Звуковая культура речи: звук с

Цель. Отрабатывать чёткое произношение звука с. Упражнять детей в умении вести диалог.

Ход занятия.

Воспитатель сообщает, что собирается познакомить детей с новой песенкой. «Это особенная песня, – говорит он, – её даже не поют, а чуть насвистывают. Послушайте: „С‑с‑с“. Попробуйте негромко спеть вместе со мной.

Это трудная песня. Не все сразу научатся петь её правильно, но пусть никто не огорчается».

Педагог ещё раз предлагает спеть песенку хором, после чего 3–5 детей поют ее индивидуально.

«Когда открываешь кран и пускаешь воду, – рассказывает далее воспитатель, – то кажется, что струя тоже поёт – насвистывает эту же песенку. Позже мы убедимся в этом. Будем считать, что с‑с‑с – это песня воды».

По приглашению воспитателя дети поют «длинную свистящую песенку» (на одном выдохе – хоровое и несколько индивидуальных выступлений).

«Весна, весна на улице! – продолжает занятие педагог. – Говорят, уже ласточка из тёплых краёв прилетела. Вы её не видели?»

Ставит на мольберт (доску) картинку с изображением ласточки и читает стихотворение «Ласточка» (из словенской народной поэзии в пересказе Л. Яхнина).

– Где ты, где ты,

Ласточка,

Целый день летала?

– Солнцу золотому

Косу заплетала.

– Где ты, где ты,

Ласточка,

Ночью пропадала?

– Месяцу седому

Двор подметала.

Воспитатель повторяет стихотворение ещё 2 раза, а дети с помощью педагога отвечают на вопросы, адресованные ласточке.

«Вы любите сухарики? – интересуется воспитатель. – А какие сухарики вы любите? А какие любите соки?»

Выслушивает ответы детей и рассказывает о том, какие еще бывают сухарики (с изюмом, с шоколадной крошкой, с ванилью и т. д.) и соки (морковные, апельсиновые и т. п.).

«Сейчас я открою палатку (магазин) – продолжает педагог, – и буду продавать сухарики и соки. Не робейте, подходите, покупайте, отходите!»

Педагог подсказывает, как можно обратиться к продавцу: «Будьте добры, мне апельсиновый сок», «Нет ли у вас сухариков с изюмом» и т. п.

Занятие переходит в игру.

 

Май 2 неделя

 

Звуковая культура речи: звук з

 

Цель. Упражнять детей в чётком произношении звука з.

Ход занятия.

Воспитатель рассказывает: «Однажды Язычок гулял и познакомился с Комаром.

Простите, вы любите петь? – поинтересовался Язычок.

Конечно, конечно, – закивал Комар, – мы, комары, хорошие певцы. Песни наши красивые, звонкие. – И запел: „3‑з‑з“.

З‑з‑з‑з, – попробовал подпевать Язычок.

Дети! А не хотите ли вы спеть песню комара? Начинайте тихонько: „3‑з‑з‑з“.

Давайте ещё раз споем песню комара». (Хоровое и 5–6 индивидуальных выступлений.)

Затем педагог предлагает спеть песню большого толстого комара: „Зу‑зу‑зу“ и маленького комарика: „Зи‑зи‑зи“. (Тренируется сила и высота голоса.)

Воспитатель показывает иллюстрации (лучше на фланелеграфе) к сказке К. Чуковского «Краденое солнце». Напоминает: «Когда крокодил проглотил солнце, стало страшно и темно. Что тогда сделали птицы и звери? (Заплакали, загрустили.) А крокодил, злодей этакий, веселился. И тогда:

Не стерпел Медведь, Заревел Медведь, И на злого врага Налетел Медведь. Уж он мял его И ломал его: «Подавай сюда Наше солнышко!» Испугался Крокодил, Завопил, заголосил. А из пасти Из зубастой Солнце вывалилось…»

Воспитатель читает отрывок дважды, выделяя в словах заревел, завопил, заголосил, из зубастой звук з.

Педагог читает отрывок ещё 1–2 раза с участием детей (хоровые и индивидуальные выступления).

«Засияло солнце, – говорит в заключение педагог, – звери и птицы обрадовались, закричали: „Здравствуй, солнце золотое! Что и как они закричали?» Выслушивает ответы 4–5 детей, поощряя выразительность интонации.

Воспитатель читает строчки из стихотворения А. Прокофьева «На зеленой на лужайке»:

На зелёной на лужайке

Заиграли балалайки.

Загудела дудочка,

Дудочка‑погудочка.

Педагог предлагает детям «поиграть» на балалайках и дудочках. Он читает две первые строчки, а далее вместе с детьми распевает: «За‑за‑за» (на мотив «Барыни» или частушечной мелодии).

Воспитатель читает две следующие строчки, а дети, подражая педагогу распевают: «Зи‑зи‑зи» (на любую подходящую мелодию).

 

 

Май 4 неделя

 

Звуковая культура речи: звук ц

 

Цель. Отрабатывать чёткое произношение звука ц, параллельно упражняя детей в интонационно правильном воспроизведении звукоподражаний; учить изменять темп речи.

Ход занятия.

Воспитатель рассказывает: «Язычок распевал свои песни. Сначала он вспомнил песню воды… Затем запел по‑комариному. Как он запел?

Пел Язычок и не заметил, как внимательно слушает его пушистый рыженький зверек. Вот он (показывает картинку или игрушку; „Белочка“, – радуются малыши.)

Ты кто? – заметив зверька, спросил Язычок.

Ц‑ц‑ц‑ц! – ответил Рыжик и спрятался.

Как интересно он говорит! – удивился Язычок. – Сейчас и я попробую: „Ц‑ц‑ц“.

Дети! Попробуйте спеть песню белочки». (Хоровое и 4–5 индивидуальных повторений.)

Затем педагог предлагает спеть песню белочки медленно, быстрее, тихо (беличья колыбельная), чуть громче…

Белочка говорит: «Я научу вас другой песенке. Приглашаю в круг и девочек, и мальчиков».

«Мы с белочкой, – объясняет воспитатель, – встанем в центре круга и начнём петь, а припев „цок‑цок‑цок, цок‑цок‑цок!“ будете исполнять вы. Слова припева можно сопровождать хлопками в ладоши. Но хлопать нужно тихо, чтобы было отчётлива слышно припев».

Я весёлый зверёк.

– Цок‑цок‑цок, цок‑цок‑цок!

Я пушистый зверёк.

– Цок‑цок‑цок, цок‑цок‑цок!

Я красивый зверёк.

– Цок‑цок‑цок, цок‑цок‑цок!

Очень ловкий зверёк.

– Цок‑цок‑цок, цок‑цок‑цок!

Далее воспитатель приглашает в круг кого‑нибудь из детей. Ребёнок изображает белочку, а остальные малыши и педагог хором спрашивают:

– Хочешь, белочка, орешков?

– Цок‑цок‑цок, – утвердительно отвечает «белочка».

– Хочешь беленький грибок?

– Цок‑цок‑цок.

Затем на роль белочки приглашают другого ребёнка. Можно повторить с ним тот же диалог, а можно разыграть новый:

– По деревьям любишь прыгать?

– Цок‑цок‑цок.

– А охотников боишься?

– Цок‑цок‑цок.

Роль белочки целесообразно поручать тем малышам, которые нечётко произносят звук ц.

Во время игры педагог обращает внимание на интонационную выразительность речи детей (задающих вопросы и отвечающих на них).

Следует обращать внимание на тех малышей, которые не полностью проговаривают звукоподражательные слова («цок‑цок» вместо «цок‑цок‑цок»). Для них надо планировать индивидуальные задания на различение и правильное воспроизведение звукоподражаний.

Примечание.   Для закрепления звука ц можно напомнить детям стихотворение В. Берестова «Котенок», предложить им запомнить загадки:

 

На цветке – цветок,

Пьет цветочный сок.

 

(Бабочка)

 

Два близнеца, два братца.

На нос верхом садятся.

 

(Очки)

Можно показать детям кольцо и предложить ответить на вопрос в утвердительной форме: «Нет конца у моего кольца? Нет конца у твоего (вашего) кольца?» (4–5 ответов)

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: