Глава 3.Философский опыт- мудрость

Философов считают мудрецами. Но подавляющее большинство так называемых философов в современности таковыми не являются. Это просто преподаватели философии, преподаватели истории философии. Это плохие философы, да и плохие историки философии,- ибо нельзя четко понять философа самому не являясь философом. Они напоминают кухарку, которая готовит щи по кулинарной книге, совершенно не понимая, что это она готовит…То есть она - неопытна. А чтобы быть мудрецом, надо иметь опыт. Прежде всего- опыт жизни, опыт личного осмысления жизни и окружающего мира в процессе путешествий по ландшафтам мысли, культуры и окружающего мира, который философ пропускает через «сито» философских и научных текстов.

То, что мыслитель – путешественник давно забыто академическими философами. А все античные философы- мудрецы предпринимали длительные путешествия по средиземномор­ской ойкумене, видели и узнавали разнообразие мира и многообразие народов и их обычаев и знаний. Именно этот факт подчеркивался древними как свидетельство мудрости этих философов. Не ученые зва­ния и почетные регалии, а количество и длительность путешествий было кри­терием авторитетности их учений. Именно менталитет путешественника как нельзя близок ментально­сти философа, ибо философская мысль - это движение по пространству-вре­мени бытия. Философская мысль не генерализирует и не индивидуали­зирует, - философская мысль – это хорологическая и историографическая деятельность, потому большинство ан­тичных философов были, прежде всего, географами и историографами. Вообще география и историография, наряду с медициной, являются первыми формами знания: география была учением о «Макрокосмосе», историография – учением о «Микрокос­мосе», медицина – учением о человеке. И философы-мудрецы были географами, историками, многие были медиками. В наше время, конечно, это виртуальное путешествие, это больше всего путешествие своей судьбу и путешествие по Ландшафтам знаний. И освоение всего этого не только умом, но и душой, своими слезами.

Поэтика мудрости: философский роман

Язык мудрости прост, в этом и состоит мудрость: простыми словами прояснить людям ситуацию мире, в который они пришли на краткое время. Философ Ландшафта, субъект – перипатетик не приемлет такого рода языка, следуя первому «позитивисту» - Аристотелю, который писал: «Достоин­ство речи – быть ясной и не быть низ­кой» (По­этика. 1458 а15-20 и дальше до 1458в). Философ Ландшафта во многих своих существенных чертах возрождает античный стиль философствования. Надеюсь, что в возрождающейся русской традиции философствования будет выработан единственно адекватный сути философствования язык ландшафтного философствова­ния, способный выразить реальную драматургию «конфигураций» человеческой души и мысли, «ландшафтную складчатость» ткани культуры.

Для философа Ландшафта мало значительна форма, ему важно содержание, и любые методы приемлемы для наиболее адекватного передачи смысла. И для этого более при­емлем обыденный язык, который более приспособлен для отсыла к реальности, не «затуманивая» себя формой.

Суть философии состоит в прояснении людям экзистен­циальной ситуации, миро­воз­зренческих основ культуры прошлого и современности, путей движения культуры да­лее. Потому она не должна упот­реблять строгий язык науки и «эзопов» язык боль­ного воображения, а простой чело­веческий язык, даже мо­жет быть не простой чело­веческий язык, а язык, который еще более прозрачен и прост, чем человеческий язык в обыден­ности, который также многосмысленен. По­тому чем проще язык фило­софствования, тем более успешно достигаются смыслы и задачи философствования.

Существует множество верных высказываний, которые не подчинены законам логики. Игнорирование естественного языка приносит огромный ущерб и науке, и философии. А потенциал естественного языка огромен, со способностью передавать смыслы и зна­чения не может соревноваться ни один из искусственных языков, только с помощью естественного языка можно передать наиболее полноценно реальность. Это обуслов­лено тем, что естественный язык сложился в процессе тысячелетней практики и много­образной практики реальной жизни. Потому совершенствовать естественный язык надо не путем изобретения искусственного языка, а путем органичного изменения сущест­вующего естественного. Мода на искусственные языки, которая привела, в част­ности, к перестройке математического языка в математике в XX веке, приносит огромный ущерб самой этой математике, лишает его «креативной» образности.

Диалог является одним из самых распространенных стилей философствования. В прин­ципе форма диалога являлась самой распространенной формой построения любого тек­ста. Только постепенно она начинает уходить сначала из сферы научной деятельно­сти, а затем и из сферы философии. За этой формой остается только сфера художест­вен­ного творчества.

Уже Аристотель отошел от полемической формы диалога, но каждый мыслитель со своей концепцией занял свое место, стал элементом исходной драматургии его мысли. Сама история философии до него – это тоже драма поиска, но все, в конечном счете, получают органическую «пригнанность» в его философствовании.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: