Гласные в корне после шипящих и Ц

— Тревога! Тревога! Тревога! — раздался вдруг искажённый колонками голос. В школе завыла сирена, и Морфема закричала:

— Скорее в укрытие, скорее в подвал!

Страшный портал кто-то организовал!

 

Буквы дружно выстроились рядами по четверо и быстро покинули класс. Морфема помахала Наташе и Лёвке, чтобы они шли следом. Ребята вышли в коридор:

— Как трубу прорвало, — пробормотал Лёвка. Стремительный поток маленьких букв мчался вниз по лестнице, огибая две пары кед: красные Наташины и синие Лёвкины. — Что происходит?

Наташа пожала плечами. Она тоже не знала. Вдруг за окнами школы потемнело.

— Пойдём-ка на улицу! — Лёвка не собирался отсиживаться в тесном, скучном подвале, когда удивительное и интересное явно творится снаружи.

Наташа инстинктивно шагнула назад. Задумалась. И вдруг протянула Лёвке руку:

— Бежим!

Они бросились в дальний конец коридора, к пустой лестнице, которая вела не в подвал, а сразу на улицу. Выбежали из дверей, по инерции спрыгнули со ступенек крыльца на землю. Наверху громыхнуло. Потом раздался непонятный ШОРОХ. Ребята подняли глаза и замерли.

— ЧЁРТ-ПИЖОН из ТРУЩОБ! — раздалось у Наташи и Лёвки под ногами.

На небе появилась небольшая щель, которая на глазах разрасталась, словно ткань мироздания разрезали ножницами. И сейчас в проем откуда-то из темноты неизвестности вплывал ЧЁРНЫЙ ЧЁЛН. Вокруг лодки летали с жужжанием ЖЕЛТЫЕ ПЧЕЛЫ и крикливые ПРОЖОРЛИВЫЕ чайки. В ЧЁЛНЕ стоял, надув ЩЁКИ, гордый ЧЁРТ.

— Что происходит? — снова спросил Лёвка, обращаясь теперь уже к заглавным буквам под ногами, одетым в огнеупорные шлемы.

— Был достигнут критический уровень ошибок на гласные в корне после шипящих и Ц, — буквам пришлось кричать: уровень шума нарастал, — из ТРУЩОБ да ЧАЩОБ параллельного мира, мира неправильно написанных слов, к нам часто пытается проскочить всякая нечисть. Когда какое-то правило нарушают слишком часто, у нас происходят прорывы.

ЧЁРТ тем временем махнул хвостом, в боках ЧЁЛНА открылись бойницы...

— Что это? — заорал Лёвка, резко вскидывая вверх руку и сбивая на лету ладонью ЖЁСТКИЙ круглый предмет размером со среднюю картофелину. Он чуть не попал в Наташу. Девочка вскрикнула.

— Под крышу! — заорал О, командовавший буквами. С неба один за другим начали падать снаряды. Заглавный О повернулся к Лёвке и объяснил: — ты спас подружку от АРТИШОКА. Вон ЩЁТКИ, ТРЕЩОТКИ, ЖЁЛУДИ, ШОМПОЛЫ...

Буквы в шлемах выбегали из-под крыши и собирали снаряды, оттаскивая их в укрытие.

— И что делать? — прошептала напуганная Наташа.

Из-за неприметной двери на торце школы, ШОРКАЯ ногами, показались две буквы. Они тащили за собой ТЯЖЁЛУЮ пушку. Следом показалась ещё одна пара со второй пушкой.

— Писать на упавших предметах их названия и стрелять по ЧЕЛНУ.

БАБАХ!!! — свалилась в трёх шагах от крыльца огромная кованая РЕШЁТКА.

— Её мы тоже в пушку запихать должны? — ошарашенно спросила Наташа.

— Не знаю, — почесала бок буква О.

— Не отвлекаемся, — буркнул Лёвка, схватил снаряды из ближайшей горы, собранной отважными буквами, — Наташ, тут мешок ЖЕЛУДЕЙ!

— Пиши ЖЁЛУДЬ, через Ё, и пли!!!

— А чем? — растерялся Лёвка и осмотрелся. Буква У в красной каске протянула Лёвке фломастер.

Лёвка коряво вывел «ЖЁЛУДЬ», подбежал к пушке и вставил мешок в дуло. Стоявший рядом И выстрелил...

С ЧЁЛНА посыпался ЖЕЛУДЁВЫЙ дождь. Это все ЖЁЛУДИ, которые ещё были в запасах на лодке, потеряли силу. Не долетая до земли, они лопались, как мыльные пузыри.

— Йо-хо-хо, и бочонок рома! — радостно завопил Лёвка, — Наташ, у меня этот плод непонятный!

— АРТИШОК, О после Ш, — сказала Наташа. И пока Лёвка выписывал длинное слово на небольшом овоще, она накарябала «ТРЕЩОТКА» на музыкальном инструменте.

Из ЧЁЛНА друг за другом высыпались и лопались БЕЧЁВКИ, РАСЧЁСКИ, банки КРЫЖОВНИКОВОГО варенья, бутылки КРЮШОНА...

Лёвка раздумывал, как же писать ШОМПОЛ, когда лицо его накрыла тень.

— Смотрите, — завопил он, — лодка прямо над школой, они на нас сейчас десяток РЕШЁТОК сбросят, крыша не выдержит!

— Аааааа! — паниковала буква А.

— Иииии! — от страха И забилась под крыльцо.

— РЕШЁТКУ нам в дуло не впихнуть, — О сохранял спокойствие, но ощутимо побледнел.

Наташа похлопала себя по карманам, нащупала в одном из них новый ластик, который вчера купила, и ручку. Нарисовала на одной стороне стирательной резинки #, а на другой мелко-мелко начала писать: РЕШ

— Ой-ой-ой! — ЧЁРТ расставил большие РЕШЁТКИ по бокам лодки и готовился скидывать их одну за другой.

Наташа дописала. Первая РЕШЁТКА скользнула вниз. Вторая.

Буквы сбились в кучу, зажмурились и дрожали, как напуганные ЦЫПЛЯТА.

Бум! — снаряд попал в цель. В нескольких миллиметрах от крыши РЕШЁТКИ растаяли.

— УРА!!!

— Как бы не так! — разозленный ЧЁРТ готовился идти на таран.

— Есть бумага? — спросил Лёвка.

Буквы притащили откуда-то клочок бумаги. Лёвка быстрыми движениями схематично набросал ЧЁРТА на ЧЁЛНЕ. Наташа написала нужные слова, и пушка выстрелила.

— Растаял! Он растаял! — закричали радостно буквы.

— А почему дыра осталась? — удивилась Наташа, глядя вверх.

— Нужно зашить, — объяснил О. Он нашёл буквы Ш и В, вместе они вытащили из подвала доску, поставили её на камень, встали на один конец:

— Прыгнешь? — О посмотрел на Лёвку. Мальчик подошёл, прыгнул на свободный конец доски, и взявшиеся за руки Ш, О, В взлетели и прилипли к краю разлома. Ткань неба постепенно затягивалась, пока не закрылась окончательно. Буквы посыпались вниз. Лёвка ловко их поймал, как ловил баскетбольный мяч на матче.

— Уууууууфффф, — Наташа обессиленно опустилась на землю.

— Куча-мала! — закричали буквы и наскочили на Наташу.

— Хи-хи-хи, щекотно! — смеялась девочка.

Из из подвала школы выбегали новые и новые буквы, и скоро Лёвку сбили с ног.

— Куча-мала! — хохотал Лёвка. Он закинул руки за голову и смотрел вверх. Небо было чистое и ясное.

 

— На сегодня хватит, — решительно произнесла Наташа.

— Ууу, — расстроенно загудели У.

— Мы завтра ещё придем! — пообещал Лёвка.

— Понравилось?

— Угу! Только я так и не понял, — Лёвка за Наташей двинулся в сторону дуба — границы между мирами, — почему в АРТИШОКЕ после Ш — О, а в ПЧЁЛАХ после Ч — Ё?

— Под ударением после шипящих и Ц часто слышится О, а пишется то О, то Ё. Написание зависит от того, можно ли подобрать однокоренное слово, где О не слышится. Мы пишем Ё в словах ЖЁЛТЫЙ, ЧЁРНЫЙ, ЧЁРТ, ЩЁТКА, потому что есть слова желтеть, чернеть, черти, щетина. Мы пишем О в словах ПИЖОН, МАЖОР, ТРЕЩОТКА, поскольку слов на проверку подобрать не можем. После Ц всегда пишем О: ЦОКОЛЬ, ЦОКАТЬ.

— О, это я понял! А что мы ещё с Ц в школе проходили? Про что мы там заучивали ЦЫГАН НА ЦЫПОЧКАХ ЦЫКНУЛ ЦЫПЛЕНКУ ЦЫЦ?

— Это исключения. Только в данных словах и однокоренных им пишется Ы после Ц. В остальных — И: ЦИРК, ЦИМБАЛЫ, ЦИРКУЛЬ, ЦИКЛ.

— Ладно, это в меня ещё вмещается, кажется.

— Чудно, — улыбнулась Наташа, — лезь!

И Лёвка послушно полез на дуб.

 

— Ну как? Хорошо позанимались с Наташей? — спросила Лёвку мама, подкладывая ему на тарелку вторую котлету.

— Ты даже не представляешь! — улыбнулся Лёвка.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: