чего - нибудь. Ожегов С.И. Словарь рус. яз.)

 

 Предмет и функции педагогического контроля

Педагогический контроль - это система научно-обоснованной проверки результатов образования и воспитания учащихся.

Являясь важной частью процесса обучения, контроль сам по себе не отменяет и не заменяет каких-либо методов обучения и воспитания; он всего лишь помогает выявить достижения и недостатки. В более узком значении, контроль означает выявление, измерение, оценку знаний, умений и навыков; он представляет взаимосвязанную и взаимообусловленную деятельность преподавателя и обучаемого.

Предмет педагогического контроля - это оценка результатов организованного педагогического процесса, то есть это процесс измерения уровня знаний учащихся. Этот процесс основан на принципах метрологии, что позволяет выделить в нем следующие этапы:

построение модели объекта измерения (состояния знаний обучаемого);

разработка методики измерения;

создание средств измерения (тестов, контрольных заданий);

построение измерительной шкалы и выбор плана контроля знаний.

Контроль знаний учащихся является составной частью процесса обучения. По определению контроль это соотношение достигнутых результатов с запланированными целями обучения. Некоторые учителя традиционно подходят к организации контроля, используют его в основном ради показателей достигнутого. Проверка знаний учащихся должна давать сведения не только о правильности или неправильности конечного результата выполненной деятельности, но и о ней самой: соответствует ли форма действий данному этапу усвоения. Правильно поставленный контроль учебной деятельности учащихся позволяет учителю оценивать получаемые ими знания, умения, навыки, вовремя оказать необходимую помощь и добиваться поставленных целей обучения. Все это в совокупности создает благоприятные условия для развития познавательных способностей учащихся и активизации их самостоятельной работы на уроках математики.

Хорошо поставленный контроль позволяет учителю не только правильно оценить уровень усвоения учащимися изучаемого материала, но и увидеть свои собственные удачи и промахи.

В зависимости от времени обучения педагогический контроль делится на текущий, тематический, рубежный, итоговый и заключительный.

Текущий контроль мотивирует обучение в результате осуществления дифференцированного подхода к успевающим и неуспевающим учащимся. Используются устный опрос, письменные контрольные работы, диктанты и т.д.

Цель тематического контроля - оценка результатов изучения определенного раздела или темы программы. Осуществление этапного контроля, устные опросы и зачеты по разделам программы, степень готовности самостоятельных проектов (рефератов) - задача рубежного контроля, в котором выявляются учебные достижения каждого ученика перед тем, как преподаватель переходит к изучению следующей части учебного материала. В текущем, тематическом и рубежном контроле целесообразно как можно шире использовать стандартные тестовые программы и технические средства, позволяющие каждому ученику самому выявить имеющиеся у него пробелы в знаниях и принять меры по их устранению.

Итоговый контроль осуществляется преподавателем после прохождения всего учебного курса. Данные итогового контроля позволяют оценить работу и педагогов, и учащихся. Здесь подводится итог изучения учебной дисциплины, выявляются индивидуальные достижения, способности отдельных учеников углубленно изучать данный предмет.

Заключительный контроль проводится обычно в составе комиссии, которая призвана коллегиально принять окончательное решение о результатах подготовки. Это относится к экзаменам при переводе учащихся из класса в класс, к выпускным экзаменам.

Основная цель контроля знаний и умений состоит в обнаружении достижений, успехов учащихся; в указании путей совершенствования, углубления знаний, умений, с тем, чтобы создавались условия для последующего включения школьников в активную творческую деятельность.

Эта цель в первую очередь связана с определением качества усвоения учащимися учебного материала - уровня овладения знаниями, умениями и навыками предусмотренных программой по математике. Во - вторых, конкретизация основной цели контроля связана с обучением школьников приемам взаимоконтроля и самоконтроля, формированием потребности в самоконтроле и взаимоконтроле.

В - третьих эта цель предполагает воспитание у учащихся таких качеств личности, как ответственность за выполненную работу, проявление инициативы.

Если перечисленные цели контроля знаний и умений учащихся реализовать, то можно говорить о том, что контроль выполняет следующие функции:

Контролирующую

Обучающую (образовательную)

Диагностическую

Прогностическую

Развивающую

Ориентирующую

Воспитывающую

Контролирующая функция состоит в выявлении состояния знаний и умений учащихся, уровня их умственного развития, в изучении степени усвоения приемов познавательной деятельности, навыков рационального учебного труда.

При помощи контроля определяется исходный уровень для дальнейшего овладения знаниями, умениями и навыками, изучается глубина и объем их усвоения. Сравнивается планируемое с действительными результатами, устанавливается эффективность используемых учителем методов, форм и средств обучения.

Обучающая функция контроля заключается в совершенствовании знаний и умений, их систематизации. В процессе проверки учащиеся повторяют и закрепляют изученный материал. Они не только воспроизводят ранее изученное, но и применяют знания и умения в новой ситуации.

Проверка помогает школьникам выделить главное, основное в изучаемом материале, сделать проверяемые знания и умения более ясными и точными. Контроль способствует также обобщению и систематизации знаний.

Сущность диагностической функции контроля - в получении информации об ошибках, недочетах и пробелах в знаниях и умениях учащихся и порождающих их причинах затруднений учащихся в овладении учебным материалом, о числе, характере ошибок. Результаты диагностических проверок помогают выбрать наиболее интенсивную методику обучения, а также уточнить направление дальнейшего совершенствования содержания методов и средств обучения.

Прогностическая функция проверки служит получению опережающей информации об учебно-воспитательном процессе. В результате проверки получают основания для прогноза о ходе определенного отрезка учебного процесса: достаточно ли сформированы конкретные знания, умения и навыки для усвоения последующей порции учебного материала (раздела, темы).

Результаты прогноза используют для создания модели дальнейшего поведения учащегося, допускающего сегодня ошибки данного типа или имеющего определенные пробелы в системе приемов познавательной деятельности.

Прогноз помогает получить верные выводы для дальнейшего планирования и осуществления учебного процесса.

Развивающая функция контроля состоит в стимулировании познавательной активности учащихся, в развитии их творческих способностей. Контроль обладает исключительными возможностями в развитии учащихся. В процессе контроля развиваются речь, память, внимание, воображение, воля и мышление школьников. Контроль оказывает большое влияние на развитие и проявление таких качеств личности, как способности, склонности, интересы, потребности.

Сущность ориентирующей функции контроля - в получении информации о степени достижения цели обучения отдельным учеником и классом в целом - насколько усвоен и как глубоко изучен учебный материал. Контроль ориентирует учащихся в их затруднениях и достижениях.

Вскрывая пробелы, ошибки и недочеты учащихся, он указывает им направления приложения сил по совершенствованию знаний и умений. Контроль помогает учащемуся лучше узнать самого себя, оценить свои знания и возможности.

Воспитывающая функция контроля состоит в воспитании у учащихся ответственного отношения к учению, дисциплины, аккуратности, честности.

Проверка побуждает школьников более серьезно и регулярно контролировать себя при выполнении заданий. Она является условием воспитания твердой воли, настойчивости, привычки к регулярному труду.

В учебно-воспитательном процессе все четыре рассмотренные функции, как правило, тесно взаимосвязаны.

Выделение функции контроля подчеркивает его роль и значение в процессе обучения. В учебном процессе сами функции проявляются в разной степени и различных сочетаниях. Реализация выделенных функций на практике делает контроль более эффективным, а также эффективней становится и сам учебный процесс.

2.2 Принципы контроля

Контроль должен быть целенаправленным, объективным, всесторонним регулярным и индивидуальным. Раскроем эти принципы контроля подробнее.

а) Целенаправленность предполагает четкое определение цели каждой проверки. Постановка цели определяет всю дальнейшую работу по обоснованию используемых форм, методов и средств контроля. Цели контроля предполагают ответы на следующие вопросы: что должно проверяться, кто должен опрашиваться, какие выводы можно будет сделать на основе результатов проверки, какой ожидается эффект от проведения проверки. При конкретизации целей контроля исходят из целей воспитания, развития и обучения учащихся, которые реализуются на данном этапе обучения.

б) Объективность контроля предупреждает случаи субъективных и ошибочных суждений, которые искажают действительную успеваемость учащихся и снижают воспитательное значение контроля. Объективность контроля зависит от многих факторов. Среди них выделяют следующие: четкое выделение общих и конкретных целей обучения, обоснованность выделения и отбора объектов и содержания контроля, обеспеченность методами обработки, анализа и оценивания результатов контроля, организованность проведения контроля. От решения этих вопросов во многом зависит объективность и качество контроля.

в) Под всесторонностью контроля понимается охват большого по содержанию проверяемого материала. Этот принцип включает в себя усвоение основных идей данного курса, и усвоение учебного материала по определенным содержательным, стержневым линиям курса, и знание учащимися отдельных и существенных фактов, понятий, закономерностей, теорем, способов действий и способов деятельности. При таком обилии проверяемого материала усложняется методика составления заданий, т.е. предъявляются повышенные требования к методике выделения и сбора объектов проверки.

г) Под регулярностью подразумевается систематический контроль, который сочетается с самим учебным процессом.

Индивидуальность контроля требует оценки знаний, умений, навыков каждого ученика.

2.3 Типы контроля

В зависимости от того, кто осуществляет контроль за результатами деятельности учащихся, выделяют следующие три типа контроля:

· Внешний (осуществляется учителем над деятельностью ученика)

· Взаимный (осуществляется учеником над деятельностью товарища)

· Самоконтроль (осуществляется учеником над собственной деятельностью)

Внешний контроль

В процессе контроля учителем знаний и умений учащихся выделяют следующие компоненты:

Уточнение целей изучения данного отрезка учебного материала и установление конкретного содержания контроля.

Различные способы выражения результатов контроля: оценка и отметка.

Выбор видов, форм, способов и средств контроля, соответствующих поставленным целям.

Установление содержания контроля зависит от целей изучения данного отрезка учебного материала. Существуют различные подходы к описанию целей и содержанию, чтобы они служили основой для разработки средств для контроля знаний и умений учащихся. Рассмотрим 2 из них:

Первый подход связан с указанием тех качеств, которые должны быть присущи сформированным в результате обучения знаниям и умениям учащихся: полноте, глубине, обобщенности, осознанности.

Второй подход связан с указанием уровней усвоения знаний и соответствующим им видам деятельности. Выделяют следующие уровни усвоения материала: узнавание, запоминание, воспроизведение.

Процесс контроля знаний и умений учащихся связан с оценкой и отметкой. Следует различать эти понятия. [1]

Оценка - это процесс, действие (деятельность) оценивания, которое осуществляется человеком.

Отметка выступает как результат этого процесса (результат действия), как его условно формальное выражение.

Существуют различные способы оценивания в зависимости от того, с чем производится сравнение действий ученика при оценке. Если сравниваются действия, производимые учеником в настоящем, с аналогичными действиями, произведенными этим же учеником в прошлом, то мы имеем личностный способ оценивания. Если сравнение происходит с установленной нормой (образцом) выполнения действий, то обращаемся к нормативному способу. В случае сопоставительного способа оценивания происходит сравнение действий ученика с аналогичными действиями других учеников.

В текущей учебной работе учитель, как правило, использует личностный способ оценивания; при подведении итогов изучения темы, итогов четверти и т.д. - нормативный.

Оценка и отметка определяются знаниями и умениями ученика, которые он показал в процессе контроля. Одним из показателей, по которому учитель имеет возможность судить об этих знаниях, умениях, служат погрешности, допущенные учащимися при работе со средствами контроля, предложенными учителем.

Погрешности делят на ошибки и недочеты.

Ошибка - это погрешность, свидетельствующая о том, что ученик не овладел теми знаниями и умениями (связанными с контролируемым разделом, темой), которые определены программой по математике для средней школы.

Недочетом считают погрешность, указывающую либо на недостаточно полное, прочное усвоение основных знаний и умений, либо на отсутствие знаний, которые программой не относятся к основным. К недочетам относят также неаккуратность при записи решения, небрежное выполнение чертежа при решении задачи и т.д.

Приведенное деление погрешностей на ошибки и недочеты является условным. Размытость границы между ошибкой и недочетом может быть одной из причин необъективной оценки знаний и умений ученика.

В соответствии с формами обучения на практике выделяют 3 формы контроля: индивидуальная, групповая и фронтальная.

1. Индивидуальный контроль.

При индивидуальном контроле каждый ученик получает свое задание, которое он должен выполнить без посторонней помощи. Такая форма контроля целесообразна в случае, если требуется выяснить индивидуальные знания, способности и возможности отдельных учащихся.

Такая форма контроля всегда планируется: учитель намечает, когда, кого, с какой целью спросить и какие для этого использовать средства.

2. Групповой контроль.

При проведении такого контроля класс временно делится на несколько групп (от 2 до 10 учащихся) и каждой группе дается проверочное задание. В зависимости от цели контроля группам предлагают одинаковые или разные задания.

Групповую форму контроля применяют:

а) При повторении с целью обобщения и систематизации учебного материала.

б) При выделении приемов и методов решения задач

в) При выявлении наиболее рационального решения задач или доказательства теорем.

Иногда групповой контроль проводят в виде уплотненного опроса.

3. Фронтальный контроль.

При фронтальном контроле задания предлагаются всему классу. В процессе этого контроля изучается правильность восприятия и понимания учебного материала, вскрываются слабые стороны в знаниях учащихся, обнаруживаются недочеты, пробелы, ошибки в работах и ответах учащихся. Это позволяет учителю вовремя наметить меры по их преодолению и устранению.

Взаимный контроль

Роль взаимного контроля качества и эффективности учебной деятельности школьников трудно переоценить.

Он содействует выработке таких качеств личности, как честность и справедливость, коллективизм. Взаимный контроль помогает также учителю осуществлять проверку знаний учащихся. В массовой школе сравнительно часто используется взаимная проверка организационной готовности к уроку (констатирующей взаимоконтроль выполнения домашнего задания) и частичная, эпизодическая взаимопроверка знаний учащихся (рецензирование ответов на уроке, рецензирование письменных работ). Систематическая же взаимная проверка знаний, умений, навыков применяется весьма редко. Остановимся на методике проведения этой проверки.

Каждый ученик получает карточку с вопросом, ответ на который он должен знать хорошо; на обороте карточки записаны фамилии нескольких учащихся и даты, когда они будут опрошены по этому вопросу. В каждый из указанных дней владелец карточки задает свой вопрос одному из учеников, в то же время он и сам должен ответить на вопрос, помещенный в карточке этого ученика. За день до проверки учащиеся предупреждают друг друга, на какие вопросы им придется отвечать. Взаимопроверка проводится обычно в последние три минуты каждого урока. За правильный ответ против фамилии (на обороте карточки) ученик ставит знак плюс, за неверный ответ или отказ отвечать - минус. Учитель периодически просматривает карточки взаимопроверки. В тех случаях, когда оказывалось много минусов, проводилась дополнительная взаимопроверка этих учеников во внеурочное время. В конце четверти проводится контрольный опрос всех учащихся, который позволяет выяснить не только общий уровень их знаний, но и насколько справедливо и строго каждый из них спрашивал своих одноклассников.

Взаимопроверка знаний значительно активизирует деятельность учащихся, повышает интерес к знаниям и даже нравится им. В ходе взаимного контроля раскрываются индивидуальные особенности детей, их взаимоотношения с товарищами.

Самоконтроль

На хорошем уроке всегда есть своя сверхзадача, которая сводится к формированию этих навыков и меняется в зависимости от темы урока. В одном случае она состоит в обучении приемам анализа, умению видеть закономерности, ставить вопросы, делать выводы.

В другом - в формировании критического отношения учащихся к результатам своей работы, требовательности к себе. Постоянного внимания учителя требует и проблема воспитания у учащихся веры в свои способности. Известно, что многие ученики боятся приступать к решению задач, алгоритм решения которых им неизвестен. Иногда проявляется страх перед трудностями, неумение преодолевать их самостоятельно. Выход здесь только один - прививать учащимся умения и навыки самоконтроля. Это важно с воспитательной, психолого-педагогической точки зрения. Ведь при этом ученики фактически участвуют в управлении своей собственной учебной деятельностью. Это порождает у них удовлетворенность своими занятиями, своей работой, позволяет им поверить в себя, в свои познавательные способности, открывает простор для творческой инициативы и самостоятельности. Укажем приемы формирования критического отношения учеников к результатам своей работы. Учащимся предлагается рассмотреть решения ряда примеров и оценить их. Обычно эти решения содержат типичные ошибки, которые надо обнаружить. Иногда требуется выяснить, верен ли ответ к заданию. Навыки самоконтроля можно развивать и на занимательных задачах, основанных на обычной житейской смекалке. Их полезно рассматривать как в младших, так и в старших классах.

2.4 Средства осуществления контроля

В настоящее время создаются и распространяются такие средства, которые не требуют больших затрат времени на подготовку, проведение и обработку результатов. Среди них выделяют машинные и безмашинные средства проверки.

Безмашинные средства проверки

Среди безмашинных средств проверки наиболее распространены в практике работы школы устный опрос учащихся у доски, проверка учителем тетрадей с домашним заданием, диктант, самостоятельная и контрольная работы.

Проверка домашнего задания

Роль домашних заданий практически обесценивается, если не налажена их проверка. Учителя практикуют разные формы учета. Это и устный опрос у доски или с места по домашнему заданию, и короткая письменная работа, но, прежде всего это непосредственная проверка задания в тетрадях - фронтальная при обходе класса в начале урока и более основательная, выборочная во внеурочное время.

Проверку домашнего задания можно осуществлять в различных формах. Рассмотрим наиболее распространенные приемы проверки домашнего задания.

I прием.

У доски готовится один учащийся, класс в это время занят другой работой. Затем ученик отвечает, а остальные слушают и задают вопросы.

II прием.

Отличается от первого тем, что к доске вызывается не один, а все учащиеся. Этот прием позволяет экономить время урока. Этот широко распространенный в школе прием называют уплотненным опросом.

Необходимо отметить недостатки этих приемов:

Вызванным учащимся выделяется время на подготовку к ответу. Остальным не дается время, чтобы продумать ответы на поставленные вопросы.

Если вызванные учащиеся отвечают плохо, то уплотненный опрос затягивается на 15-20 минут, а других учащихся учитель вызвать не может, так как они не готовились к ответу.

Кроме таких форм контроля выполнения домашнего задания существуют и другие.

Самопроверка по образцу применяется на первом уроке после объяснения нового материала. Образец решения домашней работы записан на доске заранее. Учащиеся рассматривают решение образец и устно комментируют его, тетради у всех закрыты. Затем ребята открывают тетради и проверяют свои работы по образцу, подчеркивая ошибки. Этот способ развивает внимание и выявляет ошибки с помощью образца.

Взаимопроверка с помощью образца используется на следующем уроке. В этом случае учащиеся проверяют домашнюю работу своего соседа тоже по образцу. Как и в первом случае, окончательно тетради проверяет учитель.

Организация самостоятельных работ

Важно, чтобы учащиеся не только знали теоретический материал, но и умели применять его к решению задач и упражнений, обладали бы рядом навыков. Эти умения и навыки могут быть по настоящему проверены только в письменной работе. Обычно самостоятельные работы проводятся после коллективного решения задач или упражнений новой темы и предшествуют контрольной работе по этой теме.

При проведении самостоятельной работы учитель сталкивается со следующими затруднениями:

Дети заканчивают работу не одновременно, поэтому целесообразно включать в работу дополнительные задания для тех, кто работает быстрее.

Трудно подобрать задания одинаково посильные всем учащимся.

Трудно организовать проверку самостоятельных работ.

Организация контрольных работ

Контрольная работа может быть кратковременной и долговременной.

Перед проведением контрольной работы необходимо определить объект контроля, цель предстоящей работы и средства контроля. Они должны быть сообщены учащимся.

В зависимости от вида заданий нужно продумать, каким образом ученик должен их оформить.

Учитель должен продумать что он отнесет к недочетам, а что к ошибкам. Из этого будет складываться оценка. Критерии оценки хотя бы в общих чертах должны быть известны учащимся.

Контрольная работа должна быть посильной для всех учащихся без исключения. Сильным ученикам нужно дать задания труднее.

Каждой контрольной работе должна предшествовать самостоятельная работа с аналогичными упражнениями.

Анализ контрольной работы необходимо проводить сразу, для этого необходимо завершать работу за несколько минут до звонка. Желательно фрагменты решения разобрать сразу после написания работы, потому что на следующий день или позже учащиеся уже теряют интерес к содержанию работы и многие интересуются только оценкой.

Обязательно нужно проводить количественный и качественный анализ контрольной работы.

Данные количественного анализа удобно представлять в виде таблицы. Но данные количественного анализа не позволяют установить уровень владения материалом конкретного ученика. Такую возможность представляет качественный анализ. Информация, которая подвергается качественному анализу, должна включать данные о выполнении каждого задания предложенной контрольной работы каждым учеником класса.

Анализ результатов контрольной работы может способствовать получению выводов об особенностях своей деятельности по организации усвоения школьниками учебного материала.

Машинные средства проверки

Для контроля знаний учащихся используют персональный компьютер. Для контроля знаний учащихся удобно применять типовые программы, которые включают наиболее характерные задания базового курса определенного предмета.

Перечислим некоторые преимущества использования компьютера для создания типовых программ проверки:

1. Однотипные задания печатаются в любом количестве неповторяющихся вариантов;

2. Варианты, созданные с помощью компьютерных программ, проверяются значительно быстрее, так как компьютер может предоставить ответы к каждому заданию;

3. Компьютерные типовые задания удобны для отработки необходимых навыков с отстающими учащимися (учитель не тратит время на подбор однотипных заданий для отработки определенных навыков);

4. Учащиеся с огромным интересом работают с такими заданиями, особенно, если карточка с заданием индивидуальна и ученик может работать в ней.

Заключение

В результате проделанной работы нами были выполнены следующие задачи:

1) Изучена психолого-педагогическая и методическая литература по данной теме.

2) Выявлена результативность рационального использования различных средств обучения и педагогического контроля проверки знаний и умений учащихся.

Проводя наше исследование, мы подтверждали важность средств обучения, как компонента процесса обучения. Тщательный отбор в соответствии с целями и задачами уроков, содержанием обучения, особенностями детей (уровнем обученности и обучаемости), позволяет повысить эффективность обучения.

Таким образом, если рационально использовать материальные и идеальные средства обучения, то можно существенно повлиять на эффективность обучения.

Необходимость же расширения интенсивных форм проверки подтверждается многолетними наблюдениями и опросами учащихся, позволяющими сделать вывод о том, что регулярность и основательность их подготовки к каждому занятию находятся в прямой зависимости от наличия и глубины проводимых контрольных мероприятий. Очевидно, что в подобных случаях интенсивный и всеохватывающий контроль является мощным инструментом, помогающим учащимся в освоении изучаемых дисциплин.

Систематический контроль знаний и умений учащихся - одно из основных условий повышения качества обучения. Учитель в своей работе должен использовать не только общепринятые формы контроля (самостоятельная и контрольная работы, устный опрос у доски и т.д.), но и систематически изобретать, внедрять свои средства контроля. Умелое владение учителем различными формами контроля знаний и умений способствует повышению заинтересованности учащихся в изучении предмета, предупреждает отставание, обеспечивает активную работу каждого ученика. Контроль для учащихся должен быть обучающим.

В результате проведения нетрадиционных форм контроля знаний и умений раскрываются индивидуальные особенности детей, повышается уровень подготовки к уроку, что позволяет своевременно устранять недостатки и пробелы в знаниях учащихся.

 

Оценивание:

- рейтинг;

- портфолио;

- таблица учета достижений учеников.

 

Для текущего контроля качества образовательного процесса используется тестирование, анализ творческих работ учащихся, анкеты, рефлексивный контроль (сознательный выбор жизненных целей, средств и способов их достижения, чувство ответственности за осуществленный выбор и результаты своей деятельности).

 

Основные проблемы качества образования в области экранных искусств. Организация мониторинга качества образовательного процесса в кино-видеостудиях, школьных телецентрах, фотолабораториях и др.

 

Система контроля качества обучения в творческом объединении учреждения дополнительного образования детейАннотация:     Перед учреждениями дополнительного образования детей встает необходимость создания собственной системы контроля качества обучения учащихся в творческих объединениях. Контроль за образовательным процессом в центре детского (юношеского) технического творчества является одним из важнейших механизмов непрерывного совершенствования качества дополнительного образования и главным источником информации для принятия управленческого решения.

Автор Милонова Галина Васильевна

Место работы:  ЦД(Ю)ТТ Липецкой области

Адрес: Липецк, Липецкая область

посмотреть на карте»

Размещено: 2007-09-07 Милонова

все материалы автора»

Дата изменения: 2007-09-12

Просмотров:       7625

Избранное: 0

Комментарии:    0

Дополнительное образование, несмотря на всю специфику его организации, подчиняется всем закономерностям образовательного процесса: оно должно иметь цели, задачи и результат. Перед учреждениями дополнительного образования детей встает необходимость создания собственной системы контроля качества обучения учащихся в творческих объединениях. В научной литературе не существует единства мнений и подходов относительно определения и классификации контроля. П. И. Третьяков дает определение контролю «как технологическая профессиональная услуга в различных его формах и методах (способах, средствах и взаимодействиях) обеспечивает обратную связь и является важнейшим источником информации, необходимой для успешного функционирования системы в целом».

Контроль за образовательным процессом в центре детского (юношеского) технического творчества является одним из важнейших механизмов непрерывного совершенствования качества дополнительного образования и главным источником информации для принятия управленческого решения.

Контроль способствует созданию оптимальных психолого-педагогических условий для реализации основных и дополнительных услуг, эффективному проведению учебно-воспитательного процесса, координированию программно-методической деятельности, в целом повышению результативности работы центра.

Чтобы эффективно управлять деятельностью учреждения — необходимо компетентно оценивать качество работы педагогов, а также результаты, достигнутые детьми.

По нашему мнению, факторами, влияющими на результативность и качество работы учреждения дополнительного образования, являются:грамотно построенная система управления методической деятельностью и учебно-воспитательным процессом. эмоционально-благоприятный микроклимат педагогического коллектива, постоянный состав педагогических кадров, четко сформулированные цели, задачи обучения, воспитания и развития детей, научно-методическое обеспечение образовательного процесса.

Одним из важных аспектов в работе руководителя методической службы является всестороннее изучение состояния педагогического процесса по направлениям деятельности педагогов.

Столкнувшись с проблемой отслеживания результатов образовательной деятельности в творческих объединениях, нам пришлось продумать механизм контроля качества обучения и воспитания учащихся в творческом объединении.

В науке не существует единства мнений и подходов относительно классификации видов контроля. Однако в практике работы нашего учреждения сложились и используются такие формы контроля, как оперативный, тематический, итоговый.

Оперативный контроль направлен на изучение ежедневной информации о ходе и результатах педагогического процесса, выявление причин, вызывающих ту или иную проблему.

Оперативный контроль часто называют текущим или ежедневным. В нашем центре одной из форм организации оперативного контроля является проведение дней диагностики.

Целью проведения таких дней является оперативная диагностика, выработка мер по регулированию деятельности педагогических работников, перевод на качественно новый уровень организации педагогического коллектива.

Диагностика ведется по различным аспектам:

С учащимися:

— < в сентябре проводится диагностика учащихся творческих объединений по выявлению уровня технических способностей;

— < в течение года изучаются: диагностика личностных качеств и изменений детей, произошедших с ними в центре, особенности развития одаренных детей, детей с ограниченными возможностями.

С педагогами:

— < изучение уровня профессиональных затруднений педагогов дополнительного образования;

— < изучение психологического микроклимата педагогического коллектива.

Анализ результатов диагностики помогает подобрать педагогам индивидуальные программы обучения воспитанников с последующим анализом задач и методов работы с ней на каждое полугодие, своевременно оказать необходимую помощь педагогам нашего центра в организации образовательного процесса и сориентировать педагогический коллектив на гармоничное развитие межличностных отношений.

Важным в работе руководителя является всестороннее изучение состояния педагогического процесса по направлениям деятельности педагогов.

Собрать наиболее полную информацию, а, следовательно, вовремя внести коррективы в работу педагогического коллектива помогает тематический контроль. Руководитель должен ясно представить и четко сформулировать, какие результаты должны быть получены по итогам тематического контроля. Тематический контроль в нашем учреждении направлен на улучшение результатов учебно-воспитательного процесса.

Для обеспечения эффективности образовательного процесса нами была проанализирована и пересмотрена программно-методическая база учреждения.

Педагогический контроль над реализацией образовательных программ осуществляется в нашем центре с целью отслеживания результатов образовательной деятельности, прогнозирования результатов обучения, поощрению наших воспитанников. В нашем учреждении была принята следующая технологическая схема педагогического контроля за освоением детьми образовательных программ:

Предварительная диагностика проводится с целью корректировки учебно- тематического плана образовательной программы. Диагностика проводится в первые дни обучения и определяет уровень начальной подготовки ребенка. Промежуточная аттестация обучающихся проводится с целью определения направления и формы индивидуальной работы с каждым ребенком. Диагностика проводится по итогам первого полугодия и в конце учебного года, если ребенок переходит на следующий год обучения. В творческих объединениях используются разнообразные формы промежуточной аттестации; для проверки теоретической части педагоги применяют тестовые задания разного рода сложности,кроссворды, загадки и т. д.

Результаты, полученные при аттестации, позволяют выявить уровень усвоения учебного материала в сравнении с годами обучения и подобрать индивидуальные маршруты работы с обучающимися.

Итоговая аттестация выпускников проводится с целью определения уровня творческих способностей на основе полученных знаний, умений и развития навыков. Традиционными формами итоговой аттестации творческих объединений являются: соревнования, выставки.

Но это не всегда дает полной картины оценки работы выпускников, так как в таких мероприятиях участвуют не все воспитанники детских объединений, а, в основном, наиболее одаренные и занимающиеся не первый год. Поэтому педагоги нашего учреждения при проведении итоговой аттестации на своих занятиях применяют следующие формы познавательной деятельности: деловые игры, викторины, конкурсы, аукционы знаний и т. д. В ходе исследования особый интерес у нас вызвала проблема разработки методик изучения особенностей личности ребенка. Оценить личностную сферу учащегося намного сложнее, так как обычно этот результат остается вне поля зрения.

К «внутренней» сфере деятельности учащихся мы относим:

— <воспитанность;

— <мотивация к занятиям;

— <развитие творческих способностей, творческой активности воспитанников;

— <самооценка учащихся;

— <психическое и физическое самочувствие воспитанников.

В действующем Законе «Об образовании» определены четкие приоритеты в организации образовательного процесса. В качестве первоочередной задачи выдвигается «приоритет...здоровья человека....и свободного развития личности» При изучении личностной сферы учащегося мы уделяем большое внимание таким критериям как психическое и физическое самочувствие учащихся. Исследуя данные параметры, мы применяем методы наблюдения, тестирования, методы оценки динамики мыслетворческой свободы детей на занятиях, методы анализа базовых психомоторных функций. По данной проблеме педагоги систематически осуществляют взаимодействие с родителями, классным руководителем. В целях формирования в учреждении здоровьесберегающего образовательного пространства педагоги применяют на занятиях здоровьесберегающие технологии обучения (учитываем индивидуальные особенности физического и психического состояния учащихся, подбираем наиболее эффективные с точки зрения валеологии формы и методы обучения, формируем у детей мотивацию здорового образа жизни; включаем в процесс обучения информацию о факторах риска, осуществляем работу по профилактике наиболее распространенных заболеваний среди подростков, поддерживаем в творческих объединениях благоприятный психологический климат).

Система контроля и оценки детских достижений дает нам возможность проследить динамику развития каждого ребенка, выявить наиболее одаренных, создать условия для их дальнейшего формирования и развития. На этом пути мы выделяет несколько этапов развития творческого потенциала личности.

Первый этап — это адаптация ребёнка к новым условиям, содействие психическому и физическому здоровью, раскрытие индивидуальности, коррекция разного рода затруднений. На этом этапе важно создать учащимся благоприятные условия для самовыражения. Результат достигнут, когда ребёнку комфортно в коллективе.

Второй этап — образовательный. Здесь происходит усвоение детьми содержания преподаваемого материала, поощряются и поддерживаются творческие успехи, развивается интерес к лепке. Здесь результат состоит в свободном владении различными материалами (глиной, красками, и т. д.), в умении выражать свои чувства и мысли в глине, в желании создавать изделия и удивлять других.

Третий этап — этап развития творческих способностей и творческой активности учащихся. На этом этапе развивается умение не только смотреть вокруг себя, но и видеть, замечать всё прекрасное, умение увидеть красоту в простых вещах. Педагогом поощряется желание детей творить, самовыражать свои мысли и чувства в материале. Здесь всё более отрабатываются различные технические умения.

Результат состоит в создании необыкновенных творческих работ, в росте мастерства владения разными приемами лепки. Время пребывания конкретного ребёнка на каждом этапе индивидуально.

Четвёртый этап — это этап подготовки педагога и учащихся к инновационной деятельности.

Таким образом, педагог может проконтролировать динамику развития творческого потенциала учащихся по годам обучения и оценить результативность своей деятельности.

Управление качеством образования и воспитания — проблема, требующая своего решения постоянно. Мы считаем, что грамотно продуманная система контроля учебно-воспитательным процессом может эффективно отразится на качестве образования и воспитания, изменив таким образом позиции педагога на данный аспект деятельности. Хотя существуют общие для всех образовательных учреждений показатели качества образования, тем не менее, во многом они всегда специфичны. Поэтому очень трудно, как правило, увидеть четкий результат деятельности педагога и учащихся в учреждениях дополнительного образования.

Отбирая содержание или изучаемый объект, нужно задуматься, какой вид контроля в данном случае будет более результативен. Механизм контроля должен выявлять отклонения от ожидаемых результатов, т. е. контроль должен быть чувствителен к сбоям.

А чтобы система контроля была эффективной, она должна обеспечивать:

— информированность; <

— полноту охвата и выделения проблем, их актуальность; <

— выбор целей; <

— четкую спланированность; <

— заинтересованность всех ее участников; <

— повторность. <

Мы считаем, что информация, полученная в ходе контроля, должна быть приведена в систему. Мы можем говорить о системе, если все виды контроля дополняют друг друга и дают объективную оценку состояния дел в учреждении.

Сегодня каждому учреждению важно правильно определить ступень своего развития, определить дальнейшие перспективы и пути. Проблема результативности и качества образовательной деятельности является актуальной проблемой. Нам многое нужно осмыслить, прежде чем создать комплекс критериев и методов по оценке результатов педагогической деятельности в учреждениях дополнительного образования детей.

качественное профильное обучение возможно только при комплексном методическом подходе, который соответствует образовательным и воспитательным задачам профильного образования старшеклассников и формированию следующих компетенций:

  • личностные(знания, умения и навыки самосовершенствования);
  • коммуникативные(речевые умения и навыки, взаимодействие и сотрудничество);
  • информационные(поиск, обработка, отбор, использование, распространение информации);
  • ценностно-смысловые(воспитание нравственности, формирование духовных ценностей, рефлексивное мышление);
  • социально-трудовые(профориентация, активная гражданская и социальная деятельность);
  • учебно-познавательные(логика, критическое и креативное мышление, планирование);
  • общекультурные(осведомленность в национальной и общечеловеческой культуре).

 

Организационно-нормативные основы функционирования творческого объединения учащихся. Требования к документации творческого объединения кино-, фото-, видеостудии в системе дополнительного образования.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП

Современные подходы к дополнительному образованию детей рассматривают образовательную деятельность детского творческо­го объединения как системное развитие потенциальных возможно­стей самого ребенка: его интеллекта, способностей (общих и спе­циальных), личностных качеств и т.д. Это предъявляет определен­ные требования к содержанию и методике учебной и воспитатель­ной работы с детьми.

В то же время анализ массовой практики деятельности детских объединений дополнительного образования показывает, что вза­имодействие педагога с детьми сводится зачастую к примитивному «натаскиванию»: учащимся дается необходимый объем практичес­ких умений и минимум теоретических знаний, что позволяет руко­водителю воплощать в детских работах собственные творческие за­мыслы. Педагогические проблемы в таком случае остаются за рам­ками интересов педагога, а возможное разнообразие форм учебной работы сводится к однотипным занятиям в пределах учебного ка­бинета образовательного учреждения.

Преодолеть «профильную однобокость» в работе с учащимися и организовать полноценный образовательный процесс позволят тщательно продуманное содержание, разнообразие методов и форм учебной работы, системно организованный «внеучебный» процесс.

Попробуем выделить некоторые подходы к содержанию и мето­дике учебно-воспитательной работы с учащимися детского объеди­нения дополнительного образования.

Содержание начального этапа деятельности детского образовательного учреждения дополнительного образования

Особое место в организации такого учреждения занимает на­чальный этап работы с детьми и родителями, который включает комплектование детского объединения и первые занятия. Рассмот­рим подробнее каждую из названных форм работы.

Комплектование состава детского объединения

Этот процесс представляет собой целый комплекс взаимосвя­ анных мероприятий — запись, организацию рекламы, организа­ционное собрание и оформление необходимой документации.

Организация предварительной записи

Предварительную запись в детское объединение нужно начи­нать уже в июне, т.е. примерно за 3 месяца до начала учебного года.

Предварительная запись ориентирована на самостоятельный выбор и оформление необходимых данных ребенком, который, возможно, впервые пришел в учреждение дополнительного образо­вания. Поэтому такая деятельность требует специальной организа­ции.

Во-первых, для предварительной записи необходимо выделить специальное место, расположенное недалеко от входа.

Во-вторых, место предварительной записи должно быть обеспечено:

• информацией о детском объединении (полное название дет­ского объединения, краткая справка о детском объединении — ко­гда создано, какие имеет достижения) и педагоге (фамилия, имя, отчество; уровень профессиональной подготовки и квалификации; уровень и профиль образования; стаж педагогической работы;
опыт работы в профессиональной сфере; награды и звания);

• специально оформленной тетрадью или альбомом для внесе­ния в нее необходимых данных о ребенке, к которым относятся: его фамилия и имя, образовательное учреждение (детский сад или школа), класс или возраст, домашний телефон и адрес;

• карандашами или ручками.

При предварительной записи сообщаются:

а) информация о любых ограничениях для записи детей в дет­ские объединения (возрастных, медицинских, организационных);

б) дата и время для предварительных консультаций с педагогом;

в) дата и время проведения Дня открытых дверей детского объ­единения (учреждения) дополнительного образования.

Организация рекламы детского объединения

Реклама детского объединения (учреждения) дополнительного образования может быть наглядной и устной и иметь следующие формы.

1. Наглядная реклама:

• информация в печатных средствах массовой информации, ви­деоролик по каналам местного телевидения и др.;

• рекламная афиша (развешивается в образовательных, меди­цинских и культурно-досуговых учреждениях района, на подъездах жилых зданий и т.д.);

• рекламная листовка (распространяется в образовательных уч­реждениях района, а также через почтовые ящики жилых зданий);

• рекламная выставка работ воспитанников детского объедине­ния (в основном помещении учреждения дополнительного образо­вания детей или передвижной вариант);

• рекламный концерт воспитанников детского объединения (в образовательных и культурно-досуговых учреждениях района).

2. Устная реклама организуется в виде устных объявлений в образовательных и культурно-досуговых учреждениях района и округа.

Вне зависимости от вида и формы рекламы она должна содер­жать следующую информацию:

- полное название учреждения дополнительного образования детей;

- название детского объединения;

- краткое содержание его деятельности;

- правила приема в детское объединение (возраст детей, уро­вень подготовки);

- точный адрес и проезд;

- телефон для справок;

- дни и часы записи и консультаций;

- на какой основе — платной или бесплатной проводятся заня­тия.

Массовая запись в детские объединения

Массовая запись в детские объединения проводится, как прави­ло, в начале учебного года (первую неделю сентября) и включает в себя следующие мероприятия:

- массовую агитацию детей в образовательных учреждениях;

- развешивание афиш;

- организацию и проведение Дня открытых дверей детского объединения (учреждения) дополнительного образования.

День открытых дверей представляет собой своеобразный празд­ник, который состоит из целого комплекса мероприятий. В их чис­ло входят:

• массовая запись в детские объединения;

• встреча и консультации с педагогом (педагогами);

• реклама деятельности детского объединения;

• организация выставок работ воспитанников детских объеди­нений;

• проведение мини-концертов воспитанников детских объеди­нений;

• организационное собрание детского объединения;

• дополнительные развлекательные мероприятия (игры-аттрак­ционы, просмотр мультфильмов, компьютерные игры и т.д.).

Организационное собрание и необходимые документы

Следующим шагом в организации деятельности детского объ­единения является проведение организационного собрания детского объединения — первой встречи педагога со своими будущими вос­питанниками.

На этом собрании в доступной для детей и родителей форме не­ обходимо познакомить:

• с общим содержанием образовательной программы;

• с перспективами на текущий учебный год;

• с расписанием занятий, согласовав при этом удобное время для всех время;

• с правилами поведения в учреждении и детском объединении*

• с требованиями к форме одежды;

• сказать о том, что нужно приносить с собой на занятия.

Хорошим дополнением к такому организационному собранию будет выставка работ или небольшой концерт воспитанников и пе­дагога.

На организационном собрании нужно попросить детей или ро­дителей заполнить заявления-анкеты, которые являются в настоя­щее время необходимыми документами при приеме в детское объ­единение.

Следующий важный этап организации деятельности детского объединения — формирование учебных групп и составление расписа­ния занятий.

Учебные группы могут формироваться по различным параметрам:

- по возрасту;

- по уровню подготовки в данном виде деятельности;

- по уровню развития базовых способностей к данному виду де­ятельности (по итогам предварительной проверки);

- по выбору детьми времени удобного для занятий (если в дет­ском объединении используется методика работы со смешанным детским коллективом).

Количество учащихся в каждой учебной группе и продолжи­тельность учебных занятий определяется в соответствии:

• с уставом учреждения дополнительного образования;

• санитарно-гигиеническими требованиями к данному виду де­ятельности;

• региональными нормативными документами в сфере допол­нительного образования детей;

• образовательной программой детского объединения.

По итогам этого этапа работы педагог дополнительного обра­зования составляет два документа, которые вместе с образова­тельной программой детского объединения являются основани­ем для открытия детского объединения и определения педагоги­ ческой нагрузки педагога — списки учебных групп и расписание занятий.

Первые занятия

Каждый педагог дополнительного образования должен ясно осознавать важность первых встреч с детьми, ибо они во многом определяют успех всей дальнейшей работы, так как складываю­щийся стиль отношений между всеми участниками процесса, по­ложительный настрой на совместную работу и формирующийся нравственный климат помогут увлечь ребят предстоящей деятель­ностью и определят их отношение к учебным занятиям.

В ходе первых занятий педагог решает целый ряд учебно-воспи­тательных задач:

1) создать у детей положительный настрой на занятия в кружке, вызвать у них интерес и стремление овладеть необходимыми зна­ниями и умениями;

2) познакомить ребят с образовательной программой, правила­ ми работы в детском объединении и перспективами личностного развития;

3) познакомить детей с учреждением, структурным подразделе­нием и детским объединением;

4) выявить уровень первичной подготовки детей в данном виде деятельности;

5) получить необходимую информацию друг о друге;

6) вовлечь детей в коллективную деятельность, начать работу по формированию детского коллектива.

Первое занятие с детьми нужно начать со знакомства детей друг с другом и с педагогом. Для такого массового знакомства можно ис­пользовать целый ряд игр («Снежный ком», «Расскажи мне о себе», «Мое самое любимое» и др.).

езультат этого этапа занятия:

· дети знакомы друг с другом,

• педагог осознает причины, побудившие каждого из детей за­писаться в данное детское объединение.

Второй этап занятия — рассказ педагога о детском объедине­нии. В такой рассказ необходимо включить:

• разъяснение детям целей и задач детского объединения, со­ держания его образовательной программы,

• описание содержания и результатов первого года занятий,

• объяснение основных этапов овладения мастерством,

• рассказ о достижениях детского объединения в целом и его от­ дельных воспитанников,

• знакомство детей со знаками отличия членов детского объеди­нения и условиями их получения,

• рассказ о традициях детского объединения.

В ходе такой беседы важно обратить внимание ребят на то, ка­кие перспективы могут быть для них открыты в данной области де­ятельности (получение профессии, выбор профессионального учебного заведения).

Следует также дать понять детям, как знания и умения, полу­ченные на занятиях детского объединения, можно использовать в других сферах жизни — в школе, в лагере, во дворе и т.д.

Хорошим сопровождением рассказа педагога станут наглядные материалы:

• выставка детских творческих работ;

• стенгазета или рукописный журнал;

• альбом-летопись детского объединения;

• фотографии, слайды и видеофильмы;

• знаки отличия кружковцев;

• награды детского объединения и его воспитанников;

• выставка книг и периодической печати;

• информационный стенд.

Следующий этап занятия — выявление уровня первичной подго­товки детей в данном виде деятельности. Для этого можно исполь­зовать:

• тесты или тестовые задания;

• конкурсы и соревнования;

• познавательные игры;

• выполнение практической работы или творческого задания.

В детских объединениях прикладного характера можно попро­сить ребят принести из дома свои поделки.

Результаты этого этапа занятия станут в последующем основа­нием для:

• внесения корректив в образовательную программу;

• разработки индивидуальных заданий;

• объединения детей в подгруппы и звенья для выполнения кол­лективной работы.

На первом занятии необходимо начать уже и основной учебный процесс: познакомить ребят с первым этапом организации работы или какими-либо инструментами, материалами.

Хорошим завершением первого занятия станет экскурсия по уч­реждению дополнительного образования и его территории.

Обязательными объектами такой экскурсии должны стать:

• выставочный зал и музей учреждения,

• кабинеты администрации учреждения,

• медицинский кабинет (если есть);

• детские объединения сходного профиля (профильное струк­турное подразделение);

• столовая или буфет;

• актовый зал;

• игротека (если есть);

• туалеты для мальчиков и девочек;

• раздевалка.

Второе учебное занятие детского объединения необходимо на­чать с деятельности по формированию детского коллектива. Это могут быть следующие мероприятия:

• обсуждение правил взаимодействия всех участников образова­тельного процесса;

• самостоятельное формулирование или обсуждение прав и обя­занностей членов детского объединения;

• обсуждения правил поведения в учреждении и детском объ­единении дополнительного образования;

• выбор детского актива;

• распределение разовых и постоянных поручений;

• формирование системы передачи информации.
Результатом этого этапа занятия является:

- создание атмосферы доброжелательности и взаимопомощи, положительного нравственного и психологического климата в дет­ском объединении;

- понимание детьми взаимной ответственности;

- включение каждого ребенка в активное общение и социаль­ную деятельность;

- начало работы по формированию системы детского самоуп­равления.

Следующий этап занятия — собственно учебный процесс. На­чать эту часть занятия необходимо с объяснения ребятам правил организации учебного занятия и техники безопасности. Далее пе­дагог переходит к объяснению первой учебной темы.

 

Правоприменительная деятельность учреждений дополнительного обра­зования детей (УДОД) основана на использовании пятиуровневой си­стемы документации: общегосударст­венной (федеральный), отраслевой, региональной, учрежденческой, структурно-исполнительской (отдел, лаборатория, должностное лицо).

К первому, общегосударственному уровню документационного обеспе­чения деятельности учреждения до­полнительного образования детей, относятся: Конституция Российской Федерации; Трудовой кодекс Российской Федерации; Гражданский кодекс Российской Федерации; Государ­ственная система документационного обеспечения управления; Государственная система стандартизации; Унифицирован­ная система организационно-распоряди­тельной документации; ГОСТ 16487-83 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения»; Закон Рос­сийской Федерации «О предприятиях и предпринимательской деятельности»; Закон Российской Федерации «О зем­ле»; Закон Российской Федерации «Об образовании»; Закон Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»; Закон «О собст­венности в Российской Федерации»; Закон «О местном самоуправлении в РСФСР»; Закон РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР»; Пенсионное законодательство, Указы Президента Российской Федерации, Постановления Совета Министров Россий­ской Федерации и Государственной Думы и Совета Федераций, Инструкции, Распоря­жения и Письма федеральных органов испол­нительной власти, а также других уполномо­ченных органов государственной власти по изданию и толкованию законов.

К отраслевому уровню относятся инструк­ции Министерства образования Российской Федерации по реализации законов и их под­законных актов, решения коллегий, приказы, письма; квалификационные характеристики должностей.

К региональному уровню относятся поста­новления, распоряжения, приказы, письма по реализации законодательных и нормативных актов общегосударственного и отраслевого уровня, а также нормативные акты, действу­ющие только в данном регионе, городе.

К учрежденческому уровню относятся: Устав, положение о структурном подразделе­нии, правила внутреннего трудового распо­рядка, структура и штатная численность, по­ложения о низовых управленческих звеньях (сектор, лаборатория, кабинет), должностные инструкции, планы и отчёты работы за год, учебные планы и программы, служебная до­кументация (организационно-распорядитель­ная: приказ, деловое письмо, распоряжение, решение, справка, акт, докладная записка, инструкция, заявление, протокол и т.д.), учебно-методическая документация (расписа­ние, план сети учебных занятий, планы рабо­ты педагогов, учебные планы и программы, тексты лекций, методические указания по проведению занятий, методические рекомен­дации по использованию технических средств обучения, дидактических пособий).

Система документационного обеспечения вышестоящего уровня является норматив­ной базой для нижестоящих, а нижестоя­щая система служит источником нормо­творчества для более высоких уровней.

Унифицированная система организацион­но-распорядительной документации (УСОРД) — это совокупность взаимо­увязанных комплексов документов, обес­печивающих организационно-распоряди­тельную деятельность организаций, уч­реждений и предприятий. В неё входят стандарты на организационно-распоряди­тельную документацию, унифицированные формы документов и инструктивно-мето­дические материалы по применению этих форм. Эффективность применения УСОРД заключается в более оператив­ном решении управленческих задач, сни­жении трудовых и материальных затрат на работу с организационно-распоряди­тельной документацией, в повышении ка­чества составления организационно-распо­рядительной документации, сокращении объёма документооборота.

Устав учреждения

Жизнедеятельность учреждения дополни­тельного образования детей начинается с определения целей, задач, функций, прав и ответственности, регламентируемых Уста­вом. Это основной закон внутренней жиз­ни коллектива, определяющий его статус и назначение, взаимоотношения с органами исполнительной власти и вышестоящими организациями, обязанности и права адми­нистрации и работников. Устав, с одной стороны, аккумулирует в своём содержании принципиальные позиции государственной линии в системе дополнительного образова­ния детей, с другой — закрепляет право­вой статус с чётко фиксированным содер­жанием деятельности и функций демокра­тического самоуправления. Данный доку­мент имеет строго определённую структуру, нарушение которой или отражение не в полном объёме приводит к серьёзным упущениям в управленческой деятельности, порождает неопределённость во взаимоотноше­ниях как с вышестоящими организациями, так и с внутриструктурными подразделениями и со­трудниками. В прошлом этот документ носил чисто формальный характер: он утверждался, и о нём забывали. Сейчас же Устав является одним из основополагающих управленческих до­кументов, используемых во взаимоотношениях с налоговой инспекцией, другими финансовыми службами. На его основе учреждение обретает статус юридического лица и хозяйствующего субъекта, т.к. право финансово-хозяйственной деятельности оно получает с момента регистра­ции Устава. Этот документ закрепляет право трудового коллектива на социальную защиту.

Однако, анализ Уставов значительного количе­ства учреждений дополнительного образования детей (свыше 250) показывает, что и сегодня в них имеются такие (наиболее существенные) изъяны в подготовке и оформлении, как: не все­гда чёткая формулировка целевой установки (под которую выделяются финансовые средст­ва), отсутствие задач и функций. При подготов­ке к аттестации, руководители УДОД должны очень тщательно проанализировать свои Уставы, внести в них соответствующие изменения и до­полнения. Ведь от правильности определения це­ли, выбора средств и постановки проблем, тре­бующих решений, зависит вся последующая дея­тельность учреждения, повышение качества его работы с детьми. Чёткое формулирование цели и содержания работы позволяет точно опреде­лять её объёмы, анализировать, выбирать и раз­рабатывать методы нормирования трудоёмкости по видам раб


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow