Общественное мнение и политическая культура в эпоху обновляемой медийной среды

А. Буракова

Большинство информации в Интернете нуждается в тщательном анализе и проверке на достоверность, поэтому особый статус и общественную значимость имеют те каналы и сообщества, достоверность и неподкупность которых были неоднократно подтверждены. Анализируя опубликованную в сети информацию, тематические сайты формируют оценочные суждения, внушаемые широкой аудитории пользователей, создавая, таким образом, общественное мнение.

На сегодняшний день заинтересованность в управлении общественным мнением с помощью Интернета достаточно высока и характерна для всех ветвей власти.

Управление общественным мнением – это коллективные процессы в обществе, его реакция на определенные жизненные факторы, создаваемая профессионалами, воздействующими на оценочные критерии граждан для формирования нужного суждения по актуальным вопросам.

Управление общественным мнением носит социализирующий, просветительский, мобилизационный и манипулятивный характер. Социализирующий характер выражается в объединении общества в социально-политическую культуру в русле политики, проводимой руководством страны, а также в выявлении активной гражданской позиции. Просветительский характер обеспечивает создание информационной среды для отчета органов государственной власти с целью информирования граждан. Мобилизационный характер проявляется в массовой активности в формате общественных дебатов по социально значимым вопросам. Манипулятивный характер состоит в действиях граждан, противоречащих их собственному мнению, в отрицании ими реальной картины мира, а также в подстрекательстве определенной группой лиц на неосознанные деяния. В современном мире управление изображается как система заранее спланированных действий, которая направлена на определенные задачи и имеет скрытый характер. Управление всегда возникает при взаимодействии одного человека с другим.

Общественное мнение представляет собой специфическую форму общественного, а в более широком смысле - массового сознания. Общественное мнение возникает через общественные потребности и общественные интересы. Ряд исследователей считают неотделимой чертой общественного мнения активность. Это подразумевает, что общественное мнение должно непосредственно оказывать влияние на развитие социально-политических процессов. Тогда инструментами выражения общественного мнения могут быть: средства массовой информации, общественные организации, политические партии.

Незаменимой характеристикой общественного мнения является публичность. Оно должно доходить до сведения как можно большего количества людей посредством, к примеру, информационных сообщений в СМИ о проведении массовых акций или публичных действий.

Признанной чертой общественного мнения является дискуссионность, так как она образовывается в отношении социально значимых вопросов и подразумевает солидарность интересов различных общественных групп.

Основу содержания общественного мнения составляют:

· события, процессы, явления, факты, слухи, сплетни;

· позиции лидеров;

· стереотипы общественных групп;

· религиозные убеждения;

· информационная политика СМИ;

· сложившиеся в социуме морально-этические нормы;

· научные знания.

Основные социальные функции общественного мнения:

1. Контрольная. Она обеспечивает степень социального конформизма разных личностей, важную для выживания и нормального функционирования социума в целом, а также реализовывает контроль за деятельностью органов государственной власти, гарантируя своевременное пресечение негативных для социума действий или мер с ее стороны.

2. Оценочная. Эта функция определяет границы допустимых и недопустимых в социуме действий и мер, формирует систему социальных приоритетов, а также критериев реагирования на работу власти и других социально-политических сил.

3. Консультативная. В ключе общественного мнения могут формироваться различные идеи, мысли и предложения к государственным органам власти в отношении решений тех или иных социально-политических задач.

4. Защитная. Проявление общественного мнения и влияние с его помощью на социально-политические процессы дает возможность различным социальным группам защищать свои интересы.

5. Директивная. Общественное мнение может не только рекомендовать, просвещать, но и диктовать, предписывать органам власти, какие меры необходимо предпринять для устранения негативных для общества явлений и процессов.

6. Регулятивная. Подразумевает урегулирование взаимных отношений в конфликтных ситуациях, между различными группами людей, а также между обществом и властью.

7. Социально-конструктивистская. Формируется в результате проявления гражданской деятельности.

Любое политическое управление несет в себе массу целей и задач, направленных на получение нужного результата. Главной целью политического управления является власть над народом, ее удержание и создание политического режима, комфортного для элиты. В большинстве случаев работа над контролем общественного мнения происходит в период пассивного управления, происходящего в стране. Это связано с тем, что любую информацию надо фильтровать и подавать так, чтобы это устроило основную часть населения, которая слушает и смотрит телевидение. Однако, успеха здесь можно достигнуть лишь при условии, что население считает телевидение единственным и достоверным источником информации, потому что так продолжалось многие десятилетия, в течение которых телевидению не было достойной альтернативы. Там, где в свое время главенствовало телевидение, сформировалась наибольшая сила воздействия политической пропаганды, целью которой являлся контроль за общественным мнением. Для этого к работе были привлечены подготовленные манипуляторы, которые отлично знали, что от них требуется.

Профессиональные манипуляторы проделывают колоссальную работу по анализу всех социально значимых групп, которые могут оказать прямую поддержку политику или кандидату, например, на выборах. Следовательно, можно констатировать наличие политического управления населением. Именно поэтому политические технологи всегда стараются представить своего кандидата в самом выгодном свете, что позволит ему привлечь на свою сторону наибольшее количество электората.

Стоит выделить несколько пунктов по реализации технологий политического управления:

1. Внедрение в сознание желательной для общества информации под видом классической, устоявшейся и неоспоримой истины.

2. Оказание давления на эмоциональную составляющую сознания, которая отвечает за чувство самосохранения и боязнь потерять свой минимум комфорта в будущем.

3. Осуществление значимых задач и планов для поддержки реализации новых целей.

4. Рассуждения о фактах, которые имеют или имели вес в современном геополитическом мире.

Политическое управление базируется на заранее подготовленных историях, преподносимых социуму как альтернативные, иные варианты событий, не требующие ни осмысления, ни использования критического мышления, благодаря чему возникают ложные интересы. Такими политическими технологиями зачастую пользуются политические пиар службы.

Люди, занятые в политическом управлении современной Россией, пришли к выводу, который со временем стал ошибочным и раковым для телевидения: Интернет никогда не заменит ТВ и его каналы, на которых есть контент для любого зрителя и слушателя, не сможет превзойти их по картинке, подаче, материалу и поэтому можно без опасения уступить Интернету ту часть, которая останется от большого информационного потока, профильтрованного цензорами ТВ. Главной целью создания Интернета была и остается свобода обмена информацией. В начале 2000-х аудитория Интернет-сайтов была еще не так велика, как на сегодняшний день, благодаря чему можно было не опасаться блокировки или фильтрации контента Интернет-сайта.

Интернет-манипуляции общественным мнением должны происходить незаметно и не вызывать даже минимальных подозрений: человек должен прийти к выводу, что он сам делает данное заключение по определенному вопросу. Именно так и усыпляется критическое мышление. Объяснить успешность данных технологий в российском социуме можно несколькими факторами:

· Сохранение взглядов о правоте и надежности новостных статей, размещаемых в средствах массовой информации.

· Регулярно обновляемые техники политического управления.

· Развитие коммуникаций и технологических процессов.

· Появление новых общественных мнений.

· Регулярное обращение к людям с целью выявления их мнения на происходящие процессы.

Не случайно общественное мнение характеризуется как «пятая власть»: в демократическом обществе оно является важным фактором принятия и осуществления решений по всем ключевым вопросам общественной жизни. Формирование гражданского общества, становление реальной демократии требует углубленного внимания к функционированию общественного мнения в системе социальных взаимодействий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: