Философия – технология модернити

ГОРЯЙНОВ С.А.

ЧЕРНОВЫЕ ЗАПИСИ

По метафилософии

2001-2019

Содержание:

Горяйнов С.А. Основы метафилософии

(Канон философии)

Введение…………………………………………………………………………………….

Глава 1 Что такое философия……………………………………………………..

Глава 2. Что такое философский концепт…………………………………..9

Глава 3 Философия в истории……………………………………………………

Заключение………………………………………………………………………………..

Введение

 Эта работа  краткое и популярное изложение моей работы, которая является первым томом «Философии Ландшафта» Ч.1. Канон философии. Метафилософия». Но является отдельной работой.

Метафилософия занимается главным: что такое философия, каковы её цели и функции в культуре. Ведь ясно, что она существует не как игра для развития ума типа шахмат. Философия не вид спорта, а тип интеллектуальной социокультурной деятельности, играющей свою роль в культурном Ландшафте. Если не так, то можно рассматривать её атавизм, который излишен, совершенно не нужен, подлежит удалению. Но это не так. Философия существует уже 2500 тыс. лет, играет свою роль, и будет она это делать далее. Плач о смерти философии - это просто плач тех, кто не дотягивает до уровня серьезных задач, которые стоят перед философией третьего тысячелетия. А они способны только на плохое и поверхностное освоение новоевропейской философии XVII-XX вв и преподавание её студентам.

Метафилософия выясняет: какова социокультурная роль философии, какие задачи она решает, какими методами осуществляет свою роль, какую семиотическую систему применяет, какими деятелями-акторами осуществляется.        Метафилософия выясняет: каковы закономерности и специфика существования её в культуре, каковы закономерности её истории, и есть ли они вообще, есть лм традиция в философия, а не просто творчество гениальных сингулярностей.

Глава 1 Что такое философия?

Что такое философия? Простой вопрос с простым ответом. Но он, почему-то, постоянно возникает снова. Дело в том, что философия - это отражение эпохи. Какова эпоха - такова философия. А эпохи меняются. И появляется своя своеобразная философия. Да и общество разделено на разные социальные страты, у каждой - своя философия. При всем этом есть общие вопросы, которые решает философия в те или иные эпохи, тем или иным образом.

Философия- это разъясняющая деятельность, которая схватывая единой мыслью эпоху, объясняет людям: 1)Каково соотношение «человек-мир»; 2)что есть мир; 3)что есть культура; 4)каковы вектора дальнейших социокультурных изменений. И на что человек может надеяться.

Философия в связи с вышеуказанным делится на пять частей. Это самое полноценное деление, охватывающее весь объем философской проблематики. Соответственно она подразделяется: 1) метафилософия; 2)феноменология; 3)онтология; 4) культурология; 5)идеология. Но есть трехчастное деление: 1) это эпистемология-область, которая отвечает на то как мы познаем мир; 2) онтология-область, которая проясняет, что есть мир, опираясь на данные науки своего времени; 3) культурулогия (или социальная философия-область, которая выясняет, что есть культура, в которой мы живем).

Имеется и одночастное деление, одна и самых распространенных форм,- это философствование на базе той или иной социокультурной формы (искусства, религии, политики и т.д.). Но в рамках этого она решает в более или менее полном объеме общие вышеуказанные вопросы философии (так или иначе) которые свойственны полнообъёмной схеме деления философского знания. В разные периоды истории выступает на первое место та или иная проблематика, но которая в той или иной мере и форме она все равно выражает и отвечает, повторюсь, на важнейшие человеческие вопросы, которые в основе вопросы просты и важны: 1 .Как мы соотносимся с миром (человек-мир), 2.Что есть мир, 3.Что есть культура, 4. На что можно надеяться человеку в мире? Без какого либо даже примитивного ответа философия- это пустой звук. Просто все эти вопросы выражаются в разных формах.

Философия это «размытое» образование, которое надстроено над мировоззрен­ческими формами: религией, наукой, искусством, над ментальными формами, которые проявлены в соци­альной (право, мораль) и хозяйственной (техника и производство) сферах. Философия – это виртуальный «Град», блуждающий между «Градом небесным» и «Градом зем­ным». Так бы сказать, - «Облака». Её предмет максимально широк по своему объему рассматриваемых явлений. В истории наблюдаются разные типы философии, которые в то или иное время отдают предпоч­тение либо рефлексии над мифологией, либо над религией, либо над наукой, либо над искусством, либо над социальными или хозяйственными сферами человече­ской культуры. Сами философы никогда не были чистыми философами. Они были ре­лигиозными проповедниками, учеными, художниками, правоведами и политиками, поднимаясь в своих размышлениях на уровень философских обобщений. До уровня комплексной рефлексии над всей культурой философия поднималась крайне редко.

Тем не менее, как ранее было сказано, область проблематики философии четко очерчена вопросами: 1) что есть философия и какова её роль в культуре? 2) как человек понимает мир, 3) что есть мир природы, 4) что есть мир культуры, 5) каковы направления смысловых векторов социокультурных изменений, и на что человек может надеяться? Эти вопросы отражаются в тех или иных текстах философов. Где-то развит более один вопрос, где-то другой, но все они содержаться во всех философских текстах, если они философские.

Философия – технология модернити.

Философия яв­ляется вторичным образованием ментальности, которая занимается критической и разъ­ясняющей дея­тельностью, формой инициации социокультурных иннова­ций. Стремление не­которых сде­лать философию чисто религией (идеологией), наукой или искусством совершенно не­со­стоятельно. Философия, при всей своей «погруженности» в эти менталь­ные формы, является образованием, которое имеет свою проблематику, свои задачи и цели, хотя в те или иные периоды своего существования, она проявлена похожей на науку, искусство или религию. Но это говорит только о том, что она связана тесно с этими мировоззренческими формами, и в той или иной эк­зистенциальной ситуа­ции отдает большее предпочтение какой-либо из вышеуказан­ных форм, для выражения своих базовых философских вопросов и задач, о которых писалось выше. Ближе всего философия к тем или иным формам религиозного сознания, к разным социально-политическим учениям, т.е идеологическим формам.

  Но вернее всего будет говорить, что это иной вид интеллектуальной деятельности, который тесно связан с этими культурными формами, некоторые из которых входят в философию лишь как частный, может, существенный момент, что касается особо идеологии.

Опыт истории философии говорит, что философия не кафедральное занятие, философия – реальная культурно-социальная прак­тика, это жизненный опыт философа, тех или иных социокультурных групп и реальная работа человеческого ума и коллективного сознания по уста­новлению надежных скреп по раз­ломам человеческой культуры, по установке надеж­ных стоек «в платоновых пещерах» ее фундамента.

Как писал, в частности, Б. Кроче: «Настоящая философия, в отличие от безжизненных школярских схем, исполнена страстью: чувством добра она питает умственные зако­улки, утишает боль душевного подполья. Именно страсть выносит на передний план философских истин историческую ситуацию, готовя ее последующее разрешение про­воцируемым действием. Это не стерильное созерцание и поклонение божественной жизни, описываемое фанатичными риторами, хотя и этому можно найти подходящие поводы, и не мучительное освобождение от жизненных тягот. Это, скорее, всегда не­простое соучастие в непрекращающемся творении всегда нового мира. Такой логике отвечает вся история философии, любому из понятий которой так или иначе соответст­вует жизненная роль» (Кроче Б. Антология сочинений по философии. СПб. 1999. с.22).

Философия, как реальная культурно-социальная практика, включена в историю. Без этой реальной включенности в историю, она просто бессмысленный набор фраз. Когда фило­софия выключается из истории жизни своей эпохи и превращается в архивную работу, она самоуничтожа­ется, превращаясь в замкнутую касту.

Философия приобретает новый жизненный импульс только в историчности чело­веческого бытия, в присутствии ее в решении реальных забот и проблем культуры. Фи­лософия всегда философия Настоящего, и только с точки зрения бушующего Настоя­щего она понимает свое Прошлое и инициирует свое Будущее. Только будучи филосо­фией своего Настоящего,- она становится Вечной философией. Именно таковой была философия Гераклита, Платона, Аристотеля и Канта и т.п.

Философия – форма ментальной деятельности, свойственная модернизационному типу культуры. В традиционалистских типах культуры, где модернизационные про­цессы мало проявлены, роль философии существенно снижена, но даже в этих культу­рах философия процветает в трагические переломные периоды, от которых не застра­хованы и эти тип культур, – в эпоху перемен.

Расцвет философии всегда прихо­дится на тот период, когда в теле культуры образу­ются «разрывы» и «складки», в которых начи­нают «копошиться» разного рода фило­софские концепты, стремясь «закрыть», «склеить» эти «разрывы». Это от­носится к самому периоду возникнове­ния философии как суверенной формы мен­тальности, т.е. к греческому об­ществу от времен Солона до времен Алек­сандра. Это относится к китайской, индийской и арабской культуре, это от­носится и к западноевро­пейскому обществу XVI-XX вв. Ввиду принятого стиля «модернити» в на­шей жизни философия сей­час вы­ступает как центральная и структурообра­зующая мен­тальная форма, заменив рели­гию. Став светской формой религии. Это правильно. Мир культуры стал сложен, он не может использовать банальные истины и теоретически смешные высказывания разных религиозных систем в качестве руководящих алгоритмов. Это просто опасно. Но сие не говорит, что эти регулятивные принципы и алгоритмы были ошибочны, просто они слишком просты для современной культуры.

Если отсутствует необходимость модернизации, то фи­лосо­фия автоматически преоб­разуется в процессе культурного твор­чества в религиозную или иную идеологическую форму са­краль­ного или се­куляризированного типа, постепенно приобретая свойственные им черты. На что указывают реальные примеры из истории. Вот тогда и входят регулятивные принципы и алгоритмы разных форм религиозного сознания. Но это уже религия вторичного типа, которая отличается повышенной «нагруженностью» светским знанием. Сейчас мы наблюдаем множество таких религий «New Age».

Технология модернизации выступает в разных формах. Во-первых, модернизация идет путем, рекон­струкции ментальности самого человека или какой-либо социокультурной группы; во-вторых, путем реконст­рукции поведенческих тактик и стратегий человека или социокультурной группы в мире. Это приводит к различению форм философии на «идеалистические» и «материалистиче­ские», но это различение может иметь часто лишь психологический характер направленностей мысли (интровертной или экстраверной), что при более под­робном анализе «снимается», а выступает на первый план та роль и значе­ние, которую выполняет та или иная филосо­фия в качестве технологии модернизации. Эту за­дачу философия решает в разных фор­мах.

Главный метод модернизации состоит не в от­вержении традиции. Он состоит: либо в проясне­нии и уточнении существующей традиции; либо в заимствовании традиций иной куль­турной общности; либо в инициации какой-либо маргинальной в данный момент тра­диции; либо в обращении к древней и давно утерянной тради­ции. Потому философия никогда не строится на «пустом» месте. Но философия, все же, это свобода, это дистанцирование от оков традиций той или иной культурной общно­сти, в которой существует философ. Философ всегда скептично относится к сущест­вующему порядку вещей. Это маргинал-шизоид. Потому скептицизм – органон философии: «…скептицизм есть привал для человеческого разума, где он может обдумать свое дог­матическое странствование и набросать план местности, где он находится, чтобы из­брать дальнейший свой путь с большей уверенностью, но это вовсе не место для посто­янного пребывания; такая резиденция может быть там, где достигнута полная досто­верность познания самих предметов или границ, в которых заключено все наше знание о предметах» (Кант И. Сочинения в 6-ти томах. М. 1964. Т.3. с.632).

Философия не идет путем кумулятивного накопления знаний, как в науке. Она идет более по исторической логике искусства - путем возникновения отдельных сингулярностей-творцов, которые связаны друг с другом, но на уровне «слабых взаимодействий. Но не совсем так. Философия, так сказать, синтез науки и искусства, а потому тут и своеобразная логика её законов традиции. Тем не менее, имеет смысл сказать, следуя К. Ясперсу,- нет истории философии, нет философской традиции в полной мере; а история философии - это серия философов, которые иногда группируются в направления, где наблюдаются отдельные кумулятивные явления («обрывки» традиций) развития и конкретизации идей первосоздателей. Классический пример тому - традиция марксистской философии. В любом случае философ - это свобода от всех традиций. Он подходит к проблемам своей эпохи с открытым кровоточащим умом и душой, без защитного покрова той или иной философской традиции.

Свободу философу дает мысль. В этом отношении прав выдающийся русский философ П.Л. Лавров (1823-1901), который противопоставлял мысль и традицию (культуру), ибо режим cogito - это способ достижения свободы и метод введения инноваций. Мысль может быть только свободной. Потому-то гносеология как учение о мыслительной дея­тельности расцвело именно в западноевропейской философии и, прежде всего, в тех культурных регионах, где сильны идеи либерализма.

Вход в режим философствования достигается де­картовой установкой: «Я мыслю, следовательно, существую». Смысл этой установки состоит в том, что мысль освобож­дает человека от оков традиций той общности, в которой он находится. Традиции за­дают координаты эпистем мысли и ритуалов действия, они сковывают свободу, а по­тому нужно освободиться от этих оков, чтобы начать свободное движение, обратиться «к самим вещам» для приобретения философского опыта. Потому-то философ часто непонятен своим ходом мысли и экстравагантен по форме поведения, он – идиот-шизоид: «Философия встает на сторону идиота, как человека без допущений» (Делёз Ж. Разли­чие и повторение. Спб., 1998. с.164).

Сами психиатры, довольно знаменитые и значимые, признают странные факты, которые фактически уничтожают эту сферу медицины, переводят её в статус социокультурного явления. Знаменитый польский психиатр А. Кемпински писал следующее: «Никто не сомневается, что шизофрения – болезнь; за это говорит уже хотя бы огромная степень страданий таких больных, однако нельзя сказать, что есть в этой бо­лезни нечто возвышенное, а именно то, что специфически человеческие особенности подвергаются в ней катастрофиче­скому возрастанию» (Кемпински А. Экзистенциальная психиатрия.1997 с.157). Если такого рода болезнь «катастрофического воз­растания» собственно «че­ловеческого» поразит человечество, то пусть развивается эта «чума» значительно быст­рее чумы XXI века - СПИДа, поразившей, как «Божья кара», все человечество. Философия Ландшафта - это идеология воинствующего Шизоида.

Но полного достижения этой свободы не достигается. Всегда имеется набор базовых эйдетических кодов-традиций. Ч.С. Пирс в своей работе «Закрепление верования» и др. правильно указывал на ошибочность этого утверждения Декарта. Т.е существует система, существующая даже на уровне архетипов бессознательного, которые существенно влияют на ход мысли. В этом смысл известного высказывания Августина: «Верую, чтобы понимать». Т.е. есть беспредпосылочное знание, заданное традицией, какой бы степени «очистки» не подвергались мировоззренческие формы, как бы философы не старались. Полностью свободный философ, который ведет разговор на «ты» со своей эпохой-это «идеальный» тип. Сюда вмешиваются и социальные институты власти, науки и образования; частные интересы социокультурных групп, к которым имеет принадлежность мыслитель; элементарная «блокировка» мыслителя» на выход его идей в общество; большое значение имеют и индивидуальные особенности мыслителя и конкретная среда, в окружении которой он творит.

В мифологическом периоде роль «философов» играли ша­маны – определенная ка­тегория людей, которая обладала специфическими чертами: не­стандартным строением психики, отсутствием атрибутов гендерной идентификации, с маргинальной формой по­ведения. Эти же существенные черты сохранились далее, по­тому творцы ментальности в большинстве случаев - это асоциальные, маргинальные личности. Это необходимое условие, ибо они мыслят иначе, соответственно, и поведение отличается своеобразием. Эти черты были отмечены в свое время Ч. Ломброзо (1835-1909), М. Нордау (1849-1923), Ш. Рише (1850-1935) и множеством других. Не имеет смысла перечислять. Это широко освещено в литературе. И довольно с серьёзной доказательной базой.

Режим cogito приемлем только для философствующего, что не свойст­венно многим, ибо большинство или во­обще мало мыслят, или же мыслят по на­правлениям, задан­ными той эпистемой, сформированной традициями той культурно-социальной группы, в которой он существует. По­тому-то философ всегда одинок, ибо его не могут и не хо­тят впустить в свою «пещеру», мыслящие в рамках той или иной эпистемы куль­турно-социальные группы, он везде чужой. Одиночеством он платит за сво­боду своей мысли, за возможность путешествовать по бытию всех явлений эпохи.

Известно со времен Платона, что философия в большее мере – это умение умирать, т.е. философия – это теория суицида. Такой странный вывод многих поражает, но так и не достигается понимания этого фе­номена. Философия учит умирать по той причине, что фи­лософ, выходя из принятых эпистем той или иной культурно-социальной группы, подвергает себя остракизму и умирает для нее. Это явление смерти постоянно воспроизводится в культуре. Любой культурный ге­рой в мифологии проходит очищение в «преисподней, в царстве «мертвых». Это же яв­ление рассматривает, в частности А. Тойнби, который подмечает факт «Ухода – и – Возврата», как необходимого процесса для формирования деятеля культурных иннова­ций. Он правильно писал: «Уход позволяет личности реализовать свои индивидуальные позиции, которые не могли бы найти выражения, подавленные прес­сом социальных обязательств, неизбежных в обществе» (Тойнби А. Дж. Постижение ис­тории. М., 1991 с.267)

Хотя новоевропейские философы (по преимуществу) философы ведут свою традицию от Декарта, но он не все являются кар­тезиан­цамим, ибо картезиан­ское «cogito» интро­вертно, тогда как современный философ экстраверт, – его «cogito» де­терминировано мно­гообразиями мира. Для современного философа не должно существовать автономии мысли, она всегда дополнена реально­стью окружаю­щего мира, входящего в его сознание как равноправный компонент. Со­временное философствование – это философствование свободно блуждающего шизоида-мыслителя, ставящего в местах трагических разломов между человеком и миром свои «скрепы-идеи». И эта работа имеет перманентный характер, ибо эти «скрепы-идеи» не­надежны, - другими быть не могут по сути, а потому философия – это вечное ремесло.

Культурно-историческая практика философии – это критика. Философии – это культурно-социальная практика по критике современной ей культуры. На базе этой критики новые концептуальные схемы, которые инициируют новые формы мышления, новые картины мира и новые образы жизни. Но философия не тотальная критика сто­роннего наблюдателя, а, как подчеркивал Ю. Хабермас, тип культурно-социального действия.

Философия – это интеллектуальныйтеррор. Путем этого интеллектуального тер­рора достигается врачевание культуры: очищение наносов, прояснение смысловых ос­нов культуры, лечение злокачественных опу­холей её. Философ является врачом куль­туры. Философ взрывает устоявшиеся системы ментальности, обществ и типов дея­тельности, выпуская в мир «красныебригады» философских концептов. Философ – это шахид культуры, это гений-мудрец, изгой-революционер и чудак-изобретатель, чудо-врачеватель человечества. Неудивительно, что после того как произошел процесс модернизации, от такого типа людей общество избавляется. Но обычно этого не происходит, ибо они - пророки-про­видцы умирают раньше, а потому их просто стилизуют, делают из них «идолов», прикрывая их именами свои неблаговидные дела.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: