Риторические приемы ритмообразования

■ Основу ритма составляет членимость речи, сочетание звучания и пауз (малых, средних и больших). В письменной речи это пробелы между словами, знаки препинания, абзац, кавычки, разные шрифты, выделения, размеры букв и т.д.

Всякое звучание, помимо расчленения ради восприятия, понимания или оценки, должно обладать той или иной степенью ясности. Это достигается темпом, громкостью и периодичностью речи. Различают медленный, средний, быстрый темп. Быстрый делает речь менее ясной, медленный утомляет. Излишне громкая речь или очень тихая уменьшает ясность, громкая речь ослабляет внимание, тихая и чрезмерно тихая речь усиливает внимание. Низкий голос воспринимается лучше, чем высокий. Оратор может воздействовать на аудиторию изменением темпа, громкости, периодичностью.

К специальным приемам ритмообразования относятся многосоюзие, бессоюзие, период, градация.

Многосоюзие (полисиндетон) - риторическая фигура, состоящая в присоединении посредством присоединяющихся союзов словосочетаний, предложений или фраз таким образом, что они выступают как параллельные и тем самым рассматриваются на одном смысловом уровне.

Вы любите женщину, вас волнует и терзает и ее присутствие, и ее отсутствие, и ее слова, и ее взгляды, и ее холодность, и ее страстность. (Писарев, Реалисты)

Бессоюзие (асиндетон) – употребление большого ряда или нескольких знаменательных слов без соединительных словесных элементов, при этом подчеркивается значимость каждого присоединенного элемента, одновременно создается смысловой параллелизм. «Речь, не соединенная союзами, имеет следующую особенность: кажется, что в один и тот же промежуток времени сказано многое, потому что соединение посредством союзов объединяет многое в одно целое; отсюда ясно, что при устранении союзов, единое сделается, напротив, многим». (Аристотель)

Пришел, увидел, победил (Цезарь).

Меня всегда поражает, с какой смелостью мы обращаемся к Ней за милостью, за заступлением, за спасением. (Митрополит Антоний Сурожский)

 

Период – это риторическая фигура с особым построением фразы. Это структурно организованное, ритмизированное, достаточно длинное высказывание, состоящее из двух соразмерных частей: восходящей (первой) и нисходящей (второй), каждая из них обычно делится на подчасти. Периодическая речь – это речь, организованная таким образом, чтобы по началу фразы слушатели уже предчувствовали, ожидали, каково будет развитие мысли и ее завершение. Эта форма организации речи служит тому, чтобы адресат видел цель, понимал, куда ведет его говорящий.

Периодическая речь – это речь, организованная таким образом, чтобы в начале фразы говорящий и слушающий уже предчувствовали и ожидали, каково будет ее развитие и завершение. Периодическое предложение состоит из двух частей: восходящей и нисходящей по интонации, разделяет которые кульминация, отмеченная повышением голоса и паузой.

Типы периодов:

- временной: в одной из частей имеем когда…, когда…, когда…, в другой – тогда

- условный: если…, если…, если…, т

- определительный: кто…, кто, кто…, тот

Когда я читаю в журналах либеральные выходки против злоупотреблений и радость о том, что наконец сделано то, чего мы давно надеялись и желали, – я думаю, что все это пишут из Обломовки.

Когда я нахожусь в кружке образованных людей, горячо сочувствующих нуждам человечества и в течение многих лет с неуменьшающимся жаром рассказывающих все те же самые (а иногда и новые) анекдоты о взяточниках, о притеснениях, о беззакониях всякого рода, - я невольно чувствую, что я перенесен в старую Обломовку.

 

Перестань думать о том, как бы сыскать славу, богатства в мире сем, как бы богатый стол набрать, как бы гостей принять и в гости съездить, как бы богатый дом построить и украсить, как бы лучше, чем у прочих, платьем одеться, как бы мудрее и славнее других показаться, как бы на добрых конях и богатых каретах проезжаться, как бы более земли и крестьян достать, как бы угоднейшие сады построить, как бы красивые в них галереи сделать и выгодные пруды выкопать и прочее, – но думать, как бы вечное спасение получить.

 (Святитель Тихон Задонский)

 

Прочитайте примеры периодов.

1. Если молодой исполнитель роли старика вдумается, поймет, усвоит все эти составные элементы большого и трудного действия, если он сознательно, честно, выдержанно, без лишнего напора и подчеркивания начнет продуктивно и целесообразно действовать в тех «предлагаемых обстоятельствах», в которых живет сам старик, если он выполнит все, как указано мною, раздробив по составным частям большое действие, то молодой человек поставит себя в одинаковые условия со старцем, уподобится ему, попадет в его ритм и темп, которые играют громадную роль и имеют первенствующее значение при изображении старика. (К. С. Станиславский).

2. Когда нам говорят о великом преступлении…; когда нам кажется, что оно было направлено против целой семьи…; когда жертва его – слабая девушка…; каждый из нас, возмущенный, становится на сторону обиженных. (Сергеич. Пример начала речи по делу Ла Ронсьера)

3. Несмотря на явную небрежность, с какою написаны многие стихи в этой поэме, несмотря на то, что некоторые места в ней отзываются юношеской незрелостью мысли, - поэма чрезвычайно замечательна в целом и блестит удивительными частностями, исполненными ума и поэзии.

(В. Г. Белинский)

Используя данные периоды, напишите фрагмент речи на одну из предложенных тем.

1. Грамотному письму можно научиться. 2. Можно развить в себе… (какое-нибудь качество). 3. Можно стать хорошим учителем. 4. О современном обществе. 5. О выступлении кого-нибудь, программе, фильме, спектакле…

 

 

Градация – расположение элементов в порядке возрастания («восходящая») или убывания («нисходящая») их значений.

Мне по всему моему пути говорили, требовали, убеждали, умоляли: выскажите в Государственной Думе, скажите Президенту, что накопилось, что накипело в душе простого человека.

 (А. Солженицын. Выступление в Государственной Думе 28 октября 1994 года)

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: