Теоретические основы сущности и содержания понятия «социальный конфликт»

ТЕМА: Социальные конфликты в процессе интеграции инвалидов в общество.

 

Введение

 

Актуальность темы исследования. На сегодняшний день, по данным ООН, в мире насчитывается 650 млн. человек, являющихся инвалидами, доля России в этом показателе около 13 млн. человек[1], 2,57 млн. которых находятся в трудоспособном возрасте, но работает из них только 817,2 тыс. человек.[2] Это говорит о том, что инвалиды подвержены дискриминации и не интегрированы в общество.

Несмотря на принятые законы и принципы равноправия граждан, в них закреплённых («О социальной защите инвалидов в РФ», Трудовой кодекс РФ), меры послабления, государственную помощь и т.д., инвалиды до сих пор испытывают по отношению к себе дискриминацию и нетолерантное отношение. Люди, потерявшие по каким-либо причинам способность к труду или родившиеся с различными заболеваниями или дефектами, не могут самостоятельно продолжать свою жизнедеятельность и потому нуждаются в социальной защите и понимании общества их положения, чего в большинстве случаев они не получают.

Данная тема, представленная в различных аспектах, отражена в научно-теоретических журналах по социологии, экономическим наукам и юриспруденции, таких как: «Социальная защита», «Человек и труд», «Социс», «Экономические науки». Так, А.Я. Чигриной в статье «Интеграция инвалидов в современное российское общество: основные этапы» затрагивает вопрос инклюзивного образования, где говорит, что по сути своей дети инвалиды не равны (по отношению друг к другу) – дети, с нарушением опорно-двигательного аппарата чувствуют (и воспринимаются другими) лучше, а значит и шансы их на получение образования увеличиваются (в сравнение, например с незрячими)[3]. Она рассматривает и такой вопрос, как катастрофическая нехватка социальных работников и специалистов по работе с такими детьми.

П. В. Романов и Е.Р. Ярская-Смирнова в статье «Политика инвалидности. Проблемы доступной среды и возможности занятости» говорят о необходимости соблюдения права труд, о системе квотирования в России, степени эффективности этой системы, о проблемах, связанных с психологическими барьерами работодателей и их экономическими издержками, а также мерах, какие необходимо принять, чтобы положение инвалидов было изменено в лучшую сторону[4].

Е. А. Аверина («Интеграция инвалидов в общество: теоретическое осмысление проблемы») [5]. В своей статье исследователь анализирует процесс интеграции инвалидов в общество, на уровне закона, уровне личностном (отношения инвалида к самому себе – его самооценка), семейной поддержке (один из важнейших критериев успешного интегрирования инвалида в общество), отношения общества к таким людям, возможности получения образования и необходимость модернизации инфраструктуры каждого города (т.е. возможность чувствовать себя комфортно в городской среде).

Т.А. Добровольская и Н. Б. Шабалина («Инвалид и общество: социально-психологическая интеграция» анализируют опыт США в работе с инвалидами (большая сеть реабилитационных служб и социальных работников, создание кукольного театра, где персонажи здоровые и люди, имеющие дефекты), выделяя стереотипы, роль СМИ в формировании «образа» инвалида, а также те трудности, которые они не смотря на эти меры испытывают при приёме на работу[6].

К.Э. Сафронов («Подходы к формированию, управлению и оценке доступной среды»)[7] подвергнуть разбору государственную программу «Доступная среда» на 2011-2015 гг. Он выявляет её проблемы, проводит сопоставление российского и зарубежного опыта в деле организации доступной среды для инвалидов, выделяет меры, принятие которых поможет успешно реализовать программу.

Таким образом, проблема социальных конфликтов в процессе интеграции инвалидов в общество очевидна, актуальна и требует тщательно анализа.

Объект исследования – социальные конфликты (проблемы), возникающие в процессе интеграции инвалидов в общество.

Предмет исследования – способы и механизмы, позволяющие эффективно разрешить социальные конфликты в процессе интеграции инвалидов в российское общество.

Цель исследования: рассмотреть социальные конфликты (проблемы) возникающие при интеграции инвалидов, изучить одно из направлений по решению данного вопроса и предложить общие рекомендации совершенствования процесса интеграции инвалидов в общество.

Задачи исследования:

- рассмотреть сущность и содержание понятия «социальный конфликт»;

- выделить основные причины и последствия социальных конфликтов;

- Описать социальный конфликт в процессе интеграции инвалидов в общество и рассмотреть, в чём именно состоит наличие социальных барьеров;

- исследовать возможные способы разрешения или предотвращения социальных конфликтов в процессе интеграции и выделить направления дальнейшего научного поиска, предложить рекомендации.

 

Глава 1. Сущность и содержание понятия «социальный конфликт».

Теоретические основы сущности и содержания понятия «социальный конфликт».

Понятие «конфликт» (от лат. conflictus — столкновение) имеет не одну интерпретацию. Если рассматривать понятие «конфликт» применительно к обществу, то есть в плане социологическом, то речь должна идти о конфликте социальном, а такой конфликт — предмет изучения не только социологии, но и других общественных наук.

В социологии социальный конфликт рассматривается как социальное явление, содержанием которого является процесс развития и разрешения противоречивости отношений и действий людей, детерминируемый прежде всего объективными закономерностями социально-экономического и конкретно-исторического развития общества; процесс, динамика которого имеет две диалектически взаимосвязанные формы: 1) открытые противоречивые действия; 2) противоречивые психологические состояния (типологические и личностные) на индивидуальном и групповом уровнях, не проявляющиеся в открытых действиях. Надо отметить, что это одно из самых общих определений социального конфликта, имеющее место в отечественной социологии. [8]

В теоретико-методологическом плане в социологии и психологии существуют терминологические и концептуальные трудности при построении содержательной дефиниции конфликта. Условно можно выделить два широко распространенных концептуальных подхода к определению конфликта: первый ориентирован на актуальные действия, второй — на мотивы действия. Однако ни тот, ни другой не раскрывают сущность конфликта, а если и пытаются к ней подойти, то пишут только об относительно узком определении конфликта, считая его частным видом социального взаимодействия между участниками, имеющими взаимоисключающие ценности. При этом предполагается отделить от конфликта другие, близкие к нему по содержанию явления (конкуренция, спор, противоборство, соперничество, социальные расколы, враждебность, противоречивые намерения, установки), и рассматривать их в качестве источников конфликта. А последователи второго подхода (Р. Дарендорф), решительно отвергая такое узкое определение конфликта, предполагают включить в его дефиницию как противоречивые психологические состояния, так и различные формы открытых столкновений (действий). [9]

Надо отметить, что системный подход позволяет преодолеть концептуальные и терминологические разногласия социологов и психологов при попытках дать определение конфликта, задает более точную методологическую ориентацию для отражения и учета системности конфликта в теории и практике исследований. Системный подход предполагает, во-первых, необходимость вычленения уровней анализа конфликта (социологического, социально-психологического, индивидуального), которые отражают степень социальности конфликта в смысле его детерминированности объективными закономерностями и противоречиями; во-вторых, выявление конкретного проявления фундаментального признака конфликта — какой-либо формы противоречия; в-третьих, определение специфики структурных элементов конфликта (участники, причина и цель конфликта, форма взаимодействия, физическая и социальная среда, результаты и последствия). Такая ориентация допускает в рамках единой теоретико-методологической основы разработку различных типологических схем конфликта, а также изучение как различных форм противоречивых психологических состояний (от неприязни, враждебности и агрессивности до несовместимости целей и интересов объективного и субъективного характера), так и видов противоречивых взаимодействий (от наиболее прямых, нерегулируемых с применением насилия до наиболее стабильных, жестко регулируемых социальными нормами). При этом необязательно, чтобы какая-либо из этих форм-состояний или взаимодействий с необходимостью присутствовала во всех видах конфликтных явлений.[10]

Рассматривая исходные позиции для определения понятия «конфликт», А. Г. Здравомыслов[11] считает неправомерной попытку подвести его под более широкую категорию противоречий, поскольку противоречия, по его мнению, далеко не всегда влекут за собой конфликты. Для превращения противоречий в конфликты необходимы осознание противоположности интересов и соответствующая мотивация поведения. Пока противоположность интересов не осознана, конфликт, как полагает английский политолог Э. Гидденс[12], еще не наступает.

На обусловленность конфликта уровнем удовлетворения базовых потребностей людей указал русский социолог П. Сорокин.[13] Раскрывая причины социальных конфликтов и революций, он отметил, что «непосредственной предпосылкой всякой революции всегда было увеличение подавления базовых потребностей большинства населения, а также невозможность даже минимального их удовлетворения». Если «подавляется» собственнический инстинкт масс, господствует бедность и лишения и в особенности, если это происходит на фоне благоденствия других, то мы имеем еще одну причину революций. Среди подавленных инстинктов, потребностей и рефлексов, которые вызывают социальное напряжение, взрыв и конфликт, П.Сорокин выявляет помимо перечисленных выше потребности коллективного самосохранения (семьи, религиозной веры, партии, своей референтной группы и т. п.), потребность в жилище и одежде, сексуальный рефлекс, инстинкт самовыражения и самоутверждения, инстинкт соревновательности, творческой работы, приобретения разнообразного опыта, потребность в свободе.

Потребности человека не ограничиваются только базовыми, инстинктивными потребностями. Однако пока не удовлетворены первейшие потребности человечества, социальный прогресс произойти не может. Исходя из этого, можно сделать вывод, что указание на связь потребностей и конфликтов, рассмотрение источников конфликтов в подавлении базовых потребностей, без удовлетворения которых он не может существовать, позволит ближе подойти к анализу социальных конфликтов.

Содержание и специфика социального конфликта будут различаться в зависимости от ответа на ряд вопросов, которые остаются за «скобками» общего определения: что собой представляют участники социального конфликта, например безработные, вошедшие в конфликт с обществом по поводу утраты (потери) рабочих мест; каковы основания, причины социального конфликта (работодатели, не желая терять прибыль, увольняют лишних, как им кажется, работников) и вытекающие из этого цели участников (работодателей— сохранить или увеличить прибыль, безработных — восстановить себя на рынке труда) и т. д.

В этой связи не случайно, что современные российские социологи считают ключевым для выявления сущности социального конфликта социальную напряженность, то есть такое состояние социальной системы, содержание которой составляет процесс возникновения и развития социальных противоречий в обществе. Необходимым условием появления социальной напряженности является столкновение социальных интересов различных субъектов общественного развития, которое может проявляться в различных формах — рост недовольства, возмущение, социальное неповиновение и т.п.

Таким образом, социальный конфликт – столкновение интересов различных общественных групп. Поскольку содержание конфликта связано с взаимодействием субъектов социальной жизни на всех ее уровнях или, точнее сказать, со всеми формами общественного сознания (исторического, политического, социологического, психологического и т.п.), постольку изучение сущности социального конфликта требует комплексного анализа этого феномена.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: