Специфика работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста в детском хореографическом коллективе

Дети - это особая категория людей. Все они индивидуальны, каждый со своим характером. Они очень эмоциональные и легко ранимые.

Характерная особенность детского творчества - его всеобщий характер. Оно отличается открытостью миру, который ребёнок воспринимает с оптимизмом. Он ориентирован не на то, что надо, а на то, что возможно. Желание познавать мир -внутренние присущее ребёнку качество, основа которого лежит в бессознательном. Подобно тому, как трава стремится занять всё вокруг, активность ребёнка направляется на все сферы жизни человека, и малыш пытается освоить то, чем владеет человек как вид.

Среди множества форм художественного воспитания подрастающего поколения хореография занимает особое место. Занятия танцем не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, дают гармоничное пластическое развитие. Между тем хореография, как никакое другое искусство, обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребёнка, для его гармоничного духовного и физического развития. Через хореографию закрепляется знание о прекрасном, дети овладевают эстетической оценкой хорошего, плохого, красивого, уродливого.

Особенностью хореографического искусства, как средством воспитания, заключается в том, что в хореографии сконцентрирован творческий опыт человека, его духовное богатство, в хореографических произведениях разных жанров художник выражает своё эстетическое отношение к бесконечно развивающемуся миру общественной жизни и природы. В танце отражается человеческий духовный мир, его чувство, вкусы, идеалы. Хореография даёт огромный материал для познания жизни.

Синкретичность танцевального искусства подразумевает развитие чувства ритма, умение слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения, одновременно развивать и тренировать мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность.

В основу обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста необходимо положить игровое начало. Речь идёт о том, чтобы сделать игру органичным компонентом урока. Игра на уроке танца не должна являться наградой или отдыхом после нелёгкой или скучной работы, скорее труд возникает на почве игры, становится её смыслом продолжением.

Правильно подобранные и организованные в процессе обучения танцы-игры способствует умению трудиться, вызывают интерес к уроку. Поэтому педагогу очень важно внимательно отнестись к подбору репертуара для учащихся дошкольного и младшего школьного возраста, постоянно его обновлять, внося с учётом времени и особенностей обучаемых детей определённые коррективы.

Хочется выделить основные правила для педагога-хореографа в работе с дошкольниками: - активно применять принцип наглядности – показ движений; - речь педагога – образная, эмоционально-выразительная; - объяснения – краткие, точные, ясные; - форма организации урока – игровая;. - избегать однообразия, чаще менять темп и ритм урока; - прививать навыки организованности, самостоятельности, дисциплины; - избегать чрезмерных физических нагрузок. Педагог становится ответственен за то, каким станет ребенок, переступая порог хореографического класса. Успех работы с детьми-дошкольниками решается не количеством упражнений, игр, танцев, а умением привить любовь к занятиям хореографией. Каким бы не был результат, педагогу важно поддерживать усилия и инициативы детей, стимулировать их к дальнейшей творческой деятельности. Перед хореографом стоит целый ряд образовательных и развивающих задач. Успешность этого процесса зависит от соотношения форм и методов обучения с теми потребностями, которые выдвигает возраст ребенка.

 

Дети дошкольного возраста

Возрастными особенностями принято называть анатомо-физиологические и психологические особенности характера того или иного возрастного периода. В тесной связи с возрастными особенностями находятся индивидуальные устойчивые свойства личности, характера, интересов, умственной деятельно- сти, присущие тому или иному ребенку и отличающие его от других. Для детей 3-4 лет характерны неустойчивость настроения, эмоциональ- ная ранимость, конкретность и образность мышления, увлеченность игрой и игровыми ситуациями, уже складываются многие познавательные способности и личностные особенности ребёнка. Большую роль в восприятии детей в дошкольном детстве продолжает играть подражание, особенно при овладении новым движением, действием. Они легче воспринимают образы реальных предметов и материализованные действия, чем слова. В этом возрасте ребенок усваивает язык чувств, принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, улыбок, жестов, поз, движений, интонаций голоса и т.д. Дети все еще остаются непосредственными и импульсивными. Эмоции, которые они испытывают, легко прочитываются на лице, в позе, жесте, во всем поведении.

Для преподавателя поведение ребенка, выражение им чувств – важный показатель в понимании внутреннего мира маленького человека, свидетельствующий о его психическом состоянии и возможных перспективах развития. Эмоциональный фон на занятии может быть положительным или отрицательным. Например, жалоба ребенка педагогу – это проявление, в своеобразной форме, его стремления к общению с ним, острое желание рассказать о себе, чаще всего о каких-то своих трудностях и невзгодах, прежде всего в сфере отношений с окружающими людьми. Жалуясь взрослому, ребенок ищет у него сочувствия, сопереживания и помощи. Оставлять все это без внимания просто нельзя. В одних случаях достаточно приласкать ребенка, чтобы он перестал хныкать, жалуясь на несуществующие боли, чтобы увильнуть от выполнения определенных упражнений или части занятия. В других – следует удовлетворить его потребность в положительной оценке, в уважительном к себе отношении. В-третьих – помочь организовать взаимодействие со сверстниками, пред варительно объяснив образцы поведения. Во всех случаях участие педагога поможет ребенку овладевать нормами взаимоотношений с окружающими людьми. Но так как содержание жалоб детей различно, то и отношение педагога к ним должно варьироваться в соответствии с их характером.

Большую роль на формирование отношения детей друг с другом может оказать игра, которая является для маленького ребенка не только школой познания окружающего мира взрослых, но и школой взаимоотношения людей.

В дошкольном возрасте игра является одной из основных форм организации детской жизни, в процессе которой дети как-то влияют друг на друга, при- обретают для себя жизненные привычки. Игровая деятельность влияет на формирование всех психических процессов: произвольности, воображения, образного мышления и др. Именно эта деятельность в дошкольном возрасте является ведущей и определяет дальнейший путь психического развития ребенка. Задача первых двух лет обучения танцам – согласовать речь с движением и музыкой, научить ориентироваться в пространстве и освоить основные танцевальные элементы. В 3х-летнем возрасте с детьми разучиваются простые танцы-этюды, причем с минимальным содержанием хореографии – хлопки, притопы, повороты, хороводы с повторениями для лучшего запоминания, где дети могут выполнять движения по рисунку танца, повторяя за педагогом. В этом возрасте не ставиться задача научить ребенка танцевать. Важно, в первую очередь, чтобы дети повторяли за педагогом, ориентировались в пространстве, взаимодействовали с другими детьми. Также с раннего возраста для танцора важно развитие музыкального слуха и чувства ритма. Игры помогают развить реакцию, быстро запоминать танцевальные движения и комбинации.

 

А уже с 4-5 лет детей можно приучать самостоятельно выполнять движения и запоминать порядок танца, дети в 5 лет легко могут приспособиться к делению на группы в танце (по образам, половому признаку, задачам). В данном возрасте следует учитывать, что детям проще запоминать и понимать танец сюжетный и с конкретными образами. В постановках и разучивании этюдов выявляются одаренные дети и лидеры группы, что помогает хореографу координировать свои действия в течение цикла занятий Музыкально-танцевальное занятие для малышей в игровой форме длится всего 30-40 минут. На занятии дети учатся выражать эмоции посредством дви- жения, развивают образное мышление и фантазию, чувство ритма и музыкальность, концентрацию внимания, память. Но бывает и так, что общий эмоциональный настрой детей не находит отражения желаемому педагогом, дети начинают отвлекаться и внимание группы буквально рассеивается на глазах. При определенном опыте педагог-хореограф может переключить внимание детей на подготовленную на такой случай игру, что вновь вовлечет детей и сконцентрирует внимание как на нечто новое.

 

Кроме игр и упражнений существует трудовая деятельность, чаще совместная с педагогом, который выступает не только в качестве лица, организующего и направляющего детей, но и в качестве непосредственного участника процесса, дисциплинирующего занимающихся в танцклассе. Например, в танцевально-игровой форме собирать предметы после окончания занятия.

У начинающих обучение детей не всегда хватает терпения заниматься длительное время, если они не видят результата своего труда. Очень важно разделить с ребенком неудачу или, если что-то не получается, поддерживать его во время выполнения движений, опираясь и на такие знания психологии возраста 5 лет (кризисного перехода), как «Я САМ!», «Я УЖЕ БОЛЬШОЙ!». При ведении урока с данным возрастом педагогу нужно учитывать, что дошкольники остаются старательны лишь в течение приблизительно 12 минут, и им необходима частая смена деятельности, переключение внимания. Так же можно давать домашнее задание «показать пройденное или концерт родителям».

 

К 5-6-летнему возрасту дети способны заниматься хореографией, современые данные возрастной психологии позволяют утверждать, что мозг 6- летнего ребенка готов к усвоению доступной информации в процессе систематического обучения. Для ребенка-дошкольника характерны жизнерадостность, подвижность, доверчивость. Господствующим является процесс возбуждения, движения и реакции детей хаотичны, иррациональны. Внимание детей этого возраста отличается неустойчивостью: они легко отвлекаются, им трудно сосредотачиваться на одном и том же задании. Преобладает конкретно-образное мышление. Дети живут в мире образов, зачастую не менее реальных для них, чем окружающая действительность. Развитие скелета в этом возрасте еще не закончено, в нем остается много хрящевой ткани, что делает возможным дальнейший рост, но в то же время обусловливает мягкость, податливость костей: под влиянием слишком большой и неравномерной нагрузки они могут легко деформироваться. Поэтому педагоги должны внимательно следить за тем, чтобы ребенок методически грамотно исполнял упражнения на занятиях в танцевальном зале. Богатство и разнообразие получаемой информации на занятиях хореографией становится мощным стимулом для нервно-психического развития ребенка. Его жизненный опыт расширяется.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: