Валентина Викторовна Гербова
Занятия по развитию речи во II младшей группе детского сада.
(2012 год.)
Звуковая культура речи.
Перспективный план
Месяц | Деятельность. |
Сентябрь 3 неделя | Звуковая культура речи: звуки а, у. Дидактическая игра «Не ошибись» Цель. Упражнять детей в правильном и отчётливом произношении звукову, а (изолированных, в звукосочетаниях, словах). Активизировать в речи детей обобщающие слова. |
Сентябрь 4 неделя | Звуковая культура речи: звук у Цель. Упражнять детей в чёткой артикуляции звука у (изолированного, в звукосочетаниях); отрабатывать плавный выдох; побуждать произносить звук в разной тональности с разной громкостью (по подражанию). |
Октябрь 3 неделя | Звуковая культура речи: звук о. Рассматривание иллюстраций к сказке «Колобок» Цель. Продолжать приучать детей внимательно рассматривать рисунки в книгах, объяснять содержание иллюстраций. Отрабатывать чёткое произношение звука о. |
Ноябрь 2 неделя | Звуковая культура речи: звук и Цель. Упражнять детей в чётком и правильном произношении звука и (изолированного, в словосочетаниях, в словах). |
Декабрь 2 неделя | Повторение сказки «Снегурушка и лиса». Дидактические игры «Эхо», «Чудесный мешочек» Цель. Помочь детям вспомнить сказку «Снегурушка и лиса». Упражнять в произношении слов со звуком э (игра «Эхо»), в определении качеств предметов на ощупь (игра «Чудесный мешочек»). |
Январь 3 неделя | Звуковая культура речи: звуки м, мь. Дидактическое упражнение «Вставь словечко» Цель. Упражнять детей в чётком произношении звуков м, мь в словах, фразовой речи; способствовать воспитанию интонационной выразительности речи. Продолжать учить образовывать слова по аналогии. |
Январь 4 неделя | Звуковая культура речи: звуки п, пь. Дидактическая игра «Ярмарка» Цель. Упражнять в отчётливом и правильном произношении звуков п, пь. С помощью дидактической игры побуждать детей вступать в диалог, употреблять слова со звуками п, пь. |
Февраль 2 неделя | Звуковая культура речи: звуки б, бь Цель. Упражнять детей в правильном произношении звуков б, бь (в звукосочетаниях, словах, фразах). |
Март 2 неделя | Звуковая культура речи: звуки т, п, к Цель. Закреплять произношение звука т в словах и фразовой речи; учить детей отчётлива произносить звукоподражания со звуками т, п. к; упражнять в произнесении звукоподражаний с разной скоростью и громкостью. |
Апрель 2 неделя | Звуковая культура речи: звук ф Цель. Учить детей отчётлива и правильно произносить изолированный звук ф и звукоподражательные слова с этим звуком. |
Апрель 4 неделя | Звуковая культура речи: звук с Цель. Отрабатывать чёткое произношение звука с. Упражнять детей в умении вести диалог. |
Май 2 неделя | Звуковая культура речи: звук з Цель. Упражнять детей в чётком произношении звука з. |
Май 4 неделя | Звуковая культура речи: звук ц Цель. Отрабатывать чёткое произношение звука ц, параллельно упражняя детей в интонационно правильном воспроизведении звукоподражаний; учить изменять темп речи. |
Сентябрь 3 неделя
|
|
|
|
Звуковая культура речи: звуки а, у.
Дидактическая игра «Не ошибись»
Цель. Упражнять детей в правильном и отчётливом произношении звукову, а (изолированных, в звукосочетаниях, словах). Активизировать в речи детей обобщающие слова.
Ход занятия.
Воспитатель рассаживает детей, объединяя малышей с нечёткой речью, чтобы именно им чаще предлагать задания на произношение отдельных звуков и звукосочетаний (уа, ау).
Педагог рассказывает детям сказку о Весёлом Язычке: «Жил на свете Весёлый Язычок. Он жил в своём домике. А домик этот – рот. Домик открывается и закрывается. Вот так! (Показывает.) Язычок то выбегает из домика (показывает), то прячется. Опять выбегает и вновь прячется».
Педагог предлагает детям выпустить Язычок из домика и спрятать его (3–4 раза). Затем продолжает: «А ещё Язычок любит петь разные песни. Особенно нравится ему песня маленькой Алёнушки (показывает детям куклу в ползунках).
„А‑а‑а‑а“, – поёт Язычок Алёнушке.
И малышка широко открывает рот, вот так, и тоже начинает петь: „А‑а‑а“. Это она радуется, что с ней разговаривают. Как поёт Алёнушка?»
Воспитатель предлагает спеть песенку Алёнушки 3–4 детям поочерёдно.
«А сейчас, – говорит педагог, – мы будем петь песенку и тянуть длинную‑длинную ниточку. Вот так…»
Вытягивая руки вперед на уровне груди и плотно смыкая пальцы обеих рук (как будто держит нитку), педагог произносит: „А‑а‑а‑а“ (2–3 сек). Упражнение повторяется 3–4 раза. Воспитатель следит за тем, чтобы, «вытягивая ниточку», дети не опускали голову.
«Пока мы „ниточки вытягивали“, – продолжает занятие педагог, – Алёнка устала, ведь она еще маленькая, и заплакала: „Уа‑уа‑уа“. Как плачут маленькие дети? (Хоровые и индивидуальные повторения.)
Давайте утешим, успокоим малышку: „Не плачь, Алёнушка! Не плачь, маленькая!“ (Хоровые и индивидуальные повторения. Следует подсказать детям, что эти фразы нужно произносить тихо и ласково.) И споем ей колыбельную: „Баю‑баю‑баю, доченьку качаю, баю‑баю‑баю“. (Дети поют вместе с педагогом.)
Алёнушка уснула. Долго будет спать. А мы с вами можем поиграть. Мы пойдём в лес по грибы, по ягоды. Но в лесу можно заблудиться, потеряться, поэтому я буду звать вас: „Дети, ау‑у‑у, Оля, ау‑у‑у‑у…“ (Малыши откликаются на зов.)
Затем воспитатель зовёт детей к себе, сообщает им, что занятие закончено, но желающие могут поиграть с ним в мяч.
Дети образуют круг. Воспитатель объясняет правила игры: «Надо поймать мяч и ответить на вопрос. Мяч уроните, ход пропустите. На вопрос не ответите, тоже ход пропустите. Игра непростая. Называется „Не ошибись“.
Педагог называет предметы, например: «Яблоко, слива, лимон?..», а ребёнок, поймав мяч, называет обобщающее слово: «Фрукты» и т. п.
В игру целесообразно играть на прогулке с подгруппой детей (3–5 человек).
Сентябрь 4 неделя
Звуковая культура речи: звук у
Цель. Упражнять детей в чёткой артикуляции звука у (изолированного, в звукосочетаниях); отрабатывать плавный выдох; побуждать произносить звук в разной тональности с разной громкостью (по подражанию).
Ход занятия.
Воспитатель напоминает о том, как Язычок любит выглядывать из своего домика и прятаться: «Покажите, как он это делает? Выглянул и спрятался… Опять выглянул и спрятался… Сильно высунулся… и спрятался.
|
|
Однажды Язычок услышал, как гудит паровоз (электричка): „У‑у‑у“. Как гудит паровоз?
Язычку эта песня очень понравилась. И решил он её выучить. Сначала Язычок запел негромко: „У‑у‑у“. Как он запел? Потом запел громче…
Чтобы и у вас получилась песня паровоза, надо вытянуть губы трубочкой (показывает) и протяжно произнести: „У‑у‑у“. (Хоровое и несколько индивидуальных повторений.)
Далее дети все вместе и индивидуально (3–4 ребёнка) поют «длинную» песенку (2–3 сек на одном выдохе).
«Вы, должно быть, видели настоящий паровоз, который тянет вагоны с пассажирами или состав с грузами, – продолжает воспитатель. – Такой паровоз гудит громко и протяжно. Примерно так: „У‑у‑у‑у‑у“. Как гудит паровоз? А игрушечный заводной паровозик гудит тише, голосок у него тоненький: „У‑у‑у‑у“. Я сейчас попрошу кого‑нибудь из вас погудеть, а вы определите, настоящий паровоз едет или игрушечный. Начнём с Андрюши… Послушаем Олю…» (5–6 ответов)
Воспитатель показывает игрушечную утку (утёнка). Объясняет, что если утку позвать: „Утя‑утя‑утя“, то она откликнется на зов и подойдёт поближе. Тогда придётся покормить птицу хлебушком. Позовите утку? (5–6 ответов)
Затем педагог читает детям чувашскую песенку «Разговоры» (пер. Л. Яхнина).
Кукушка кукует: – Ку‑ку! Ку‑ку! Голубь воркует: – Гу‑гу! Гу‑гу! Петух зорюет: – Ку‑ка‑ре‑ку! | Филин кричит В ночи: – Угу! А рыба молчит – Ни гу‑гу. |
Перед повторным чтением песенки воспитатель выясняет у детей:
– Кукушка кукует, а голубь?.. (Воркует.)
– Петух зорюет. Когда он поёт: днём, ночью, на утренней зорьке? (Заря – зорька – зорюет.)
Педагог читает песенку ещё раз и предлагает детям проговаривать звукоподражательные слова.
Примечание. На данном занятии или позже, упражняя детей в выразительном чтении диалогов, воспитатель знакомит их со стихотворением «Бычок» В. Берестова.
Маленький бычок, Жёлтенький бочек, Ножками ступает, | Головой мотает. – Где же стадо? Му‑у! Скучно одному‑у! |
|
|
Октябрь 3 неделя
Звуковая культура речи: звук о.