Методические указания к курсовому проекту по курсу
«Биллинговые системы»
Цель: формирование умений и навыков разработки клиент - серверных приложений, предназначенных для автоматизации комплексных расчетов за услуги.
Краткие теоретические сведения
Автоматизированная система комплексных расчетов (АСР) за услуги или информационная биллинговая система предназначена для автоматизации процессов обслуживания физических и юридических лиц и расчетов с ними за все виды услуг.
Современные АСР реализуют компьютерную технологию обработки информации, легко адаптируется к потребностям конкретного потребителя (предприятиям связи, коммунальных услуг, провайдерам Интернет, больницам и др.) и могут быть использованы в организациях как самостоятельно функционирующая система, так и в составе эксплуатируемой АСУ.
Объектами автоматизации при внедрении АСР являются основные отделы и службы организаций, к которым относятся:
- абонентский отдел;
- расчетный отдел;
|
|
- информационно-вычислительный центр;
- пункты приема платежей;
- бухгалтерия;
- плановый отдел;
- юридический отдел;
- справочная служба;
- отдел АСУ;
- отдел развития.
Основными концепциями, используемыми при создании АСР, являются: глобальность, целостность, конфиденциальность, доступность, живучесть, массштабируемость и открытость, которые обеспечиваются за счет использования в АСР современных информационных архитектур, технологических платформ и инструментальных средств.
Глобальность системы определяется тем, что вся информация, входящая в состав системы, рассматривается как неделимая целостность.
Доступность определяется параллельной работой всех служб организаций в режиме ⌠on-line), вносящих соответствующие изменения в содержание информации базы данных.
Устойчивость и целостность определяются высоким качеством применяемого программного обеспечения (ПО), а также использованием необходимого для этих вопросов организационного обеспечения, связанного с архивацией данных, их достоверностью и т.п.
Конфиденциальность обеспечивается тем, что доступ всех пользователей АСР к данным осуществляется только в пределах установленных для каждого работника полномочий.
Массштабируемость и открытость обеспечиваются использованием при создании АСР современных инструментальных средств программирования, которые не накладывают ограничений на размеры баз данных предприятия, объем документооборота, емкость сети и число рабочих мест в системе.
Принципы построения АСР опираются на использование современных технологических платформ, топологий и архитектур информационных систем, обеспечивающих высокую степень безопасности, надежности, целостности и сохранности информации, а также быстрое выполнение транзакций при работе с базой данных (БД).
|
|
АСР реализуют в соответствии с архитектурой «Клиент-сервер» с возможностью подключения удаленных локальных вычислительных сетей (LAN), реализованных по архитектуре «Файл-сервер».
"Клиенты АСР, представляющие собой автоматизированные рабочие места (АРМ), реализованы на технологических платформах WINDOWS ХХ, UNIX. При этом "клиенты" АСР имеют следующие свойства:
· удаленный доступ ко всем ресурсам АСР;
· определение доступа пользователя к услугам в зависимости от класса его авторизации;
· одинаковый пользовательский графический интерфейс для всех услуг.
Обычно АСР ориентирована на организацию информационного обмена между "Клиентами" и "Сервером", а также между серверами с помощью корпоративной вычислительной сети. При этом в системе имеется возможность удаленного доступа к ресурсам АСР и информационного обмена с другими автоматизированными системами по каналам связи, в том числе и коммутируемым, посредством использования протокола ТСР/IР или другого.
Типовой состав программного обеспечения (ПО) АСР состоит из:
- сервера базы данных (многозадачная и многопользовательская операционная система WINDOWS ХХ Server, UNIX, СУБД);
- сервера приложений (многозадачная и многопользовательская операционная система WINDOWS ХХ Server, UNIX);
- клиентские рабочие станции (многозадачная и многопользовательская операционная система WINDOWS ХХ, UNIX);
- прикладное ПО;
- диагностическое ПО корректности вводимых данных;
- тестовое ПО аппаратных средств;
- контрольный пример.
АСР обладает возможностью использования как "бумажной", так и "безбумажной" технологии обработки информации с использованием режимов "on-line" и/или "off-line". При этом рабочие места АСР подключаются к серверу базы данных посредством вычислительной сети, коммутируемых и некоммутируемых каналов связи, по которым осуществляется постоянная актуализация БД.
Максимальное удаление автоматизированных рабочих мест АСР от сервера без использования модема определяется конфигурацией сети и ограничениями, которые накладываются стандартами.
Информирование абонентов об их задолженности или сумме требуемой оплаты осуществляется путем распечатки почтовых сообщений и их рассылки, а также путем распечатки и передачи в пункты оплаты платежных реестров или файлов, содержащих аналогичную информацию.
АСР обладает несколькими уровнями защиты от несанкционированного доступа (НСД) к ПО и БД, которые основаны на следующих методах технического, программного, системного, организационного обеспечения и аппликационных средствах:
- введения многоступенчатой парольной защиты и распределенных уровней доступа к информации за счет использования стандартных средств применяемых операционных систем и внутренних средств контроля доступа, обеспечивающих высокую степень конфиденциальности;
- организации межсетевого информационного взаимодействия с применением выделенных каналов связи;
- использования стандартных сертифицированных программных оболочек и аппликационных средств защиты информации от НСД.
- Сохранность, достоверность и надежность БД в АСР обеспечивается следующими средствами:
- журналированием всех ежедневных обращений к БД и проведенных транзакций;
- стандартными средствами архивации и восстановления информации с использованием магнитных лент, магнитных или оптических дисков;
- наличием в ПО АСР возможности повторения прерванной транзакции;
- организационными методами защиты ПО и БД от воздействия программных вирусов;
|
|
- использованием систем гарантированного электропитания.
Живучесть АСР обеспечивается за счет организации распределенной БД на Файл - Серверных сегментах АСР и ее интегрирования на резервированном (параллельном) центральном сервере системы.
АСР ориентирована на автоматизированный ввод исходной информации
Типовые функции АСР:
- автоматизация процессов регистрации пользователей услугами;
- учета использования услуг (электросвязи, коммунальных, медицинских и др.);
- выполнения расчетов стоимости предоставленных каждому пользователю услуг;
- печати счетов и других выходных документов;
- приема, регистрации и контроля оплаты услуг, предоставленных пользователям;
- сбора статистических данных и их анализа;
- планирования и прогнозирования, а также координации деятельности основных служб организаций, предоставляемых услуги.
- АСР обеспечивает автоматизацию деятельности организации в следующих функциональных областях:
· административная работа с пользователями;
· обслуживание пользователей;
· обработка заявок на обслуживание пользователей;
· сбор и обработка информации по обслуживанию пользователей;
· отчетность;
· финансовый контроль;
· предоставление исходных данных бухгалтерии;
· сбор и обработка статистики.
Автоматизация деятельности организации при использовании АСР предусматривает автоматизацию следующих функций, выполняемых оператором связи:
- просмотр предоставляемых услуг по каждому договору;
- ведение картотеки пользователей;
- ведение нормативно-справочной информации по услугам;
- ввод исходной информации за услуги, предоставленные пользователю за расчетный период;
- тарификация услуг, предоставленных пользователям;
- расчет и проведение начислений по концу расчетного периода, используя авансовые или без авансовые методы расчетов;
- корректировка начисленной платы;
- формирование и печать необходимых форм итоговых расчетных, статистических и платежных документов;
|
|
- формирование и печать расшифровок по начислениям за любой период времени;
- формирование и печать ведомостей кредиторов на любой момент времени;
- формирование и печать единого или раздельных счетов клиентов за все предоставленные им услуги;
- прием и учет платежей клиентов за предоставленные им услуги;
- информационно-справочные обслуживание клиентов по расчетам за предоставленные услуги,
- выдача справок о задолженности и состоянии лицевых счетов;
- оперативный доступ к архивам по начислениям;
- обработка статистической информации и анализ ее результатов;
- взаимодействие и информационная поддержка автоматизированных систем управления планированием, бухгалтерского учета, материально-технического снабжения и других систем, входящих в состав АСУП;
- взаимодействие и информационная поддержка внешних автоматизированных систем.
Автоматизация функций организаций, предоставляемых услуги обеспечивается следующими подсистемами:
- Подсистема сбора, подготовки, контроля и ввода информации.
- Подсистема административного обслуживания пользователей.
- Подсистема расчетов.
- Подсистема контроля оплат.
- Подсистема информационно-справочного обслуживания.
- Подсистема обработки статистики.
Функционирование подсистем АСР обеспечивается типовым программным пакетом в состав которого входят:
- Программа "Ведения справочников".
- Программа "Тарификации".
- Программа "Прием платежей".
- Программа "Расчеты".
- Программа "Определение задолжников".
- Программа "Статистика".
Доступ пользователей АСР к системе регламентируется и регулируется "Администратором" системы, присваивающим пользователям системы определенные имена и пароли, уровни полномочий доступа к однозначно определенным функциям, объектам и данным, и закрепляющим эти функции за конкретным пользователем АСР
Вход пользователя АСР в систему осуществляется после ввода его имени и пароля, контроля правильности имени и пароля и его регистрации, в результате чего на экране монитора рабочего места пользователя появляется соответствующее меню системы.
Выбор пользователем АСР одного из пунктов меню осуществляется с учетом пароля пользователя и уровня полномочий доступа к функциям АСР. Каждый развернутый пункт меню системы осуществляет выполнение определенных функций АСР, относящихся к конкретной подсистеме. При этом работа в выбранном пункте главного меню обеспечивает проведение транзакций во всех задействованных подсистемах.
Техническое обеспечение АСР
Техническое обеспечение АСР формируется исходя из принципов необходимой достаточности, надежности, живучести АСР, совместимости с другими системами и удобства обслуживания и эксплуатации, с учетом емкости сети и объемов документооборота.
В состав типовой схемы АСР связи входят: сервер файлов, БД и коммутации на ПЭВМ типа IBM PC. (возможно использование другого типа ЭВМ, на которую может быть инсталлировано необходимое ПО), АРМ "клиентов", принтера, электронная контрольно-кассовая система на базе микро-ЭВМ с фискальным принтером, модемы, НМЛ и др.
Конкретная конфигурация АСР и технические характеристики аппаратных средств определяется при проектировании АСР.
"Сервер БД", входящий в состав АСР, предназначен для выполнения функции формирования, актуализации, ведения и архивации БД.
"Сервер приложений", входящий в состав АСР, предназначен для выполнения следующих основных функций:
- обеспечение соединения с источниками исходной информации;
- обеспечение соединения с терминалами рабочих мест АСР;
- обеспечение связи с другими автоматизированными системами, эксплуатирующимися в организации для передачи необходимой для их функционирования информации;
- проведение всех задач поступающих к нему от клиентских рабочих станций.
АРМ "клиентов" предназначен для организации автоматизированных рабочих мест в подразделениях предприятия электросвязи.
Электронные контрольно-кассовые системы предназначены для организации терминалов пунктов приема оплат, функционирующих в режиме on-line, и регистрации на них приема платежей от абонентов за предоставляемые услуги с одновременным проведением транзакций в БД.
Модемы, используемые в системе, предназначены для связи сервера по коммутируемым и (или) некоммутируемым каналам связи с удаленными источниками информации и удаленными рабочими станциями.
Накопитель для магнитных лент предназначен для ввода исходной информации
Программное обеспечение
Программное обеспечение АСР включает системное ПО, функциональное прикладное ПО, диагностическое ПО, а также программную документацию, выполненную на русском языке.
В состав системного ПО входит сетевая операционная система WINDOWS ХХ, обеспечивающая возможность инсталляции и дальнейшего функционирования в АСР СУБД и операционная система WindowsХХ для обеспечения функционирования рабочих мест.
В состав функционального прикладного ПО входят исполняемые программы, обеспечивающие выполнение комплекса задач.
В состав диагностического ПО входят комплексный тест проверки АСР, контрольный пример, обеспечивающие возможность проверки правильности функционирования АСР, а также тестовое ПО комплекса технических средств АСР, поставляемое вместе с ними поставщиками или заводами-изготовителями технических средств.