Философов считают мудрецами. Но подавляющее большинство так называемых философов в современности таковыми не являются. Это просто преподаватели философии, преподаватели истории философии. Это плохие философы, да и плохие историки философии,- ибо нельзя четко понять философа самому не являясь философом. Они напоминают кухарку, которая готовит щи по кулинарной книге, совершенно не понимая, что это она готовит…То есть она - неопытна. А чтобы быть мудрецом, надо иметь опыт. Прежде всего- опыт жизни, опыт личного осмысления жизни и окружающего мира в процессе путешествий по ландшафтам мысли, культуры и окружающего мира, который философ пропускает через «сито» философских и научных текстов.
То, что мыслитель – путешественник давно забыто академическими философами. А все античные философы- мудрецы предпринимали длительные путешествия по средиземноморской ойкумене, видели и узнавали разнообразие мира и многообразие народов и их обычаев и знаний. Именно этот факт подчеркивался древними как свидетельство мудрости этих философов. Не ученые звания и почетные регалии, а количество и длительность путешествий было критерием авторитетности их учений. Именно менталитет путешественника как нельзя близок ментальности философа, ибо философская мысль - это движение по пространству-времени бытия. Философская мысль не генерализирует и не индивидуализирует, - философская мысль – это хорологическая и историографическая деятельность, потому большинство античных философов были, прежде всего, географами и историографами. Вообще география и историография, наряду с медициной, являются первыми формами знания: география была учением о «Макрокосмосе», историография – учением о «Микрокосмосе», медицина – учением о человеке. И философы-мудрецы были географами, историками, многие были медиками. В наше время, конечно, это виртуальное путешествие, это больше всего путешествие своей судьбу и путешествие по Ландшафтам знаний. И освоение всего этого не только умом, но и душой, своими слезами.
Поэтика мудрости: философский роман
Язык мудрости прост, в этом и состоит мудрость: простыми словами прояснить людям ситуацию мире, в который они пришли на краткое время. Философ Ландшафта, субъект – перипатетик не приемлет такого рода языка, следуя первому «позитивисту» - Аристотелю, который писал: «Достоинство речи – быть ясной и не быть низкой» (Поэтика. 1458 а15-20 и дальше до 1458в). Философ Ландшафта во многих своих существенных чертах возрождает античный стиль философствования. Надеюсь, что в возрождающейся русской традиции философствования будет выработан единственно адекватный сути философствования язык ландшафтного философствования, способный выразить реальную драматургию «конфигураций» человеческой души и мысли, «ландшафтную складчатость» ткани культуры.
Для философа Ландшафта мало значительна форма, ему важно содержание, и любые методы приемлемы для наиболее адекватного передачи смысла. И для этого более приемлем обыденный язык, который более приспособлен для отсыла к реальности, не «затуманивая» себя формой.
Суть философии состоит в прояснении людям экзистенциальной ситуации, мировоззренческих основ культуры прошлого и современности, путей движения культуры далее. Потому она не должна употреблять строгий язык науки и «эзопов» язык больного воображения, а простой человеческий язык, даже может быть не простой человеческий язык, а язык, который еще более прозрачен и прост, чем человеческий язык в обыденности, который также многосмысленен. Потому чем проще язык философствования, тем более успешно достигаются смыслы и задачи философствования.
Существует множество верных высказываний, которые не подчинены законам логики. Игнорирование естественного языка приносит огромный ущерб и науке, и философии. А потенциал естественного языка огромен, со способностью передавать смыслы и значения не может соревноваться ни один из искусственных языков, только с помощью естественного языка можно передать наиболее полноценно реальность. Это обусловлено тем, что естественный язык сложился в процессе тысячелетней практики и многообразной практики реальной жизни. Потому совершенствовать естественный язык надо не путем изобретения искусственного языка, а путем органичного изменения существующего естественного. Мода на искусственные языки, которая привела, в частности, к перестройке математического языка в математике в XX веке, приносит огромный ущерб самой этой математике, лишает его «креативной» образности.
Диалог является одним из самых распространенных стилей философствования. В принципе форма диалога являлась самой распространенной формой построения любого текста. Только постепенно она начинает уходить сначала из сферы научной деятельности, а затем и из сферы философии. За этой формой остается только сфера художественного творчества.
Уже Аристотель отошел от полемической формы диалога, но каждый мыслитель со своей концепцией занял свое место, стал элементом исходной драматургии его мысли. Сама история философии до него – это тоже драма поиска, но все, в конечном счете, получают органическую «пригнанность» в его философствовании.