Краткие теоретические сведения

Методические указания к курсовому проекту по курсу

 «Биллинговые системы»

 

Цель: формирование умений и навыков разработки клиент - серверных приложений, предназначенных для автоматизации комплексных расчетов за услуги.

 

Краткие теоретические сведения

 

Автоматизированная система комплексных расчетов (АСР) за услуги или информационная биллинговая система предназначена для автоматизации процессов обслуживания физических и юридических лиц и расчетов с ними за все виды услуг.

Современные АСР реализуют компьютерную технологию обработки информации, легко адаптируется к потребностям конкретного потребителя (предприятиям связи, коммунальных услуг, провайдерам Интернет, больницам и др.) и могут быть использованы в организациях как самостоятельно функционирующая система, так и в составе эксплуатируемой АСУ.

Объектами автоматизации при внедрении АСР являются основные отделы и службы организаций, к которым относятся:

- абонентский отдел;

- расчетный отдел;

- информационно-вычислительный центр;

- пункты приема платежей;

- бухгалтерия;

- плановый отдел;

- юридический отдел;

- справочная служба;

- отдел АСУ;

- отдел развития.

Основными концепциями, используемыми при создании АСР, являются: глобальность, целостность, конфиденциальность, доступность, живучесть, массштабируемость и открытость, которые обеспечиваются за счет использования в АСР современных информационных архитектур, технологических платформ и инструментальных средств.

Глобальность системы определяется тем, что вся информация, входящая в состав системы, рассматривается как неделимая целостность.

Доступность определяется параллельной работой всех служб организаций в режиме ⌠on-line), вносящих соответствующие изменения в содержание информации базы данных.

Устойчивость и целостность определяются высоким качеством применяемого программного обеспечения (ПО), а также использованием необходимого для этих вопросов организационного обеспечения, связанного с архивацией данных, их достоверностью и т.п.

Конфиденциальность обеспечивается тем, что доступ всех пользователей АСР к данным осуществляется только в пределах установленных для каждого работника полномочий.

Массштабируемость и открытость обеспечиваются использованием при создании АСР современных инструментальных средств программирования, которые не накладывают ограничений на размеры баз данных предприятия, объем документооборота, емкость сети и число рабочих мест в системе.

Принципы построения АСР опираются на использование современных технологических платформ, топологий и архитектур информационных систем, обеспечивающих высокую степень безопасности, надежности, целостности и сохранности информации, а также быстрое выполнение транзакций при работе с базой данных (БД).

АСР реализуют в соответствии с архитектурой «Клиент-сервер» с возможностью подключения удаленных локальных вычислительных сетей (LAN), реализованных по архитектуре «Файл-сервер».

"Клиенты АСР, представляющие собой автоматизированные рабочие места (АРМ), реализованы на технологических платформах WINDOWS ХХ, UNIX. При этом "клиенты" АСР имеют следующие свойства:

· удаленный доступ ко всем ресурсам АСР;

· определение доступа пользователя к услугам в зависимости от класса его авторизации;

· одинаковый пользовательский графический интерфейс для всех услуг.

Обычно АСР ориентирована на организацию информационного обмена между "Клиентами" и "Сервером", а также между серверами с помощью корпоративной вычислительной сети. При этом в системе имеется возможность удаленного доступа к ресурсам АСР и информационного обмена с другими автоматизированными системами по каналам связи, в том числе и коммутируемым, посредством использования протокола ТСР/IР или другого.

Типовой состав программного обеспечения (ПО) АСР состоит из:

- сервера базы данных (многозадачная и многопользовательская операционная система WINDOWS ХХ Server, UNIX, СУБД);

- сервера приложений (многозадачная и многопользовательская операционная система WINDOWS ХХ Server, UNIX);

- клиентские рабочие станции (многозадачная и многопользовательская операционная система WINDOWS ХХ, UNIX);

- прикладное ПО;

- диагностическое ПО корректности вводимых данных;

- тестовое ПО аппаратных средств;

- контрольный пример.

АСР обладает возможностью использования как "бумажной", так и "безбумажной" технологии обработки информации с использованием режимов "on-line" и/или "off-line". При этом рабочие места АСР подключаются к серверу базы данных посредством вычислительной сети, коммутируемых и некоммутируемых каналов связи, по которым осуществляется постоянная актуализация БД.

Максимальное удаление автоматизированных рабочих мест АСР от сервера без использования модема определяется конфигурацией сети и ограничениями, которые накладываются стандартами.

Информирование абонентов об их задолженности или сумме требуемой оплаты осуществляется путем распечатки почтовых сообщений и их рассылки, а также путем распечатки и передачи в пункты оплаты платежных реестров или файлов, содержащих аналогичную информацию.

АСР обладает несколькими уровнями защиты от несанкционированного доступа (НСД) к ПО и БД, которые основаны на следующих методах технического, программного, системного, организационного обеспечения и аппликационных средствах:

- введения многоступенчатой парольной защиты и распределенных уровней доступа к информации за счет использования стандартных средств применяемых операционных систем и внутренних средств контроля доступа, обеспечивающих высокую степень конфиденциальности;

- организации межсетевого информационного взаимодействия с применением выделенных каналов связи;

- использования стандартных сертифицированных программных оболочек и аппликационных средств защиты информации от НСД.

- Сохранность, достоверность и надежность БД в АСР обеспечивается следующими средствами:

- журналированием всех ежедневных обращений к БД и проведенных транзакций;

- стандартными средствами архивации и восстановления информации с использованием магнитных лент, магнитных или оптических дисков;

- наличием в ПО АСР возможности повторения прерванной транзакции;

- организационными методами защиты ПО и БД от воздействия программных вирусов;

- использованием систем гарантированного электропитания.

Живучесть АСР обеспечивается за счет организации распределенной БД на Файл - Серверных сегментах АСР и ее интегрирования на резервированном (параллельном) центральном сервере системы.

АСР ориентирована на автоматизированный ввод исходной информации

Типовые функции АСР:

- автоматизация процессов регистрации пользователей услугами;

- учета использования услуг (электросвязи, коммунальных, медицинских и др.);

- выполнения расчетов стоимости предоставленных каждому пользователю услуг;

- печати счетов и других выходных документов;

- приема, регистрации и контроля оплаты услуг, предоставленных пользователям;

- сбора статистических данных и их анализа;

- планирования и прогнозирования, а также координации деятельности основных служб организаций, предоставляемых услуги.

- АСР обеспечивает автоматизацию деятельности организации в следующих функциональных областях:

· административная работа с пользователями;

· обслуживание пользователей;

· обработка заявок на обслуживание пользователей;

· сбор и обработка информации по обслуживанию пользователей;

· отчетность;

· финансовый контроль;

· предоставление исходных данных бухгалтерии;

· сбор и обработка статистики.

Автоматизация деятельности организации при использовании АСР предусматривает автоматизацию следующих функций, выполняемых оператором связи:

- просмотр предоставляемых услуг по каждому договору;

- ведение картотеки пользователей;

- ведение нормативно-справочной информации по услугам;

- ввод исходной информации за услуги, предоставленные пользователю за расчетный период;

- тарификация услуг, предоставленных пользователям;

- расчет и проведение начислений по концу расчетного периода, используя авансовые или без авансовые методы расчетов;

- корректировка начисленной платы;

- формирование и печать необходимых форм итоговых расчетных, статистических и платежных документов;

- формирование и печать расшифровок по начислениям за любой период времени;

- формирование и печать ведомостей кредиторов на любой момент времени;

- формирование и печать единого или раздельных счетов клиентов за все предоставленные им услуги;

- прием и учет платежей клиентов за предоставленные им услуги;

- информационно-справочные обслуживание клиентов по расчетам за предоставленные услуги,

- выдача справок о задолженности и состоянии лицевых счетов;

- оперативный доступ к архивам по начислениям;

- обработка статистической информации и анализ ее результатов;

- взаимодействие и информационная поддержка автоматизированных систем управления планированием, бухгалтерского учета, материально-технического снабжения и других систем, входящих в состав АСУП;

- взаимодействие и информационная поддержка внешних автоматизированных систем.

Автоматизация функций организаций, предоставляемых услуги обеспечивается следующими подсистемами:

- Подсистема сбора, подготовки, контроля и ввода информации.

- Подсистема административного обслуживания пользователей.

- Подсистема расчетов.

- Подсистема контроля оплат.

- Подсистема информационно-справочного обслуживания.

- Подсистема обработки статистики.

Функционирование подсистем АСР обеспечивается типовым программным пакетом в состав которого входят:

- Программа "Ведения справочников".

- Программа "Тарификации".

- Программа "Прием платежей".

- Программа "Расчеты".

- Программа "Определение задолжников".

- Программа "Статистика".

Доступ пользователей АСР к системе регламентируется и регулируется "Администратором" системы, присваивающим пользователям системы определенные имена и пароли, уровни полномочий доступа к однозначно определенным функциям, объектам и данным, и закрепляющим эти функции за конкретным пользователем АСР

Вход пользователя АСР в систему осуществляется после ввода его имени и пароля, контроля правильности имени и пароля и его регистрации, в результате чего на экране монитора рабочего места пользователя появляется соответствующее меню системы.

Выбор пользователем АСР одного из пунктов меню осуществляется с учетом пароля пользователя и уровня полномочий доступа к функциям АСР. Каждый развернутый пункт меню системы осуществляет выполнение определенных функций АСР, относящихся к конкретной подсистеме. При этом работа в выбранном пункте главного меню обеспечивает проведение транзакций во всех задействованных подсистемах.

 

Техническое обеспечение АСР

 

Техническое обеспечение АСР формируется исходя из принципов необходимой достаточности, надежности, живучести АСР, совместимости с другими системами и удобства обслуживания и эксплуатации, с учетом емкости сети и объемов документооборота.

В состав типовой схемы АСР связи входят: сервер файлов, БД и коммутации на ПЭВМ типа IBM PC. (возможно использование другого типа ЭВМ, на которую может быть инсталлировано необходимое ПО), АРМ "клиентов", принтера, электронная контрольно-кассовая система на базе микро-ЭВМ с фискальным принтером, модемы, НМЛ и др.

Конкретная конфигурация АСР и технические характеристики аппаратных средств определяется при проектировании АСР.

"Сервер БД", входящий в состав АСР, предназначен для выполнения функции формирования, актуализации, ведения и архивации БД.

"Сервер приложений", входящий в состав АСР, предназначен для выполнения следующих основных функций:

- обеспечение соединения с источниками исходной информации;

- обеспечение соединения с терминалами рабочих мест АСР;

- обеспечение связи с другими автоматизированными системами, эксплуатирующимися в организации для передачи необходимой для их функционирования информации;

- проведение всех задач поступающих к нему от клиентских рабочих станций.

АРМ "клиентов" предназначен для организации автоматизированных рабочих мест в подразделениях предприятия электросвязи.

Электронные контрольно-кассовые системы предназначены для организации терминалов пунктов приема оплат, функционирующих в режиме on-line, и регистрации на них приема платежей от абонентов за предоставляемые услуги с одновременным проведением транзакций в БД.

Модемы, используемые в системе, предназначены для связи сервера по коммутируемым и (или) некоммутируемым каналам связи с удаленными источниками информации и удаленными рабочими станциями.

Накопитель для магнитных лент предназначен для ввода исходной информации

 

Программное обеспечение

 

Программное обеспечение АСР включает системное ПО, функциональное прикладное ПО, диагностическое ПО, а также программную документацию, выполненную на русском языке.

 В состав системного ПО входит сетевая операционная система WINDOWS ХХ, обеспечивающая возможность инсталляции и дальнейшего функционирования в АСР СУБД и операционная система WindowsХХ для обеспечения функционирования рабочих мест.

В состав функционального прикладного ПО входят исполняемые программы, обеспечивающие выполнение комплекса задач.

В состав диагностического ПО входят комплексный тест проверки АСР, контрольный пример, обеспечивающие возможность проверки правильности функционирования АСР, а также тестовое ПО комплекса технических средств АСР, поставляемое вместе с ними поставщиками или заводами-изготовителями технических средств.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: