Промежуточная финансовая отчетность

Говоря о содержании финансовой отчетности, необходимо также осветить вопрос о формировании и представлении промежуточной финансовой отчетности. В МСФО данное направление регулируется специальным стандартом - МСФО (IAS) 34. По сути, данный стандарт не требует обязательной подготовки промежуточной отчетности, относя решение данного вопроса, как и решение о том, с какой периодичностью формировать промежуточную отчетность, к компетенции руководства организации. При этом в нём установлены требования к минимально необходимому содержанию такой отчетности, а также определены принципы признания и оценки, которые должны быть применены при ее составлении. Согласно МСФО (IAS) 34 сокращенная промежуточная финансовая отчетность должна включать: сжатый баланс; сжатый отчет о прибылях и убытках; сжатый отчет об изменениях в собственном капитале; сжатый отчет о движении денежных средств; выборочные пояснительные примечания.

Данный тип отчетности предназначен для предоставления обновленной информации по сравнению с последним полным комплектом годовой финансовой отчетности. Таким образом, промежуточная отчетность должна акцентировать внимание пользователей на новых видах деятельности, событиях и условиях, при этом избегая дублирования ранее представленной информации.

В связи с этим термин "сжатый" применительно к компонентам промежуточной отчетности предполагает, что они должны содержать как минимум каждый из заголовков и каждую из промежуточных сумм, которые были включены в самую последнюю годовую финансовую отчетность, а также выборочные пояснительные примечания.

Однако стандарт МСФО (IAS) 34 не ограничивает организации в их праве на составление промежуточной отчетности в полном объеме. В таком случае форма и содержание отчетности должны соответствовать требованиям МСФО (IAS) 1.

 

В заключении необходимо отметить, что рассмотренные выше регламентации содержания форм финансовой отчетности относятся к области контроля лишь нескольких стандартов и представляют собой только один из аспектов формирования финансовой отчетности. На самом деле МСФО регулируют данный процесс более детально, учитывая информационные потребности пользователей финансовой отчетности, а также специфику различных предприятий, ее предоставляющих.

 

Изучение состава финансовой отчетности и ее качественных характеристик, утверждаемых МСФО показывает, что данные стандарты направлены на формирование такой отчетности, которая содержит максимально насыщенную, достоверную экономическую информацию, способную дать ее потребителю четкое и ясное представление о всех важнейших аспектах деятельности предприятия.    

 

Реформирование российской системы учета и отчетности в соответствии с МСФО.

Как уже было отмечено, в современных условиях для российских компаний переход к формированию финансовой отчетности согласно международным стандартам является чрезвычайно актуальной и важной проблемой. Именно проблемой, т.к. задача приведения российских стандартов в соответствие с МСФО еще не решена. И хотя некоторые шаги в области реформирования отечественной системы учета уже были предприняты, необходимый результат еще не достигнут – огромное множество несоответствий и противоречий можно выявить при сравнении российской и международной систем учета. Рассмотрим подробнее различные аспекты данного вопроса.

 

Анализ различий в подходах к формированию финансовой отчетности в соответствии с российскими и международными стандартами.

Система МСФО уже была рассмотрена выше. Российская система бухгалтерского учета (РСБУ)[23] имеет принципиально другую структуру. Если МСФО – это единый сборник документов, включающий не только сами стандарты, но и все важные приложения, то  состав РСБУ представляет собой четырехуровневую систему, включающую

· законы РФ и указы Президента;

· Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ);

· методические указания, учитывающие отраслевую специфику;

· внутренние рабочие документы организации.

 Таким образом, важную роль в российской системе бухгалтерского учета играют и другие нормативные акты, помимо самих стандартов. Они содержат важные дополнения к ПБУ и сами стандарты без них не контролируют в полной мере все вопросы формирования финансовой отчетности. Это связано с тем, что исторически одной из основных функций РСБУ было юридическое обеспечение сделок, что привело к формированию более широкой правовой базы по сравнению с той, что используется МСФО.

Можно утверждать, что правильнее сравнивать МСФО не со всей четырехуровневой российской системой, а непосредственно с ПБУ. При этом следует учитывать, что ряд вопросов, разобранных в МСФО не включен в ПБУ, так как их рассмотрение содержится в иных нормативных актах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: