Методические указания

Изучение студентами данной темы имеет не только теоретическое, но и практическое значение, поскольку она позволяет выделить основные нормативные акты, регулирующие отношения в сфере защиты конкуренции и определить их соотношение.

В юридической науке под источником права принято понимать, как материальные условия жизни общества, выраженные в определенной политической воле (источник права в материальном смысле), так и основания юридической обязательности этой политической воли (источник права в формальном юридическом смысле).

В рамках изучения данной темы основной акцент должен быть сделан на определении системы источников конкурентного права в ее формальном выражении.

Студентам следует выяснить понятие источника конкурентного права и выделить его основные характеристики.

Следует проанализировать различные классификации источников конкурентного права. При этом особое внимание необходимо уделить классификации источников по их юридической силе.

При характеристике Конституции Российской Федерации необходимо особое внимание уделить ст. 8, гарантирующей в России единство экономического пространства, поддержку конкуренции и свободу экономической деятельности, а также ст. 34, устанавливающей право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательства и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также запрет экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Кроме того, следует проанализировать и иные статьи, имеющие отношение к конкурентному праву (ст. 2, 17, 18, 29, 45, 46, 55, 71 Конституции РФ).

Статья 15 Конституции РФ устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Поэтому необходимо проанализировать международные акты в сфере защиты конкуренции. В частности, необходимо осветить Парижскую конвенцию по охране промышленной собственности 1883 г., Договор государств участников СНГ о проведении согласованной антимонопольной политике от 25.01.2000, Соглашение России, Беларуси и Казахстана о единых принципах и правилах конкуренции от 10.12.2010, Договор о Евразийском экономическом союзе и др.

Особое значение в системе источников конкурентного права занимает Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Следует внимательно изучить структуру указанного закона и дать его общую характеристику. При этом студентам следует проанализировать динамику развития антимонопольного законодательства начиная с 1991 г.

В системе конкурентного законодательства следует охарактеризовать соответствующие положения Гражданского кодекса Российской Федерации, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Уголовного кодекса Российской Федерации, Федеральных законов «О рекламе», «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», «О естественных монополиях» и др.

Определяя сферу действия конкурентного законодательства, необходимо учитывать, что Федеральный закон «О защите конкуренции» распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, и его положения, в том числе, применяются к достигнутым за пределами территории Российской Федерации соглашениям между российскими или иностранными лицами либо организациями, а также к совершаемым ими действиям, если такие соглашения или действия оказывают влияние на состояние конкуренции на территории Российской Федерации.

При изучении данной темы студентам нужно определить место конкурентного законодательства в системе российского законодательства и указать его соотношение с гражданским и административным законодательством.

Необходимо уяснить место актов Президента РФ, Правительства РФ, а также федеральных органов исполнительной власти (федерального антимонопольного органа) в системе источников конкурентного права.

Определяя значение постановлений высших судебных органов в применении антимонопольного (конкурентного) законодательства, важно помнить, что с формальной точки зрения эти постановления не могут рассматриваться в качестве источников права, поскольку суды в Российской Федерации осуществляют правосудие и не наделены правотворческой функцией. Вместе с тем, необходимо определить значение этих актов в процессе правоприменения.

Особое внимание студентам необходимо уделить характеристике важнейших актов Конституционного Суда (постановление Конституционного Суда РФ от 24.06.2009 № 11-П; определение Конституционного Суда РФ от 03.04.2012 № 630-О; постановление Конституционного Суда РФ от 04.03.1997 № 4-П; постановление Конституционного Суда РФ от 17.01.2013 № 1-П) и постановлений Пленума и Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, связанных с применением антимонопольного (конкурентного) законодательства (постановление Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30; постановление Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58; постановление Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 № 11; постановление Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 и др.).

Также студентам необходимо изучить становление и развитие антимонопольного законодательства некоторых ведущих юрисдикций, включая законодательство Европейского союза. Для этого студентам предстоит систематизировать нормативно-правовое регулирование отношений по защите конкуренции в Евросоюзе, Великобритании, Германии, США и других стран, изучить его основные черты и особенности.

Задачи

Задача № 1

Между хозяйствующими субъектами, зарегистрированными на

территории иностранных государств, заключена сделка, в соответствии с которой первая компания приобрела права определять условия ведения предпринимательской деятельности второй компании.

Вопросы:

1. Что такое принцип экстерриториальности? В каком нормативном правовом акте такой принцип установлен?

2. Распространяются ли на приведенную сделку требования антимонопольного законодательства? Если да, то в каких случаях?

Задача № 2

Хозяйствующим субъектом начата деятельность по поставке электрической энергии.

Вопросы:

1. Какими нормативными правовыми актами устанавливаются антимонопольные требования к осуществлению такой деятельности?

2. Систематизируйте такие акты.

Задача № 3

В рамках рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства хозяйствующий субъект ответчик по делу указал, что в судебной практике отсутствует единообразие в квалификации нарушения, выраженного в создании дискриминационных условий, в том числе в виде установления различных цен на один и тот же товар, путем злоупотребления доминирующим положением.

Вопросы:

1. Обоснован ли такой довод?

2. Назовите правовые позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по делам данной категории

Задача № 4

Хозяйствующим субъектом на официальном сайте в сети Интернет и в виде рекламы, в печатных СМИ и на телевидении распространена информация о сравнении производимых им товаров с товарами конкурентов, в которой показывается превосходство товаров этого хозяйствующего субъекта, не имеющее обоснований.

Вопросы:

1. Какой Федеральный закон применим в данной ситуации?

2. Существуют ли правовые позиции Высшего Арбитражного Суда по этому вопросу?

Задача № 5

Хозяйствующим субъектом совершены действия по реализации товаров, этикетка которых сходна до степени смешения с этикеткой товаров, производимых и реализуемых хозяйствующим субъектом конкурентом. Ответчик в обоснование своей позиции указал, что имитируемая этикетка товара конкурента не была зарегистрирована в качестве товарного знака, не подлежит правовой охране, следовательно, требования антимонопольного законодательства в данном случае не применимы.

Вопросы:

1. Обоснован ли данный довод?

2. Если нет, то какой закон подлежит применению? Подлежат ли применению в данном случае нормы международного права?

Задача № 6

При оспаривании в арбитражном суде решения о нарушении антимонопольного законодательства заявителями было указано, что рассмотренные комиссией действия по заключению заявителями антиконкурентного соглашения были совершены в 2011 г., то есть за 2 года до возбуждения дела, а также указа, что в настоящий момент такие соглашения по действующей редакции Федерального закона «О защите конкуренции» прямо не запрещены и требуют оценки наступления негативных последствий для конкуренции. При этом участниками такого соглашения являлись лица (оценщики), которые на момент начала совершения вмененного нарушения не относились к числу хозяйствующих субъектов.

Вопросы:

1. Опишите сферу действия конкурентного (антимонопольного) законодательства Российской Федерации, его применение во времени, в пространстве и по кругу лиц?

2. Какое решение надлежит принять арбитражному суду?

Задача № 7

В ходе подготовки к заключению сделки по приобретению иностранным юридическим лицом доли в уставном капитале российского хозяйственного общества было установлено, что заключение такой сделки требует получения правовой оценки антимонопольного органа.

Вопрос:

Какими нормативными правовыми актами предусмотрены требования по согласованию сделок антимонопольным органом?

Задача № 8

В ФАС России обратился гражданин с жалобой на неправомерные действия территориального органа, совершенные при проведении проверки соблюдения требований антимонопольного законодательства, а также при возбуждении и рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Вопрос:

Какими нормативными правовыми актами должен руководствоваться ФАС России при оценке действий территориального органа?

Задача № 9

Хозяйствующий субъект обжаловал в Верховный Суд методические рекомендации ФАС России «Об определении допустимости вертикальных соглашений», указав, что такие рекомендации являются нормативным правовым актом, который подлежал государственной регистрации в Минюсте России.

Вопросы:

1. Относятся ли методические рекомендации (разъяснения) ФАС России к нормативным правовым актам?

2. Какое решение следует принять Верховному Суду?

Задача № 10

Хозяйствующим субъектом, осуществляющим розничную торговлю продовольственными товарами посредством торговой сети, были установлены дискриминационные условия доступа поставщиков путем установления цены договора возмездного оказания услуг, по которому цена услуг по рекламированию новых товаров заказчика, размещение рекламы товаров (товарных знаков) заказчика в журналах и листовках исполнителя, реклама заказчика (товаров заказчика) в связи с проведением специальных рекламных кампаний определялась в процентах от общей цены товаров, поставленных по договору поставки, то есть путем взимания различной платы за одинаковый объем оказанных услуг по сравнению с другими поставщиками аналогичных товаров.

Вопросы:

1. Какой Федеральный закон подлежит применению в данном случае?

2. Дайте правовую оценку действиям данного хозяйствующего субъекта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: