Строение баянных клавиатур и особенности их освоения

МЕТОДИКА ОСВОЕНИЯ КЛАВИАТУР БАЯНА (И.Пуриц)

МЕТОДИКА ОСВОЕНИЯ КЛАВИАТУР БАЯНА В НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ

В существующих методических трудах вопросы, связанные с освоением клавиатур баяна, рассматриваются обычно в кон­тексте общего слухового и технического развития учащегося, не вы­деляясь в отдельные разделы. В практической работе наиболее рас­пространённый сегодня способ освоения клавиатур сводится к нуме­рации рядов и изучению названия клавиш. Другие закономерности строения клавиатур осваиваются главным образом на интуитивном уровне в процессе изучения пьес и упражнений. Такой подход суще­ственно замедляет инструментальное развитие учащихся. При обуче­нии же маленьких детей приводит к столь незначительным результа­там, что ученики нередко прекращают занятия на баяне31.

Общеизвестно, что успешность развития ученика, обучающегося игре на музыкальном инструменте, в значительной степени обуслов­лена качеством взаимосвязи его слуховой и двигательной сфер. Цель педагога - развить у учащегося такой слух, который бы не только улавливал мельчайшие оттенки музыкальной мысли, но и управлял игровым аппаратом. В интересующем нас аспекте это означает, что ученик, который слышит некую мелодическую линию, может без­ошибочно исполнить её на баяне. Одного мысленного представле­ния должно быть достаточно, чтобы его «инструментальный» слух стал передавать сигналы-импульсы на игровой аппарат. Именно с этим явлением связаны в методической литературе такие понятия, как «слышащие руки», или «слышащие пальцы». Аналогичным об­разом действует и обратная связь - движения пальцев по незвучащей клавиатуре вызывают соответствующие слуховые представления. Так пианист на закрытой крышке рояля или баянист при сведённом мехе своего инструмента может «проиграть» пьесу, мысленно ус­лышав все звуки одновременно с движениями своих пальцев.

Говоря о необходимости установления взаимосвязи между слухо­выми представлениями и игровыми движениями, следует подчерк­нуть, что ни геометрия движений в изолированном виде, ни слуховые представления сами по себе не могут стать основой для освоения кла­виатур, для развития техники в целом. Необходимо, чтобы клавиатур­ные представления были сцементированы слуховыми. В свою оче­редь, развитым слуховым представлениям должны соответствовать столь же развитые клавиатурные. Именно эта задача будет определять цели при обучении игре на любом клавишном инструменте. Но если основные цели одинаковы для всех, то пути их достижения могут существенно различаться в связи с конструктивными особенностями инструментов.

СТРОЕНИЕ БАЯННЫХ КЛАВИАТУР И ОСОБЕННОСТИ ИХ ОСВОЕНИЯ

В данной работе мы рассматриваем две трёхрядные клавиатуры - клавиатуру правого полукорпуса и выборную (клавиатура с гото­выми аккордами и басами используется не ранее третьего года обучения). Обе клавиатуры одинаковы по своему строению (вы­борная - зеркальное отражение правой клавиатуры). Различия в зву­чании и условиях игры существенно не влияют на их освоение в начальный период обучения. Одни и те же упражнения и пьесы ос­ваиваются параллельно на обеих клавиатурах, применяются одина­ковые способы и приёмы работы. Такой подход позволяет нам не акцентировать внимание ребёнка на различиях в их строении, ис­ключение составляют лишь отдельные случаи. Сложности установления взаимосвязи между слуховой и двига­тельной сферами при освоении клавиатур баяна обусловлены не­сколькими причинами, среди которых, на наш взгляд, наиболее су­щественными являются две причины - это многорядность клавиа­тур и система расположения клавиш на них. Начинающему баяни­сту непросто разобраться в логике расположения клавиш относи­тельно их звуковысотного значения в отличие, скажем, от начинаю­щего пианиста, направление движения рук и пальцев которого точно соответствует изменению звуковысотности на клавиатуре его инструмента. Расстояния между различными интервалами за некоторыми исключениями33 также соответствуют расстояниям между клавиша­ми, а, следовательно, и движениям пальцев пианиста. Кроме того у пианиста есть возможность визуального наблюдения действий сво­его игрового аппарата на клавиатуре. Такое её строение способству­ет быстрому и естественному формированию слухо-двигательной взаимосвязи. На баянной клавиатуре этот процесс осложняется тем, что направление движения пальцев и расстояния между клавишами не всегда соответствуют звуковысотному рисунку. Ученику трудно понять, почему на клавиатуре полутон между до и до диез - это одно расстояние, а аналогичный интервал ре-ре диез - другое? Или поче­му малая терция ре-фа, состоящая из полутора тонов, имеет мень­шее расстояние между клавишами, чем малая секунда ре-ми бе­моль! Сравним для примера звуковысотное строение хроматической гаммы и расположение соответствующих её звучанию клавиш на клавиатуре баяна. В звучании - это последовательно поднимающая­ся по полутонам линия (если рассматривать восходящий вариант). При игре на баянной клавиатуре у ученика легко может сложиться впечатление, что после каждых трёх нот гамма как бы начинается сначала. Множество диагональных линий (по три клавиши каждая) влияют на расчленённость восприятия гаммы, что затрудняет уста­новление связи между слухом и движениями. Перемещение различ­ных фактур, будь то интервалы или аккорды, по полутонам будет подтверждать сказанное. Отмеченные особенности строения клавиа­тур баяна могут затруднять формирование клавиатурного мышления на основе слуховых представлений у начинающего баяниста.

 Важнейшую роль при освоении клавиатур, а также для воспи­тания движений ученика играют осязательно-двигательные ощу­щения. В немалой степени эти ощущения связаны с конструктив­ными особенностями инструмента. Рассматривая с этой точки зре­ния баянные клавиатуры, мы можем обнаружить немало ценной информации для поиска рациональных методов её освоения.

Вертикальное расположение клавиатур, препятствующее визу­альному наблюдению движений игрового аппарата, вызывает не­обходимость формирования отчётливых представлений об их стро­ении, о «клавиатурных рисунках» уже на начальном этапе обуче­ния. Эта же особенность клавиатур баяна оказывает непосредст­венное влияние на многие игровые навыки баяниста.

Отсутствие естественной опоры на клавиши, которая воз­можна лишь при условии горизонтального расположения клавиа­туры, определяет особую поддерживающую роль плеча. Функция его заключается прежде всего в удержании предплечья, кисти и пальцев руки в оптимальном для их движений положении. Поэто­му, за редким исключением, локоть не должен находиться ниже пальцев, как бы «висеть» на них. Специфические ощущения на вертикальных клавиатурах связаны и с «весовой» игрой, при кото­рой вес в кончиках пальцев ощущается не от плеча (как у пиани­ста), а от локтевого сустава и верхней части предплечья. При игре на выборной клавиатуре «весовое» туше не может быть использо­вано, так как невозможно в полной мере ощутить вес руки, прижа­той к крышке левого полукорпуса рабочим ремнём.

К объективным факторам, осложняющим освоение выборной кла­виатуры, следует отнести: а) бифункциональность левой руки баяни­ста, которая одновременно с управлением мехом задействована на клавиатуре; б) ограничение двигательных возможностей предплечья и кисти левой руки из-за наличия левого рабочего ремня; в) специфику применения первого пальца левой руки; г) значительные физи­ческие нагрузки при звукоизвлечении на баяне, особенно для ма­леньких учеников. Всё это может негативно влиять на упра­вляемость, свободу и скорость движений левой руки, сказываться на фактурных и аппликатурных ограничениях.

Из других особенностей строения клавиатур баяна, влияющих на формирование осязательно-двигательных ощущений, отметим: неболь­шой размер клавиш (диаметр клавиши 14-16 мм на правой клавиатуре и 6-8 мм - на левой), тесное их расположение, небольшую амплитуду движения к грифу (вертикальный ход клавиши около 5 мм), незначи­тельное сопротивление пружинки ходу клавиши (от 120 до 150 гр.). Всё это обусловливает требования высокой точности движений бая­ниста. А поскольку эти движения должны быть мелкие, зачастую фи­лигранные, возникает непростая задача их восприятия и фиксации в памяти^ Неясность же двигательных представлений, формируемых на основе ощущений и восприятий, приводит к расплывчатости в представлении клавиатурного рисунка, нарушению координацион­ных процессов в игре, что в свою очередь неизбежно отражается на качестве звучания, на стабильности игры.

В период освоения учениками клавиатур баяна педагог посто­янно сталкивается с различными проблемами. Для их успешного разрешения важно, чтобы те из них, которые связаны с конструк­тивными особенностями инструмента, учитывались им при по­строении самых разнообразных методик обучения. В данной статье мы обосновываем целесообразность применения двух методов ос­воения клавиатур баяна на начальном этапе обучения шести-семи- летних детей.

В фортепианной педагогике широко используется метод, при ко­тором освоение клавиатуры начинается с игры небольших позиций по две-три ноты, пьес и попевок на основе этих позиций, с подбора по слуху и транспонирования несложных мелодий. В основе этого метода лежит принцип - от восприятия простых элементов к их по­следующему синтезу. Этот метод является главным при обучении игре на любом музыкальном инструменте, так как отражает один из основных методов познания мира. Однако наш практический опыт показывает, что при освоении клавиатур баяна применение только этого метода недостаточно) «Топография» баянных клавиатур столь сложна, что ученику в течение долгого времени не удаётся понять даже самые общие её закономерности. Он вынужден мучительно запоминать «рисунок» каждой следующей пьесы почти без связи с уже имеющимся опытом. Процесс освоения инструмента затягива­ется, отсутствие ощутимого результата снижает у ученика интерес к занятиям.

Существенно облегчает освоение баянных клавиатур и приво­дит к более эффективному результату параллельное применение двух методов. Обозначенный выше метод, который мы условно на­звали «от частного к целому», органично сочетается с методом противоположного значения, но направленного на ту же цель. Его применение предполагает получение необходимой информации путем целостного взгляда на объект познания, в нашем случае, клавиатуру баяна. В этой связи его можно назвать методом целост­ного охвата или «от целого к частному». Реализация его в ряде уп­ражнений, используемых для освоения клавиатур баяна, способст­вует целостному восприятию и пониманию «топографии» их строе­ния, формированию типовых формул-рисунков. Целостный охват клавиатур предоставляет ученику уникальные возможности для ори­ентирования на них. Сравнивая частное с целым и наоборот, уче­ник учится обобщать, систематизировать закономерности исполь­зования клавиатур для реализации различных фактур. При таком подходе качественное накопление происходит непрерывно: освое­ние каждого следующего упражнения или пьесы обеспечивает шаг вперёд в освоении клавиатур.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: