Направления методической деятельности

Оценка состояния методического руководства с помощью перечисленных выше критериев осуществляется опосредованно, через анализ конкретных направлений методической деятельности. Каждая специфическая функция претворяется в жизнь посредством основных направлений методической работы. Эти направления выражают содержание труда, направленного на разработку рекомендаций, «рецептов», объясняющих пути и способы их внедрения, на организацию и осуществление внедрения с целью дальнейшего совершенствования методов деятельности специалистов культурно-просветительных учреждений.

Итак, к основным направлениям методической работы можно отнести группы видов предметно-практической деятельности, реализующих конкретные функции методического руководства.

В частности, познавательная функция методического руководства реализуется через такие направления методической работы, как:

а) сбор, обработка и первичный анализ информации о состоянии культурно-просветительной работы;

б) изучение потребностей специалистов в методическом обслуживании;

в) оценка и отбор передового опыта культурно-просветительном работы, а также вычленение устаревшего и требующего изъятия опыта.

Конструктивная функция реализуется также через конкретные направления методической работы, а именно:

а) разработку рекомендаций по совершенствованию метод1; кп культурно-просветительной работы;

б) моделирование методик культурно-просветительной работы.

Функция внедрения в свою очередь также обусловливает наличие соответствующих ей направлений методической деятельности:

а) внедрение нового, прогрессивного опыта культурно-просветительной работы в массовую практику;

б) информационно-методическое обеспечение внедрения нововведений в практику;

в) организационно-педагогическое сопровождение процессов внедрения новшеств в практику культурно-просветительных учреждений.

Как видно из простого перечисления основных направлений методической деятельности, все они в своей совокупности могут рассматриваться и как направления осуществления регулирующего влияния методического руководства на методику культпросветработы на уровне ее практики.

Функции методического руководства библиотекой

Методическое руководство - это целенаправленный непрерывный и динамичный процесс воздействия методического центра на все звенья подведомственной библиотечной сети. Оно основано на аналитической, обобщающей и организаторской работе по совершенствованию всех направлений деятельности библиотечной системы и каждой отдельной библиотеки.

Оказание централизованной методической помощи способствует унификации библиотечной технологии, стандартизации технических операций, что, в свою очередь, сказывается на качестве библиотечно-библиографического и информационного обслуживания читателей.

Функции методического руководства многоаспектны. Сегодня к их числу относят информирующую (сообщение сведений о достижениях библиотечной теории и передовой практики, об особенностях и путях внедрения опыта лучших библиотекарей); образовательную (передача профессиональный знаний, обучение эффективным методам и приемам работы); воспитательную (формирование мировоззрения, научного подхода, активного отношения к труду, творческого отношения к профессиональным обязанностям); консультирующую (проверка работы библиотек, оценка их деятельности, предупреждение и устранение недостатков и ошибок); исследовательскую (целенаправленное использование результатов исследований путем проверки их выводов на практике и последующей разработки научно-обоснованных рекомендаций, учитывающих особенности и условия деятельности конкретных библиотек; применение исследовательских методов для изучения практики; участие в проведении исследований в библиотеках подведомственной сети). В теории методического руководства выделяется и организационная функция, однако исследователи не дают определения ее специфических черт.

Необходимо подчеркнуть, что вычленение отдельных функций в целостной и единой научно-методической деятельности обусловлено задачами структурного анализа; в реальной практике методистов и методических центров все они тесно связаны и переплетены.

В связи со столь сложным многофункциональным характером деятельности особое значение имеет установление соотношения средств, форм и методов в процессе методического руководства. В настоящее время все элементы, входящие в систему методического воздействия (пособия, формы повышения квалификации, научно-исследовательской работы и контроля) определяются как ее средства, служащие достижению поставленных целей; формы - как способы объединения людей с целью включения их в различные виды деятельности, а методы - как способы управления деятельностью объектов воздействия.

Реализация указанных функций, средств, форм и методов воздействия во взаимосвязи - задача каждого методического центра в целом и его научно-методического отдела в частности.

В настоящее время организационная структура наиболее крупных методических отделов строится либо по функциональному признаку (то есть методисты специализируются для оказания помощи по вопросам формирования и сохранности фондов, библиотечного, справочно-библиографического обслуживания, информационной работы и т.д.), либо по региональному признаку (то есть курируют библиотеки определенных регионов, областей, республик). Возможно и иное распределение обязанностей.

Заключение

Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы.

В первой главе были рассмотрены основные аспекты социально-культурной деятельности.

Социокультурная деятельность - это процесс, осуществляемый в образовательной среде, все компоненты которого наполнены человеческими смыслами и служат человеку, свободно проявляющему свою индивидуальность, способность к творческому самовыражению в мире культурных ценностей.

Культурно-досуговая деятельность - это определенный способ выявления общественных отношений, форма функционирования и развития общества, способа жизнедеятельности самого человека, его индивидуального самоутверждения и общения, осмысления своего бытия во временном континууме - прошлом, настоящем и будущем.

Вторая глава курсовой работы была посвящена методическому обеспечению культурно-просветительной работы.

Методическая деятельность - основа педагогической системы культурно-просветительной работы. Проблема методического обеспечения - одна из наиболее сложных в системе социально-культурной деятельности, так как от ее решения зависит качество и эффективность деятельности учреждений культуры. В настоящее время роль методического обеспечения как фактора повышения эффективности социально-культурной деятельности не всегда используется оптимально. Методическая деятельность в учреждениях культуры часто подменяется сугубо административной. В обязанности методистов вменяется инспекторская работа, что приводит к дублированию управленческих служб и снижает эффективность методического обеспечения. Совершенствование деятельности учреждений социально-культурной сферы в современных условиях во многом связано с методическим обеспечением их работы. Без методического обеспечения не может эффективно развиваться ни одна область человеческой деятельности.

В третьей главе курсовой работы были рассмотрены функции и направления методического руководства.

Функции методического руководства - это категории, отражающие свойство, способность и предназначенность данного вида управленческой деятельности к конструктивному воздействию на методику культурно-просветительной работы.

Можно выделить два основных вида функций методического руководства культурно-просветительной работой: общие и специфические. Специфические функции:

Познавательная функция методического руководства позволяет накапливать знания о методике культурно-просветительной работы;

Функции внедрения. Она выполняет роль посредника между субъектом и объектом методического руководства, между методистом и работником учреждения, организующего досуг, между наукой и практикой. Функция внедрения включает в себя две подфункции: информационно-методического обслуживания и стимулирования.

Каждая специфическая функция претворяется в жизнь посредством основных направлений методической работы.

Функции методического руководства библиотекой многоаспектны. Сегодня к их числу относят информирующую; образовательную; воспитательную); консультирующую; исследовательскую. Реализация указанных функций, средств, форм и методов воздействия во взаимосвязи - задача каждого методического центра в целом и его научно-методического отдела в частности.

Список источников

1. Бирженюк Г.М. и др. Методическое руководство культурно-просветительной работой. - М.: Просвещение, 1989. - 176 с.

2. Быстрова А.Н. Мир культуры (Основы культурологии). Учебное пособие. 2-е издание, исправленное и дополненное. - М.: Издательство Фёдора Конюхова; Новосибирск: ООО «Издательство ЮКЭА», 2002. - 712 с.

3. Галактионова Л.А. Подготовка специалистов в области методического обеспечения социально-культурной сферы. - Режим доступа: [http://www.acis.vis.ru/8/1/1_10/galaktionova.htm].

4. Жарков А.Д., Чижиков В.М. Культурно-досуговая деятельность. - М.: МГУК, 1998. - 462 с.

5. Жарков А.Д. Организация культурно-просветительной работы. - М.: Просвещение, 1989. - 237 с.

6. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности. - М.: Изд-во Московского государственного университета культуры, 1998. - 248 с.

7. Квартальнов В.А. Туризм: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 336 с.

8. Морозова Е.Я. Тихонова Э.Д. Экономика и организация предприятий социально-культурной сферы. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2002. - 318 с.

9. Попов В.В. Теория социально-культурной деятельности. Электронный учебник. Режим доступа: [http://www.tsiac.ru/cdo/index.php? id=14&emc_id=19].

10. Чижиков В.М. Методическое обеспечение культурно-досуговой деятельности. - М., 1991. - 142 с.

11. Шишкин С.В., Рождественская И.А. Реформы в социально-культурной сфере: в чьих интересах? // Вопросы экономики, 1996. - №1. - С. 33

Размещено на Allbest.ru

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: