Безударные гласные в корне

Евгения Коннова

evgeniyakonnova@googlemail.com

 

 

Д.Э.Розенталь Справочник по правописанию и литературной правке М.:Рольф, 1996. — 368 с.

Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / Под редакцией В.В.Лопатина. — М.: Эксмо, 2007. — 480 с.

З.А.Потиха Школьный словарь строения слов русского языка М.:Просвещение, 1987. — 319 с.

А.Н.Сараева Как проверить «непроверяемое» слово М.: ООО «Грамотей», 2004. — 280 с.

 

Орфография

Вступление

Лёвка шел по школьному двору и пинал камень. Мама, если бы видела, долго бы ругалась: кроссы новые. Впрочем, она так и так будет ругаться. Лёвка опять схлопотал трояк за диктант. Ещё и с минусом! Какая разница, сколько «р» и сколько «с» в слове терраса? Как будто от того, что Левка удвоил не ту букву, слово изменилось... Всё равно понятно о чём речь! И Лёвка особенно сильно вдарил по камешку.

— Ааай! — Наташка, которая неожиданно вырулила из-за поворота, вскрикнула и зажала ладошкой коленку. Вообще-то с Наташкой Лёвка особенно не дружил: зануда! Она не то что в террасах не ошибается, она даже «привилегированный» пишет правильно! Но сейчас Лёвка почувствовал себя виноватым.

— Прости, я случайно в тебя камнем попал.

— Да ладно, заживёт. Из-за русского злишься? — Наташа сняла с плеч рюкзак и достала из его кармана лейкопластырь. Заклеила царапину и выжидательно посмотрела на одноклассника.

— Да, — словно очнулся от раздумий Лёвка: девчонка не плачет над разбитой коленкой, у нее есть в сумке лейкопластырь, может, она инопланетянка? — из-за русского.

— А тебе никогда не хотелось просто сесть и разобраться с ним? Ты же не тупой, матику без проблем решаешь.

— Ну, ты сравнила! Там логика есть, а где логика в русском?

— Ты действительно думаешь, что ее нет? — удивилась Наташа. Лёвка уверенно помотал головой, — хм... А если я тебе докажу, что она есть, научишь меня в баскетбол играть?

Лёвка припомнил, как Наташа все время мазала мимо кольца на физре и чуть не сказал, что козу научить будет проще. Но прикусил язык: вероятно, и козёл с русским разобрался бы быстрее. Если это реально — избавиться от троек, а значит, и причитаний мамы — надо воспользоваться возможностью!

— По рукам!

— Ладно. Приходи завтра с утра, в десять, к дубу у пустыря.

— Зачем?!

— Увидишь!

Лёвка чувствовал себя ужасно глупо, стоя под дубом без пяти минут десять в субботу. Обычно в выходные раньше одиннадцати он не вставал, потому что допоздна резался на компе в видеоигры. Даже папа спросил, куда это сын подскочил.

— Заниматься русским. Наташа обещала помочь, — объяснил Лёвка. Мама поперхнулась, а потом улыбнулась так широко, что он понял: сейчас будет речь «ты взялся за ум, какая радость!» Чтобы ее не слушать, Лёвка быстро засунул недожёваный бутерброд в карман и бросился завязывать кеды, — я опаздываю!

Без одной десять (Лёвка нервничал и постоянно смотрел на часы на сотовом) Наташа показалась на дороге к пустырю. Как и Лёвка, в футболке, джинсах и кедах.

— У тебя и приличные шмотки есть? — вырвалось у Лёвки, — а почему ты в них в школу не ходишь?

Наташа поморщилась, но не ответила. Посмотрела на дуб и скомандовала:

— Лезь!

— Куда? — не понял Лёвка.

— Вверх, — и, заметив, что одноклассник не торопится, Наташа первая подпрыгнула, ловко ухватилась за ближайшую ветку и полезла на дуб.

— Что за ерунда? — пробормотал Лёвка, но полез за ней. Выше, выше, выше. Они были уже метрах в трёх от земли, когда Лёвка почувствовал странное головокружение. Руки его ослабели, и он полетел вниз. Лёвка зажмурился, ожидая удара. Но боли не было. Он открыл глаза и понял, что сидит на траве, рядом Наташа, но справа не пустырь, а...

— С дуба рухнуть! Что это? Где мы?

 

Орфограммы

— Мы в стране Русского Языка.

— Ты сейчас так неудачно пошутила? Может, у меня галлюцинации от удара головой? — Лёвка пощупал затылок, потрогал лоб: ни шишек, ни раны — странно! — Где пустырь?!

— Я абсолютно серьезно. Здесь всё, как у нас: буквы поодиночке ходят в детский сад. Там учатся общаться друг с другом. Впервые складываются в слоги. Помнишь, мы читали в букварях: ау, уа, — и все такое? Там директор — Фонетика, но мы туда не пойдем, читать ты, к моему счастью, умеешь.

Наташа показала на здание впереди — голубое, яркое, с белыми оконными рамами.

— Мы пойдем для начала туда. Это школа. Там буквы учатся складываться в морфемы.

— Во что?

— Сейчас покажу. Ты узнаешь: есть в русском языке логика!

И Наташа схватила за руку удивленного Лёвку — чем ошарашила его ещё больше — и потащила к школе.

Внутри здания было светло и просторно. Солнечный свет заливал большой холл. Из холла можно было пройти вглубь школы по четырем коридорам. У каждого коридора вход был разной формы: дуга, треугольник, квадрат и хоккейная клюшка. Наташа уверенно потянула Лёвку в арку с дугой.

— Начнём с корней, — объяснила она.

Лёвка только головой крутил, глядя по сторонам. Когда отошёл от шока, сообразил:

— О! Арки! Дуга — это корень слова, хоккейная клюшка — приставка, вершина треугольника — суффикс, квадрат — окончание!

— Неужели ты иногда на русском слушал не только музыку в наушниках, но и Брус... Брониславу Николаевну?

— Нам не разрешают сотовые на уроках, какие наушники?!

— Воображаемые!

— Ну, может, ты и права, постоянно Бруснику слушать нереально. Она же сама засыпает над всеми... Ммм... Труба? Контрабас? Арфа... Точно! Арфа-гаммами!

— Ты в музыкальную школу ходишь что ли? — удивилась ассоциациям Лёвки Наташа.

— В следующем году заканчиваю, — Лёвка слегка покраснел.

— Круто! А у меня на ушах медведи станцевали. Когда я пою, папа заходит в комнату и говорит: «Доча, ты очень красивая, но помолчи, пожалуйста!» Ой! — Наташа смутилась, когда поняла, что сказала это вслух. Лёвка улыбнулся. — Так, не отвлекайся! Мы говорили об орфограммах. Термин «орфограмма» переводится с латинского «правильная буква». Проще говоря, речь о тех местах в слове, где ты не уверен, что написать.

— Я постоянно неуверен! Во всех буквах!

— На самом деле, нет. Если мы говорим о корнях, всего в... — Наташа задумалась, начала загибать пальцы, — всего в четырех случаях с гласными! И в двух с согласными! Ерунда, и говорить не о чем!

— Хм, если не о чем, что мы здесь делаем? — усмехнулся Лёвка.

— Мда, незадача. Видишь, как важно точно выражать мысль? Стоило мне сказать, не подумав, и ты поймал меня на слове.

— Ладно, давай свои четыре случая с гласными.

— Сюда, пожалуйста, — Наташа повернула по коридору налево.

 

Безударные гласные в корне

За поворотом Лёвка увидел четыре класса.

— Начнем с основ, — сказала Наташа и толкнула ближайшую дверь. На ней висел рисунок: наклонная линия над дугой.

— Ох! — вырвалось у Лёвки. Пока они с Наташей ходили по зданию, казалось, что это обычный дом в их городе. Так что в кабинете Лёва подсознательно ожидал увидеть обычных детей. Но их не было. И не было привычных парт. Вместо них, как на стадионе, полукругом поднимались длинные ряды сидений. Каждое место — размером с Лёвкину кружку для чая. А сидели на них буквы, чем-то похожие на теннисные мячики.

Перед рядами букв стоял...

— Кто это? — шёпотом спросил Лёвка у Наташи, разглядывая длинную палку: с ручками, ножками, в деловом костюме, даже при галстуке.

— Молодые люди, очень приятно вас видеть, — неизвестный заговорил, Лёвка вздрогнул и больно прикусил язык, — меня зовут Ударение, и я наставник букв.

— Наташа и Лев. Простите невежливость моего спутника, — Наташа толкнула Лёвку локтем в бок, — он прежде не бывал в стране Русского языка, ничего о ней не знает, вот и растерялся.

— Ничего-ничего, — успокоило Наташу Ударение, — он не первый и, полагаю, не последний. Присаживайтесь вон там, — в углу комнаты стояли кресла-мешки в форме груш. Лёвка так же молча плюхнулся на одно из них. Наташа аккуратно села рядом.

— Итак, — Ударение повернулось к буквам, — начинаем! Пройдемся по упражнению, — наставник взял со стола учебник и раскрыл где-то на середине, — «гроза»!

— Круууто! — вырвалось у Лёвки, когда буквы спрыгнули со своих стульчиков. От каждого стульчика вниз шёл жёлоб. Буквы, как шары в телевизионной лотерее, резво скатились к доске и выстроились в слово. Только «а» и «о» стояли и пихали друг друга после «р», — слушайте, ну это же элементарно! Даже троечник знает, что «гроза» пишется через «о»!

— Ооооо! — радостно воскликнула буква О, показала букве А язык и встала на место.

— Хорошо, тогда перейдем к следующему слову, — сказало Ударение, — «плясать»!

— Ой, — вздохнула Наташа, когда «и» и «е» попытались встать после «л».

Ударение повернулось к Лёвка:

— Ну, молодой человек? Какую букву поставим? Случай ведь тоже элементарный...

Лёвка покраснел и опустил голову. «И чего я высунулся с этой грозой? Довыпендривался! А теперь... Плисать? Плесать? — проносилось в голове. — Как же правильно?..» Лёвка поднял глаза, посмотрел на Ударение и вдруг вспомнил:

— Нужно подобрать слово с таким же корнем, где на сомнительную гласную будет падать ударение! — закричал он, — гроза пишется через «о», потому что проверочное слово — грОзы!

Ударение довольно улыбнулось:

— Совершенно верно, юноша! И что же будем делать со словом «плясать»?

— Мхм... ПлясовОй — не то, плясУн — тоже... О! ПлЯска! Так там должна быть «я», а не «е» и не «и»!

— Я? — удивилась буква Я и скатилась с третьего ряда так быстро, что врезалась в Л.

— Отлично, отлично! — обрадовался учитель, — и напоследок давайте-ка посмотрим на доску.

Ударение подошло к зелёной доске и написало мелом:

«Разв...вается», «пос...деть», «отв...рить», «посв...тить», «пол...скать», «прим...рять».

— Какие буквы вы предлагаете вставить вместо точек?

И, Е, О, А, Я взволнованно перешёптывались внизу. Лёвка смотрел на слова и чувствовал какой-то подвох.

— Рассуждайте вслух, молодой человек, это зачастую отлично помогает! — предложило Ударение, — составьте предложения с этими словами.

— Эта фирма быстро развивается. Там «и», потому что «развИтие»...

— Прекрасно, прекрасно! — согласилось Ударение и усмехнулось.

— Почему я чувствую какое-то «но»? Прекрасно, но?

— А если «флаг развевается над зданием»?

— Флаг? Но какое развитие может быть у флага? — удивился Лёвка.

— Потому что он «развЕвается» от слова «вЕет», то есть дрожит на ветру, — тихонько вмешалась Наташа.

— Вот это да! — вздохнул Лёвка, — похоже, придется быть повнимательнее.

— Блестяще, Наташа! — порадовалось Ударение, — тогда я заберу своих учеников на перемену, а вы со спутником разберете остальные слова, правда?

Наташа с Лёвкой переглянулись и кивнули.

— Приятно было познакомиться!

— Ещё увидимся!

Буквы следом за Ударением выкатились в коридор, а Наташа предложила:

— Давай я составлю предложения, а ты подберешь проверочные слова и вставишь буквы?

— Это ты отлично придумала! Я не везде могу сообразить, о чем речь.

Тогда Наташа подошла к доске и написала текст:

 

«Я отв...рила ворота и вошла во двор. Первым меня увидел дед. Он ещё сильнее пос...дел с нашей прошлой встречи. «Проходи скорее! Там бабка к твоему приезду все белье стирала-пол...скала, картошку отв...рила, стол накрыла!» Но тут мне в ноги бросилась кошка. Я немного пос...дела, прил...скала ее.

Бабушка сшила мне новое платье. Люблю прим...рять новые платья! Это село отлично и прим...рило меня с тем фактом, что я на два килограмма поправилась!

После обеда дедушка спустился в подпол. Оттуда донёсся крик: «Электричество вырубили, посв...ти мне фонариком!» А я вдруг вспомнила про друга Пашку, который посв...тил мне стихи. Глупые, но все равно было приятно».

 

Пока Лёвка стоит и подбирает проверочные слова, может быть, и ты сможешь разобраться с убежавшими буквами?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: