Федеральная программа Российской Федерации "Содействие занятости населения" была утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 298 (с изменениями и дополнениями от: 30.03, 14.12, 29.12 2017 г., 30.03, 19.12, 30.12 2018 г., 28.03, 30.11 2019 г., 30.03.2020 г.).
Цель Программы: создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих эффективному развитию рынка труда.
Задачи Программы:
· обеспечение реализации права граждан на защиту от безработицы;
· повышение эффективности регулирования процессов использования трудовых – ресурсов и обеспечение защиты трудовых прав граждан;
· внедрение культуры безопасного труда.
Целевые индикаторы и показатели Программы:
· уровень безработицы в соответствии с методологией МОТ;
· уровень регистрируемой безработицы;
· отношение численности безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, к общей численности безработных в соответствии с методологией Международной организации труда;
|
|
· удельный вес работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, в общей численности работников.
Ответственным исполнителем Программы является Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.
Срок реализации Программы: 2013 – 2024 годы.
Общий объем бюджетных ассигнований на реализацию Программы за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов составляет 809704760 тыс. рублей.
Подпрограммы Программы:
· подпрограмма "Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан";
· подпрограмма "Внешняя трудовая миграция" (2013 - 2016 годы);
· подпрограмма "Развитие институтов рынка труда";
· подпрограмма "Оказание содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом" (2015 - 2016 годы);
· подпрограмма "Безопасный труд".
Ожидаемые результаты реализации Программы:
· создание условий для формирования гибкого, эффективно функционирующего рынка труда;
· сокращение разрыва между уровнями общей и регистрируемой безработицы (отношение численности безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, к общей численности безработных в соответствии с методологией Международной организации труда увеличится с 24 процентов в 2013 году до 30 процентов в 2024 году);
· создание ежегодно, в 2013 - 2015 годах, до 14,2 тыс. специальных рабочих мест для инвалидов;
· создание основы для формирования требований федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования к результатам освоения основных образовательных программ профессионального образования в части профессиональной компетенции, а также основы разработки программ профессионального обучения в соответствии с потребностями рынка труда путем утверждения и актуализации профессиональных стандартов;
|
|
· снижение к 2024 году удельного веса численности работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, с 39 процентов до 37,3 процента общей численности работников;
· обеспечение соблюдения трудовых прав граждан;
· поддержание социальной стабильности в обществе.
Региональные программы "Содействие занятости населения" должны осуществлять реализацию субъектами РФ мероприятий, изложенных в федеральной программе.
В целях повышения эффективности мер государственной политики в области содействия занятости населения полномочия в области содействия занятости населения, в том числе по реализации мероприятий активной политики занятости населения, с 2012 года переданы для осуществления субъектам Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов РФ самостоятельно определяют политику действий на рынке труда, направленных на разработку и реализацию мер в области содействия занятости населения, координацию деятельности по созданию экономических условий для обеспечения занятости населения и развития предпринимательства и самозанятости, содействие обеспечению потребности экономики в рабочей силе, в том числе с учетом модернизации и инновационного развития, снижение уровня безработицы и административных барьеров на рынке труда, повышение конкурентоспособности на рынке труда отдельных групп населения (молодежи, не имеющей квалификации или опыта работы, лиц с ограниченными возможностями здоровья, женщин, имеющих несовершеннолетних детей, и др.), а также на совершенствование деятельности органов службы занятости.
Основными мероприятиями Программы, реализуемыми субъектами Российской Федерации, включая приоритетные территории, являются следующие мероприятия:
· реализация мероприятий активной политики занятости населения;
· реализация дополнительных мероприятий в сфере занятости населения;
· развитие трудовой мобильности населения;
· осуществление социальных выплат безработным гражданам;
· разработка и реализация территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда на основе типовой программы улучшения условий и охраны труда в субъекте Российской Федерации;
· мониторинг внедрения специальной оценки условий труда и результатов реализации работодателями мероприятий по улучшению условий труда на рабочих местах.
Участие субъектов РФ в реализации мероприятий Программы обеспечивает непосредственное достижение следующих целевых показателей результатов реализации Программы:
· уровень безработицы (в соответствии с методологией Международной организации труда);
· уровень регистрируемой безработицы.
Кроме того, участие субъектов РФ в реализации мероприятий Программы способствует увеличению уровня трудоустройства граждан при содействии органов службы занятости, что дает положительную динамику такого показателя, как отношение численности граждан, снятых с регистрационного учета в связи с трудоустройством, к общей численности граждан, обратившихся в органы службы занятости населения за содействием в поиске подходящей работы.