Экспресс-консультация на тему «О роли наследственности для здоровья человека»

Целевая аудитория: учащиеся старшего школьного возраста.     

 

- Здравствуйте, сегодняшняя консультация будет на тему «О роли наследственности для здоровья человека»

Исходя из темы, будем решать ряд следующих задач:

1) познакомиться с понятием «наследственность»;

2) роль наследственности;

3) Влияние наследственности на здоровье.

-Что же такое наследственность? (обучающиеся предлагают варианты)

  Наследственность

      Под наследственностью понимается воспроизведение у потомков биологического сходства с родителями.

      Наследственность – это генетическая программа человека, определяющая его генотип.

      Наследственные программы развития человека включают детерминированную и переменную части, определяющие общее, что делает человека человеком, и то особенное, что делает людей столь непохожими друг на друга.

     Детерминированная часть наследственной программы обеспечивает прежде всего продолжение человеческого рода, а также видовые задатки человека как представителя человеческого рода, в том числе задатки речи, прямохождения, трудовой деятельности, мышления.

    От родителей к детям передаются внешние признаки: особенности телосложения, конституции, цвет волос, глаз и кожи.

   Жестко генетически запрограммировано сочетание в организме различных белков, определены группы крови, резус-фактор.

   Наследственный характер имеют болезни крови (гемофилия), сахарный диабет, некоторые эндокринные расстройства – карликовость.

    К наследственным свойствам относятся также особенности нервной системы, обусловливающие характер, особенности протекания психических процессов.

   По наследству передаются задатки к различным видам деятельности. У каждого ребенка от природы имеются четыре группы задатков: интеллектуальные, художественные и социальные. Задатки являются природной предпосылкой развития способностей. Несколько слов необходимо сказать об интеллектуальных (познавательных, учебных) задатках. Все нормальные люди от природы получают высокие потенциальные возможности для развития своих умственных и познавательных сил. Имеющиеся различия в типах высшей нервной деятельности, изменяют лишь протекание мыслительных процессов, но не предопределяют качества и уровня самой интеллектуальной деятельности. Но педагоги и психологи признают, что может быть неблагоприятная для развития интеллектуальных способностей наследственность. Отрицательные предрасположения создают, например, вялые клетки головного мозга у детей алкоголиков, нарушенные генетические структуры у наркоманов, наследственные психические заболевания.

            

    Роль наследственности

    Гены играют важную роль в определении наших физических характеристик. Но чтобы узнать, как работают гены, нужно вспомнить кое-что из биологии. Клетки в организме человека содержат вещество под названием дезоксирибонуклеиновая кислота (ДНК). ДНК образует структуры, называемые хромосомами.

    Большинство клеток в организме человека содержит 23 пары хромосом, а в общей сложности 46. Но сперматозоиды и яйцеклетки имеют только 23 непарных хромосомы. Ребенок получает половину хромосом от яйцеклетки матери, а вторую половину — от сперматозоида отца. Мальчик получает Х-хромосому от матери и Y-хромосому от отца. Девочки получают Х-хромосому от каждого из родителей.

   Гены — это секции или сегменты ДНК, которые переносятся на хромосомах и определяют специфические характеристики человека, такие как состояние здоровья, цвет волос и т.д. Некоторые характеристики определяются одним геном, другие же — комбинацией генов.

  Наследственность — это передача генов от одного поколения другому. Это то, что сделало вас таким, какой вы есть сегодня. Роль наследственности велика, но окружающая среда также вносит свой вклад.

ДНК содержит четыре химических вещества — аденин, гуанин, тимин и цитозин — которые нанизаны по определенному паттерну на очень тонкие гибкие нити в клетке. Паттерны ДНК — это коды для производства белков, химических веществ, которые дают организму возможность функционировать и развиваться. Гены содержат инструкции для изготовления белков организма. Когда ваши клетки дублируются, они передают эту генетическую информацию новым клеткам.

    Гены могут быть доминирующими или рецессивными. Доминирующие гены оказывают эффект, даже если есть только одна копия этого гена в паре. Чтобы у человека было рецессивное заболевание или характеристика, он должен иметь ген на обеих хромосомах пары.

   Иногда клетки могут содержать варианты информации в генах. Это называется мутацией гена. Это часто происходит, когда клетки стареют, подвергаются воздействию определенных химических веществ или радиации. К счастью, клетки, как правило, распознают эти мутации и исправляют их самостоятельно. Иногда, однако, они могут привести к ухудшению здоровья, например, к развитию некоторых видов рака. Если мутация гена существует в яйцеклетке или сперматозоиде, дети могут унаследовать мутировавший ген от своих родителей.

   Влияние наследственности на здоровье

   Существует более 3000 заболеваний, вызываемых генетическими вариациями. Но обладание генетической мутацией, которая может вызвать заболевание, не означает, что у человека обязательно разовьется эта болезнь. Так как вы унаследовали ген от каждого из родителей, обладание одним геном болезни может и не причинить вам никакого вреда. Нормальный ген может дать вашему телу возможность изготавливать нормальный белок.

   Вполне возможно, что многие люди обладают 5-10 вариациями генов (генами болезни). Проблемы возникают тогда, когда ген болезни является доминирующим или когда тот же самый рецессивный ген болезни присутствует на обеих хромосомах пары. Проблемы также возникают, когда несколько генетических вариаций взаимодействуют друг с другом или с окружающей средой. Это повышает восприимчивость к болезням.

   Если человек является обладателем доминантного гена болезни, он, как правило, заболевает и каждый из его детей будет иметь 50% шанс унаследовать ген и получить заболевание. Болезни, вызванные доминантным геном, включают в себя ахондроплазию, синдром Марфана и болезнь Хантингтона.

  Люди, которые имеют один рецессивный ген заболевания, называются носителями. У них, как правило, не развивается болезнь, потому что они имеют нормальный парный ген. Однако когда два носителя заводят совместного ребенка, он имеет 25% шанс получить ген болезни от обоих родителей и, соответственно, получить заболевание. Муковисцидоз, серповидно-клеточная анемия и болезнь Тея-Сакса вызываются такими рецессивными генами болезни.

   Некоторые рецессивные генетические вариации переносятся только на Х-хромосоме, а это значит, что болезнь может развиться только у наследника мужского пола, потому что он является обладателем всего одной Х-хромосомы. У женщин две Х-хромосомы, поэтому они должны наследовать две копии рецессивных генов, чтобы получить заболевание. Такие болезни включают в себя нарушение свертываемости крови, гемофилию и дальтонизм.

   Иногда, когда яйцеклетка и сперматозоид объединяются, новая клетка может получить слишком много или слишком мало хромосом. Большинство детей, рожденных с синдромом Дауна, который связан с задержкой умственного развития, имеют дополнительную хромосому номер 21.

  Люди, обеспокоенные тем, что они могут нести определенные вариации генов, могут пройти генетическое тестирование, чтобы узнать существует ли риск развития болезни у их детей. Беременные женщины могут также пройти тестирование, чтобы узнать, есть ли у плода генетические болезни или нет. Генетическое тестирование обычно включает в себя взятие образца крови, кожи или амниотической жидкости, и проверку его на наличие признаков генетических заболеваний или расстройств.

   Эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в 80-х гг. XX в. определили ориентировочное соотношение различных факторов обеспечения здоровья современного человека, выделив в качестве основных четыре группы таких факторов:

- генетические факторы - 15-20%;

- состояние окружающей среды - 20-25%;

- медицинское обеспечение - 10-15%;

- условия и образ жизни людей - 50-55%.

 

- Сейчас вам расскажу  о физических упражнениях, которые оказывает влияние на поддержание здоровья человека.

1)    Утренняя гигиеническая гимнастика (УГГ)- одно из средств физической культуры. Она развивает силу, гибкость, координацию движений. Улучшает деятельность внутренних органов, вызывает подъем эмоций, особенно если упражнение выполняется под музыку. УГГ лучше выполнять утром в сочетанием с закаливанием, но не очень рано, особенно больным с заболеванием сердечно- сосудистой системы.

2)   Подвижные спортивные игры являются хорошим средством физического развития, нормализация психоэмоционального состояния, совершенствования

Координация движений. Включая игры в урок физкультуры, можно значительно повысить нагрузки за счет эмоционального фактора, а если их проводить на берегу реки, моря, то эффективность возрастает еще и за счет закаливания и эмоционального факторов.

3)  Ходьба и бег. Имеют огромное значение в нормализации обменных процессов, функционального состояния кардиоресператорной системы.

Ходьба как физическое упражнение - ценное средство для улучшения деятельности ЦНС, сердечно -сосудистой и дыхательной систем. Во время ходьбы дыхание должно быть ритмичным, глубоким, не следует задерживать дыхание и разговаривать во время ходьбы. Дышать через нос, особенно зимой. Ходьба должна быть продолжительной, но не утомительной.

Бег - физическое упражнение с большой нагрузкой. Он развивает выносливость, особенно полезно для профилактики заболевания сердечно-сосудистой системы, ожирения и др. Его лучше сочетать с ходьбой и дыхательными упражнениями. Ходьбу и бег можно проводить днем и вечером.

Применение ходьбы, бега и их чередование дадут эффект только в том случае. Если занятия будут проводиться 3-4 раза в неделю и при ежедневных самостоятельных занятиях. Процентное соотношение ходьбы и бега впервые 2-3 недели занятий - 3:1. Постепеное, по мере адаптации к физическим нагрузкам, во время ходьбы в тренировочном цикле сокращается и увеличивается время бега. Потом включается ходьба и дыхательные упражнения. И только потом постепенно увеличивается темп и ритм бега при частоте сердечных сокращений не больше 130-145 уд. мин. Сочетание ходьбы и бега дает тренирующий и профилактический эффект для больных сердечно- сосудистыми заболеваниями и заболеваниями легких, эндокринной системы.

4) Велосипедный спорт способствует усилению обмена веществ, тренировке кардиоресператорной системы и др. велопрогулки показаны при заболеваниях сердечно- сосудистой, дыхательной систем и нарушение обмена веществ, а также при последствии травм суставов ног (для разработки тугоподвижности и тренировки мышц). Зимой велопрогулки заменяются упражнениями на велотренажерах.

5)    Катание на коньках рекомендуется при многих заболеваниях легких, обмена веществ, нервозах и др., для нормализации обменных процессов, улучшения функционального состояния и тренировки сердечно- сосудистой системы. Кроме того, катание на открытом воздухе обладает и еще закаливающим эффектом. Дышать следует через нос. Одежда должна соответствовать погоде, не стеснять движений.

6)   Плавание - отличное тренирующее средство и закаливающее. Если плавание сочетать с прогулками, играми, то оздоровливающий эффект еще более возрастает. Плавание усиливает деятельность кардиоресператорной системы и обмен веществ, а при травмах и заболеваниях позвоночника ведет к исчезновению болей и улучшению подвижности в суставах. Осторожность следует проявлять при заболеваниях сердца, легких, ЛОР - органов, особенно в осенне-зимнее время из-за опасности переохлаждения и обострения или возникновения простуды.

   Особенно важно сочетание физических нагрузок с закаливанием для людей, имеющих отклонения в состоянии здоровья. Так как такие занятия повышают общую тренированность организма, способствуют нормализации обменных процессов, функционального состояния, а так же ведут к усилению закаливания и предупреждают простудные заболевания.

           Наследственность человека невозможно рассматривать отдельно от целостности его физической сущности, поэтому использование средств физкультуры в той или иной мере, несомненно, оказывает влияние на поддержание здоровья человека. Вопрос состоит лишь в том, как определить достаточность использования средств физической культуры, чтобы не нанести вреда.  

           

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: