Чередующиеся гласные в корне, часть II: О-А

— Сколько тут О и А, — присмотрелся к рядам Лёвка.

— Да, это вторая пара гласных, которые честно поделили между собой место в нескольких корнях, — объяснила Наташа.

— Вниз скорее вы скатитесь,

В корни дружно соберитесь, — скомандовала Морфема буквам.

 

ГАР-ГОР

КЛАН-КЛОН

ЗАР-ЗОР

 

КАС-КОС

ЛАГ-ЛОЖ

РАСТ/РАЩ-РОС

 

МАК-МОК

РАВН-РОВН

СКАК-СКАЧ-СКОЧ

 

ПЛАВ-ПЛОВ

 

— А почему они не вместе стоят, а группами? — удивился Лёвка.

— Выбор букв корня А или О зависит от ударения,

Букв после гласной и от значения! — вмешалась Морфема.

— Тут-то мне и придется попотеть, чтобы чего-нибудь понять, да?

— Выясним это мы прямо сейчас.

Буквы, пожалуйста, встаньте для нас:

Где О безударный?

Где А, ему парный?

 

ГОР-ГАР и КЛОН-КЛАН подошли к Морфеме.

 

— Где наоборот?

ЗАР-ЗОР, вперёд!

 

Последняя пара заняла место рядом с учительницей, и Морфема повернулась к Лёвке.

— Сумеешь составить слова с корнями? Или лучше пусть строятся сами?

— Это не должно быть труднее, чем выучить «Бородино», а я его-таки сдал. С третьего раза, конечно, но сдал ведь... Гар, гор... ЗАГАР? СГОРЕТЬ? — неуверенно пробормотал Лёвка.

Морфема ободряюще кивнула, и волосы-кочерёжки («Ой, это же приставки!» — вдруг сообразил Лёвка) весело запрыгали по плечам. С парт скатились недостающие буквы и прилепились к корням.

— Клан, — задумался Лёвка, — не мафиозный клан же имеется в виду, что от него образовать-то? Заклание? Ооох, какое слово я вспомнил! Не подозревал, что его знаю.

— Нет, это ты куда-то в дебри ушёл, — вмешалась Наташа, — всё проще: ПОКЛОНИТЬСЯ, КЛАНЯТЬСЯ. Давай следующую.

Для каждого слова с подходящим корнем буквы скатывались с парт и становились рядами.

— ЗАРЯ, ЗОРЬКА — это оно?

Наташа захлопала в ладоши, а Морфема радостно продекламировала:

 

— Если не падает ударение,

ГОР и КЛОН пиши без сомнения,

Легко запомнить слово «ЗАРЯ»,

Чтобы писать без ударения А!

 

— Уф, кажется, я понял! Но этого явно недостаточно: у нас ещё две группы. Что с ними?

 

— Ты помнишь про корни на Е и И?

Ты так же на буквы следом смотри

В корнях

КАС-КОС

ЛАГ-ЛОЖ

РАСТ/РАЩ-РОС

Выбор гласной весьма даже прост.

Если за корнем идёт суффикс А,

Мы корень КАС выбираем всегда.

Вторая же пара корней, ЛОЖ и ЛАГ

Уже нам ответ о себе дала:

ПОЛОЖИ, ПОЛОЖЕНИЕ, ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ, ПОЛАГАТЬ, —

О перед Ж, А перед Г — иначе не написать.

Так же и с РАСТ/РАЩ-РОС:

РАСТИ, ВЫРАЩИВАЙ, НЕ ДОРОС:

Перед СТ и перед Ща

Мы выбираем с тобой букву А,

Что перед С оставлять не вопрос:

О пишем в корне мы РОС.

 

Буквы снова складывались в слова: ПРИКОСНОВЕНИЕ КАСАТЕЛЬНАЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ СЛАГАЕМОЕ РАСТЕНИЕ ВЫРОСШИЙ

 

— Неужели все так элементарно?! — не поверил Лёвка.

Морфема улыбнулась и посмотрела на Наташу:

— Слова-исключения есть,

Сумеешь их перечесть?

— Ну, они все на последнюю пару корней, — отозвалась Наташа, — РОСТОК, РОСТОВ, РОСТОВЩИК, РОСТИСЛАВ, ОТРАСЛЬ и производные от них, например, прилагательные отраслевой и ростовщический.

— Ладно, понял, — вздохнул Лёвка, — боюсь, что не запомнил всё, но понял точно.

— Чтобы запомнить, нужно потренироваться, мы с тобой обязательно отработаем на примерах это правило! Когда разберёмся с последними корнями...

Лёвка проследил за Наташиным взглядом:

МАК-МОК

СКАК-СКАЧ-СКОЧ

РАВН-РОВН

ПЛАВ-ПЛОВ

 

Морфема взяла в руки тряпку, которой протирали доску, и подошла к ведру с водой. Опустила тряпку в воду:

— Если что-то в жидкость мы погружаем,

Корень МАК уверенно выбираем:

МАКАТЬ, МАКНУТЬ, ОБМАКНУТЬ

Не смогут тебя обмануть.

 

Морфема вытащила тряпку, выжала ее и показала ребятам:

 

Если же что-то мокрым становится,

О встать на место сразу готовится:

ПРОМОКЛА, НЕПРОМОКАЕМЫЙ, ПРОМОКАШКА —

Не выйдет у нас промашки!

 

— Наташ, — повернулся к девочке Лёвка, — а мокрицы всякие?

— Слово «мокрица» тоже от «мокрого» образовано, а всё, что образовано от «мокрого»: мокроватый, мокрота, мокрица, — пишется так же, как мокрый, через О, — прошептала Наташа.

 

Морфема снова заговорила:

— Корни СКАК-СКАЧ-СКОЧ

Разберёшь? Или помочь?

 

— Я справлюсь! — уверила Наташа. — Тут сразу два правила: перед К, то есть в корне СКАК, всегда А. Например, СКАКАЛКА. Мы, естественно, имеем в виду корень безударный, потому что О может появиться тоже, но это не орфограмма: ПОДСКОК, ударение падает на О, ты даже не задумываешься, просто пишешь.

Теперь о СКАЧ-СКОЧ. Вот тут выбор больше зависит от значения. Если слова образованы от глагола «СКАКАТЬ»: СКАЧУ, СКАЧОК, СКАЧКИ, — то пишем СКАЧ.

СКОЧ вступает в игру, если мы говорим о быстром движении, когда хотим резко подняться или к чему-то приблизиться: ВСКОЧИТЬ, ВЫСКОЧИТЬ, ПОДСКОЧИТЬ. И ещё — ВЫСКОЧКА.

 

— Знаешь, я раньше иногда думал, что ты выскочка, — признался Лёвка. — Всё время руку на уроках тянешь, на любую тему готова высказаться. Но, если я часами отрабатываю музыкальный этюд, я тоже хочу, чтобы кто-то его выслушал и со мной обсудил...

 

— На очереди РОВН и РАВН,

Что о них известно нам? — усмехнулась Морфема.

— Что они совершенно необоснованно стоят в теме чередующихся корней! — вдруг выдала Наташа, — меня всегда это возмущало! Они проверяются двумя разными по смыслу словами: равный и ровный! Это то же самое, как уже пройденные нами веять и развиваться! СРАВНЯТЬ — сделать равным, ВЫРОВНЯТЬ — сделать ровным! Да, есть исключения: РАВНИНА, РОВЕСНИК, ПОРОВНУ, НЕ РОВЁН ЧАС.

— Серьёзно? Ударение на Ё?! Всегда говорил не рОвен час.

— Неправильно говорил, — отрезала Наташа, — в общем, я придерживаюсь мнения, что это не чередующиеся, а обычные безударные гласные в корне! — Лёвка взглянул на одноклассницу: не поправит ли она жестом ботаника очки на носу, но очков у Наташи не было.

— Какие вас тревожат мысли — удивительно!

Звучит, должна заметить, убедительно!

 

После реплики Морфемы Лёвка вдруг посмотрел на Наташу новыми глазами. Кто ещё из его знакомых настолько чем-то увлекался, чтобы так переживать? И настолько понимал предмет своего увлечения, чтобы иметь собственную точку зрения?

— Круто! — сказал Лёвка и, как на баскетболе после забитого мяча, хлопнул Наташу по плечу. Наташа покраснела.

 

— Что с корнями ПЛАВ и ПЛОВ?

Кто ответить мне готов?

 

Наташа повернулась к Лёвке:

— Запомни, что ПЛОВЕЦ и ПЛОВЧИХА пишутся через О, остальные слова с А: ПОПЛАВОК, ПЛАВУЧИЙ, СПЛАВЛЯТЬСЯ.

— Так просто?

— Угу!

— Супер! Всё, корни закончились? — Лёвка осмотрел класс. Парты теперь были пусты, а внизу толпились буквы. Целое поле слов, каждое из которых представляло определенную трудность в написании. Но Лёвка теперь чувствовал себя гораздо увереннее, чем обычно на уроках русского. Потихоньку он начал улавливать некоторые закономерности. — Дайте-ка мне, пожалуйста, какое-нибудь упражнение на проверку.

— Без проблем, дорогой ты наш!

Ученики мои, ералаш!

 

Слова вдруг хаотично задвигались, рассыпались на морфемы, и скоро Лёвка с Наташей оказались на подоконнике над живым ковром из приставок, корней, суффиксов, окончаний...

 

— Слова составьте и запишите,

Будьте внимательны, не спешите!

 

 

Вы Бер А (6 раз) А (4 раза)
Вы Бир Е (2 раза) Ая
Вы Блист Ем Е (2 раза)
Вы Гар Ени (2 раза) Ое
За Гор Ец У
За Зар И (2 раза) Ый
Не Зорь Ива Ют
Об Кас Ин Я
От Клан К  
По Клон Лк  
По Кос Ну  
По Лаг Ок (2 раза)  
Под Лож Ся (3 раза)  
При Мак Тельн (2 раза)  
При Мок Ть (10 раз)  
Про Плав Я (2 раза)  
  Плов    
  Равн    
  Раст    
  Ращ    
  Ровн    
  Скак    
  Скач    
  Скоч    
  Тер    
  Чет    

 

Рассыпалось 26 слов. Сколько сможете составить вы, использовав максимум морфем из таблицы? Учитывайте, пожалуйста, что «ТЬ», стоящий в конце начальной формы глаголов, мы рассматриваем как суффикс, а не как окончание (в разных учебниках авторы придерживаются разных точек зрения).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: