Специфические функции методического руководства

Специфические функции образуют своеобразную структуру, в которой все они находятся в определенных соотношениях друг с другом, предполагают строгую последовательность в своей реализации.

Познавательная функция методического руководства позволяет накапливать знания о методике культурно-просветительной работы, как применяемой специалистами на практике, так и апробированной учеными, исследователями в лабораторных условиях. Фиксация таких сведений не является самоцелью. Оценка состояния практики, отбор всех достижений - главные задачи познавательной функции.

Одна из особенностей познавательной функции определяется направленностью на многообразные процессы воздействия на человека. Другой особенностью познавательной функции выступает ее эмпирический характер, при котором выявленные для распространения моменты труда специалистов апробированы практикой.

Опыт воспитательной работы в сфере свободного времени, рекомендуемый для распространения среди специалистов, разработанные и изложенные в методических документах правила по его внедрению требуют специальных действий, «перевода» рекомендаций в сознание и поведение специалистов культурно-просветительной работы. Различного рода «рецепты» только тогда смогут влиять на повышение уровня качества культурно-просветительной работы, когда развиты соответствующие системы коммуникации, вносящие в сознание специалистов эти рекомендации. Именно с их помощью можно воздействовать на методику культурно-просветительной работы - предмет признания и регуляции. Все процессы, связанные с воздействием на специалистов, следует отнести к функции внедрения. Она выполняет роль посредника между субъектом и объектом методического руководства, между методистом и работником учреждения, организующего досуг, между наукой и практикой. Она направлена на передачу знаний о новшествах, навыков их применения. Процесс внедрения передового опыта не всегда идет просто. Успех обеспечивается там, где присутствует новаторское отношение к работе, менее устойчивы консервативные представления, устаревшие стереотипы мышления. Рекомендуемый опыт следует соизмерять о возможностями практиков, их профессиональной подготовленностью, уровнем практического опыта, а также е условиями работы каждого учреждения культуры.

Осуществляется эта функция в двух направлениях: с помощью разного рода методических документов, т.е. опосредованного воздействия на специалистов, и в процессе непосредственных контактов со специалистами с использованием методов разъяснения, показа, наблюдения, оценки, исправления, корректировки, поправки и т.п., характеризующих педагогический характер методической работы.

Функция внедрения включает в себя две подфункции: информационно-методического обслуживания и стимулирования.

Информационно-методическое обслуживание осуществляют на двух этапах. На первом выступают специалисты культурно-просветительных учреждений. Их профессиональные запросы и квалификационный уровень определяют отбор содержания и форм передачи новых знаний в области культурно-просветительной работы. Важнейшим моментом развития функции на этом этапе является установление непосредственных отношений методических органов, методистов с культурно-просветительными работниками. Узнавание и учет профессиональных запросов специалистов служат сближению субъекта и объекта методического руководства,

На втором этапе задачи информационно-методического обслуживания состоят в переходе от удовлетворения запросов специалистов к удовлетворению потребностей культурно-просветительных учреждений, т.е. от обслуживания субъективных потребностей к обеспечению проблем. На этом этане объектом методического обслуживания выступают объективно существующие, актуальные проблемы, которые приходится решать культурно-просветительным учреждениям. Например, такими проблемами в настоящее время являются осуществление интеграции деятельности учреждений, входящих в состав культурно-спортивных комплексов, или поиски методик антиалкогольного воспитания в сфере свободного времени и т.д.

Информационно-методическое обеспечение - это активная форма избирательного взаимодействия органов методического руководства с соответствующими обслуживаемыми категориями работников и организаций. Одной из проблем реализации этой функции является выявление субъективных и объективных специальных потребностей, удовлетворяемых сферой методического руководства культурно-просветительной работой. Чаще всего о такого рода потребностях судят пока еще интуитивно, спонтанно. В определенной степени этим обстоятельством можно объяснять существующую неудовлетворенность методическим обслуживанием и обеспечением.

Дальнейшее развитие функции информационно-методического обслуживания и обеспечения целесообразно вести в направлении разработки методик изучения профессиональных потребностей культурно-просветительных работников и учреждений и применения активных видов обслуживания, создания достаточных по объему и полноте отражения проблем и разнообразных видов, форм информационно-методического обслуживания.

Совершенствование функции информационно-методического обслуживания и обеспечения чрезвычайно важно, так как ее реализация выступает фактором дальнейшего развития характера потребностей культурно-просветительных учреждений. Методические органы ориентированы не только на удовлетворение запросов и потребностей, но и на их развитие, формирование, что приводит к необходимости разработки и внедрения более совершенных методов анализа состояния и проблем развития культурно-просветительной работы, техники экспериментальной работы, расширения номенклатуры информационно-методической продукция за счет введения новых форм обслуживания, в первую очередь путем создания документов обзорного типа о состоянии практики, ее проблемах и перспективах развития в целом в стране, в отдельных регионах, о тенденциях и факторах развития «профессиональной среды». Это могут быть прогностические оценки, аналитические справки, комментарии о результатах научных разработок, хроники передового опыта и рекомендации ученых и т.п. Формирование у специалистов потребностей в такого рода информации требует развития методов аналитической деятельности работников системы методического руководства, предъявляет новые требования к профессиональным качествам методистов. В связи с этим структура методических служб должна быть особой, в частности на высших уровнях методического руководства. Здесь следует в большей степени привлекать ученых, специалистов-экспертов, референтов. Именно они наряду с методистами должны составлять ядро центров анализа состояния и прогнозов развития методики культурно-просветительной работы и нести ответственность за своевременность информации о важных событиях в этой области, за их последовательное, объективное и надежное истолкование.

Обслуживание специалистов культурно-просветительных учреждений создает реальную возможность влиять и воздействовать на всю профессиональную среду в сфере культурно-просветительной работы. Расширение круга объектов методического обслуживания и обеспечения в связи с созданием культурно-спортивных комплексов, включение в него не только клубных учреждений и учреждений культуры, но и спортивных, необходимость дальнейшего развития видов методического труда - все эти факторы отражают направления дальнейшего развития функции методического обслуживания и обеспечения.

Функция - стимулирование. Методическое руководство должно включать в себя решение задачи, направленной па выработку у специалистов культурно-просветительных учреждений готовности творческого применения рекомендаций. Сегодня еще имеет место односторонность в процессах методического руководства, при которой методические учреждения разрабатывают рекомендации, а специалисты внедряют передовой опыт по своему желанию. Показатель применения, внедрения нового, прогрессивного в труд каждого специалиста отсутствует в практике управления культурно-просветительными учреждениями. Важно создавать такие отношения между методическими органами и специалистами культурно-просветительных учреждений, при которых последние были бы уже не только обязаны, но и заинтересованы во внедрении нового. Это необходимо для достижения эффективности культурно-просветительной работы, постоянного ее совершенствования, для формирования средств и мотивов влияния на знания и навыки специалистов.

Если функция методического обслуживания и обеспечения позволяет методическому руководству выступать в роли ресурса, то функция стимулирования - движущая сила развития методики культурно-просветительной работы. Пока что функция стимулирования носит скорее мировоззренческий, концептуальный характер. Однако и сейчас ясно, что изучение и использование психологических особенностей взаимоотношений объекта и субъекта в системе методического руководства представляет собой хорошие предпосылки для разработки средств активного воздействия на все процессы восприятия новых знаний о достижениях и их использования в совершенствовании воспитательной работы в сфере свободного времени на местах.

Таким образом, очевидно, что, с одной стороны, обеспечивая культурно-просветительных работников знаниями о новом опыте и организуя процессы его внедрения, методические органы тем самым осуществляют методическое обслуживание специалистов. Но, с другой стороны, исходя из актуальности определенных проблем науки и практики методические учреждения расширяют профессиональные представления культурно-просветительных работников, мотивируют будущие их творческие решения в области организации досуга населения, формируют представления о конкретном положении дел, стимулируют творческий поиск, ставят назревшие в области методики культурно-просветительной работы вопросы, указывают на наличие благоприятных возможностей для их разрешения. Создание некоего «мотивационного поля» и «задела» будущих решений в области построения, организации и осуществления воспитательной работы - важнейшая задача функции стимулирования.

Функция внедрения в целом обеспечивает специалистов полной и своевременной информацией о всех достижениях в методике культурно-просветительной работы. Это создает психологически очень важное настроение для успешной творческой работы, помогает определить направления собственного поиска.

Все вышеперечисленные специфические функции методического руководства, реализуясь в едином процессе, решают задачу упорядочения взаимоотношений методического руководства и практики культурно-просветительной работы. Речь идет о направлении, корректировке работы специалистов, совершенствовании ее за счет постоянного внедрения в отрасль всего прогрессивного, нового, передового, что обеспечивает эффективное развитие культурно-просветительной работы. Таким образом, вышеназванные функции осуществляют регулирование практикой КПР. Без постоянных регулирующих действий, обеспечивающих совершенствование труда специалистов культурно-просветительной работы, трудно развить ее методику на уровне практики. Как уже отмечалось, в общей системе управления культурно-просветительной работой методическое руководство выступает в роли одной из ее подсистем, участвующих, наряду с другими подсистемами, в выработке и реализации культурно-просветительной политики, которая представляет собой генеральное направление, систему мероприятий высшего руководства, ориентированных на решение главных задач организации досуга в целях гармонического развития личности.

В области методического руководства выделяется несколько типов регулирования:

а) выравнивание отклонений практического состояния методики культурно-просветительной работы от требуемого (в соответствии с этим система методического руководств воздействует на культурно-просветительных работников таким образом, чтобы их воспитательная деятельность находилась в нужном состоянии);

б) устранение из методики культурно-просветительной работы, из труда специалистов всех факторов, неспособных достигать целей воспитания;

в) создание творческого багажа за счет постоянного движения вперед, развивающего методику.

Анализ специфических функций показывает, что система методического руководства является действующей, целесообразной, эффективной только в том случае, если она обладает научно обоснованным знанием того, что именно из достижений отрасли следует распространять среди специалистов, вырабатывая конкретные советы, рекомендации относительно того, как строить воспитательный процесс п как специалисты могут использовать эту информацию.

В этой связи встает вопрос о критериях, с помощью которых можно оценить состояние методического руководства. К ним относятся:

а) степень активности и инициативы органов методического руководства в отношениях с потребителем методической продукции;

6} масштабы задач и проблем культурно-просветительной работы, обеспечиваемых работой методических органов;

в) уровень обратной связи в системе методического руководства;

г) степень развитости профессиональных потребностей специалистов в получении советов и способности их использовать;

д) мера соответствия методической продукции субъективным и объективным потребностям в ней;

е) степень аналитичности и доступности для каждого культурно-просветительного работника методической продукции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: