Тема: Православная этика

Православная этика – это нравственное учение христианства, определяющее моральные ориентиры человеческого поведения. Она получает свое выражение в определенном стиле жизни, который имеет исторические многообразные формы.

Мораль — принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений. Мораль проявляется в осмыслении противоположности добра и зла. Добро стремится к гармонии во внутреннем мире человека, в отношениях между людьми в обществе.

Добро — это созидание; зло — это разрушение, оно нарушает нормы морали. Практика показывала, что человек, не делающий добра, живет ущербной жизнью. Напротив, добрые поступки уменьшают количество конфликтов, объединяют людей, помогая им избавиться от страдания. Во все века ценилась преданность человека, его стремление к самосовершенствованию. Важную роль в разрешении любого конфликта играет вежливость. Она помогает достичь взаимопонимания между людьми, реализует принцип «поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой».

Долг — это необходимость выполнения нравственных обязательств даже в ущерб своим интересам. Человек, обладающий развитым чувством долга, отличается способностью к самопожертвованию в пользу других людей.       

Совесть — это способность соотнесения своих поступков с общепринятыми нормами морали. Совестливый человек никогда не сделает зла другим людям, не совершит подлый поступок. На основе моральных принципов возникает любовь, дружба, т.е. те качества, которые объединяют людей.

В православной этике большое значение имеет милосердие. Милосердие — готовность помочь каждому нуждающемуся. Милосердие проявляется как в пассивном сострадании (переживание чужого горя), так и в стремлении оказать реальную помощь. Милосердие не должно исчезнуть из жизни общества, так как, независимо от уровня его развития, останутся такие негативные для человека факторы, как старость, болезни, одиночество. В области морали, в формировании новых нравственных ценностей огромную роль сыграли основоположники религий, учителя, пророки, такие как Будда, Конфуций, Иисус, Мухаммед и другие, обладавшие даром предвосхищения, предвидения. Они выдвигали свои идеи в основном в религиозной форме, предлагая новые пути решения самых сложных вопросов социальной жизни в виде моральных заповедей, проповедей, учений, манифестов, трактатов, программ. Они на многие столетия предопределили перспективы развития той или иной культуры (Иисус — христианской, Мухаммед — арабской, Конфуций — китайской), предложив собственную систему ценностей и норм, определив смысловое ядро, самобытность этих культур.

     Если каждый человек будет придерживаться общих нравственных принципов и в мыслях, и в поступках, человечество приблизится к всеобщей гармонии.

Православная этика выполняет несколько функций:

оценочную — рассмотрение поступков людей с точки зрения добра и зла. Внешняя форма выражения оценки может проявляться в одобрении или неодобрении, согласии или несогласии, похвале или порицании и т.д.;

регулятивную — установление норм, принципов, правил поведения. В отличие от других норм мораль имеет ряд особенностей: ее правила не закреплены ни в каких документах, нет органов, осуществляющих их защиту. Выполнение норм морали в большей степени связано с внутренним убеждением человека в правильности или неправильности своих поступков;

контрольную — контроль над выполнением норм со стороны общества (общественное осуждение) и самоконтроль со стороны личности;

воспитательную — формирование устойчивых моральных принципов личности. Морально-нравственное воспитание основывается на опыте предшествующих поколений, вбирая в себя из него все лучшее;

интегрирующую — поддержание целостности духовного мира человека, морально-нравственной основы всего общества.

Отличия православной этики от других этических систем:

1. Она не столько система теоретических принципов, сколько жизненная практика.

2. Все нравственные требования имеют своим основанием спасительные действия перед Богом, а поэтому она неотделима от религии.

3. Главным в действиях человека является не сам поступок, а его мотив.

4. Православная этика основана на добродетели.

Этика добродетели – это свойства характера человека, выражающиеся в таких

Человеческих качествах, как: мужество, благородство, честность, трудолюбие, милосердие и т.д.. Внутренние мотивы и намерения могут изменять нравственный смысл поступка, представьте себе ситуацию: один из участников благотворительной акции вносит денежные средства для того, чтобы выглядеть в глазах окружающих лучше (им движет тщеславие, честолюбие) – то есть произвести впечатление на публику; второй же жертвует сумму, несоизмеримую с его доходами, так как им движет подлинное сострадание. Для православной этики мотив поступка является определяющим, а не сам поступок.

Любовь – внутренняя добродетель, как, в прочем, терпение и доброта. Зависть, хвастовство, гордыня и самоутверждение – пороки. Нравственным добродетелем, который связан с контролем над страстями и желаниями, выступает мужество (связано с нашей способностью контролировать страх)

При анализе любой этической теории, необходимо рассматривать её с 4-х сторон:

1. Каков её статус? (христианская этика основана на воле Бога, это означает, что природа может служить указанием на наш нравственный долг, но авторитет, стоящий за Природой, призывает нас жить не в гармонии с законами самой природы, а в гармонии с Творцом природы)

2. Какому авторитету она апеллирует?

3. Какова высшая цель этической системы? (высшей целью христианской этики является нравственное совершенствование личности в любви к Богу и ближнему)

4. Какие конкретные правила устанавливаются в данной этической системе для регулирования поступков человека в его обычной каждодневной жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: