ГОРЯЙНОВ С.А.
ЧЕРНОВЫЕ ЗАПИСИ
По метафилософии
2001-2019
Содержание:
Горяйнов С.А. Основы метафилософии
(Канон философии)
Введение…………………………………………………………………………………….
Глава 1 Что такое философия……………………………………………………..
Глава 2. Что такое философский концепт…………………………………..9
Глава 3 Философия в истории……………………………………………………
Заключение………………………………………………………………………………..
Введение
Эта работа краткое и популярное изложение моей работы, которая является первым томом «Философии Ландшафта» Ч.1. Канон философии. Метафилософия». Но является отдельной работой.
Метафилософия занимается главным: что такое философия, каковы её цели и функции в культуре. Ведь ясно, что она существует не как игра для развития ума типа шахмат. Философия не вид спорта, а тип интеллектуальной социокультурной деятельности, играющей свою роль в культурном Ландшафте. Если не так, то можно рассматривать её атавизм, который излишен, совершенно не нужен, подлежит удалению. Но это не так. Философия существует уже 2500 тыс. лет, играет свою роль, и будет она это делать далее. Плач о смерти философии - это просто плач тех, кто не дотягивает до уровня серьезных задач, которые стоят перед философией третьего тысячелетия. А они способны только на плохое и поверхностное освоение новоевропейской философии XVII-XX вв и преподавание её студентам.
Метафилософия выясняет: какова социокультурная роль философии, какие задачи она решает, какими методами осуществляет свою роль, какую семиотическую систему применяет, какими деятелями-акторами осуществляется. Метафилософия выясняет: каковы закономерности и специфика существования её в культуре, каковы закономерности её истории, и есть ли они вообще, есть лм традиция в философия, а не просто творчество гениальных сингулярностей.
Глава 1 Что такое философия?
Что такое философия? Простой вопрос с простым ответом. Но он, почему-то, постоянно возникает снова. Дело в том, что философия - это отражение эпохи. Какова эпоха - такова философия. А эпохи меняются. И появляется своя своеобразная философия. Да и общество разделено на разные социальные страты, у каждой - своя философия. При всем этом есть общие вопросы, которые решает философия в те или иные эпохи, тем или иным образом.
Философия- это разъясняющая деятельность, которая схватывая единой мыслью эпоху, объясняет людям: 1)Каково соотношение «человек-мир»; 2)что есть мир; 3)что есть культура; 4)каковы вектора дальнейших социокультурных изменений. И на что человек может надеяться.
Философия в связи с вышеуказанным делится на пять частей. Это самое полноценное деление, охватывающее весь объем философской проблематики. Соответственно она подразделяется: 1) метафилософия; 2)феноменология; 3)онтология; 4) культурология; 5)идеология. Но есть трехчастное деление: 1) это эпистемология-область, которая отвечает на то как мы познаем мир; 2) онтология-область, которая проясняет, что есть мир, опираясь на данные науки своего времени; 3) культурулогия (или социальная философия-область, которая выясняет, что есть культура, в которой мы живем).
Имеется и одночастное деление, одна и самых распространенных форм,- это философствование на базе той или иной социокультурной формы (искусства, религии, политики и т.д.). Но в рамках этого она решает в более или менее полном объеме общие вышеуказанные вопросы философии (так или иначе) которые свойственны полнообъёмной схеме деления философского знания. В разные периоды истории выступает на первое место та или иная проблематика, но которая в той или иной мере и форме она все равно выражает и отвечает, повторюсь, на важнейшие человеческие вопросы, которые в основе вопросы просты и важны: 1 .Как мы соотносимся с миром (человек-мир), 2.Что есть мир, 3.Что есть культура, 4. На что можно надеяться человеку в мире? Без какого либо даже примитивного ответа философия- это пустой звук. Просто все эти вопросы выражаются в разных формах.
Философия это «размытое» образование, которое надстроено над мировоззренческими формами: религией, наукой, искусством, над ментальными формами, которые проявлены в социальной (право, мораль) и хозяйственной (техника и производство) сферах. Философия – это виртуальный «Град», блуждающий между «Градом небесным» и «Градом земным». Так бы сказать, - «Облака». Её предмет максимально широк по своему объему рассматриваемых явлений. В истории наблюдаются разные типы философии, которые в то или иное время отдают предпочтение либо рефлексии над мифологией, либо над религией, либо над наукой, либо над искусством, либо над социальными или хозяйственными сферами человеческой культуры. Сами философы никогда не были чистыми философами. Они были религиозными проповедниками, учеными, художниками, правоведами и политиками, поднимаясь в своих размышлениях на уровень философских обобщений. До уровня комплексной рефлексии над всей культурой философия поднималась крайне редко.
Тем не менее, как ранее было сказано, область проблематики философии четко очерчена вопросами: 1) что есть философия и какова её роль в культуре? 2) как человек понимает мир, 3) что есть мир природы, 4) что есть мир культуры, 5) каковы направления смысловых векторов социокультурных изменений, и на что человек может надеяться? Эти вопросы отражаются в тех или иных текстах философов. Где-то развит более один вопрос, где-то другой, но все они содержаться во всех философских текстах, если они философские.
Философия – технология модернити.
Философия является вторичным образованием ментальности, которая занимается критической и разъясняющей деятельностью, формой инициации социокультурных инноваций. Стремление некоторых сделать философию чисто религией (идеологией), наукой или искусством совершенно несостоятельно. Философия, при всей своей «погруженности» в эти ментальные формы, является образованием, которое имеет свою проблематику, свои задачи и цели, хотя в те или иные периоды своего существования, она проявлена похожей на науку, искусство или религию. Но это говорит только о том, что она связана тесно с этими мировоззренческими формами, и в той или иной экзистенциальной ситуации отдает большее предпочтение какой-либо из вышеуказанных форм, для выражения своих базовых философских вопросов и задач, о которых писалось выше. Ближе всего философия к тем или иным формам религиозного сознания, к разным социально-политическим учениям, т.е идеологическим формам.
Но вернее всего будет говорить, что это иной вид интеллектуальной деятельности, который тесно связан с этими культурными формами, некоторые из которых входят в философию лишь как частный, может, существенный момент, что касается особо идеологии.
Опыт истории философии говорит, что философия не кафедральное занятие, философия – реальная культурно-социальная практика, это жизненный опыт философа, тех или иных социокультурных групп и реальная работа человеческого ума и коллективного сознания по установлению надежных скреп по разломам человеческой культуры, по установке надежных стоек «в платоновых пещерах» ее фундамента.
Как писал, в частности, Б. Кроче: «Настоящая философия, в отличие от безжизненных школярских схем, исполнена страстью: чувством добра она питает умственные закоулки, утишает боль душевного подполья. Именно страсть выносит на передний план философских истин историческую ситуацию, готовя ее последующее разрешение провоцируемым действием. Это не стерильное созерцание и поклонение божественной жизни, описываемое фанатичными риторами, хотя и этому можно найти подходящие поводы, и не мучительное освобождение от жизненных тягот. Это, скорее, всегда непростое соучастие в непрекращающемся творении всегда нового мира. Такой логике отвечает вся история философии, любому из понятий которой так или иначе соответствует жизненная роль» (Кроче Б. Антология сочинений по философии. СПб. 1999. с.22).
Философия, как реальная культурно-социальная практика, включена в историю. Без этой реальной включенности в историю, она просто бессмысленный набор фраз. Когда философия выключается из истории жизни своей эпохи и превращается в архивную работу, она самоуничтожается, превращаясь в замкнутую касту.
Философия приобретает новый жизненный импульс только в историчности человеческого бытия, в присутствии ее в решении реальных забот и проблем культуры. Философия всегда философия Настоящего, и только с точки зрения бушующего Настоящего она понимает свое Прошлое и инициирует свое Будущее. Только будучи философией своего Настоящего,- она становится Вечной философией. Именно таковой была философия Гераклита, Платона, Аристотеля и Канта и т.п.
Философия – форма ментальной деятельности, свойственная модернизационному типу культуры. В традиционалистских типах культуры, где модернизационные процессы мало проявлены, роль философии существенно снижена, но даже в этих культурах философия процветает в трагические переломные периоды, от которых не застрахованы и эти тип культур, – в эпоху перемен.
Расцвет философии всегда приходится на тот период, когда в теле культуры образуются «разрывы» и «складки», в которых начинают «копошиться» разного рода философские концепты, стремясь «закрыть», «склеить» эти «разрывы». Это относится к самому периоду возникновения философии как суверенной формы ментальности, т.е. к греческому обществу от времен Солона до времен Александра. Это относится к китайской, индийской и арабской культуре, это относится и к западноевропейскому обществу XVI-XX вв. Ввиду принятого стиля «модернити» в нашей жизни философия сейчас выступает как центральная и структурообразующая ментальная форма, заменив религию. Став светской формой религии. Это правильно. Мир культуры стал сложен, он не может использовать банальные истины и теоретически смешные высказывания разных религиозных систем в качестве руководящих алгоритмов. Это просто опасно. Но сие не говорит, что эти регулятивные принципы и алгоритмы были ошибочны, просто они слишком просты для современной культуры.
Если отсутствует необходимость модернизации, то философия автоматически преобразуется в процессе культурного творчества в религиозную или иную идеологическую форму сакрального или секуляризированного типа, постепенно приобретая свойственные им черты. На что указывают реальные примеры из истории. Вот тогда и входят регулятивные принципы и алгоритмы разных форм религиозного сознания. Но это уже религия вторичного типа, которая отличается повышенной «нагруженностью» светским знанием. Сейчас мы наблюдаем множество таких религий «New Age».
Технология модернизации выступает в разных формах. Во-первых, модернизация идет путем, реконструкции ментальности самого человека или какой-либо социокультурной группы; во-вторых, путем реконструкции поведенческих тактик и стратегий человека или социокультурной группы в мире. Это приводит к различению форм философии на «идеалистические» и «материалистические», но это различение может иметь часто лишь психологический характер направленностей мысли (интровертной или экстраверной), что при более подробном анализе «снимается», а выступает на первый план та роль и значение, которую выполняет та или иная философия в качестве технологии модернизации. Эту задачу философия решает в разных формах.
Главный метод модернизации состоит не в отвержении традиции. Он состоит: либо в прояснении и уточнении существующей традиции; либо в заимствовании традиций иной культурной общности; либо в инициации какой-либо маргинальной в данный момент традиции; либо в обращении к древней и давно утерянной традиции. Потому философия никогда не строится на «пустом» месте. Но философия, все же, это свобода, это дистанцирование от оков традиций той или иной культурной общности, в которой существует философ. Философ всегда скептично относится к существующему порядку вещей. Это маргинал-шизоид. Потому скептицизм – органон философии: «…скептицизм есть привал для человеческого разума, где он может обдумать свое догматическое странствование и набросать план местности, где он находится, чтобы избрать дальнейший свой путь с большей уверенностью, но это вовсе не место для постоянного пребывания; такая резиденция может быть там, где достигнута полная достоверность познания самих предметов или границ, в которых заключено все наше знание о предметах» (Кант И. Сочинения в 6-ти томах. М. 1964. Т.3. с.632).
Философия не идет путем кумулятивного накопления знаний, как в науке. Она идет более по исторической логике искусства - путем возникновения отдельных сингулярностей-творцов, которые связаны друг с другом, но на уровне «слабых взаимодействий. Но не совсем так. Философия, так сказать, синтез науки и искусства, а потому тут и своеобразная логика её законов традиции. Тем не менее, имеет смысл сказать, следуя К. Ясперсу,- нет истории философии, нет философской традиции в полной мере; а история философии - это серия философов, которые иногда группируются в направления, где наблюдаются отдельные кумулятивные явления («обрывки» традиций) развития и конкретизации идей первосоздателей. Классический пример тому - традиция марксистской философии. В любом случае философ - это свобода от всех традиций. Он подходит к проблемам своей эпохи с открытым кровоточащим умом и душой, без защитного покрова той или иной философской традиции.
Свободу философу дает мысль. В этом отношении прав выдающийся русский философ П.Л. Лавров (1823-1901), который противопоставлял мысль и традицию (культуру), ибо режим cogito - это способ достижения свободы и метод введения инноваций. Мысль может быть только свободной. Потому-то гносеология как учение о мыслительной деятельности расцвело именно в западноевропейской философии и, прежде всего, в тех культурных регионах, где сильны идеи либерализма.
Вход в режим философствования достигается декартовой установкой: «Я мыслю, следовательно, существую». Смысл этой установки состоит в том, что мысль освобождает человека от оков традиций той общности, в которой он находится. Традиции задают координаты эпистем мысли и ритуалов действия, они сковывают свободу, а потому нужно освободиться от этих оков, чтобы начать свободное движение, обратиться «к самим вещам» для приобретения философского опыта. Потому-то философ часто непонятен своим ходом мысли и экстравагантен по форме поведения, он – идиот-шизоид: «Философия встает на сторону идиота, как человека без допущений» (Делёз Ж. Различие и повторение. Спб., 1998. с.164).
Сами психиатры, довольно знаменитые и значимые, признают странные факты, которые фактически уничтожают эту сферу медицины, переводят её в статус социокультурного явления. Знаменитый польский психиатр А. Кемпински писал следующее: «Никто не сомневается, что шизофрения – болезнь; за это говорит уже хотя бы огромная степень страданий таких больных, однако нельзя сказать, что есть в этой болезни нечто возвышенное, а именно то, что специфически человеческие особенности подвергаются в ней катастрофическому возрастанию» (Кемпински А. Экзистенциальная психиатрия.1997 с.157). Если такого рода болезнь «катастрофического возрастания» собственно «человеческого» поразит человечество, то пусть развивается эта «чума» значительно быстрее чумы XXI века - СПИДа, поразившей, как «Божья кара», все человечество. Философия Ландшафта - это идеология воинствующего Шизоида.
Но полного достижения этой свободы не достигается. Всегда имеется набор базовых эйдетических кодов-традиций. Ч.С. Пирс в своей работе «Закрепление верования» и др. правильно указывал на ошибочность этого утверждения Декарта. Т.е существует система, существующая даже на уровне архетипов бессознательного, которые существенно влияют на ход мысли. В этом смысл известного высказывания Августина: «Верую, чтобы понимать». Т.е. есть беспредпосылочное знание, заданное традицией, какой бы степени «очистки» не подвергались мировоззренческие формы, как бы философы не старались. Полностью свободный философ, который ведет разговор на «ты» со своей эпохой-это «идеальный» тип. Сюда вмешиваются и социальные институты власти, науки и образования; частные интересы социокультурных групп, к которым имеет принадлежность мыслитель; элементарная «блокировка» мыслителя» на выход его идей в общество; большое значение имеют и индивидуальные особенности мыслителя и конкретная среда, в окружении которой он творит.
В мифологическом периоде роль «философов» играли шаманы – определенная категория людей, которая обладала специфическими чертами: нестандартным строением психики, отсутствием атрибутов гендерной идентификации, с маргинальной формой поведения. Эти же существенные черты сохранились далее, потому творцы ментальности в большинстве случаев - это асоциальные, маргинальные личности. Это необходимое условие, ибо они мыслят иначе, соответственно, и поведение отличается своеобразием. Эти черты были отмечены в свое время Ч. Ломброзо (1835-1909), М. Нордау (1849-1923), Ш. Рише (1850-1935) и множеством других. Не имеет смысла перечислять. Это широко освещено в литературе. И довольно с серьёзной доказательной базой.
Режим cogito приемлем только для философствующего, что не свойственно многим, ибо большинство или вообще мало мыслят, или же мыслят по направлениям, заданными той эпистемой, сформированной традициями той культурно-социальной группы, в которой он существует. Потому-то философ всегда одинок, ибо его не могут и не хотят впустить в свою «пещеру», мыслящие в рамках той или иной эпистемы культурно-социальные группы, он везде чужой. Одиночеством он платит за свободу своей мысли, за возможность путешествовать по бытию всех явлений эпохи.
Известно со времен Платона, что философия в большее мере – это умение умирать, т.е. философия – это теория суицида. Такой странный вывод многих поражает, но так и не достигается понимания этого феномена. Философия учит умирать по той причине, что философ, выходя из принятых эпистем той или иной культурно-социальной группы, подвергает себя остракизму и умирает для нее. Это явление смерти постоянно воспроизводится в культуре. Любой культурный герой в мифологии проходит очищение в «преисподней, в царстве «мертвых». Это же явление рассматривает, в частности А. Тойнби, который подмечает факт «Ухода – и – Возврата», как необходимого процесса для формирования деятеля культурных инноваций. Он правильно писал: «Уход позволяет личности реализовать свои индивидуальные позиции, которые не могли бы найти выражения, подавленные прессом социальных обязательств, неизбежных в обществе» (Тойнби А. Дж. Постижение истории. М., 1991 с.267)
Хотя новоевропейские философы (по преимуществу) философы ведут свою традицию от Декарта, но он не все являются картезианцамим, ибо картезианское «cogito» интровертно, тогда как современный философ экстраверт, – его «cogito» детерминировано многообразиями мира. Для современного философа не должно существовать автономии мысли, она всегда дополнена реальностью окружающего мира, входящего в его сознание как равноправный компонент. Современное философствование – это философствование свободно блуждающего шизоида-мыслителя, ставящего в местах трагических разломов между человеком и миром свои «скрепы-идеи». И эта работа имеет перманентный характер, ибо эти «скрепы-идеи» ненадежны, - другими быть не могут по сути, а потому философия – это вечное ремесло.
Культурно-историческая практика философии – это критика. Философии – это культурно-социальная практика по критике современной ей культуры. На базе этой критики новые концептуальные схемы, которые инициируют новые формы мышления, новые картины мира и новые образы жизни. Но философия не тотальная критика стороннего наблюдателя, а, как подчеркивал Ю. Хабермас, тип культурно-социального действия.
Философия – это интеллектуальныйтеррор. Путем этого интеллектуального террора достигается врачевание культуры: очищение наносов, прояснение смысловых основ культуры, лечение злокачественных опухолей её. Философ является врачом культуры. Философ взрывает устоявшиеся системы ментальности, обществ и типов деятельности, выпуская в мир «красныебригады» философских концептов. Философ – это шахид культуры, это гений-мудрец, изгой-революционер и чудак-изобретатель, чудо-врачеватель человечества. Неудивительно, что после того как произошел процесс модернизации, от такого типа людей общество избавляется. Но обычно этого не происходит, ибо они - пророки-провидцы умирают раньше, а потому их просто стилизуют, делают из них «идолов», прикрывая их именами свои неблаговидные дела.