Задания
1.Сформулировать задачи и подобрать средства при обучении технике бега на средние дистанции.
2.Составить комплекс упражнений для обучения технике бега на средние дистанции.
Сформулировать задачи и подобрать средства при обучении технике бега на средние дистанции
Средства | Методические указания | |||
Задача 1. Создать у занимающихся представление о технике бега на средние дистанции. | ||||
1.Объяснение основных моментов бега на стадионе (направление бега, длина дорожек, скорость бега) | Рассказ должен быть образным, интересным и занимать не более 5 мин. | |||
2. Показ бега на отрезках 100, 200, 400 м преподавателем или квалифицированным бегуном. Демонстрация и разбор кинограмм и плакатов по технике бега. | Сначала показать технику бега сбоку, затем спереди и сзади, используя различную скорость передвижения. | |||
3. Выполнение занимающимися пробежек на отрезках 50-100 м | Наблюдать за выполнением бега и выявить общие ошибки, характерные для всех занимающихся. | |||
Задача 2. Обучить основным элементам техники бегового шага
| ||||
1. Имитация положений ног, рук, туловища, головы, стоя у гимнастической стенки. Бег на месте в упоре с высоким подниманием бедра. | Выполнять фронтальным способом, обращая внимание на моменты постановки ноги, вертикали, окончания отталкивания. Туловище под углом 50°. Поочередно быстрые отталкивания от опоры с подниманием бедра выше горизонтали. Обращать внимание на полное разгибание опорной ноги. Туловище и опорная нога составляют прямую линию. Нога ставится на опору, на переднюю, часть стопы (пятка не касается опоры). | |||
2. Имитация движения рук, стоя на месте на носках (одна нога впереди, другая сзади), туловище вертикально. | Сохранять вертикальное положение головы и туловища. Выполнять упражнение фронтальным способом. Сохранять ритмичный темп движений. Плечи не поднимать. Следить, чтобы не было напряженности в области шеи и плеч. Движения руками выполнять с большой амплитудой. Упражнение выполняется: в наклоне; с постепенными выпрямлением туловища; в различном темпе | |||
3. Медленный бег на передней части стопы. | Выполнять в колонне по одному. Не касаться пятками поверхности. | |||
4. Бег с высоким подниманием бедра с переходом на обычный бег. | При выполнении упражнения сохранять вертикальное положение туловища, руки согнуты в локтях; переход к обычному бегу плавный, почти незаметный. | |||
5. Семенящий бег с переходом на обычный бег. | Выполнять в колонне по одному. Следить за постановкой ноги и постепенным увеличением амплитуды подъема бедра. | |||
6.Бег на месте и с продвижением вперед с постановкой ноги на передней часть стопы.
| Выполнять в колоне по одному. Не касаться пятками поверхности. Бег с постановкой ноги на переднюю часть стопы надо проводить в медленном темпе и чередовать с ходьбой, что способствует развитию у учащихся выносливости. Общую длину дистанции постепенно доводят до 300 м (50 м бег, 50 м ходьба и т.д.) | |||
Задача 3. Обучить технике бега по прямой с равномерной и переменной скоростью. | ||||
1.Ускорения на отрезках 60-80 м. | Обратить внимание на постепенное наращивание скорости. | |||
2. Ускорение с удержанием скорости на отрезках 60- 100 м. | Обращать внимание на быстрое наращивание скорости и плавное удерживание. | |||
3.Бег на 100-200 м с равномерной скоростью по заданию преподавателя. | Сохранять среднюю скорость бега - 5 м/с, в случае отклонения от заданного времени более чем на 1 с пробегание повторять. | |||
4. Бег на 100-200 м с переменной скоростью по заданию преподавателя. | Выполнять в группе в беге по кругу по свистку. Следить за плавностью наращивания и снижения скорости бега. | |||
5.Быстрый набор скорости и переход на свободный бег на 80-120м. | Следить за плавностью перехода от быстрого бега к медленному. | |||
Специальные беговые упражнения | В целях успешного овладения техникой бега применяют специальные беговые упражнения | |||
1. бег по узкой дорожке шириной 20—25 см и бег по одной линии. | ||||
2. При недостаточном выпрямлении толчковой ноги применяют специальное упражнение — бег прыжками. | Лучше это провести в виде игры-соревнования: прыжки по поперечным отметкам (через 6—8 ступней) на дорожке 20—30 м | |||
3. Недостаточное высокое поднимание бедра исправляется специальным упражнением — бегом с высоким подниманием бедра. | ||||
4. Бег через набивные мячи или другие не очень высокие предметы, расположенные по прямой линии через 80—100 см. | Чтобы преодолеть препятствия, занимающиеся вынуждены высоко и быстро поднимать бедро. При выполнении этого упражнения необходимо следить, чтобы занимающиеся, поднимая высоко бедра, не подседали на опорной ноге и не откидывали туловища назад. | |||
5. Недостаточное складывание маховой ноги в момент вертикали исправляется специальным упражнением — повторным бегом с активным захлестыванием голени назад. | ||||
6.Бег, держа руки за спиной или на поясе | Такое положение рук заставляет бегущего выводить плечо вперед в такт движениям ног. | |||
7. Быстрый бег с ускорением на 30—40 м с включением «свободного хода» завершает изучение техники бега по дистанции. | При обучении преподаватель должен помнить об основных требованиях к технике — это прямолинейность бега; полное выпрямление толчковой ноги в сочетании с выносом вперед бедра маховой ноги; захлестывание голени маховой ноги в момент вертикали; свободная и энергичная работа рук; прямое положение туловища и головы; быстрая и мягкая постановка стопы (с носка) на грунт. | |||
Задача 4. Обучить технике бега по повороту. | ||||
1.Бег змейкой | Выполнять в колонне по одному за направляющим по заранее намеченному маршруту. Следить за постановкой стоп и положением туловища. | |||
2. Бег по кругу диаметром 20-30 м. | Выполнять против часовой стрелки, следить за изменением наклона туловища внутрь круга и изменением работы рук. | |||
3. Выбегание с виража на прямую | При выходе на прямую шаг должен быть свободным, размашистым. Необходимо набранную скорость сохранять, обращать внимание на увеличение длины шагов и выпрямление туловища, на увеличение частоты шагов и работу рук. | |||
4. Вбегание с прямой в вираж. | Обращать внимание на увеличение частоты шагов и работы рук. | |||
5. Повторный бег по виражу. | Следить за постановкой стоп и положением туловища. | |||
6. Бег змейкой между стоек. | Выполняется в колонне по одному за направляющим по заранее намеченному маршруту. | |||
7. Бег с изменением направления движения.
| Следить за выполнением убегания флажков | |||
| ||||
1. Изучение стартовых положений: «На старт!», «Марш!», «Внимание», «Марш» и стартовые ускорения. | Выполнять фронтальным или групповым методом. Контролировать удобство и устойчивость стартовых положений. Обучать стартовым положениям надо всех занимающихся сразу, при этом обратить особое внимание на положение по команде «Внимание». Это положение должно быть устойчивым и удобным для начала бега. Паузу между командами «Внимание» и «Марш» можно удлинять. Первые старты не следует бегать в полную силу. | |||
2. Высокий старт по прямой и на повороте. | Выполнение стартов по одному. Выполнять не в полную силу. | |||
3. Высокий старт по прямой и на повороте. | Выполнение стартов в группе. Выполнять с максимальной скоростью. | |||
4. Выполнение стартов в группе с поворота. | Построить группу на дорожке уступом, бежать под общую команду. | |||
5. Максимальное ускорение со старта на отрезке 30-50 м. | Выполнять максимально быстро с наклоном вперед. По мере освоения техники старта пробежки со старта удлиняют, скорость стартовых пробежек увеличивают. | |||
Задача 6. Обучить умению бежать с равномерной скоростью на разных отрезках. | ||||
1. Повторный бег на 200 м. | Пробежать группой за 40-45 с. При отклонении на 1 с от задания бег повторить. | |||
2.Повторный бег на 400 м. | Показать одинаковое время на первой и второй половине дистанции. | |||
3. Повторный бег на 600 м. | Показать одинаковое время бега на 200 м. | |||
4. Бег 4x200 м через 1 мин отдыха. | Показать одинаковое время бега на 200 м. | |||
5. Бег 4x200 м через 1 мин отдыха. | Бег 4x200 м через 1 мин отдыха. | |||
Задача 7. Совершенствование техники бега на средние дистанции | ||||
1. Переменный бег от 200 до 600 м. | Следить за стабильностью техники и совершенствованием умения увеличивать скорость. | |||
2. Бег от 400 до 800 м. | Добиваться умения удерживать нужную равномерную скорость движения и стараться не отклоняться от заданного результата. | |||
3. Бег от 400 до 800 м с ускорением на последних 100 м.
| Добиваться умения удерживать равномерную скорость, стабильную технику и ритм дыхания. | |||
4. Бег в затрудненных условиях (дождь, ветер, мягкий грунт и т.п.). | Обращать внимание на вариативность техники в зависимости от условий. | |||
5. Участие в соревнованиях. | Добиваться максимального результата. | |||