1. Заполните таблицу:
Название школы | Основные педагогические идеи |
Шумерские школы | |
Школы в Древнем Египте | |
Школы в Древнем Иране | |
Школы в Древней Индии | |
Школы в Древнем Китае |
2. Как Вы понимаете следующие высказывания античных философов?
«Познай самого себя» (Сократ);
«О каждой вещи бывает два совершенно противоположных мнения» (Протагор);
«Нельзя дважды войти в одну и ту же реку» (Гераклит);
«Живи незаметно. Кому не довольно малого, тому всего мало» (Эпикур)
3. Сравните жизнесмыслы основных универсалий полисного сознания с
жизнесмыслами сознания афинского общества периода культурного расцвета
Афин. Какова роль афинской системы образования в изменении ценностей
общественного сознания?
4. Сопоставьте спартанскую и афинскую системы воспитания по следующим характеристикам: государство и образование, цель воспитания, воспитание и личность воспитанника, образцы Учительства и Ученичества. Сравните модели педагогического процесса (цель, проектирование, результат).
|
|
5. В каких фактах, идеях Вы усматриваете зарождение гуманистической традиции? Что из духовного опыта древних греков живёт в современных представлениях в области воспитания и образования?
6. Выберите правильный вариант.
Кто является автором следующего высказывания: «Прекрасна та деревня, в которой господствует человечность»:
а) Хаммурапи;
б) Соломон;
в) Конфуций.
«Бхагавадгита» - это
а) памятник религиозно-философской мысли Древней Индии;
б) первый в мире учебник;
в) великий индийский жрец.
Палестра – это:
а) школа состязаний;
б) грамматическая школа;
в) музыкальная школа.
Женское воспитание в Спарте:
а) ничем не отличалось от мужского;
б) отличалось менее жесткой дисциплиной по сравнению с мужским;
в) являлось необязательным.
Реферат (доклад) на тему:
1.Зарождение элементов педагогической теории в древней Греции.
2.Философы о природе человека, природосообразности воспитания, об отношении «государство-воспитание».
Список литературы:
1. История педагогики и образования: учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. З.И. Васильева. - 4-е изд., испр. - М.: Академия, 2008. - 429с.
2. Попов, В.А. История педагогики и образования: учеб. пособие для студентов вузов / В.А. Попов; ред. В. А. Сластенин. - М.: Академия, 2010. - 203с.
3. Старикова, Л.Д. История педагогики и философия образования: учеб. пособие для студентов / Л.Д. Старикова. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 435с.
4. Степашко, Л.А., Философия и история образования: учеб. пособие для студентов вузов/ Л.А.Степашко. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999. — 272 с.
|
|
Семинар №4. Образование и его философские аспекты в Европе в средние века. Философия и педагогика эпохи Просвещения
Цель семинара: актуализировать знания о развитии педагогической мысли в Европе в средние века и эпоху Возрождения
Вопросы для обсуждения
1. Религиозно-нравственные ценности и христианская философия Средневековья.
2. Сословный характер образования в средние века.
3. Роль церкви в средневековом образовании.
4. Первые университеты.
5. Философские взгляды и педагогическая теория Я.А. Коменского.
6. Философские и педагогические идеи Дж. Локка.
Список практических заданий
1. Заполните таблицу:
Представители эпохи Возрождения | Основные педагогические идеи |
Витторино да Фельтре (1378-1446) | |
Франсуа Рабле (1483-1553) | |
Эразм Роттердамский (1469-1536) | |
Томмазо Кампанелла (1568-1639) |
2. Оформите биографический лист о Я.А. Коменском по следующему образцу.
Ян Амос Коменский
Годы жизни _________________
Основные труды Коменского
Название труда | Время создания |
Основные этапы жизни
и педагогической деятельности
Содержание этапа | Временной период |
Научные идеи и методические разработки Коменского, существенно обогатившие педагогику
3. Работа в подгруппах.
А) Дайте сравнительный анализ модели педагогического процесса, характерной для теории Я.А. Коменского с моделью «школы учёбы».
Подготовьтесь к обсуждению вопроса: Какие идеи Коменского живут в теории и практике современной гуманистической школы?
Б) Попытайтесь сравнить теории Локка с педагогической системой
Коменского с точки зрения трактовок цели воспитания. Что, на Ваш взгляд,
утрачено и что приобретено?
В) Сравните концепции духовно-нравственного воспитания Коменского,
Песталоцци, Гербарта, попытайтесь представить их взгляды как известную
целостность.
Г) Сопоставьте позиции Песталоцци и Гербарта в реализации идеи развивающего обучения, в трактовке соотношения формального и материального образования.
Д) Сравните модели «школы учебы» и «школы культуры», соотнесите эти модели с идеей воспитывающего обучения.
4. Выберите правильный вариант.
В каком веке появились первые университеты?
а) в X веке;
б) IX веке;
в) XII веке.
Автором книги «Город Солнца» является:
а) Франсуа Рабле;
б) Эразм Роттердамский;
в) Томмазо Кампанелла.
Создателем «Дома радости» является:
а) Томмазо Кампанелла;
б) Эразм Роттердамский;
в) Витторино да Фельтре.
Средневековый университет включал следующие четыре факультета:
а) артистический, богословский, медицинский, юридический;
б) исторический, философский, медицинский, юридический;
в) медицинский, иностранных языков, исторический, философский.
Реферат (доклад) на тему:
1.Основные идеи и педагогическая теория Дж. Локка.
Список литературы:
1. История педагогики и образования: учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. З.И. Васильева. - 4-е изд., испр. - М.: Академия, 2008. - 429с.
2. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в.: учеб. пособие / Под ред. А.И. Пискунов. - М.: Сфера, 2001. - 512с.
3. Корнетов, Г.Б. Панпедия Яна Амоса Коменского / Г.Б. Корнетов //Школьные технологии. – 2008. – №1. – С. 27-31.
4. Старикова, Л.Д. История педагогики и философия образования: учеб. пособие для студентов / Л.Д. Старикова. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 435с.
5. Степашко, Л.А., Философия и история образования: учеб. пособие для студентов вузов/ Л.А.Степашко. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999. — 272 с.