Метод целостного охвата или «от целого к частному» - освоение клавиатур баяна с помощью упражнений

На начальном этапе работы педагог решает задачи, связанные с элементарным ориентированием ученика на клавиатурах. Отсут­ствие визуального наблюдения за действиями пальцев, всего игро­вого аппарата (желательно с самого начала формировать верные навыки посадки) ставит ученика в чрезвычайно сложные условия. Поэтому на первых уроках представляется целесообразным ис­пользовать такой способ знакомства с инструментом, при котором он (инструмент) будет располагаться напротив ученика, например, на стуле или находиться в руках педагога. Педагог задает вопросы - ученик, рассматривая инструмент, на них отвечает, получая первые представления о строении его клавиатур. Это вертикальные и диа­гональные ряды, система расположения белых и чёрных клавиш. Хорошо, если урок проводится сразу с несколькими учениками, тогда они могут поочереди отвечать на самые разнообразные вопро­сы, соревнуясь между собой. Например, показав расположение од­ного из вертикальных рядов, педагог спрашивает: «Сколько всего таких рядов? Как их можно пронумеровать? Если этот ряд пер­вый, то где находится третий? Как чередуются чёрные и белые клавиши в первом ряду? А в третьем - так же?» и т.д. Коллектив­ная форма проведения таких уроков всегда обеспечивает высокий рабочий тонус учеников, ведь каждый из них должен отвечать на вопросы, а значит быть внимательным, активно думать, быть пер­вым в соревновании с соперником.

Параллельно с визуальным наблюдением практикуются первые тактильные ощущения клавиатур. Ученик проводит подушечкой второго пальца вдоль вертикального ряда, ощущая линию и одно­временно форму клавиши, её поверхность. Важно, чтобы тактиль­ные ощущения фиксировались в сознании ученика, поэтому мы обращаем его внимание на то, какова форма клавиши, её поверх­ность (гладкая, плоская, выпуклая и т.п.). Можно нажать клавишу, чтобы почувствовать глубину её хода, упругость сопротивления пружинки. В дальнейшем тактильные ощущения в случае их по­стоянного и целенаправленного развития будут важнейшим факто­ром технического роста ученика.

Одновременно с вертикальными рядами начинается освоение диагональных рядов. На первом этапе нас прежде всего интересуют полутоновые диагонали, обозначаемые условным термином «гор­ки» (наклон к крайнему ряду делает наглядным это название для ученика). По сравнению с тремя вертикальными рядами, здесь за­дача более сложная: рядов много, да и потерять их несложно. По­следовательность освоения сохраняется - от визуального наблюде­ния к тактильным ощущениям. Упражнение с «горками» на основе тактильных ощущений применяется в различных вариантах: «горка» вверх, вниз, через «горку» - важно, чтобы в сознании ученика был зафиксирован рисунок, то есть «дорожка», по которой движет­ся его палец.

Такой метод первоначального освоения клавиатур позволяет уче­нику получить в самом элементарном виде целостное представление об их строении. Начавшие формироваться двигательные представ­ления существенно облегчают работу ученика, когда подключается слуховой компонент. Практика показывает, что благодаря предвари­тельным упражнениям с перемещениями по диагональным рядам, любой ученик довольно скоро и без затруднений может сыграть хро­матическую гамму - сначала одним пальцем, а после небольшой тренировки - тремя пальцами (2,3,4).

Достигнув определённого результата при первом же общении с инструментом, ученик обретает уверенность в собственных силах, что чрезвычайно важно в психологическом плане. Но может воз­никнуть вопрос: оправдано ли применение хроматической гаммы в качестве одного из первых упражнений? Если исходить из принци­па «играю только то, что слышу», становится очевидным - хрома­тическая гамма - не лучший способ для формирования взаимосвязи слух-моторика. Естественнее было бы начинать с тех упражнений, которые ученик может легко пропеть, представить внутренним слухом. Однако для быстрейшего формирования навыков ориенти­рования на баянных клавиатурах хроматическую гамму трудно за­менить каким-либо другим упражнением по целому ряду причин. Здесь задействованы одновременно две основные на баянной кла­виатуре системы координат: вертикаль и диагональ. Хроматиче­ская гамма - это своеобразный алфавит баянной клавиатуры, в ней используются все клавиши, все звуки, что способствует получению целостного представления о «топографии» её строения. Немало­важным фактором является и то, что хроматическая гамма – одно из самых простых упражнений в плане представления «клавиатур­ного рисунка». Существенно облегчает её освоение применение так называемой традиционной аппликатуры, основной принцип кото­рой - каждому ряду свой палец. В соответствии с этим апплика­турным принципом на первом этапе мы играем и все мажорные гаммы. Но наиболее простое и наглядное применение он находит в игре именно хроматической гаммы, так как традиционная апплика­тура совпадает здесь с принципом позиционности (последователь­ность звуков хроматической диагонали совпадает с последователь­ностью пальцев). Охват всего клавиатурного пространства способ­ствует активизации работы предплечья, формированию навыков координации его движений и движений пальцев.

Хроматическая гамма может рассматриваться как ключ ко мно­гим применяемым нами в дальнейшем упражнениям. Так, например, освоение гаммы до-мажор возможно на основе хроматической гаммы с пропуском чёрных клавиш. Играя хроматическую гамму малыми терциями, уменьшенными трезвучиями, уменьшенными септаккор­дами, мы постепенно расширяем представления ученика о вертикаль­ных рядах (в чистом виде вертикаль осваивается перемещением об­ращений уменьшенных трезвучий или септаккордов по вертикаль­ным рядам). Довольно быстро для ученика вообще перестаёт суще­ствовать проблема перемещения по хроматизму различных интер­валов и аккордов.

Очень важно, чтобы приобретённые фактурные навыки (форму­лы-рисунки) находили своё применение в изучаемом художествен­ном материале. В каждом случае эти связи должны быть осознаны учеником, только тогда для него обретает смысл игра упражнений.

Следует особо подчеркнуть, что хроматическая гамма и упраж­нения, строящиеся на её основе, выделены нами из комплекса дру­гих упражнений потому, что их фактурное удобство и графическая ясность в чередовании диагональных и вертикальных линий позво­ляют успешно решать задачи по созданию универсальных формул- рисунков, необходимых для эффективного освоения баянных кла­виатур. Универсальность упражнений делает возможным их ис­пользование для решения самых разнообразных задач.

Помимо хроматической гаммы и упражнений, построенных на её основе, можно рекомендовать и комплекс упражнений, направ­ленных на выработку пространственно-двигательных представле­ний и так называемого «мышечного чувства»:

1. Игра одной и той же ноты в разных октавах поочерёдно на обеих клавиатурах.

2. Игра интервалов и трезвучий в разных октавах поочерёдно на обеих клавиатурах.

3. Игра всех интервалов от одной ноты (с разных рядов).

При исполнении этих упражнений руки должны быть собран­ными, организованными, движения - свободными; играть их сле­дует медленно, мягким звуком. Слух контролирует высоту звуков и качество звучания.

Целенаправленная и последовательная работа по освоению кла­виатур продолжается при изучении диатонических гамм, арпеджио, других упражнений. Параллельно с этой работой ведётся работа по формированию навыков звукоизвлечения, управлению мехом баяна.

Говоря о взаимосвязи аппликатуры и «клавиатурного рисун­ка», следует отметить, что последовательность чередования паль­цев имеет большое значение для отчётливости представлений «кла­виатурного рисунка». Так, например, позиция воспринимается как целостная линия, с какими бы изгибами и поворотами она ни бы­ла, благодаря чередованию в ней пальцев подряд и неизменному положению руки. Необходимо проконтролировать лишь стыки между позициями, что намного проще, чем включать внимание через каждые одну-две ноты при использовании так называемой традиционной аппликатуры. Преимущества позиционной аппли­катуры очевидны. Однако и традиционная аппликатура имеет свои достоинства и в дальнейшем будет в небольшом проценте применяться наряду с позиционной. Диатонические гаммы, напри­мер, мы играем тремя разными аппликатурами (двумя традицион­ными и позиционной). И если на начальном этапе «трёхпалая», то есть традиционная аппликатура более проста в освоении, то в дальнейшем она будет тормозить как развитие скорости игры, так и ограничивать её стабильность.

Позиционную аппликатуру мы начинаем осваивать и применять через полтора-два месяца после начала обучения с игры пятипальце­вых позиций в прямом и обратном движении. Внимание ученика не­обходимо сконцентрировать на небольшом замкнутом пространстве клавиатуры, рисунок запоминается быстро (с одного показа) и ус­тойчиво. Этому способствует принцип позиционности и повтора. Пятипальцевые позиции играются от различных нот, варианты их состава могут быть самыми разнообразными. Параллельно с пози­циями играются упражнения на первый палец: перемещение по хро­матизму второго пальца относительно первого и наоборот - первого относительно второго, игра ломаной гаммы по двум вертикальным рядам с подкладыванием первого пальца под третий или под четвер­тый палец при движении вверх и перекладыванием третьего или четвёртого пальца через первый при движении вниз. Их включение в комплекс начальных упражнений необходимо для выработки вер­ных движений первым пальцем и для развития его подвижности.

И пятипальцевые позиции, и упражнения на первый палец по­мимо всего прочего играют роль подготовительных для исполнения диатонических гамм. В гаммах принцип позиционной игры и свя­занные с ним постановочные моменты проявляются в полной ме­ре. Две позиции в пределах одной октавы: четыре + три или три + четыре ноты подряд - это две легко представляемые линии, кото­рые несложно объединить в одну. Необходимо учитывать то, что на первом этапе освоения позиционной аппликатуры в гаммах применение первого пальца, его подкладывание и перекладывание через него других пальцев при смене позиций может вызвать скованность руки. Применение позиционной аппликатуры на выбор­ной клавиатуре ограничено сложностями в работе первого пальца, однако по возможности мы стремимся и здесь к максимальному её использованию как с применением первого пальца, так и без него.

 Формирование клавиатурных представлений с помощью игры «формул-рисунков» и упражнений на их основе имеет ряд пре­имуществ. Во-первых: клавиатурный рисунок в них значительно проще запомнить в связи с его повторяемостью, во-вторых: внима­ние ученика не отвлечено решением художественных задач, а скон­центрировано на чётко определённых педагогом моментах техно­логии. Помимо широко распространённых упражнений могут при­меняться и те, которые создаются самим педагогом.

Итак, нами были рассмотрены вопросы, касающиеся расположе­ния клавиш как выражения определённого «клавиатурного рисун­ка». Каким же образом связать «топографические» ориентиры с ра­ботой слуха? Да и возможно ли, чтобы шести-семилетний ученик, несколько месяцев занимающийся на баяне, ясно представлял себе звучание уменьшённых трезвучий, септаккордов? А ведь он уже иг­рает эти аккорды и по диагонали, и по вертикали. Скрипач, напри­мер, ни единой ноты не смог бы сыграть чисто без активной работы слуха. Проблема обучения на инструментах с темперированным зву­корядом, к которым относится и баян, состоит в том, что возмож­ность игры на них без активного участия слуха не только возможна, но, к сожалению, широко распространена. Рассчитывать на то, что связь слуха и моторики установится сама по себе не приходиться. Бесконтрольность этого процесса приводит обычно к «механиче­ской» игре. Велика опасность «механической» игры и при использо­вании предлагаемых нами упражнений, простых в плане «клавиа­турного рисунка», но сложных для формирования слуховых пред­ставлений. Однако уникальность строения клавиатуры баяна, суще­ственно отличающейся от клавиатур других клавишных инструмен­тов, обусловливает наряду с применением традиционных методов поиск оригинальных подходов к решению возникающих проблем. Так, например, восприятие «клавиатурного рисунка» как вторично­го явления, опирающегося на слуховые представления, в предложен­ном нами методе выходит на какое-то время на первый план, и лишь постепенно ученик обретает соответствующие им слуховые представления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: