Функции культурно-досуговой деятельности

Одной из главных функций культурно-досуговой деятельности является создание культурной пространственно-временной развивающей среды, организованной особым образом и предназначенной для включения личности в реальную, а не выдуманную жизнь.

Каждое государственное, негосударственное, общественное или частное учреждение культуры, призванное обеспечить использование развивающего потенциала культурно-досуговой деятельности, необходимо рассматривать как многоуровневую систему взаимодействия личности с окружающим миром. Только такой подход поставит в центр системы деятельности учреждений культуры личность, ее потребности и интересы, мотивы поведения.

Естественно, что социальные функции культурно-досуговой деятельности определяются учеными по-разному. Большинство ученых трактуют социальные функции культурно-досуговой деятельности таким образом:

а) производство новых знаний, норм, ценностей, ориентации и значений;

б) накопление, хранение и распространение (трансляция) знаний, норм, ценностей и значений;

в) воспроизводство духовного процесса через поддержание его преемственности;

г) коммуникативная функция, обеспечивающая знаковое взаимодействие между субъектами деятельности, их дифференциацию и единство;

д) социализирующая, обеспечивающая через создание структуры отношений, опосредованных культурными компонентами, социализацию общества;

е) рекреационная, или игровая, культура, действующая в отведенной для нее сфере.

Одной из ведущих функций культурно-досуговой деятельности является рекреационная.

Рекреационная деятельность - это деятельность людей, занимающихся созиданием и персональным использованием свободного времени. Рекреация может включать пассивное и активное участие в индивидуальных или групповых спортивных мероприятиях, в интеллектуальном совершенствовании, развлечениях и т.д. Рекреационная деятельность способна снять производственное утомление, восстановить утраченные силы. Здесь решается главная задача - психологическая разрядка и отдых.

Следующая функция, тесно переплетающаяся с предыдущей, гедонистическая (наслаждение, удовольствие). Если занятия будут полезными, но не будут приятными, они потеряют значительную долю привлекательности для посетителей, а вместе с этим и долю самой полезности.

Отвечая нормам культуры, человек включается в общественную жизнь, постепенно поднимаясь к высшим формам поведения, а культурно-досуговая деятельность как раз и выполняет функцию регулятора социальных отношений между людьми. Усваивая культуру, идя от норм к образцу, человек готовит себя для творческого самоутверждения.

Культурно-досуговая деятельность обладает функцией разрядки напряжения. Она формирует и обеспечивает условия для проведения досуга, для отдыха и развлечения людей. Названные функции культурно-досуговой деятельности не оторваны одна от другой, а, наоборот, тесно связаны между собой. Многие формы культурно-досуговой деятельности выполняют одновременно насколько функций. Так, например, художественный фильм может иметь и познавательную, и нормативную функции.

Потребность в совместном переживании значимых событий общественной (отчасти - и личной) жизни, в публичном и ярком проявлении социальных чувств обеспечивают праздники, которые призваны стимулировать их формирование, актуализировать, облагораживать и эстетизировать внешние формы их проявления.

Социальные функции культурно-досуговой деятельности таковы, что для их осуществления вовлекаются значительные группы людей: организаторы культурно-досуговых программ, активисты, члены различных кружков, любительских объединений и клубов по интересам, сами зрители. Оказывая влияние на внутренний мир и образ действий большого количества людей, культурно-досуговая деятельность влияет тем самым и на окружающую действительность, становится важным звеном социальной жизни.

Исследование методического обеспечения социально-культурной деятельности

Методическая деятельность

Методическая деятельность - основа педагогической системы культурно-просветительной работы; она выступает внутренним регулятором воспитательного процесса, определяющим и разрабатывающим тактику, т.е. преобразует и переводит его в русло конкретной программы деятельности в форме планов, сценариев, разработок, рекомендаций.

Методика-это центральный блок в культурно-просветительной работе, который осуществляет прием и переработку информации и преобразует ее в художественно-образную, символико-аллегорическую форму.

Это особенно важно потому, что в своей работе культурно-просветительные учреждения обращаются к эмоциональной сфере человека, широко учитывают и используют комплекс специфических закономерностей управления поведением человека, прежде всего социально-психологические.

При этом вся организация и методика работы культурно-просветительного учреждения должны учитывать необходимость создания наиболее благоприятных условий для межличностного общения. Собираясь вместе, общаясь, люди, независимо от того, осознают ли они это или нет, всегда оказывают определенное влияние друг на друга.

В других случаях предметно-практические действия используются в качестве средств и способов общения, а самая деятельность строится по законам общения. Человеческое общение в культурно-просветительном учреждении особенно благоприятно, поскольку оно происходит в непринужденной обстановке, когда сама атмосфера располагает к взаимопониманию. Многие формы культурно-просветительной работы прямо рассчитаны на использование этого механизма.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: