Тема : «Роль христианства в жизни древнерусского общества и духовной культуре»

 

Для понимания мировоззрения Православия очень важно знать, что Русская православная церковь при своем возникновении и формировании соединила и впитала в себя две сильнейшие культуры: лучшее из тысячелетней духовной культуры Византии и лучшее из многовековой культуры языческого времени славян до обретения христианской веры. Из языческой культуры было взято то, что благословил Господь, и что не противоречило Евангелию. Эта заимствованная языческая часть культуры значительно обогатила и усилила

византийское Православие.

Религия — это явление общественной жизни, присущее человеческому обществу на протяжении всей его истории. До сих пор она охватывает огромные массы людей. Всего в мире существовало и существует более пяти тысяч религий.

Религия — форма мировоззрения, одна из сфер духовной жизни общества, социальных групп, индивидов.

Религиозное сознание — совокупность взглядов, теорий, представлений, религиозных чувств, традиций, отражающих отношение верующих к сверхъестественным силам. В вопросе происхождения религии можно выделить два противоположных подхода: богословско-теологический и научно-материалистический.

Христианство возникло в I в.н.э. Основу христианства составляет учение об Иисусе Христе. Разновидностями христианства являются православие, католицизм и протестантизм. В XI в. Римско-католическая церковь в одностороннем порядке внесла в общецерковное исповедование веры принципиально новое положение о Святой Троице, которое послужило одной из причин Великого раскола. Восточные церкви с того времени стали называться православными, а все западные епархии, подчиненные Риму, оказались в Римско-католической (или просто католической) церкви.

Значение принятие христианства:

 Христианство повлияло на нравы и мораль. Укрепило княжескую власть, так как церковь внушала подданным необходимость беспрекословного повиновения, а князь – сознание своей высокой ответственности. Государство стало равным среди равных Европейский держав, укрепилось его международное положение. Религия управляет поведением человека через свою систему ценностей, моральных установок и запретов. Она может существенно влиять на большие сообщества и целые государства живущие по законам данной религии.

Принятие христианства способствовало сплочению восточнославянских племён в единую древнерусскую народность. На смену сознанию племенной общности пришло сознание общности всех русских вообще как нации. Перед русским обществом были поставлены новые культурные духовные задачи. Религия способствует объединению людей, помогает складыванию наций, образованию и укреплению государств. Но тот же самый фактор может приводит и к разъединению и распаду государств.

Творческое задание

Сравните два приведенных ниже высказывания. В чем состоят различия взглядов авторов на религию? Чем объясняются эти различия?

«Религия — это упрощенная и обращенная к сердцу мудрость. Мудрость — это разумом оправданная религия» (Л.Н.Толстой).

«Религия — это опиум для народа» (К.Маркс).

Лекция

Тема «Православие и русское искусство

  Искусство –это высокая степень умения, мастерства в любой сфере деятельности.
Искусство –это художественное творчество в целом – литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира.

 Искусство –это специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности, представляющая собой отражение действительности в художественных образах.


Функции искусства

Утешительно-компенсаторная – восстановление в сфере духа гармонии, утраченной человеком в реальной действительности. Своей гармонией искусство способствует сохранению и восстановлению психического равновесия личности

Общественно-преобразующая - оказывая идейно-эстетическое воздействие на людей, включает их в направленную деятельность по преобразованию общества

Внушающая - воздействие на подсознание людей, на человеческую психику

Воспитательная – формирование личности, чувств и мыслей людей

Художественно-концептуальная – способность анализировать состояние окружающего мира

Предвосхищения – способность предвосхищать будущее

Эстетическая – способность формировать эстетические вкусы и потребности человека

Гедонистическая – особый, духовный характер искусства, оно призвано доставлять людям удовольствие

Познавательная – выражается в его способности к отражению и освоению тех сторон жизни, которые труднодоступны науке.

Искусство:

-украшает мир;

-воспроизводит в художественных образах все, что интересно человеку в жизни;

-раскрывает ценности человека и человечества, формирует чувства прекрасного, доброту, достоинства личности;

-осмысливает и преобразовывает жизнь, познает ее;

-восстанавливает в сфере духа гармонию, утраченную человеком в реальной действительности, способствует сохранению и восстановлению психического равновесия.

На Руси, как и в Византии, знали два способа украшения храмов священными изображениями – мозаики и фрески. Они легли в основу живописи русского Средневековья, которая неизменно вызывала и продолжает вызывать огромный интерес у любителей искусства и учёных всего мира. Софийский собор в Киеве – древнейший памятник, который сохранил монументальную живопись домонгольской Руси. Он воздвигнут в середине XI в. в честь победы князя Ярослава Мудрого над пришлыми кочевниками-печенегами. Великолепное внутреннее убранство собора выполнили, соединив мозаику и фреску, греческие мастера, поэтому оно в наибольшей степени соответствует византийской системе росписи.

 Музыка благодаря своей гармоничности, целостности и возвышенной духовности всегда оказывала сильнейшее воздействие на человека, который в храме получал эмоциональное успокоение, очищение, внутреннюю «благостность» не только под ее воздействием, но скорее от целого комплекса храмового искусства. «Процесс богослужения представлял собой некое мистериально-символическое действо, осуществлявшееся по законам зрелищных искусств, строго подчинившееся определенному каноническому сценарию, включавшему в себя хореографию священнослужителей, чередование музыки и речитации, последовательность участия в действии тех или иных чинов священнослужителей, хора, масс верующих». Речь идет о синкретичности храмового искусства, одним из компонентов которого являлась музыка.     

Православие как культурообразующий компонент русской культуры тесно связан со всеми элементами культуры. В любом произведении русского искусства, созданном после Крещения Руси,  прослеживается духовная, религиозная и библейская тематика. История русского народа полна героических и ярких общественных событий. Русская душа отличалась особой чувствительностью, восприимчивостью, фантазией. Поэтому в российской живописи наблюдает многообразие тем, сюжетов, образов. Русские художники были прогрессивными людьми, и в их произведениях можно найти отражение всех перемен, происходящих в обществе. Русские живописцы достигли выдающихся результатов в изображении человека и его внутреннего состояния. На полотнах очень часто встречаются сюжеты из жизни простых людей, их страдания, надежды и чаяния. Русская природа во всем ее великолепии также являлась темой вдохновения русских художников. Сложно перечислить всех выдающихся русских художников, но самые известные имена это И. Шишкин, В. Саврасов, И. Репин, В. Суриков, К. Брюллов и многие другие. Они являются гордостью русской живописи, их произведения получили мировое признание. В.И.Суриков мог заглянуть в сакральные глубины исторического прошлого России и предвидеть её приближение к бездне. Он мало писал писем, не вёл дневниковых записей, где мог бы излагать свои мысли, своё понимание, давать оценку происходящему вокруг. Все свои раздумья и переживания он поверял своим полотнам. Там – вся его философия, боль, пророчество и вера. Он вслед за Бальзаком мог сказать: «Главные события моей жизни – это мои произведения».Главная и отличительная особенность профессионального русского искусства – заявившее о себе сразу, с самых первых шагов, его духовное начало.

Вместе с тем, избирая для себя тот или иной сюжет, который, может быть, действительно имел место в истории, Суриков, точно так же как и его предшественники, никогда не погружался в его событийные недра. Он использовал его только как повод для того, чтобы поднять те проблемы, которыми жило, которыми «болело» современное художнику общество. И здесь также сказалась его приверженность к традиции, зародившейся в исторической живописи еще с академических времён, утверждаясь и в последующем веке также.

Не о гибели приморского городка говорил в своей знаменитой картине «Последний день Помпеи» Карл Брюллов, а о гибели старого, языческого мира нового, христианского. Именно Брюллову принадлежит первенство в создании именно в этой картине собирательного образа Церкви Христовой. Сам духовный разворот замысла картины, создававшейся в Италии, оказался необычно актуален для России рубежа 1820-х – 1830-х годов.

Подавленный событиями 1 марта 1881 г. - убийством царя Александра II, потрясшем всю Россию до основания, пишет свою Через кровавую сцену, разыгравшуюся в семье Ивана Грозного, картину И.Е.Репин «Иван Грозный и сын его Иван». раскрывается страшное предвидение художника трагического завершения династии Романовых.

  А в картине В.М.Васнецова «Царь Иван Васильевич Грозный» из отдельных подголосков, сливающихся воедино, вдруг зазвучала апокалиптическая нота, вобравшая в себя ощущение автором своего времени как конечного.

  Такова особенность русской исторической живописи. Суриков не составлял исключение, откликаясь не на событие, как таковое, а на боль своего времени. Свой путь в искусстве он нашёл довольно быстро. «Приехавший в Москву, - вспоминал он впоследствии,- попал в центр русской народной жизни, сразу стал на свой путь».

Уже в его знаменитой исторической трилогии очень чётко и достаточно определённо раскрыла себя сама природа искусства мастера, сформулировано его художественное кредо. Именно трилогия и будет в центре нашего внимания.

В первой картине трилогии «Утро стрелецкой казни» Суриков обращается к событиям, которые действительно имели место в истории России. Это – 1698г. когда Пётр I жесточайшим образом подавил второе стрелецкое восстание. Уже в этой картине художник задаёт сразу очень высокий уровень размышлений не только об историческом прошлом страны и народа.

 

Вопросы и задания:

Провести работу над высказываниями, раскройте смысл.

«Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учится» (Демокрит)

«Идите к свету, разуму, правде и красоте» (А.М.Горький)

Лекция


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: