В случае достижения выгодного для обеих сторон соглашения, на их завершающей стадии следует резюмировать и подвести итоги переговоров. Важно добиться ощущения того, что в ходе переговоров был достигнут определенный прогресс. Целесообразно будет обсудить перспективу будущих встреч и разработать план дальнейшего сотрудничества. При негативном результате переговоров стоит отказаться от подведения итогов и оставить вопрос открытым для возможных переговоров в будущем.
Михаил Рямов, консультант по персоналу, считает: «В любом случае, даже если вам не удалось достигнуть определенного результата путем переговоров, стоит вести себя уверенно и чувствовать себя наравне с партнером. Ни в коем случае нельзя давить на партнера и выпрашивать уступки». [3]
Переговоры можно считать завершенными, если тщательно и ответственно проанализированы их результаты, приняты необходимые меры для их реализации, а также сделаны определенные выводы для подготовки следующих переговоров.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Переговоры – неотъемлемая часть нашей повседневной жизни. Чем более значимы для нашей жизни результаты переговоров, тем сильнее стремление быть во всеоружии, самим оказывать влияние на переговоры, исключить случайные факторы и в конечном итоге добиться желаемой цели.
Проанализировав основные этапы ведения деловых переговоров, сделаем вывод: чтобы преуспеть в искусстве ведения переговоров, необходимо уделить внимание следующим факторам достижения успеха:
• четкая постановка целей;
• сбор информации о другой стороне;
• грамотно разработанная тактика;
• альтернативное рассмотрение предмета обсуждений;
• завоевание благоприятного расположения путем правильно поставленной аргументации;
• подведение итогов переговоров с учетом перспективы дальнейшего сотрудничества.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Умение вести переговоры для чайников. Дональдсон М. – М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2007. – 368 с.
2. Консалтинговая группа MD. Искусство управления. Ведение переговоров. – 2.10.2009. – http://md-hr.ru/articles/html/article32755.html
3. Ваш Консультант. Статьи.Секреты делового общения: Как вести переговоры. – 2.10.2009 – http://www.vconsultant.ru/?pt=128&article=20