Задание за 13.05-14.05

«Специфика работы с детьми среднего школьного возраста в детском хореографическом коллективе»

 

Дети среднего школьного возраста обычно составляют основное ядро хореографических коллективов.

 

Стремление этих детей к занятиям объясняется их возрастными особенностями.

 

Они отличаются большой активностью и восприимчивостью, им свойственно стремление действовать и выполнять какие-то задания.

 

Их привлекает участие в общей со своими сверстниками, живой и интересной творческой работе.

 

Занятия в хореографическом коллективе пользуется у них большой любовью. На занятиях получает удовлетворение их потребность в движении и живой деятельности, проявляется свойственная детям этого возраста жизнерадостность.

 

 Физически они значительно развитее и сильнее детей младшего школьного возраста, им легче дается разучивание разнообразных танцевальных движений. Они занимаются с увлечением и настойчивостью.

 

В занятиях дети находят удовлетворение своих индивидуальных интересов, так как весь процесс учебной и постановочной работы позволяет им творчески участвовать в создании танца.

 

Особое значение приобретает с детьми данного возраста содействие сплочению детей в дружный коллектив.

 

Коллективный строй занятий, совместное исполнение танцев перед зрителем, общая заинтересованность детей в успешном завершении и показе танцевальных постановок способствуют объединению детей в дружный коллектив, приучают детей к ответственности за общее дело, повышают требовательность каждого члена коллектива к самому себе и к работе в целом.

 

С детьми среднего школьного возраста занятия по танцу проводятся достаточно углубленно. К ним можно предъявить большую требовательность к точности выполнения движений и достигать сознательного отношения детей ко всему проходимому учебному материалу.

 

 Внимание у детей этого возраста достаточно устойчиво, восприимчивость более организованна, чем у младших школьников, они способны к более настойчивой работе над каждым заданием.

 

В содержание занятий с детьми среднего школьного возраста входят все те же разделы, которые включены в программу занятий с детьми младшего школьного возраста. В значительной мере изменяется степень сложности учебного материала и дозировка физической и умственной нагрузки. Кроме того, отдельные разделы получают иное значение, чем в работе с детьми младшей группы.

 

Значительно расширяется объем работы над тренировочными классическими упражнениями. Дети изучают их и у станка, и на середине.

 

Упражнения даются в более сложной форме, потому что в этом возрасте дети способны к координированию одновременных движений рук, ног, головы, корпуса. Показываемые им движения они исполняют точно и отчетливо.

 

Большое значение приобретает работа над развитием творческих способностей детей.

 

Дети этого возраста отличаются впечатлительностью и наблюдательностью, они с большой активностью относятся к созданию танцевального образа, в своей работе обнаруживают большую творческую изобретательность, фантазию, юмор.

 

Если в занятиях с детьми младшего школьного возраста творческие способности детей развивались в процессе игр самого разнообразного содержания, в занятиях с детьми среднего школьного возраста эта работа ведется в форме сочинения танцевальных этюдов, помогающих детям понять содержание танца, найти характерные черты танцевального образа, продумать все подробности действия, разворачивающегося в танце.

 

К своей творческой деятельности дети относятся с большой заинтересованностью. В самостоятельных работах они проявляют смелость, живость и непосредственность, присущие детям этого возраста. Они охотно сочиняют целый ряд вариантов на данную для этюда тему, внимательно прислушиваются к замечаниям и указаниям руководителя, с большим интересом просматривают и обсуждают этюды своих товарищей.

 

 Вполне закономерно объединять работу над этюдами с прохождением музыкально- ритмических заданий. При продуманном и грамотном отборе музыкального сопровождения для этюдов вполне возможно на этом материале познакомить детей со всеми музыкальными понятиями, терминологией, средствами музыкальной выразительности, т.е. проделать ту работу, которая составляет одну из задач раздела ритмических упражнений. В то же время музыка помогает детям развить содержание этюда, распределить свои действия и движения в соответствии с содержанием и строением музыкального отрывка и придать выразительность танцу. В процессе этой работы дети привыкают музыкально и ритмично двигаться, что очень важно в танцевальной подготовке.

 

Главными задачами, которые решаются на пути танцевально-хореографического развития детей среднего школьного возраста, являются:

1. Приобретение физических навыков (доведение до автоматизма исполнения танцевальных движений).

2. Выработка сценического дыхания, формирование профессиональной памяти танцовщика.

3. Совершенствование техники исполнения, сохранение профессиональной формы.

4. Воспитание взаимодействия между партнерами.

5. Определение одинакового восприятия музыкальной основы: мелодии, фразы, темпа, ритма и т.д.

6. Выполнение актерской задачи с сохранением индивидуальности.

Занятия танцами развивают у подростков образное мышление и фантазию. Они способствуют поддержке, в первую очередь, здоровья, поддержке отличной физической формы, развивают слух и память.

Занятия хореографией играют важную роль в оздоровлении и профилактической работе, они формируют красивую осанку, помогают в профилактике плоскостопия, положительно влияют на развитие опорно-двигательного аппарата, а также способствуют функциональному развитию органов дыхания.

В работе с подростками при организации занятия по хореографии используются определённые методы и приёмы. Для каждого упражнения или танца педагогом должен быть выбран наиболее эффективный путь объяснения:

• Метод показа. Изучение нового движения или комбинации педагог начинает с точного безукоризненного показа.

• Словесный метод. Метод показа не может обойтись без пояснения. Во время занятия должно проводиться знакомство с методикой исполнения, терминами, присущими хореографии, а так же с различными методическими приёмами обучении: рассказ, беседа, объяснение, словесное сопровождение движений под музыку.

• Наглядный метод (просмотр видеозаписей с выступлениями коллективов).

• Музыкальное сопровождение, как методический приём. Педагог помогает подросткам приобрести умение сочетать движения с музыкой.

• Практический метод - самостоятельное выполнение упражнений или танцевальных комбинаций, самостоятельная работа над ошибками.

Основным методом руководства репетиционным процессом является упражнение. Чтобы упражнения были эффективными, они должны отвечать ряду требований. К ним относятся:

• сознательная направленность исполнителя на повышение качеств деятельности;

• знание правил выполнения движений;

• сознательный учет и контролирование условий, в которых оно должно выполняться;

• учет достигнутых результатов;

• распределение повторений во времени.

Подросткам упражнения даются в более сложной форме, потому что в этом возрасте они способны к координации одновременных движений различных частей тела. Движения, которые показывает педагог-хореограф, они исполняют точно и отчетливо, в полную силу. Принцип последовательности – это один из основных принципов в хореографической работе. "Только те дети, которые прошли с самого первого шага основы хореографического обучения, воспитания, образования, развиваются правильно, становятся людьми любящими и понимающими хореографическое искусство. Всякий наскок, перепрыгивание через этапы наносит ущерб развитию детей". 

Подростки уже более серьезно относятся к постановочному процессу, нежели дети младшего школьного возраста, в связи с чем меньше подвергаются отвлечению внимания во время занятия.

Кроме того, “образовательный процесс строится с учётом основных педагогических принципов: систематичность и регулярность хореографических занятий, постепенное увеличение физической нагрузки и технической сложности (от простого к сложному)”.

Таким образом, процесс воспитания личности связан с процессом развития качеств коллектива. То есть, с одной стороны, уровень состояния коллектива, характер сложившихся в коллективе отношений между подростками влияет на темп развития каждого обучающегося из группы. С другой стороны, активность воспитанников, степень их физического развития, возможности их возраста.

 

 

Задание за 20-21.05

«Специфика работы с детьми старшего школьного возраста в детском хореографическом коллективе».

 

Наличие участников в коллективе старшего школьного возраста немногочисленно. Обычно из-за большой загруженности учебными занятиями школьного процесса, регулярное посещение хореографического коллектива представляет для них слишком большую нагрузку. В результате чего их приходится объединять с детьми среднего школьного возраста, что представляет собой определенные трудности.

 

Старшие школьники нуждаются в особом подборе репертуара, так как с ними могут быть разучены танцы, по своему содержанию и форме соответствующие их возрастному развитию. Для них необходимо включать дополнительный репертуар, что значительно усложняет работу в группе

 

Для этого возраста интересны постановки, которые несут в себе, как техничные, так и смысловые нагрузки. Их увлекает молодежная тематика, где выражаются радость от сознания своей молодости, грации, ловкости. Реалии современности побуждают их к изучению и освоению новых направлений в хореографии, таких как, модерн, хип-хоп.

 

В части учебно-тренировочной работы одни и те же задания даются всей группе. Однако старшим членам группы лучше дать отдельные тренировочные упражнения, которые имеют более сложную форму. Одним из удобных приемов для проведения на занятии различного по своей трудности материала является исполнение упражнений на середине по линиям, когда каждая линия или

некоторые линии получают разные задания.

 

Старший школьный возраст в физиологическом отношении это период интенсивного развития мускулатуры, продолжение развития мозга. Юноши и девушки готовы к физической и умственной нагрузке.

Формируются убеждения и мировоззрение, возникает потребность понять себя, смысл жизни. Встает проблема выбора профессии. Возникает желание быть замеченным, хочется выделиться. Появляется самостоятельность в суждениях. Юности свойственно состояние влюбленности, жизнерадостности, уверенности в себе. Занятия по хореографии должны строиться с полной нагрузкой.

Педагог может наиболее способным доверять проведение занятий в младших классах.

Для успешной работы педагог-руководитель должен разбираться в особенностях каждого возраста. Умело, согласно возрастным особенностям распределять физическую нагрузку. А при формировании репертуара и составлении плана воспитательной работы просто невозможно обойтись без учета психологических особенностей каждого возрастного периода.

 

Каждое занятие, каждый шаг в овладении детей исполнительским мастерством рассматривается как поступательное звено в единой цепи воспитания. Это облегчает труд педагога в классе, делает его содержательным, осмысленным и радостным.

 

К одному из основных факторов, обеспечивающих активность детей на занятиях, относятся строгие морально-этические нормы, которые имеют большое воспитательное воздействие. Открытые отношения между детьми, педагогом и учениками, наличие здорового мнения в коллективе и активного творческого процесса побуждает детей соотносить интересы личные с групповыми, коллективными. У них воспитывается чувство ответственности за других, дисциплинированность, если у каждого есть определенная обязанность и они знают, что ее никто не выполнит. Это приносит детям большое удовлетворение и, естественно, их активная позиция в коллективе становится выразительнее.

 

В коллективе возникают неформальные объединения детей. В силу определенных обстоятельств они могут разделиться на группы.

 

Если это произошло, не надо пытаться разобщать эти группы, противопоставлять их друг другу. Нужно умело использовать эти неформальные объединения для улучшения художественного, нравственно-эстетического воспитания. Через группу можно воздействовать на каждого ребенка, формируя его интерес, вкус, поведение. Каждая группа - это часть коллектива, и от того, насколько правильно складываются отношения, зависит общая нравственная атмосфера.

 

Воспитательный процесс и активность детей обогащаются присутствием традиций в коллективе - посвящения в хореографы, празднования дня рождения, проведения выходных дней, оформления стенгазет, проведения вечеров 8 марта и 23 февраля, новогодних утренников и вечеров, выпускного вечера старших учеников в форме капустника или выпуска балетного спектакля, проведения торжественных концертов в честь коллектива, торжественного перехода из младшей группы в старшую, передачи лучших номеров программы следующему поколению.

 

Это период завершения физического созревания, когда организм достигает биологической зрелости, поэтому стремление выделиться, обратить на себя внимание, интерес к противоположному полу становится особенно значительными. Отсюда озабоченность своей внешностью, стремление к броским нарядам. Человек, уверенный в себе в таком подтверждении не нуждается.

Юность особенно чувствительна к внутренним психологическим проблемам. Этот возраст ценит в себе и других убеждения, кругозор, умственные способности, волю, стремятся к росту, развитию, творчеству, критическому мышлению. Подростки уделяют повышенный интерес к человеческой личности и межличностному общению, которое становится особенно значительным и избирательным.

В этот период многие старшие школьники сталкиваются с переживаниями одиночества. Тогда они тянутся к педагогу, если чувствуют в нем друга, понимающего собеседника, советчика. Бывают проблемы, которые лучше решить с педагогом, чем с родителями.

Дети иногда делятся своими проблемами в отношении с родителями, считая их не правыми. Приходится объяснять, почему родители поступают именно так, и как детям поговорить о своих проблемах с родителями. Рассказывают о своих друзьях, делятся своими переживаниями.

Это пора формирования самоуважения, на основе самосознания. Люди с высоким самоуважением (положительное уважение к себе) обычно более самостоятельны, меньше поддаются внушению, положительно относятся к другим. С низким самоуважением (заниженная самооценка), склонны к конформности (влияние других), отношение к окружающим занижено (как к себе). Чтобы скрыть свое “я”, прибегают к маске, игре. Подростки ранимы, болезненно реагируют на критику, избегают участия в общественной жизни, боятся соревнования.

Физически подростки готовы к большой нагрузке. Они сами уже осознают уровень своей танцевальной подготовки и начинают стремиться к лучшему, тем более, если есть на кого равняться. Им начинает доставлять физическая нагрузка, многократное повторение упражнения. Они начинают “слышать” свое тело, ощущать работу определенных мышц. Иногда я им предоставляю возможность сделать разминку самим. А когда бывает возможность, то и в младшей группе провести разминку и станок. Некоторые дети осознанно выполняют задание, стремятся к профессионализму, критично подходят к себе и педагогу, которому не прощают слабости. Поэтому педагог не должен сомневаться в своих силах, знаниях. Четко, энергично вести урок, быть примером для учеников. Я стараюсь показывать движения технично, эмоционально, не подавать плохого примера словами, поступками.

Вообще-то, ученики этой возрастной группы знают и выполняют все движения у станка (классический и народный экзерсис) и на середине. Но я не всегда использую на занятиях полный набор движений у станка. Это зависит от темы урока. Остаются для изучения, повторения все движения из предыдущей возрастной группы, только усложняются комбинации, темы движений, координация. Дети в этом возрасте сами могут контролировать нагрузку (под наблюдением педагога), они ощущают грань, за которой может быть опасно для здоровья. Продолжаются занятия партерной гимнастикой, где я даю много силовых упражнений на укрепление мышц спины, рук, ног, пресса, гибкость, выворотность, растяжку.

На занятие отводится 2 часа 15 минут по 2-3 раза в неделю, В тематике танцев нет ограничений, появляется любовная тематика, философская. Жанры самые разнообразные: хоровод, пляска, (массовая, сольная, парная), перепляс, кадриль. Танцы, построены на бальной (Веселая полька), современной, и на народной лексике (Черная шаль, времена года).

Для музыкального сопровождения используются лучшие образцы классической и народной музыки: Шостакович, Бизе, Лист, Моцарт, Штраус, Рубинштейн, Чайковский.

В этом возрасте приобретает большое значение индивидуальная работа с наиболее одаренными детьми. Присматриваться к детям я начинаю с 9-10 лет, хотя это надо делать раньше, но у меня не было детей более младшего возраста.

Из всего выше сказанного в работе я делаю такие выводы:

1.Организм ребенка формируется на протяжении всего времени, что он занимается в кружке. Главная моя задача не навредить физическому, психическому, эмоциональному здоровью детей. Из года в год меняется физическая нагрузка. Давать детям посильные задачи и предъявлять требования в соответствии с возрастом, учитывая его психологические особенности. Не перегружать, не переутомлять детей, так как ко мне в кружок приходят получить удовольствие от танца. Я должна поддерживать постоянный интерес к занятиям, к себе со стороны участников коллектива. При этом использовать приемы, которые меняются в каждой возрастной группе.

2.С возрастом меняется психика ребенка. Дети разного возраста, характера и реагируют по-разному. Необходим индивидуальный подход: что не приемлемо в общении с одним ребенком, с другим это окажется лучшим выходом из положения. Своими непродуманными действиями и словами не обидеть ребенка, не отпугнуть от занятий. Не портить нервы себе, а главное – ребенку, с него достаточно нервных перегрузок в школе, а к нам он приходит получить эмоциональную, психологическую разрядку. Здесь в кружке он должен чувствовать себя комфортно, легко, должен знать, что его всегда ждут и всегда поймут, т. е. я обязана создать благоприятную, психологическую, эмоциональную обстановку в танцевальном коллективе.

3.От возраста к возрасту происходят изменения в учебной программе: главный акцент смещается от игровых ситуаций в младших группах к более технически сложным движениям в старших группах, изменяется количество часов, отведенных на урок, дети все больше получают сведений по искусству танца.

4.Усложняется репертуар: от детских игровых танцев до танцев на философские темы. Темы танцев предлагать детям в соответствии с их особенностями восприятия мира (образы, игру, аллегории, обобщения).

5.Музыкальное сопровождение в танцевальном коллективе играет немалую роль. У детей музыка должна быть запоминающейся, простой по ритму, интересной (детские песни), чем взрослее дети, тем сложнее музыкальное сопровождение, включающее в себя классическую музыку и лучше образы народной музыки.

6.Связь педагога с родителями не прерывается никогда. Педагог ищет в родителях опору, помощь в работе с ребенком. С родителями младших групп контакт шире и теснее, чем в старших, потому что дети становятся более самостоятельными.

7.Как можно раньше надо выявлять одаренных детей и проводить с ними индивидуальную работу.

Таким образом, возрастные особенности детей влияют на организацию учебной, воспитательной, тренировочной работы в кружке. Правильный их учет ведет к эффективности работы педагога и учеников.

 

 

Задание за 28.05


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: