На начальном этапе работы педагог решает задачи, связанные с элементарным ориентированием ученика на клавиатурах. Отсутствие визуального наблюдения за действиями пальцев, всего игрового аппарата (желательно с самого начала формировать верные навыки посадки) ставит ученика в чрезвычайно сложные условия. Поэтому на первых уроках представляется целесообразным использовать такой способ знакомства с инструментом, при котором он (инструмент) будет располагаться напротив ученика, например, на стуле или находиться в руках педагога. Педагог задает вопросы - ученик, рассматривая инструмент, на них отвечает, получая первые представления о строении его клавиатур. Это вертикальные и диагональные ряды, система расположения белых и чёрных клавиш. Хорошо, если урок проводится сразу с несколькими учениками, тогда они могут поочереди отвечать на самые разнообразные вопросы, соревнуясь между собой. Например, показав расположение одного из вертикальных рядов, педагог спрашивает: «Сколько всего таких рядов? Как их можно пронумеровать? Если этот ряд первый, то где находится третий? Как чередуются чёрные и белые клавиши в первом ряду? А в третьем - так же?» и т.д. Коллективная форма проведения таких уроков всегда обеспечивает высокий рабочий тонус учеников, ведь каждый из них должен отвечать на вопросы, а значит быть внимательным, активно думать, быть первым в соревновании с соперником.
Параллельно с визуальным наблюдением практикуются первые тактильные ощущения клавиатур. Ученик проводит подушечкой второго пальца вдоль вертикального ряда, ощущая линию и одновременно форму клавиши, её поверхность. Важно, чтобы тактильные ощущения фиксировались в сознании ученика, поэтому мы обращаем его внимание на то, какова форма клавиши, её поверхность (гладкая, плоская, выпуклая и т.п.). Можно нажать клавишу, чтобы почувствовать глубину её хода, упругость сопротивления пружинки. В дальнейшем тактильные ощущения в случае их постоянного и целенаправленного развития будут важнейшим фактором технического роста ученика.
Одновременно с вертикальными рядами начинается освоение диагональных рядов. На первом этапе нас прежде всего интересуют полутоновые диагонали, обозначаемые условным термином «горки» (наклон к крайнему ряду делает наглядным это название для ученика). По сравнению с тремя вертикальными рядами, здесь задача более сложная: рядов много, да и потерять их несложно. Последовательность освоения сохраняется - от визуального наблюдения к тактильным ощущениям. Упражнение с «горками» на основе тактильных ощущений применяется в различных вариантах: «горка» вверх, вниз, через «горку» - важно, чтобы в сознании ученика был зафиксирован рисунок, то есть «дорожка», по которой движется его палец.
Такой метод первоначального освоения клавиатур позволяет ученику получить в самом элементарном виде целостное представление об их строении. Начавшие формироваться двигательные представления существенно облегчают работу ученика, когда подключается слуховой компонент. Практика показывает, что благодаря предварительным упражнениям с перемещениями по диагональным рядам, любой ученик довольно скоро и без затруднений может сыграть хроматическую гамму - сначала одним пальцем, а после небольшой тренировки - тремя пальцами (2,3,4).
Достигнув определённого результата при первом же общении с инструментом, ученик обретает уверенность в собственных силах, что чрезвычайно важно в психологическом плане. Но может возникнуть вопрос: оправдано ли применение хроматической гаммы в качестве одного из первых упражнений? Если исходить из принципа «играю только то, что слышу», становится очевидным - хроматическая гамма - не лучший способ для формирования взаимосвязи слух-моторика. Естественнее было бы начинать с тех упражнений, которые ученик может легко пропеть, представить внутренним слухом. Однако для быстрейшего формирования навыков ориентирования на баянных клавиатурах хроматическую гамму трудно заменить каким-либо другим упражнением по целому ряду причин. Здесь задействованы одновременно две основные на баянной клавиатуре системы координат: вертикаль и диагональ. Хроматическая гамма - это своеобразный алфавит баянной клавиатуры, в ней используются все клавиши, все звуки, что способствует получению целостного представления о «топографии» её строения. Немаловажным фактором является и то, что хроматическая гамма – одно из самых простых упражнений в плане представления «клавиатурного рисунка». Существенно облегчает её освоение применение так называемой традиционной аппликатуры, основной принцип которой - каждому ряду свой палец. В соответствии с этим аппликатурным принципом на первом этапе мы играем и все мажорные гаммы. Но наиболее простое и наглядное применение он находит в игре именно хроматической гаммы, так как традиционная аппликатура совпадает здесь с принципом позиционности (последовательность звуков хроматической диагонали совпадает с последовательностью пальцев). Охват всего клавиатурного пространства способствует активизации работы предплечья, формированию навыков координации его движений и движений пальцев.
Хроматическая гамма может рассматриваться как ключ ко многим применяемым нами в дальнейшем упражнениям. Так, например, освоение гаммы до-мажор возможно на основе хроматической гаммы с пропуском чёрных клавиш. Играя хроматическую гамму малыми терциями, уменьшенными трезвучиями, уменьшенными септаккордами, мы постепенно расширяем представления ученика о вертикальных рядах (в чистом виде вертикаль осваивается перемещением обращений уменьшенных трезвучий или септаккордов по вертикальным рядам). Довольно быстро для ученика вообще перестаёт существовать проблема перемещения по хроматизму различных интервалов и аккордов.
Очень важно, чтобы приобретённые фактурные навыки (формулы-рисунки) находили своё применение в изучаемом художественном материале. В каждом случае эти связи должны быть осознаны учеником, только тогда для него обретает смысл игра упражнений.
Следует особо подчеркнуть, что хроматическая гамма и упражнения, строящиеся на её основе, выделены нами из комплекса других упражнений потому, что их фактурное удобство и графическая ясность в чередовании диагональных и вертикальных линий позволяют успешно решать задачи по созданию универсальных формул- рисунков, необходимых для эффективного освоения баянных клавиатур. Универсальность упражнений делает возможным их использование для решения самых разнообразных задач.
Помимо хроматической гаммы и упражнений, построенных на её основе, можно рекомендовать и комплекс упражнений, направленных на выработку пространственно-двигательных представлений и так называемого «мышечного чувства»:
1. Игра одной и той же ноты в разных октавах поочерёдно на обеих клавиатурах.
2. Игра интервалов и трезвучий в разных октавах поочерёдно на обеих клавиатурах.
3. Игра всех интервалов от одной ноты (с разных рядов).
При исполнении этих упражнений руки должны быть собранными, организованными, движения - свободными; играть их следует медленно, мягким звуком. Слух контролирует высоту звуков и качество звучания.
Целенаправленная и последовательная работа по освоению клавиатур продолжается при изучении диатонических гамм, арпеджио, других упражнений. Параллельно с этой работой ведётся работа по формированию навыков звукоизвлечения, управлению мехом баяна.
Говоря о взаимосвязи аппликатуры и «клавиатурного рисунка», следует отметить, что последовательность чередования пальцев имеет большое значение для отчётливости представлений «клавиатурного рисунка». Так, например, позиция воспринимается как целостная линия, с какими бы изгибами и поворотами она ни была, благодаря чередованию в ней пальцев подряд и неизменному положению руки. Необходимо проконтролировать лишь стыки между позициями, что намного проще, чем включать внимание через каждые одну-две ноты при использовании так называемой традиционной аппликатуры. Преимущества позиционной аппликатуры очевидны. Однако и традиционная аппликатура имеет свои достоинства и в дальнейшем будет в небольшом проценте применяться наряду с позиционной. Диатонические гаммы, например, мы играем тремя разными аппликатурами (двумя традиционными и позиционной). И если на начальном этапе «трёхпалая», то есть традиционная аппликатура более проста в освоении, то в дальнейшем она будет тормозить как развитие скорости игры, так и ограничивать её стабильность.
Позиционную аппликатуру мы начинаем осваивать и применять через полтора-два месяца после начала обучения с игры пятипальцевых позиций в прямом и обратном движении. Внимание ученика необходимо сконцентрировать на небольшом замкнутом пространстве клавиатуры, рисунок запоминается быстро (с одного показа) и устойчиво. Этому способствует принцип позиционности и повтора. Пятипальцевые позиции играются от различных нот, варианты их состава могут быть самыми разнообразными. Параллельно с позициями играются упражнения на первый палец: перемещение по хроматизму второго пальца относительно первого и наоборот - первого относительно второго, игра ломаной гаммы по двум вертикальным рядам с подкладыванием первого пальца под третий или под четвертый палец при движении вверх и перекладыванием третьего или четвёртого пальца через первый при движении вниз. Их включение в комплекс начальных упражнений необходимо для выработки верных движений первым пальцем и для развития его подвижности.
И пятипальцевые позиции, и упражнения на первый палец помимо всего прочего играют роль подготовительных для исполнения диатонических гамм. В гаммах принцип позиционной игры и связанные с ним постановочные моменты проявляются в полной мере. Две позиции в пределах одной октавы: четыре + три или три + четыре ноты подряд - это две легко представляемые линии, которые несложно объединить в одну. Необходимо учитывать то, что на первом этапе освоения позиционной аппликатуры в гаммах применение первого пальца, его подкладывание и перекладывание через него других пальцев при смене позиций может вызвать скованность руки. Применение позиционной аппликатуры на выборной клавиатуре ограничено сложностями в работе первого пальца, однако по возможности мы стремимся и здесь к максимальному её использованию как с применением первого пальца, так и без него.
Формирование клавиатурных представлений с помощью игры «формул-рисунков» и упражнений на их основе имеет ряд преимуществ. Во-первых: клавиатурный рисунок в них значительно проще запомнить в связи с его повторяемостью, во-вторых: внимание ученика не отвлечено решением художественных задач, а сконцентрировано на чётко определённых педагогом моментах технологии. Помимо широко распространённых упражнений могут применяться и те, которые создаются самим педагогом.
Итак, нами были рассмотрены вопросы, касающиеся расположения клавиш как выражения определённого «клавиатурного рисунка». Каким же образом связать «топографические» ориентиры с работой слуха? Да и возможно ли, чтобы шести-семилетний ученик, несколько месяцев занимающийся на баяне, ясно представлял себе звучание уменьшённых трезвучий, септаккордов? А ведь он уже играет эти аккорды и по диагонали, и по вертикали. Скрипач, например, ни единой ноты не смог бы сыграть чисто без активной работы слуха. Проблема обучения на инструментах с темперированным звукорядом, к которым относится и баян, состоит в том, что возможность игры на них без активного участия слуха не только возможна, но, к сожалению, широко распространена. Рассчитывать на то, что связь слуха и моторики установится сама по себе не приходиться. Бесконтрольность этого процесса приводит обычно к «механической» игре. Велика опасность «механической» игры и при использовании предлагаемых нами упражнений, простых в плане «клавиатурного рисунка», но сложных для формирования слуховых представлений. Однако уникальность строения клавиатуры баяна, существенно отличающейся от клавиатур других клавишных инструментов, обусловливает наряду с применением традиционных методов поиск оригинальных подходов к решению возникающих проблем. Так, например, восприятие «клавиатурного рисунка» как вторичного явления, опирающегося на слуховые представления, в предложенном нами методе выходит на какое-то время на первый план, и лишь постепенно ученик обретает соответствующие им слуховые представления.