Трансцендентальная геология

Над созданием «трансцендентальной геологии» размышлял М. Мерло-Понти. Но так и не развил подробно эту свою мысль. Как и его коллега по ремеслу философа- Ф. Ницше.

1. Геологоразведка текстов

Современный философ – это «геологоразведчик» текстов. Наша современная куль­тура - это «галактика Гутенберга» (В.И. Вернадский). Потому естественно появление концепции Деррида, утверждающей о первенстве письма перед речью. Дей­ствительно, для первобытного человека были важны не только звуковая речь, а и сим­волы- иконы («руны»), обозначающие те или иные «значимые значения» их жизни. Со­временный философ буквально «завален» текстовыми массивами современ­ной культуры и тексто­выми «фациями» текстов прежних культур. Он становится в боль­шей степени не «геоло­гом» культуры вообще, а во времена информационной цивилизации именно «геологом» символических конструкций-тек­стов, сопровождающих все культурные процессы. Текст, как цельность, обладает «геоморфологической» простран­ственной структурой – в нем есть горы, разрывы, трещины и разрезающие текст кань­оны; в нем есть вершины откровений, эмоциональные взлеты и поднятия мысли. А по­тому, встает задача путем «геологораз­ведки» этих текстов понять «текстуру» са­мой жизни настоящего и про­шлого. Для этого необходима методология «деконструк­ции» текстов. И эта «деконст­рукция» должна идти по нескольким направле­ниям. «Бу­рение» текстового мас­сива должны идти по трем путям: а) по пути выяснения пси­холо­гии са­мого создателя тек­стов; в) по пути вы­яснения традиций, в ауре которых тво­рился текст; с) по пути вы­яс­нения того, как текст реально функциони­ровал в совре­менной культуре, и как он про­ецировался на последующую культурную историю. Ландшафт текста крайне мно­гооб­разен, он часто не имеет общего сюжета и компози­ции, да и если они присутст­вуют, то этот единый сюжет и композиция текста, как пра­вило, лишь по­верх­ностная ви­димость. При кардинальной «деконструкции» тек­ста вы­являются скры­тые «разломы» текстового массива и некоторые аттракторы, орга­ни­зующие текстовой мас­сив, которые часто при трансляции в культурной истории этого текста буквально взры­ваются как «вулканы», вскрывая невидимые для самого ав­тора текстов новые смыслы и новую конфигурацию значений текста. При снятии пер­вона­чального «покрова» текстового массива мы нахо­дим множество различных на­пла­стований, часто при этом выясняется, что фундамен­том по внешности единого тек­сто­вого ландшафта являются совершенно разнородные «породы – традиции», и именно это раскрывает наиболее адекватно реальную жизнь культуры, в которой этот текст творился; - а сама же внешняя форма и содержание тек­стов оказы­ваются при этом, как не удивительно, ме­нее значительными для выяснения «ауры» культуры, в которой он творился. Именно развернутая «геологоразведка» мно­гих давно уже известных текстов – это одна из пер­воочередных задач философов XXI века – этих «геологов» культур­ного Ландшафта.

2. Философская география бытия и философская геология истории

Философ – «геолого-географ» всегда должен уметь читать не только философский текст, но читать и «Книгу Мира», выявляя смыслы и значения текстов этой «Книги Мира», следуя в этом посылу «отца» новоевропей­ской философии – Р. Декарту. Во­обще, как правильно подчеркивал французский «Сократ» - Ж.Ж. Руссо: «Злоупот­реб­ление чтением убивает науку. Чело­веку представляется, что он усвоил все им про­чи­танное, и он уже не считает нужным что-либо изучать. Чрезмерное пристрастие к чте­нию создает лишь самонадеянных не­вежд» (Руссо Ж.-ж. Избранные произведения в 3-х томах. Т.1. с.672).

Философ – это «географ» природного и культурного Ландшафта и «геолог» исто­рии «земной» жизни человече­ства. Философ – это исследователь Ландшафта, его есте­ственных и культурных состав­ляющих. Но исследование естественного Ландшафта для него вторично, он дает лишь мировоззренческую картину этого естественного Ланд­шафта, используя достижения современной ей науки. Философ всегда антрополо­гиче­ски ориентирован даже в сфере исследований естественного Ландшафта. Но перед этим он гуляет по складкам своей души…

 Философ Ландшафта – это путешественник, принципи­аль­ный онто­ло­гист; он «роман­тик – реалист», оперирующий «мысле-образами» Ландшафтных Сти­хий, про­пахший дымом гераклито­вого «Огня-Логоса», с лицом, об­ветрен­ным стои­че­ским «Воз­духом- Пневмой». Он не знает разделения на субъект и объект, ибо, как пи­сал Ж. Де­лёз: «По­ня­тия субъекта и объекта не позволяют подойти вплотную к существу мысли. Мысль – это не нить, натянутая между субъектом и объ­ектом, и не вращение первого вокруг второго. Мысль осуществляется скорее через со­отношение территории и земли» (Делез Гаттари Что такое философия. М-Спб, 1998 с.110). Он знает «тайну» философии, знает, что в её «…начале была шизофрения: досо­крати­ческая фи­лософия, абсо­лютная глубина, вскры­тая в телах и в мысли» (Делез Ж. Логика смысла. М., 1995 с.160).

Философ Ландшафта- это «диггер» бытия и культуры. Он проникает своей мыслью в потаенные слои мира, в потаенные слои бессознательного. Сей процесс часто опасен. Ибо, увидев истину, можно проникнуться полным безразличием к бытию и полным презрением к человечеству.

3. Как правильно философствовать молотом

«Философствовать молотом» – эту метафору применил один из ландшафтно мысля­щих философов - Ф. Ницше в своей работе «Сумерки идолов, или как философ­ствуют молотом» (1888). Но, как и во всех своих работах, он, ввиду своего больного сознания, не смог четко развить эту метафору. Это свойство всех его мыслей, но, тем не менее, его броские метафоры и афоризмы, служат часто хорошим «возбудителем» и подсобным материалом для нормального философствования. В этом его непреходящая роль в со­временной философии. Хотя схожую метафору применил сократик Диоген, который рассматривал свое киническое философствование как «перечеканку монет».

Для Философа Ландшафта «философствовать молотом» – это означает «взрывать» тек­сты, находя скрытые смыслы; «философствовать молотом» - значит стать «геофилосо­фом» - географом бытия и геологом культуры; философствовать молотом» – т.е. забо­титься об обустройстве бытии и своего присутствия в нем..

У М. Фуко философ – это «археолог» культуры или её «ар­хивист», но философ Ланд­шафта более радикален – он «ре­конст­руктивист». Но не «деконструктивист» Он философствует «молотом» крити­ческой мысли и острым «кайлом» философского концепта. Он понимает слова ницше­анского «За­ратустры», который утверждал, что только с «по­мощью гор должен учиться строить познающий» и что «дух двигает го­рами» (Ницше Ф. Сочинения Т.2. с.74). Он не только делает «картографирование» культурного Ландшафта, но еще и врезается в пла­сты культуры с ост­рым философским концептом - «кайлом» и сотрясает человече­скую культуру критической мыслью - «мо­лотом», высе­кая «искры духа». Это мысли­тель, ко­торый с опы­том человека начала III тысячелетия и «детской наивностью» Лао-цзы (бу­квально – «Старого ребенка») и Со­крата проникает в пла­сты её текстов; вникает в пла­сты социальных систем и их изломов; изучает тропы мироэкономических образо­ваний, типы производств и товаров, - в общем, он выявляет разломы тектониче­ских плит куль­туры, её пликатив­ные и дизъюнктивные дислокации складок, типологии фа­ций в менталь­ности, обществе и хо­зяйстве. Он как «К ритически мыслящая личность» П. Лав­рова - выяс­няет: что произошло, почему не все ладно в че­ловеческой культуре, от­чего человек в ней несчастен, что нужно сделать для ее «sustainаble development».

Теория эклектизма

Для философии совершенно не важна систематичность. Философия Ландшафта - это принципиальный эклектизм. Описываемый мыслью мир сам по себе не системное образование, а результат случайных катастроф и напластований. Таково и сознание человека- фрагментарное и полифоничное. Представитель новоевропейского эклектизма В. Кузен, переводы его книг на русский язык-это одна из актуальнейших задач, на мой взгляд, русских философов,- писал в большей мере в отношении философии истории так: ««Подлинная философия - в том, чтобы заключить в себе и в собственном развитии своем развитии всю мысль целиком и ее развитие. Представить всю мысль- значит заключить в себе все человечество, сущность которого есть мысль.. В таком случае человек этот заключит все в своей личности.., он будет всем и останется индивидуумом; он будет само бытие и, кроме того сознание этого бытия, иначе говоря, он воистину замкнет круг бытия.. Таков идеал философа, идеал возвышенный, но не химеричный; страшно подумать о нем, но все же нужно к нему стремиться и стараться его осуществлять, насколько это возможно, даже не имея надежды достигнуть его» Эклектизм призван осуществить этот идеал: такой человек должен появиться, такой человек необходим» (цит. По Реизов В.Г. «Французская романтическая историография (1815-1830)» ЛГУ, 1956. с.329)

Неплохо, когда она изложена в систематичном виде. Это крайне желательно. Хотя философская систематичность мысли крайне своеобразна,- она нелинейная, если подчиняется какой-то логике, то эта логика фрактальна. И её задача критики культуры часто достигается иным путем, то мало что меняет. Иногда одна лишь статья, которая посвящена какой-то частной теме,- пере­ворачивает все мировоззрение человеческой культуры.

Часто и рассмотрение множества мнений философов по тому или иному вопросу позволяет выявить свои смыслы. Об этом неплохо говорил и писал В. Кузен. Такую же логику применял Аристотель и Гегель-современник В. Кузена.Но Гегель выстраивал философов в «прусский строй» триад.. А В. Кузен глубже мыслил -он их выстраивал в полифоничный «вольный хор»

 Это обусловлено тем, что, располагая в определенном порядке высказывания тех или иных филосо­фов, можно дос­тичь «симфонического» единства следования логике исследова­ния, ибо каждый из фи­лосо­фов со своей спецификой мировоз­зренческих установок, располо­женный в определенном месте текста, на определенном отрезке размышления, позво­ляет «нарисовать» целостную картину понимания какой-либо проблемы, создать цело­стную картину понимания мира и феномена присутствия (Dasein) человека в нем. При этом многих может уди­вить, что берутся мысли философов со­вер­шенно разных направле­ний. Может создаться пред­ставление у поверхностно мыслящих фило­со­фов, что тут присутствует какая-то непо­следователь­ность и «эклек­тичность». Хочу за­ме­тить, что я считаю пози­цию ан­тич­ных эклектиков мудрой и глубокой. Как известно, осно­ватель эк­лек­тизма Филон из Ла­риссы считал, что все философы го­ворят об одном и том же, но ис­пользуют разный язык и разные по­люсы «высвечи­вания» Ис­тины. И именно «схваты­вая» Истину с этих различ­ных то­чек зре­ния можно выявить её во всей своей красоте и многообразии. Как из­вестно, понятие «эк­лектизм» про­исходит от греческого ek-legein, что значит – разо­брать и со­единить снова, произвести «реконструкцию». По моему мнению - это как нельзя более достойная по­зиция современного серьезного исследова­теля.

Далее, вся­кий мыслитель современно­сти, по моему мнению, должен быть собе­седни­ком «другого», вести диалог с «другим» миром, его философствование должно быть открыто для «другого». Это еще связано и с тем, что я являюсь сторонником но­вых систем рациональности, построенных на из­вестных принципах «констелляций» Т. Адорно и «ризомы» Ж. Де­лёза и Ф. Гваттари. Хотя, если быть точным, то эти прин­ципы имеют ос­новой «принцип дополнительно­сти» Н. Бора - прин­ципа, на котором по­строено все здание со­временной физики. А так как даже зда­ние современ­ной фи­зики строится на принципах «эквивалентных описа­ний» и «альтернатив­ных он­тологий», то требовать от современ­ных фи­лософов «древо­видных» сис­тем изложения, идущих от одного «начала», построенных на при­мер евклидовых «Начал», смешно. Тем более, что исто­рия филосо­фии дает нам образец та­кого «курьеза» на примере Спи­нозы, более «слабая» попытка такого типа построения у Гегеля тоже ни у кого не вы­зывает вос­торга. Ибо суть фило­софии не состоит в строгой до­казательности на базе формаль­ной или «мистической» логики, а состоит в живой «размеченно­сти» смысла и свобод­ной «прозрач­ной» топо­логии философство­вания.

В этом причина популярности диалогиче­ской и поэтической формы, ибо философские концепты антиномичны, значения концептов метафоричны и полисемантичны. По­тому расположение в симфоническом единстве различных философских мнений, объе­ди­нен­ных единой драматургией и сюжетом, - это синтетическая форма философствова­ния, которая более совершенна, чем диалогическая и поэтическая, и наиболее соответствует современной культуре, в которой рационалистичность удивительным образом сочета­ется с её полифоничностью, является «спектаклем», о чем писал в свое время Ги-Эрнст Дебор - автор известной книги «Общество спектакля» (1968).

Многие понимают вышеуказанные принципы жи­вого фи­лософ­ствования своеобразно. Вместо сухой формалистики они отдают себя «буйству» иррацио­нальной игры сло­вами, свободной игре фи­лософствования, наводя «мистиче­ский» ту­ман на суть рас­сматриваемых фи­лософией проблем, окон­чательно все запутывая, на­громождая груды словесной эквилибри­стики. Возникает странный парадокс - философия призвана прояснить людям смыслы сущест­вования, именно в этом суть этой сферы ментальной деятельности. Но путем словесной «эквилибри­стики» самоуслаждения философов, при употреблении разных форм «эзо­пового» языка она достигает прямо противоположного результата - смысл еще бо­лее затемняется, люди отворачиваются от такого рода «философии» и делают это совер­шенно правильно.

Философская мысль нонкогнитивна, она избегает когнитивной ошибки, которая со­стоит в редукции феноменов духа и мира к эпистемологическим формам, она содержит ценностные аспекты духовной жизни и некогерентные многообразия бытия. Философ­ская мысль учит не только мыслить, она учит жить и быть. Нонкогнитивная философ­ская мысль потому алогична и эклектична. Но она должны быть эклектична и ясна.

Эклектизм пони­мается всегда в негативном смысле, как непоследовательность, но эк­лектизм – это высшая форма последовательности, ибо она следует не по прямым ро­кадным дорогам логицизма, а по извилистым тропам реальности. Эклектизм был выс­шей точкой развития древней философии, сам термин происходит от греческого ek-legein, что зна­чит – разобрать и соединить снова. И исходно оно понималось как учение синтези­рующее все известное античности многообразие человеческой мысли. В эклек­тизме был подытожен весь опыт античного философствования.

Как писал интереснейший философ и прекрасный лектор В. Кузен - глава французской философии первой трети XIX века: «Углубитесь в наше сознание; найдите в нем все части человечества, не исключайте ни одной; примите одинаково идею полезного, идею справедливого, идею прекрасного, святого и истинного, истинного в себе; таким путем вы научитесь понимать все части истории человечества. Если есть в человеческой природе хоть один элемент, который будет вам неприятен, к которому вы почувствуете какое-либо отвращение, вы перенесете эти предубеждения и в историю; и так же, как вы искалечили человечество в вас самих, вы искалечите его в истории; вы попадете во власть фанатических предрассудков того или иного рода; вы заметите в истории только промышленность, или искусства, или религию, или законодательство, или философию. Не разделяйте ничего этого, примите все это, так как все это - человеческое. Изучайте человечество все целиком, сперва в себе самих и в своем сознании, потом в сознании человеческого рода, которое называется историей. «Homo sum et nihil humani a me alienum puto» (Я человек и ничто человеческое мне не чуждо - С.Г.). Пусть эти слова станут общим девизом» (Cours de philosophie de M. Cousin. L. IV, p. 8-9)

Я считаю позицию ан­тичных эклектиков мудрой и крайне глубокой. Как известно, осно­ватель эк­лек­тизма Филон из Лариссы считал, что все философы говорят об одном и том же, только ис­пользуют разный язык и разные полюсы «высвечивания» Истины. И именно «схватывая» Истину с этих различных то­чек зре­ния можно выявить её во всей своей красоте и многообразии. По моему мнению - это как нельзя более достойная позиция современного серьезного исследователя. Далее, вся­кий мыслитель современности, по моему мнению, должен быть собе­седником «другого», вести диалог с «другим» миром, его философст­вование должно быть открыто для «другого». Это еще связано и с тем, что я являюсь сторонником новых систем рациональности, построенных на из­вестных принципах «констелляций» Т. Адорно и «ризомы» Ж. Делёза и Ф. Гваттари. Эти прин­ципы яв­ля­ются основой парадигм многополюсного рас­смотрения исследуемого предмета. Хотя, если быть более последовательным, то эти принципы имеют ос­новой «принцип допол­нительно­сти» Н. Бора - прин­ципа, на котором построено все здание со­временной фи­зики. А так как даже зда­ние современ­ной фи­зики строится на принципах «эквивалент­ных описа­ний» и «альтернатив­ных он­тологий», то требовать от современ­ных фи­лосо­фов «древо­видных» сис­тем изложения, идущих от одного «начала», построенных на при­мер евклидовых «Начал», смешно. Тем более, что история филосо­фии дает нам об­разец та­кого «курьеза» на примере Спинозы, более «слабая» попытка такого типа по­строения у Гегеля тоже ни у кого не вызывает вос­торга. И если брать примеры из фило­софии Нового времени, то тут ближе всего «антино­мичность» мышления Канта.

Известна теория «фракталов» Бенуа Мандельброта, который в своей ра­боте «The fractal geometry of nature» (Сан-Франциско,1977) предложил новую неевк­ли­дову геометрию, отказавшись от подразумеваемой в евклидовой геометрии «гладко­сти» поверхностей. Он создал геометрию негладких, шероховатых, изъеденных ходами и отверстиями по­верхностей. К слову сказать, У. Хогарт (1697-1764), когда стремился найти образ со­вершенства, то одним из них была не прямая ли­ния или плоская поверхность, - одним из этих образов совершенства была S- образная линия, которую он считал «линией кра­соты». Такова же и неправильная философская мысль философа Ландшафта. Он барочный мыслитель с разбитым сознанием и душой. Субъект-перипатетик – это шизоид, он живет в барочных, неправильных систе­мах, его сознание все время изгибается, варьируется и раскалыва­ется, но сохраняя при этом человечность князя Мышкина, ощущение несправедливости мира «по макси­муму». Философия Ландшафта – это необарочная философия, что род­нит её с ба­рочной философией разнообразий, изгибов и гармоний Лейбница.

Разбитый и разломанный субъект-шизофреник всегда мучим вопросом: Куда идти, куда идти?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: