Самостоятельная работа № 1

Тема: Разработка методологического аппарата учебно-исследовательской работы.

Цель: формирование умения разрабатывать методологический аппарат учебно-исследовательской работы.

Продолжительность: 4 часа.

Задание: сформулировать тему, определить объект и предмет, цель и задачи, проблему и гипотезу исследования.

Порядок выполнения работы:

1. Изучить теоретический материал, представленный в данном методическом пособии.

2. Сформулировать тему исследования в соответствии с требованиями, указанными в методических указаниях. Тематика учебно-исследовательской работы (исследуемые проблемы) определяется студентами, на основании предварительного ознакомления с научно-технической литературой, по направлениям изучаемых общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей. Если отсутствуют предложения со стороны студентов, то проблему для исследования предлагает преподаватель.

3. Сформулировать методологический аппарат исследования (цель, задачи, объект и предмет исследования, гипотеза, методы исследования, описание теоретической и практической значимости и новизны исследования).

В отчете по самостоятельной работе отразить результаты работы.
Теоретическая часть.

Исследование (исследовательская работа) – это строго плановая деятельность, направленная на получение новых знаний, в процессе этой работы вырабатываются и теоретически систематизируются объективные знания о действительности

1. Первое что необходимо сделать - найти проблему, то что надо изучать.

Проблема – дефицит знания. Проблема – это вопрос, ответ на который должен быть получен в результате исследования. Научные алгоритмы поиска проблемы: – Поиск пробела. Определите интересную тему и изучайте литературу, рано или поздно Вы найдете вопрос, ответа на который нет в литературе, и который Вас заинтересует. – От практической проблемы. В основе любой практической проблемы лежит недостаток знаний, который можно выявить и восполнить. – От нового факта. Сложный способ, поскольку требует знания самых последних исследований в избранной области. Открытие нового факта в мировой науке (нового медиатора, нового гормона, нового механизма) дает возможность провести исследование высокого уровня. Разработка проблемы. Проблему надо верифицировать, т.е. уточнить, является ли найденная Вами проблема проблемой вообще (дефицит знания) или проблемой лично для Вас (дефицит Вашего образования). Метод верификации – поиск ответа в литературе.

Далее решить, почему именно эту проблему нужно в настоящее время изучать, почему это будет актуальным.

Проблема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования.

2. Затем выявить, насколько данная проблема освящена в различных источниках.
3. Далее определить тему – название должно быть лаконичным и отражать суть проблемы.

Выбирая тему исследовательской работы, необходимо исходить из её актуальности, учитывать наличие источников и литературы.

Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности, она должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.

Формулировка темы должна быть конкретной. Рекомендуется избегать тем, которые охватывают крупные области для исследования, так как в рамках одной работы вряд ли удастся достаточно глубоко осветить весь имеющийся материал.

Тема должна отражать содержание работы, быть логично связанной с целью исследования.

От правильной формулировки темы зависит успех всей работы. Название работы должно четко отражать суть работы (соответствовать ее содержанию) и отражать поставленную проблему. Проблема должна быть сформулирована четко, в терминах определенной науки и должна однозначно определять вопрос, ответ на который должен быть получен в результате научного исследования. Правильно сформулированная тема должна включать направленность, объект и предмет исследования. 

4. Определить объект и предмет исследования.

Объектом исследования может быть технологический процесс, явление, конструкция, которое содержит противоречие и порождает проблемную ситуацию.

Предмет исследования – это все то, что находится в границах объекта исследования в определенном аспекте рассмотрения, те наиболее значимые с точки зрения практики и теории свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат изучению.

5. Сформулировать цель и задачи исследования.

В исследовательской работе должна быть сформулирована цель – какой результат предполагается получить, каким, в общих чертах, видится этот результат еще до его получения. Обычно цель заключается в изучении определенных явлений.

Цель может быть сформулирована хорошо или плохо. Хорошо сформулированная Цель – 50% успеха. Если, прочитав Цель, Вам сразу стало ясно, как ее можно достигнуть - цель сформулирована хорошо. Если, прочитав формулировку цели, Вы в недоумении - что делать, с какого края начинать - значит, цель сформулирована плохо.

Задачи – это шаги, которые ведут к достижению цели. Задач в работе должно быть от 2 до 5. Вопросы, которые ставятся в задачах, должны быть четкими и предполагать однозначный ответ. Условно можно разделить возможные задачи на следующие типы (таблица

Задачи исследования – что делать – теоретически и экспериментально (если планируется эксперимент), задачи исследования – это то, что требует решения в процессе исследования; вопросы, на которые должен быть получен ответ. Формулировка задач тесно связана со структурой исследования. Причем, отдельные задачи могут быть поставлены для теоретической части и для экспериментальной.

Цель исследовательской работы бывает одна, а задач бывает несколько.

6. В исследовании важно выделить гипотезу и защищаемые положения.

Гипотеза – это предвидение событий, это вероятное знание, ещё не доказанное. Изначально гипотеза не истина и не ложь – она просто не доказана.

Защищаемые положения - это то, что исследователь видит, а другие не замечают. Положение в процессе работы либо подтверждается, либо отвергается. Гипотеза должна быть обоснованной, т. е. подкрепляться литературными данными и логическими соображениями.

Отчёт о работе должен содержать название и цель работы, в ходе работы должны быть представлены результаты выполнения работы, согласно заданию.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: