Звуковая культура речи: звук о

Валентина Викторовна Гербова

Занятия по развитию речи во II младшей группе детского сада.

(2012 год.)

Звуковая культура речи.

Перспективный план

Месяц Деятельность.
Сентябрь 3 неделя Звуковая культура речи: звуки а, у. Дидактическая игра «Не ошибись» Цель. Упражнять детей в правильном и отчётливом произношении звукову, а (изолированных, в звукосочетаниях, словах). Активизировать в речи детей обобщающие слова.
Сентябрь 4 неделя Звуковая культура речи: звук у Цель. Упражнять детей в чёткой артикуляции звука у (изолированного, в звукосочетаниях); отрабатывать плавный выдох; побуждать произносить звук в разной тональности с разной громкостью (по подражанию).
Октябрь 3 неделя Звуковая культура речи: звук о. Рассматривание иллюстраций к сказке «Колобок» Цель. Продолжать приучать детей внимательно рассматривать рисунки в книгах, объяснять содержание иллюстраций. Отрабатывать чёткое произношение звука о.
Ноябрь 2 неделя Звуковая культура речи: звук и Цель. Упражнять детей в чётком и правильном произношении звука и (изолированного, в словосочетаниях, в словах).
Декабрь 2 неделя Повторение сказки «Снегурушка и лиса».  Дидактические игры «Эхо», «Чудесный мешочек» Цель. Помочь детям вспомнить сказку «Снегурушка и лиса». Упражнять в произношении слов со звуком э (игра «Эхо»), в определении качеств предметов на ощупь (игра «Чудесный мешочек»).
Январь 3 неделя Звуковая культура речи: звуки м, мь. Дидактическое упражнение «Вставь словечко» Цель. Упражнять детей в чётком произношении звуков м, мь в словах, фразовой речи; способствовать воспитанию интонационной выразительности речи. Продолжать учить образовывать слова по аналогии.
Январь 4 неделя Звуковая культура речи: звуки п, пь. Дидактическая игра «Ярмарка» Цель. Упражнять в отчётливом и правильном произношении звуков п, пь. С помощью дидактической игры побуждать детей вступать в диалог, употреблять слова со звуками п, пь.
Февраль 2 неделя Звуковая культура речи: звуки б, бь Цель. Упражнять детей в правильном произношении звуков б, бь (в звукосочетаниях, словах, фразах).
Март 2 неделя Звуковая культура речи: звуки т, п, к Цель. Закреплять произношение звука т в словах и фразовой речи; учить детей отчётлива произносить звукоподражания со звуками т, п. к; упражнять в произнесении звукоподражаний с разной скоростью и громкостью.
Апрель 2 неделя Звуковая культура речи: звук ф Цель. Учить детей отчётлива и правильно произносить изолированный звук ф и звукоподражательные слова с этим звуком.
Апрель 4 неделя Звуковая культура речи: звук с Цель. Отрабатывать чёткое произношение звука с. Упражнять детей в умении вести диалог.
Май 2 неделя Звуковая культура речи: звук з Цель. Упражнять детей в чётком произношении звука з.
Май 4 неделя Звуковая культура речи: звук ц Цель. Отрабатывать чёткое произношение звука ц, параллельно упражняя детей в интонационно правильном воспроизведении звукоподражаний; учить изменять темп речи.

Сентябрь 3 неделя

Звуковая культура речи: звуки а, у.

Дидактическая игра «Не ошибись»

Цель. Упражнять детей в правильном и отчётливом произношении звукову, а (изолированных, в звукосочетаниях, словах). Активизировать в речи детей обобщающие слова.

Ход занятия.

Воспитатель рассаживает детей, объединяя малышей с нечёткой речью, чтобы именно им чаще предлагать задания на произношение отдельных звуков и звукосочетаний (уа, ау).

Педагог рассказывает детям сказку о Весёлом Язычке: «Жил на свете Весёлый Язычок. Он жил в своём домике. А домик этот – рот. Домик открывается и закрывается. Вот так! (Показывает.) Язычок то выбегает из домика (показывает), то прячется. Опять выбегает и вновь прячется».

Педагог предлагает детям выпустить Язычок из домика и спрятать его (3–4 раза). Затем продолжает: «А ещё Язычок любит петь разные песни. Особенно нравится ему песня маленькой Алёнушки (показывает детям куклу в ползунках).

„А‑а‑а‑а“, – поёт Язычок Алёнушке.

И малышка широко открывает рот, вот так, и тоже начинает петь: „А‑а‑а“. Это она радуется, что с ней разговаривают. Как поёт Алёнушка?»

Воспитатель предлагает спеть песенку Алёнушки 3–4 детям поочерёдно.

«А сейчас, – говорит педагог, – мы будем петь песенку и тянуть длинную‑длинную ниточку. Вот так…»

Вытягивая руки вперед на уровне груди и плотно смыкая пальцы обеих рук (как будто держит нитку), педагог произносит: „А‑а‑а‑а“ (2–3 сек). Упражнение повторяется 3–4 раза. Воспитатель следит за тем, чтобы, «вытягивая ниточку», дети не опускали голову.

«Пока мы „ниточки вытягивали“, – продолжает занятие педагог, – Алёнка устала, ведь она еще маленькая, и заплакала: „Уа‑уа‑уа“. Как плачут маленькие дети? (Хоровые и индивидуальные повторения.)

Давайте утешим, успокоим малышку: „Не плачь, Алёнушка! Не плачь, маленькая!“ (Хоровые и индивидуальные повторения. Следует подсказать детям, что эти фразы нужно произносить тихо и ласково.) И споем ей колыбельную: „Баю‑баю‑баю, доченьку качаю, баю‑баю‑баю“. (Дети поют вместе с педагогом.)

Алёнушка уснула. Долго будет спать. А мы с вами можем поиграть. Мы пойдём в лес по грибы, по ягоды. Но в лесу можно заблудиться, потеряться, поэтому я буду звать вас: „Дети, ау‑у‑у, Оля, ау‑у‑у‑у…“ (Малыши откликаются на зов.)

Затем воспитатель зовёт детей к себе, сообщает им, что занятие закончено, но желающие могут поиграть с ним в мяч.

Дети образуют круг. Воспитатель объясняет правила игры: «Надо поймать мяч и ответить на вопрос. Мяч уроните, ход пропустите. На вопрос не ответите, тоже ход пропустите. Игра непростая. Называется „Не ошибись“.

Педагог называет предметы, например: «Яблоко, слива, лимон?..», а ребёнок, поймав мяч, называет обобщающее слово: «Фрукты» и т. п.

В игру целесообразно играть на прогулке с подгруппой детей (3–5 человек).

Сентябрь 4 неделя

Звуковая культура речи: звук у

 

Цель. Упражнять детей в чёткой артикуляции звука у (изолированного, в звукосочетаниях); отрабатывать плавный выдох; побуждать произносить звук в разной тональности с разной громкостью (по подражанию).

Ход занятия.

Воспитатель напоминает о том, как Язычок любит выглядывать из своего домика и прятаться: «Покажите, как он это делает? Выглянул и спрятался… Опять выглянул и спрятался… Сильно высунулся… и спрятался.

Однажды Язычок услышал, как гудит паровоз (электричка): „У‑у‑у“. Как гудит паровоз?

Язычку эта песня очень понравилась. И решил он её выучить. Сначала Язычок запел негромко: „У‑у‑у“. Как он запел? Потом запел громче…

Чтобы и у вас получилась песня паровоза, надо вытянуть губы трубочкой (показывает) и протяжно произнести: „У‑у‑у“. (Хоровое и несколько индивидуальных повторений.)

Далее дети все вместе и индивидуально (3–4 ребёнка) поют «длинную» песенку (2–3 сек на одном выдохе).

«Вы, должно быть, видели настоящий паровоз, который тянет вагоны с пассажирами или состав с грузами, – продолжает воспитатель. – Такой паровоз гудит громко и протяжно. Примерно так: „У‑у‑у‑у‑у“. Как гудит паровоз? А игрушечный заводной паровозик гудит тише, голосок у него тоненький: „У‑у‑у‑у“. Я сейчас попрошу кого‑нибудь из вас погудеть, а вы определите, настоящий паровоз едет или игрушечный. Начнём с Андрюши… Послушаем Олю…» (5–6 ответов)

Воспитатель показывает игрушечную утку (утёнка). Объясняет, что если утку позвать: „Утя‑утя‑утя“, то она откликнется на зов и подойдёт поближе. Тогда придётся покормить птицу хлебушком. Позовите утку? (5–6 ответов)

Затем педагог читает детям чувашскую песенку «Разговоры» (пер. Л. Яхнина).

Кукушка кукует: – Ку‑ку! Ку‑ку! Голубь воркует: – Гу‑гу! Гу‑гу! Петух зорюет: – Ку‑ка‑ре‑ку! Филин кричит В ночи: – Угу! А рыба молчит – Ни гу‑гу.

Перед повторным чтением песенки воспитатель выясняет у детей:

– Кукушка кукует, а голубь?.. (Воркует.)

– Петух зорюет. Когда он поёт: днём, ночью, на утренней зорьке? (Заря – зорька – зорюет.)

Педагог читает песенку ещё раз и предлагает детям проговаривать звукоподражательные слова.

Примечание.   На данном занятии или позже, упражняя детей в выразительном чтении диалогов, воспитатель знакомит их со стихотворением «Бычок» В. Берестова.

Маленький бычок, Жёлтенький бочек, Ножками ступает, Головой мотает. – Где же стадо? Му‑у! Скучно одному‑у!

 

Октябрь 3 неделя

Звуковая культура речи: звук о.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: