Выбираем материалы шестерни и зубчатого колеса.
3.1. Материал шестерни: 
3.2. Материал зубчатого колеса:

3.3. Определяем допускаемые напряжения
для шестерни и колеса.
3.3.1.Определяем допускаемые напряжения
для расчёта на контактную выносливость:
,
где: НВ- твёрдость материала по Бринеллю;
- коэффициент режима нагрузки при расчёте на контактную прочность.

где число циклов нагружения
:

где
=
- частота вращения зубчатого колеса,
;
- расчетная долговечность редуктора;
срок службы редуктора в годах; (6 лет)
число рабочих дней в году; (300 дней)
число часов работы редуктора в течение рабочего дня; (16 часов)
число зацеплений зуба за один оборот колеса,
циклов.
3.3.2. Определяем допускаемое напряжение от изгиба по пределу выносливости:

где
предел выносливости материала при симметрическом цикле нагружения:
для легированных стале


где
=1,5- допускаемый коэффициент запаса прочности.
- эффективный коэффициент концентрации напряжений у основания зуба.
- коэффициент режима нагрузки при расчёте зубьев на изгиб.


3.4.Заносим все значения в таблицу 4.
Таблица – Механические характеристики материалов зубчатой передачи
| Элемент передачи | Марка стали | Термообработка |
|
|
|
| Шестерня | 45х | Улучшение | 260 | 715 | 228,4 |
| Колесо | 45хл | Улучшение | 230 | 632,5 | 215 |
4 Расчет закрытой цилиндрической зубчатой передачи
Проектный расчёт
4.1. Определяем главный параметр – межосевое расстояние 

где
=43- вспомогательный коэффициент
=0,25- коэффициент ширины шестерни относительно межосевого расстояния.
u=4 – передаточное число редуктора, п. 2.8.
– вращающий момент на тихоходном валу редуктора, п. 2.8.
, - допускаемое контактное напряжение колеса с менее прочным зубом. п. 3.4.
- коэффициент неравномерности нагрузки по длине зуба.
Принимаем
из ряда стандартных значений межосевых расстояний
(таблица 5[3]).
4.2. Определяем модуль зацепления m, мм;

где
- вспомогательный коэффициент.
- делительный диаметр колеса;
- ширина венца колеса;
- допускаемое напряжение изгиба материала колеса с менее прочным зубом (см. п. 3.4).
Значения
, мм;
, Нм; u;
согласно п. 4.1.
Принимаем
из ряда стандартных чисел модуля (таблица 6, [3]).
4.3. Определяем угол наклона зубьев
для косозубых передач:

4.4. Определяем суммарное число зубьев шестерни и колеса:

Полученное значение
округляем в меньшую сторону до целого числа.
4.5. Определяем действительную величину угла наклона зубьев:

4.6. Определяем число зубьев шестерни: 
4.7. Определяем число зубьев колеса: 
4.8. Определяем фактическое передаточное число
:
условие выполняется.
4.9. Определяем фактическое межосевое расстояние:
.
4.10. Определяем основные геометрические параметры передачи, используя таблицу 7.
Таблица 7 – Основные геометрические параметры передачи
| Параметр | шестерня | Колесо | |
| Диаметр (мм) | Делительный |
|
|
| Вершин зубьев |
|
| |
| Впадин зубьев |
|
| |
| Ширина венца(мм) |
|
| |
Принимаем 20 принимаем 20
Проверочный расчёт
4.11. Расчёт зубьев на контактную прочность.
Проверяем зубья на контактную прочность из условия
:

где К= 376– вспомогательный коэффициент.

- окружная сила в зацеплении;
- коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями определяется в зависимости от окружной скорости колёс, и степени точности передачи.

- коэффициент динамической нагрузки,
.
4.12. Расчёт зубьев на выносливость при изгибе.

где
- расчётный момент на валу колеса;
- число зубьев колеса;
- угол наклона зубьев к образующей делительного цилиндра колеса;
- коэффициент формы зуба колеса, эквивалентного проверяемому колесу, выбираемый по числу зубьев колеса.
- модуль зацепления;
- ширина колеса;
=1,4- коэффициент, учитывающий повышение несущей способности.
4.13.Определяем контактную прочность на недогрузку или перегрузку из условия:

4.14. Определяем основные геометрические параметры зубчатой цилиндрической передачи, используя таблицу 8.
Таблица 8 – Основные геометрические параметры зубчатой передачи
| Шестерня | Колесо |
| Элементы зубьев (мм) | |
| Высота головки зуба | |
| Высота ножки зуба | |
| Полная высота зуба | |
| Диаметр делительных окружностей мм | |
|
|
| Диаметры окружностей выступов мм | |
|
|
| Диаметры окружностей впадин мм | |
|
|
| Ширина венца мм | |
|
|
Проверочный расчёт
| Параметр | Расчётные значения | Допускаемые значения |
Контактные напряжения , МПа
| 620 | 632,5 |
Напряжения изгиба , МПа
| 6,9 | 215 |
5 Проектный расчёт валов
5.1. Выбираем материал для валов: Сталь45Х
5.2. Выбор допускаемых напряжений на кручение:
- для быстроходных валов,
- для тихоходных.
5.3. Определяем геометрические параметры ступеней валов.
5.3.1.Определяем диаметр вала под элемент открытой передачи:


где,
и
- крутящие моменты равные вращающим моментам на валах согласно таблице 3.
принимаем 16мм;
принимаем 26мм.
Определяем длину вала под элемент открытой передачи (под шкив): 

5.3.2. Определяем диаметр вала под подшипник и уплотнение крышки с отверстием:

Принимаем 20мм,

где t – значение высоты буртика в зависимости от диаметра ступени d.
Определяем длину вала:
,

5.3.3. Определяем диаметр вала под шестерню и колесо:

,
где r – координата фаски подшипника выбираем данные (согласно таблице 8,[2]) в зависимости от диаметра ступени d согласно п.5.3.2..
Длина вала
- выбирается графически по эскизной компоновке.
5.3.4. Решаем вопрос о конструкции вала-шестерни с использованием таблицы 9.
Расстояние Х от впадины зуба до шпоночного паза:

Необходимое условие при выборе конструкции вала-шестерни:
Х<2,5 m/cos
- вал-шестерня;
Х>2,5 m /cos
- шестерня насадная,

Согласно условию, выбираем вал-шестерню.
6 Конструктивные размеры зубчатой пары
Так как принят вал-шестерня, то конструктивные размеры определены:
Размеры шестерни:
;
;
;
;
Размеры вала:
;
; 
Остальные параметры определяем с помощью таблицы 10.
Зубчатые колёса выполняются штампованными, так как предусмотрен серийный выпуск редуктора.
Таблица 9 – Конструктивные размеры зубчатого колеса.
| Шестерня | Колесо | ||||
| Диаметр ступицы | |||||
|
|
| ||||
| Длина ступицы | |||||
|
|
| ||||
| Толщина обода | |||||
|
|
| ||||
| Внутренний диаметр обода | |||||
|
|
| ||||
| Выясняем надо ли, делать облегчающие отверстия в зубчатых колёсах при соблюдении условия: | |||||
|
| ; .
| ||||
| Облегчающие отверстия не нужны | Нужны облегчающие отверстия | ||||
|
| Диаметр окружности проведённой через отверстия:
.
Диаметр отверстий
Число отверстий
| ||||
| Толщина диска | |||||
| К=0,2∙ b=0,3∙24=7,2мм | К=0,2∙ b=0,3∙20=6мм | ||||



, МПа
, МПа







;
.
;
.
.
Диаметр отверстий
Число отверстий






