Введение
Основная цель курсового проекта по деталям машин – приобретение студентом навыков проектирования. Работая над проектом, студент выполняет расчёты, учится рациональному выбору материалов и форм деталей, стремится обеспечить их высокую экономичность, надёжность и долговечность. Приобретённый студентом опыт является основой для выполнения им курсовых проектов по специальным дисциплинам и для дипломного проектирования, а так же всей дальнейшей конструкторской работы.
В настоящее время в Республике Беларусь отсутствует собственное производство редукторов общего использования. Между тем в республике имеется ряд разработок, которые позволили бы организовать такое производство.
При выборе типа редуктора для привода рабочего органа (устройства) необходимо учитывать множество факторов, важнейшими из которых являются: значение и характер изменения нагрузки, требуемая долговечность, надежность, КПД, масса и габаритные размеры, требования к уровню шума, стоимость изделия, эксплуатационные расходы.
|
|
Из всех видов передач зубчатые передачи имеют наименьшие габариты, массу, стоимость и потери на трение. Коэффициент потерь одной зубчатой пары при тщательном выполнении и надлежащей смазке не превышает обычно 0,01. Зубчатые передачи в сравнении с другими механическими передачами обладают большой надежностью в работе, постоянством передаточного отношения из-за отсутствия проскальзывания, возможностью применения в широком диапазоне скоростей и передаточных отношений. К недостаткам зубчатых передач могут быть отнесены требования высокой точности изготовления и шум при работе со значительными скоростями.
Косозубые колеса применяют для ответственных передач при средних и высоких скоростях. Объем их применения – свыше 30% объема применения всех цилиндрических колес в машинах; и этот процент непрерывно возрастает. Косозубые колеса с твердыми поверхностями зубьев требуют повышенной защиты от загрязнений во избежание неравномерного износа по длине контактных линий и опасности выкрашивания.
Одной из целей выполненного проекта является развитие инженерного мышления, в том числе умение использовать предшествующий опыт, моделировать используя аналоги. Для курсового проекта предпочтительны объекты, которые не только хорошо распространены и имеют большое практическое значение, но и не подвержены в обозримом будущем моральному старению.
Существуют различные типы механических передач: цилиндрические и конические, с прямыми зубьями и косозубые, гипоидные, червячные, глобоидные, одно- и многопоточные и т. д. Это рождает вопрос о выборе наиболее рационального варианта передачи. При выборе типа передачи руководствуются показателями, среди которых основными являются КПД, габаритные размеры, масса, плавность работы и вибронагруженность, технологические требования, предпочитаемое количество изделий.
|
|
При выборе типов передач, вида зацепления, механических характеристик материалов необходимо учитывать, что затраты на материалы составляют значительную часть стоимости изделия: в редукторах общего назначения – 85%, в дорожных машинах – 75%, в автомобилях – 10% и т. д.
Поиск путей снижения массы проектируемых объектов является важнейшей предпосылкой дальнейшего прогресса, необходимым условием сбережения природных ресурсов. Большая часть вырабатываемой в настоящее время энергии приходится на механические передачи, поэтому их КПД в известной степени определяет эксплуатационные расходы.
Наиболее полно требования снижения массы и габаритных размеров удовлетворяет привод с использованием электродвигателя и редуктора с внешним зацеплением.
Редуктором называют механизм, состоящий из зубчатых и червячных передач, выполненный в виде отдельного агрегата и служащий для передачи от вала двигателя к валу рабочей машины. Кинематическая схема привода может включать, помимо редуктора, открытые зубчатые передачи, цепные или ременные передачи.
Назначение редуктора – понижение угловой скорости и соответственно повышение вращающего момента ведомого вала по сравнению с ведущим.
Редуктор состоит из корпуса, в который помещают элементы передачи – зубчатые колеса, валы, подшипники и т.д. В отдельных случаях в корпусе редуктора размещают также устройства для смазывания зацепления и подшипников или устройства охлаждения.
Редуктор проектируют либо для привода определенной машины, либо по заданной нагрузке и передаточному числу без указания конкретного назначения.
Редукторы классифицируют по следующим основным признакам: типу передачи (зубчатые, червячные или зубчато-червячные); числу ступеней (одноступенчатые, двухступенчатые и т.д.); типу зубчатых колес (цилиндрические, конические и т.д.); относительному расположению валов в пространстве (горизонтальные, вертикальные); особенностям кинематической схемы (развернутая, соосная, с раздвоенной ступенью и т.д.).
Проектируемый привод состоит их двигателя, клиноременной передачи, одноступенчатого цилиндрического редуктора с косозубыми колесами.
Кинематическая схема редуктора
Составляем кинематическую схему исходя из условия заданного варианта:
Исходные данные:
Мощность на выходном валу: P3=2.8 кВт
Частота вращения выходного вала: n3=130об/мин
Расположение валов: вертикальное
Тип зубчатого зацепления: шевронное
Характер нагрузки: нереверсивная
Условия работы: незначительные толчки и вибрации
Схема 1-3-2-4
Рисунок 1 – Кинематическая схема привода
2 Выбор двигателя. Кинематический расчёт привода
2.1. Определяем требуемую мощность на ведущем валу редуктора, Р (кВт).
2.2. Определяем коэффициент полезного действия привода согласно заданным схемам (табл. 2.1.)
, где hоп - кпд открытой передачи,
hзп – кпд закрытой передачи берём из таблицы 2.1 [2].
2.3. Выбираем электродвигатель (табл. 2.2, [2])
Электродвигатель выбираем из условия , применив для расчёта 4 варианта типа двигателя.
Таблица 1 – Тип двигателя
Тип двигателя | (кВт) | |
2А90L2У3 4А100S4У3 4А112МА6У3 4А112МВ8У3 | 3,0 | 2905 1415 950 710 |
|
|
2.4. Определяем действительное общее передаточное число, для каждого варианта:
где берём из таблицы 1 пункта 2.3.
2.5. Выбираем передаточное число закрытой передачи =4(табл. 2, [2]).
2.5.1. Выбираем передаточное число открытой передачи для каждого варианта
2.6. Окончательно принимаем двигатель с параметрами:
Тип двигателя: 4А100S4У3
2.7.Определяем силовые и кинематические параметры привода.
2.7.1. Определяем мощность каждой ступени привода кВт. (согласно заданной схемы).
2.7.2. Определяем частоту вращения каждой ступени об/мин.
2.7.3. Определяем угловую скорость каждой ступени ,рад/с
2.7.4. Определяем вращающий момент Т, Нм
Таблица – Силовые и кинематические параметры привода
Тип двигателя 4А100S4У3
| |||||||
Параметр | Передача |
Параметр | Вал | ||||
Закры-тая |
Откры-тая | Двига- теля | редуктора | Приводной рабочей машины | |||
Быстро ходный | Тихоход- ный | ||||||
Передаточное число u |
4 |
2,83 | Расчётная мощность Р, кВт | 2,66 | 2,66 | 2,5 | 2,5 |
Угловая скорость ω 1/с | 148 | 148 | 37 | 13 | |||
КПД Η |
0,96 |
0,96 | Частота вращения n, об/мин | 1415 | 1415 | 353,75 | 125 |
Вращающий момент Т, Нм | 17,97 | 17,97 | 67,7 | 192,3 |