Роль и статус императорской власти

Какой, по мнению Константина VII должна быть императорская власть? Почему император считается священным человеком для нации? И на многие другие вопросы помогает разобраться подробное изучение текста.

Константин благодаря своему труду пытается обратиться напрямую к Роману II, используя высокие слова, наполняя текст глубоким смыслом. По его мнению, главным делом отца к своему сыну является – передача жизненного опыта, знаний, которые ему помогут для успешной политической карьеры. Все наставления позволят ему стать «мудрым среди мудрых».

Единая власть в руках одной императорской династии часто сопровождалось тем, что представители рода верили в свое всевышнее предназначение. В данном случае не было никаких отступлений от привычного сценария. Вера в помощь всевышнего  прослеживается с самых первых строчек перевода трактата. Очень часто такие смелые предположения позволяли оправдаться за свои совершенные поступки, которые были негативно восприняты народом. Одновременно император был правителем на Земле (вершил здесь свой суд и управлял народом по благословлению Бога), но одновременно сохранял свои обязанности перед Христом. При прочтении Предисловия можно заметить тот факт, что строчки трактата, обращения схожи по написанию с известными церковными документами и книгами. Историки полагали, что данная стилистика очень схожа с библейскими мотивами. Об этом активно в своей работе пишет Литаврин [4].

 Известно, что Константин VII Багрянородный после своей смерти считался для народа одним из самых приемлемых и успешных правителей за последние десятилетия [5]. По его мнению, каждого правителя по жизни ведет вседержитель, который не даст сделать огрехи на своем пути, а следственно император не совершает ошибок. Можно сделать вывод о том, что основным представлением о высшей власти в раннее Средневековье в Византийской империи и других государствах Европы было представлено в виде всевышнего схождения на определенную династию, которая ведала в своем государстве по своему усмотрению и верила в правильность и святость своих действий. Сложные и резкие формулировки в адрес неприятелей и противников во мнении подтверждают высказанные ранее предположения. 

Во многих главах трактата «Об управлении империей» императорский титул обозначается термином  «василевс». Именно в период правления Македонской династии он становится наиболее распространен для обозначения титула верховного правителя. «Басилевс/василевс» подчеркивал состоятельность власти, ведь применяемые до этого латинские термины imperator, caesar, augustus, были выведены из употребления именно в Византии.

Если анализировать императорскую власть с помощью современных исследований в области политологии, то можно сделать очень интересные выводы. Например, теория политических элит, которая была выработана только в XX веке, как-никак лучше подходит для описания власти, по мнению Константина Багрянородного. Данная теория еще получила начало в древневосточной политической мысли (конфуцианство). «Элита» в переводе с французского имеет значение «отборный», «лучший». Так и в случае анализа текста трактата прослеживается мысль, «что в человеческом обществе существуют естественные и социальные различия между людьми, обуславливающие их неодинаковые способности к управлению и влиянию на политические и общественные процессы. Это позволяет нам говорить о политической элите как категории «особых людей», носителей наиболее ярко выраженных политико-управленческих качеств»[6]. Именно таких убеждений и взглядов придерживался Константин, когда писал труд про идеальную императорскую власть и идеальную страну. Но вопрос заключается в том, а насколько представитель Македонской династии действительно соответствовал все этим характеристикам и качества. Тут однозначных ответов нет, но не сложно предположить, что такой вопрос даже не задавался, ведь исключительность императорской власти было непоколебимым убеждением и любое сомнение в этом было исключено как возможный вариант развития событий.

Можно сделать вывод о том, что императорская власть в Византийской империи в X веке являлось основным источником власти. Этот институт общества был непоколебим в принятии ключевых решений, как во внутренней политике, так и во внешней. Народ ромеев имел шанс оценивать и делать выводы относительно того нравится им власть или нет, но никаких рычагов для прямого воздействия на неё у людей не было, все это придет уже намного позже, когда и сама Византийская империя перестанет существовать и уступить свое место другим государствам.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: