Опасные участки на автомобильных дорогах

 

Всѐ разнообразие опасных мест может быть описано определѐнными при-знаками:

1. Несоответствие численного значения состояния одного из элементов дороги скорости движения, развиваемой на предшествующих участках. (При-мер: сужение проезжей части, остановки общественного транспорта без заезд-ных карманов, участки с заведомо узкой проезжей частью и с неукреплѐнными обочинами, скользкие места, кривые малых радиусов в конце затяжных подъѐ-мов и спусков).

2. Недостаточная видимость в плане и в продольном профиле дороги, создающая опасность наезда на препятствия, невидимые на проезжей части или столкновения с идущим на обгон встречным автомобилем:

 

а) выпуклые переломы продольного профиля с вписанными кривыми ма-лого радиуса (рис. 1);

 

Рис. 1. Выпуклые переломы продольного профиля с вписанными кривыми малого радиуса

б) ограничение видимости на кривой в плане из-за строения, расположен-ного вдоль автомобильной дороги (рис. 2);

 

Рис. 2. Ограничение видимости на кривой в плане из-за строения

в) ограничение видимости на кривой в плане из-за зеленых насаждений, расположенных вдоль автомобильной дороги (рис. 3);

 

 

Рис. 3. Ограничение видимости на кривой в плане из-за зеленых насаждений

 

г) наличие на участках, которые имеют постоянный уклон и просматри-ваются на большое расстояние, отдельных пониженных мест, в которых могут быть не видны встречные автомобили (рис. 4).

 

Рис. 4. Наличие на участках с постоянным уклоном отдельных пониженных мест

3. Резкие изменения направления дороги и такие места, где у водителей создается неправильное представление о дальнейшем направлении дороги:

а) поворот дороги непосредственно за вершиной выпуклой кривой (рис.

5);

 

 

Рис. 5. Поворот дороги за вершиной выпуклой кривой

б) скрытый поворот (рис. 6);

 

Рис. 6. Срытый поворот

 

в) примыкание второстепенных дорог на кривых (рис. 7);

 

Рис. 7. Примыкание второстепенных дорог на кривых

г) зигзагообразные повороты перед пересечением с железнодорожной ли-нией под прямым углом (рис. 8);

 

Рис. 8. Зигзагообразные повороты перед пересечением с железнодорожной линией

4. Места, на которых часть транспортного потока изменяет скорость или совершает перестроение для выполнения маневров (рис. 9). (Пример: участки без переходно-скоростных полос, затяжные крутые подъѐмы без дополнитель-ных полос, перекрѐстки в одном уровне, кривые малых радиусов перед моста-ми, пересечения с дорогами местного значения).

9

 

Рис. 9. Участки изменения скорости или перестроения

5. Участки, где дорожные условия и придорожная обстановка способст-вуют значительному превышению безопасной скорости (рис. 10). (Пример: за-тяжные спуски, длинные прямые участки в открытой степной месности.

 

 

Рис. 10. Участки превышения безопасной скорости

 

6. Места значительного ухудшения в неблагоприятную погоду дорожных условий на коротких участках дорог. (Пример: перекрѐстки дорог на участках понижений дорожного покрытия, где возможно образование туманов и других явлений и гололедицы, скользкие, особенно после дождей, свежеуложенные участки асфальта).

6. Места разделения, слияния и пересечения транспортных потоков.

6. Места на дорогах, где могут неожиданно появиться пешеходы, велоси-педисты или животные.

Опасными участками корректно считать не только собственно опасные участки, но и примыкающие к ним участки дорог, на которых транспортный поток неожиданно снижает скорость движения.

Принципы возникновения ДТП, которые связаныс дорожными условиями

Каждая дорога является сочетанием различных участков (элементов), по-этому скорости движения автомобилей на выбранных маршрутах никогда не остаются постоянными. Выбор скорости автомобиля производит водитель, причем водитель оценивает дорожные условия визуально.

Факторы, которые влияют на избираемые водителями режимы движения, могут быть сведены в следующую классификацию:

1. Элементы дороги, непосредственно влияющие на управление автомо-билем (видимость дороги в плане и в профиле);

2. Обстановка дорожного движения (попутные и встречные автомобили, пешеходы, метеоусловия);

3. Привлекающие внимание объекты, которые не связаны непосредствен-но с дорожным движением (деревья, отдельные здания и т.д.).

В процессе движения взгляд водителя выделяет характерные опорные точки, которые вырисовывают пространственный коридор, по которому води-тель ведет свой автомобиль.

11

 

Рис. 11. Распределение точек фиксации взгляда водителя при проезде по прямолинейному участку дороги за 120 сек

 

 

Рис. 12. Продолжительность сосредоточения взгляда водителя на отдельных элементах дорожной обстановки за 10-ти минутный период

 

 

Рис. 13. Поле концентрации внимания водителя при различных скоростях

Количество объектов, которые водитель различить и зафиксировать в своем сознании, ограничено продолжительностью времени, которое необходи-мо для восприятия различными органами чувств, в первую очередь зрения.

При свободном движении взгляд водителя способен охватывать «опти-мальное» количество объектов, а при монотонном движении поступающее к водителю количество информации во многих случаях меньше, чем необходимо для поддержания работоспособности и активности водителя и наступает «сен-сорный голод».

а) свободное движение; б) монотонное движение;

 

Рис. 14. Количество объектов, которые охватывает взгляд водителя

Для каждого водителя существует оптимальная плотность объектов его внимания, при которой он находится на оптимальном уровне работоспособно-сти. С одной стороны, повышенная плотность этих объектов («перегрузка ин-формацией»), количество которых превышает пропускную способность анали-

заторов человека, приводит к «отказу». Под «отказом» понимают игнорирова-ние или недоучѐт смысла того или иного объекта и, следовательно, приводит к неправильным действиям водителя и возникновению ДТП.

Изменение условий движения на разных участках дорог сказывается на степени эмоциональной напряженности водителей. Водитель вынужден в про-цессе своей работы преодолевать «психологическую инерцию». Изменение этих дорожных условий сопровождается внешними проявлениями нервно-психических процессов, которые возникают в центральной нервной системе че-ловека и в его организме. Наиболее характерными такими процессами, которые можно измерить количественно, являются: изменение частоты дыхания, часто-та фиксации взгляда, частота пульса, кожно-гальваническая реакция.

Пути предотвращения ДТП, связанных с дорожными условиями, могут опираться на плавные изменения скорости транспортного потока и на устране-ние причин внутренних помех в самом транспортном потоке. В этом отноше-нии можно провести аналогию с движением жидкости в открытых руслах рек. Согласно этой аналогии следует таким образом рассчитывать и располагать элементы дорог, чтобы, по возможности, устранить в транспортном потоке яв-ления турбулентности (частые обгоны), застоев (транспортные заторы и за-держки) и подпора (резкое уменьшение дистанции между автомобилями в про-цессе торможения).

Таким условиям выравнивания движения транспортного потока могут способствовать достижение следующих целей:

1. Выравнивание эпюры скорости на всей протяженности дороги;

2. Обеспечение пространства, необходимого для маневра и уверенного ведения автомобиля на дороге;

3. Обозначение трассы дороги разметкой или другими средствами; опо-знаваемыми водителем.

В зависимости от местных условий, для достижения этих целей могут применяться такие мероприятия как:

1. Исключение опасных участков дороги;

2. Разделение транспортного потока на группы по типам транспортных средств, по направлениям и т.д.;

3. Использование мер пассивного регулирования движения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: