1. Проанализировать и представить особенности древнерусской народной педагогики в фольклорных произведениях.
2.Проанализировать и представить взаимосвязь между культурой и обра-
зованием древнерусского государства и остальной Европы.
3. Прокомментируйте утверждения западных историков, что русские в
средние века в массе своей были невежественными варварами.
4. Мини-диспут «Домострой» - «методическое
пособие» по авторитарному семейному воспитанию.
5.Заполните таблицу:
Памятники литературы | Краткая характеристика |
«Поучения Владимира Мономаха» | |
«Домострой» |
Реферат (доклад) на тему:
1.Воспитание и обучение у древних славян.
2.Ремесленное ученичество в XVII в.
Список литературы:
1. История педагогики и образования: учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. З.И. Васильева. - 4-е изд., испр. - М.: Академия, 2008. - 429с.
2. Никулин, Н.Н. Развитие идей системного подхода к процессу воспитания в отечественной педагогике: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Н.Н.Никулина. – Белгород, 2003 г. – 171 с.
|
|
3. Попов, В.А. История педагогики и образования: учеб. пособие для студентов вузов / В.А. Попов; ред. В. А. Сластенин. - М.: Академия, 2010. - 203с.
4. Старикова, Л.Д. История педагогики и философия образования: учеб. пособие для студентов / Л.Д. Старикова. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 435с.
5. Степашко, Л.А., Философия и история образования: учеб. пособие для студентов вузов/ Л.А.Степашко. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999. — 272 с.
6. Штец, А.А. Обучение грамоте в Древней Руси: X-XV вв. / А.А. Штец //Нач. шк. плюс: до и после. – 2008. – №№3,4,5.
Семинар №7. Образование и педагогическая мысль в России XVIII – начала XX вв.
Цель семинара: получить представление о развитии педагогической мысли и образования в отечественной педагогике в период XVIII – начала XX вв.
Вопросы для обсуждения
1. Становление светской государственной школы в России в XVIII веке. Реформы Петра I в области образования.
2. Просветительская деятельность М.В. Ломоносова, И.И. Бецкого, Н.И. Новикова.
3. Философско-педагогические воззрения Л.Н. Толстого.
4. Вклад К.Д. Ушинского в развитие педагогической теории и практики.
5. Вклад Н.А. Корфа и Н.Ф. Бунакова в развитие общественной народной школы.
6. Развитие церковноприходского типа образования в педагогическом опыте С.А. Рачинского.
7. Система образования в предреволюционной России (начало XX в.)
Список практических заданий
1. Заполните таблицу
Представители отечественной педагогической мысли | Вклад в педагогическую теорию и развитие отечественного образования |
М.В. Ломоносов | |
Н.И. Новиков | |
И.И. Бецкой |
|
|
2. Сделайте подборку цитат на тему «Наука и образование в поэтических произведениях М.В. Ломоносова».
3. Заполните таблицу:
Представители отечественной педагогической мысли | Вклад в педагогическую теорию и развитие отечественного образования |
Н.И. Пирогов | |
К.Д. Ушинский | |
П.Ф. Каптерев | |
П.Ф. Лесгафт | |
П.П. Блонский | |
К.Н. Вентцель |
5.Большое значение в нравственном воспитании К.Д.Ушинский придавал выработке у ребенка любви к труду. Прочитайте статью «Труд в его психическом и воспитательном значении» (приложение). Сделайте выписки, наиболее ярко иллюстрирующие эту мысль.
6. Заполнить таблицу:
Особенности организации учебно-воспитательных
Заведений, основанных в России в XVIII в.
Тип учреждения | Цель создания | Контингент детей | Особенности организации |
Светские государственные начальные школы | |||
Академия наук | |||
Университет | |||
Воспитательный дом | |||
Московский Кадетский и Су- хопутный шляхетский корпус | |||
Смольный институт |
7. В представленном хронологическом ряде указать учебно-воспита-
тельные учреждения, созданные в России в XVIII в.
1701 г. –
1707 г. –
1709 г. –
1715 г. –
1719 г. –
1726 г. –
1731 г. –
1746 г. –
1752 г. –
1755 г. –
1764 г. –
1770 г. –
1779 г. –
1783 г. –
1786 г. –
8.Напишите небольшое сочинение типа: «Спасибо Вам, (М.В. Ломоносов, К.Д.Ушинский, Н.И. Пирогов и др.)».
Реферат (доклад) на тему:
1.В.Н.Татищев и начало профессионального образования в России.
2.Создание государственной системы школ в России в первой половине XIX в.
3.Женское образование в России (до 1917 г.).
Список литературы:
1. Громыко, Н.Ф. Царскосельский лицей: уроки для будущего / Н.Ф. Громыко //Нар. образование. – 2007. – №4. – С.47-52.
2. История педагогики и образования: учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. З.И. Васильева. - 4-е изд., испр. - М.: Академия, 2008. - 429с.
3. Никулин, Н.Н. Генезис идей системного подхода в отечественной педагогике: монография / Н.Н.Никулина. – Белгород:Политерра, 2013 г. -118 с.
4. Попов, В.А. История педагогики и образования: учеб. пособие для студентов вузов / В.А. Попов; ред. В. А. Сластенин. - М.: Академия, 2010. - 203с.
5. Старикова, Л.Д. История педагогики и философия образования: учеб. пособие для студентов / Л.Д. Старикова. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 435с.
6. Степашко, Л.А. Философия и история образования: учеб. пособие для студентов вузов/ Л.А.Степашко. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999. — 272 с.
Семинар № 8. Развитие отечественного образования и педагогики в советский период
Цель семинара: получить представление о развитии отечественного образования и педагогики в советский период, познакомиться с авторскими концепциями педагогов-новаторов
Вопросы для обсуждения
1. Развитие отечественного образования в 1917 – 1930-е гг. Идея создания единой трудовой школы в Советской России.
2. Педагогические идеи и деятельность С.Т. Шацкого.
3. Педагогическая деятельность и педагогическая теория А.С. Макаренко.
4. Педагогическая идеология коммунистического воспитания. Детские и молодёжные организации в советской системе образования и воспитания.
5. Система образования и развитие научной педагогики в СССР в 1930-е – начале1990-х гг.
6. Педагогическая деятельность и педагогическая теория В.А. Сухомлинского.
7. Учителя-новаторы (1970-е – начало 1990-х гг.).