Характеристика отдельных функций финансовой службы

 

Финансовые ресурсы - это совокупность фондов денежных средств находящихся в распоряжении хозяйствующих субъектов, государства, домашних хозяйств, т.е. это деньги, обслуживающие финансовые отношения.

Управление движением финансовых ресурсов – это система воздействия финансовых отношений на величину и динамику изменения этих ресурсов. Это воздействие осуществляется через финансовый механизм с использованием экономических методов, таких как кредитование, залоговые операции, факторинговое обслуживание, трансферт, трастовые операции, лизинговые операции и т.д.

Существуют некая классификация финансовых ресурсов. Так финансовые ресурсы могут быть: внешние или привлеченные. Внешние или привлеченные финансовые ресурсы делятся также на две группы: собственные и заемные. Такое деление обусловлено формой капитала, в которой он вкладывается внешними участниками в развитие данной фирмы: как предпринимательский или как ссудный капитал. Соответственно результатом вложений предпринимательского капитала является образование привлеченных собственных финансовых ресурсов, результатом вложений ссудного капитала - заемных средств.

Предпринимательский капитал представляет собой капитал, вложенный (инвестированный) в различные фирмы с целью получения прибыли и прав на управление фирмой.

Ссудный капитал - это денежный капитал, предоставленный в долг на условиях возвратности и платности. В отличие от предпринимательского капитала ссудный не вкладывается в фирму, передается ей во временное пользование с целью получения процента. Этим видом бизнеса занимаются специализированные кредитно-финансовые институты (банки, кредитные союзы, страховые компании, пенсионные фондыи т.д.).

Так, анализируя структура актива баланса ООО «РОСБИЗНЕССОФТ» (Приложение А) можно сделать вывод о том, что собственный капитал в течение 2016-2018 года в среднем составляет 71039 тыс. руб., в свою очередь заемные средства в том же периоде времени в среднем составляют 63014 тыс. руб., таким образом доля заемных средств ООО «РОСБИЗНЕССОФТ» довольно велика.

Все финансовые ресурсы фирмы как внутренние, так и внешние в зависимости от времени, в течение которого они находятся в распоряжении фирмы, делятся на краткосрочные (до одного года) и долгосрочные (свыше одного года).

Так, сумма долгосрочных заемных средств ООО «РОСБИЗНЕССОФТ» в период с 2016 по 2018 год в среднем составляет 5098 тыс. руб., а сумма краткосрочных – 57916 тыс. руб. Таким образом, смело можно утверждать, что краткосрочные заемные финансовые активы значительно преобладают над долгосрочными.

Собственный капитал предприятия ООО «РОСБИЗНЕССОФТ» в первую очередь формируется из полученной прибыли. Но до момента получения прибыли, предприятие всегда несет некоторые расходы, к которым можно отнести оплату товаров и оказанных услуг поставщикам и подрядчикам, оплату налогов перед бюджетом, погашение кредиторской задолженности.

В ООО «РОСБИЗНЕССОФТ» основными поставщиками товаров являются меховая фабрика «Шевро» и меховая фабрика «Соболь». Так при получении товаров от данных поставщиков возникает хозяйственная операция, которая в обязательном порядке должна быть отражена в бухгалтерском учете фирмы.

Прибыль образуется в результате реализации продукции. Ее величина определяется разницей между доходом, полученным от реализации продукции, и издержками (затратами) на ее производство и реализацию. Масса получаемой прибыли зависит, как от объема продаж и уровня цен, устанавливаемых на продукцию, так и от соответствия уровня издержек производства общественно необходимым затратам.

Объем продаж - зависит уровня коммерческой работы: от умения создавать выгодные условия для продаж продукции, т.е. маркетинга, организации рекламы, сбыта, ценовой и товарной политики и т.д. Уровень издержек производства - зависит от организации производства и реализации продукции.

Механизм формирования чистой прибыли ООО «РОСБИЗНЕССОФТ» можно разделить на 5 последовательных этапов:

I этап: из общей выручки от реализованной продукции вычитаются постоянные платежи, являющиеся обязательными и представляющие собой часть фиксированных или переменных издержек предприятия.

II этап: от полученной ранее выручки вычитаются затраты на производство определенной продукции или ее себестоимость.. Полученная сумма на этом этапе представляет собой валовую прибыль. Она включает в себя все постоянные издержки предприятия.

III этап: вычет из валовой прибыли всех операционных расходов предприятия, в результате чего формируется прибыль от продаж. К операционным расходам можно отнести затраты на рекламу, управленческий персонал, непредвиденные расходы и т.п.

IV этап: расчет сальдо прочих доходов-расходов, куда входят все доходы и расходы, несвязанные с деятельностью фирмы, в том числе неявные издержки. Оно может быть положительным или отрицательным. В зависимости от этого, к прибыли от продаж добавляется (или отнимается) сальдо прочих доходов-расходов, что формирует балансовую прибыль.

V этап: данный этап является последним. На нем к полученной ранее балансовой прибыли добавляются налоговые активы и вычитаются налоговые обязательства. Иными словами, рассчитывается балансовая прибыль после налогообложения, которая равна в итоге чистой прибыли. Именно она на данном этапе показывает конечный результат деятельности предприятия.

Так, согласно отчёта о финансовых результатах деятельности предприятия (приложение.) Сумма прибыли в период с 2016 по 2018 год уменьшилась на 826 тыс. руб., что свидетельствует об ухудшении финансового положения организации. На снижение чистой прибыли могли повлиять многие факторы, в том числе изменение величины собственных и заемных средств.

При недостаточности собственных средств на производственное и социальное развитие предприятие не всегда вовремя спсобно платить по своим долгам, а в некоторых случаях вынуждено брать кредит. ООО «РОСБИЗНЕССОФТ» имеет как долгосрочную, так и краткосрочную кредиторскую задолженность.

Кредиторская задолженность представляет собой финансовые обязательства предприятия перед партнерами. Обычно, основную ее долю составляет задолженность поставщикам за отгруженные товары, выполненные работы, услуги.

Краткосрочная задолженность перед поставщиками отражается компанией на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», на котором ведутся взаиморасчеты с поставщиками в рублях.

Сумма краткосрочной задолженности на 31 декабря 2018 года согласно бухгалтерского баланса равна 71475 тыс. руб.

Кроме этого, ООО «РОСБИЗНЕССОФТ» имеет долгосрочную задолженность, данная сумма на отчетную дату составляет 6052 тыс. руб. В качестве кредитора в данной задолженности выступает ПАО «ВТБ».

Качество принимаемых управленческих решений на уровне хозяйствующего субъекта зависит от качества их аналитического обоснования. Получение небольшого числа ключевых информативных показателей, дающих объективную оценку финансового состояния предприятия, является основной целью финансового анализа. В ходе финансового анализа выявляются изменения в составе имущества хозяйствующего субъекта и в источниках его формирования, в финансовых результатах деятельности (его прибылей и убытков), в расчетах с дебиторами и кредиторами.

Задолженность по платежам может существенно деформировать структуру оборотных средств предприятия. В этой связи анализ дебиторской и кредиторской задолженности является важной частью финансового анализа на предприятии.

Согласно Федеральному Закону РФ «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 № 129-ФЗ, в число основных задач бухгалтерского учета входит предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости. Важную роль в решении этой задачи играет правильный и своевременный анализ дебиторской и кредиторской задолженности.

Дебиторская задолженность представляет собой одну из форм оборотных активов, а кредиторская задолженность - один из источников финансирования активов. Состояние дебиторской и кредиторской задолженности, их размеры и качество оказывают сильное влияние на финансовое состояние предприятия. Многие предприятия в современных условиях используют натуральный кредит, получая продукцию без предоплаты, превращают ее в деньги, что на время увеличивает их финансовые ресурсы. Дебиторская задолженность означает временное отвлечение средств из оборота предприятия и использование их в оборотах других предприятий. Это на время уменьшает финансовые ресурсы и возможности, а следовательно, приводит к затруднению в выполнении своих обязательств.

Так, согласно данным бухгалтерского баланса, можно сказать, что сумма дебиторской задолженности в 2016, 2017 и 2018 год равна 2423 тыс. руб., 3220 тыс. руб., 4119 тыс. руб. соответственно. Сумма дебиторской задолженности ООО «РОСБИЗНЕССОФТ» составляет значительную часть от суммы всех активов предприятия, это говорит о том, что значительная часть продукции реализована в кредит, следовательно для хорошего положения дел и увеличения своего капитала дебиторская задолженность должна стремится к нулю. ООО «РОСБИЗНЕССОФТ» в рамках контроля дебиторской задолженности отслеживает количество времени, необходимое покупателям для оплаты счетов. Информация о сроках оплаты указана в условиях договора о продаже продукции и в ведомостях расчетов по договорам.

Сумма кредиторской задолженности в 2016, 2017 и 2018 году составляет 63283 тыс. руб.,48232 тыс. руб.,77527 тыс. руб. соответственно. Рост кредиторской задолженности предприятия, а тем более уклонение от погашения кредиторской задолженности не редко оборачивается проблема. Так ООО «РОСБИЗНЕССОФТ» для управления и контроля кредиторской задолженности всеми силами старается поддерживать её рациональную структуру.

Для улучшения своих финансовых показателей ООО ООО «РОСБИЗНЕССОФТ», как и многие другие фирмы занимающиеся финансовой деятельностью, занимается планирование финансовых показателей.

Планирование в бизнесе играет если не ведущую, то, по крайней мере, важную роль в вопросах экономической эффективности и направлено на максимизацию эффективности, которую способен показать бизнес.

Финансовый план предприятия – это подвид группы управленческих, взаимосвязанных документов, который составляется и ведется для перспективного планирования и операционного управления доступными фирме ресурсами в денежной форме. Проще говоря, благодаря финансовому плану обеспечивается баланс между плановыми и фактическими поступлениями выручки, и с другой стороны – плановыми и фактическими расходами на деятельность компании.

Сбалансированность финансово-экономического состояния компании, которое достигается благодаря качественному финансовому планированию, пожалуй, является главным профитом использования такого инструмента менеджмента, как финансовый план предприятия.

Жесткая конкуренция на современном рынке заставляет предприятие работать гораздо усерднее, изыскивая ресурсы и возможности для повышения конкурентоспособности в рамках своей деятельности. Предметно финансовые планы, а также их вариативное использование в операционных вопросах бизнеса, позволяют решать эти управленческие задачи, основываясь именно на внутренних планах и ресурсах компании, по возможности избегая серьезной зависимости бизнеса от непрерывного потока заимствований. Или, если не решать, то, по крайней мере, формировать за счет инструменты финансового планирования баланс внутри экономических вопросов организации.

Финансовый план помогает решить ряд проблем:

- подготовить и внедрить на предприятии системы непрерывной оценки финансовых показателей компании;

-настроить процесс непрерывной подготовка прогнозов и планов деятельности компании;

-определить источники поступления и объемы планируемых на предприятии финансовых ресурсов;

-сформировать планы по потребности предприятия в финансировании;

-запланировать нормативы в рамках предприятия;

-изыскать резервы и внутренние возможности для повышения эффективности;

-управлять плановой модернизацией и развитием компании.

Главной целью финансового плана ООО «РОСБИЗНЕССОФТ» является обеспечение финансовой возможности и эффективной работы компании, согласно выбранной стратегии развития. Согласно данному плану, ООО «РОСБИЗНЕССОФТ» к концу 2019 года должна погасить большую часть долгосрочной кредиторской задолженности, увеличить долю активов предприятия, а также повысить коэффициенты ликвидности, платежеспособности и рентабельности.

 Денежные средства организации – это ликвидная доля его активов, которые находятся в обороте.

Несмотря на многообразие размещения денежных средств, они отражаются только в активе баланса организации. Всевозможные отношения с государственными налоговыми структурами, поставщиками и покупателями, учредителями и собственниками, сотрудниками компании и внебюджетными фондами основываются именно на денежных средствах.

Платежеспособность и надежность предприятия зависит от грамотного распределения денежных средств и наличия свободного объема собственных финансовых активов.

Денежные средства, которые входят в состав оборотных активов компании, распределяются по таким видам:

- наличные средства;

- безналичные финансовые потоки;

Более 70 % всех взаиморасчетов в ООО «РОСБИЗНЕССОФТ» осуществляется при помощи банковской системы. На сегодняшний день наиболее востребованным и безопасным видом хранения финансовых ресурсов любого юридического лица являются безналичные денежные средства. Для этого у открыт расчетный счёт в ПАО "ВТБ" На расчетные счет организации зачисляются денежные средства от реализации товаров.

Что касается наличных денежных средств, то в кассе организации может находиться определенное лимитированное количество наличных денежных средств. Источниками поступления наличностибывает: снятие средств с активов компании, выручка от реализации продукции, возврат подотчета и прочее. Объем наличных денежных средств в кассе организации может превышать установленный лимит в течение трех рабочих дней, после чего наличность отправляется на расчетный счет.

Денежные средства, которые находятся в составе имущества организации, контролируются особенно тщательно. Все процессы, что связаны с ведением хозяйственной деятельности, документируются и отражаются в регистрах бухгалтерского учета. Все виды активов регламентируются и анализируются рядом законодательных актов.

Все перемещения денежных средств по счету отражаются в утвержденных формах регистров. Документы обязательно содержат все необходимые реквизиты и подписываются только ответственными лицами, которые утверждены внутренним приказом организации.

Для учета наличных денежных средств применяются следующие документы:

- приходный и расходный кассовый ордер;

- кассовая книга;

- журнал регистраций и расчетно-кассового обслуживания;

- кассовые квитанции.

В случае движения безналичных денежных активов используются такие документы: платежное поручение и требование, поручение на взнос наличных средств, выписка банковской организации по расчетному счету, аккредитивы и квитанции.

Недостаточно высокий уровень дисциплины труда приводит к потерям, дополнительным затратам, дезорганизует производство.

Экономические потери из-за низкой дисциплины труда выражаются:

- в прямых потерях рабочего времени из-за отсутствия работников на рабочих местах по неуважительным причинам (опоздания, преждевременный уход с работы, самовольные отлучки без производственной надобности);

- в содержании дополнительной численности персонала для подмены на особо важных рабочих местах работников, отсутствующих по неуважительной причине;

- в снижении коллективных результатов труда отделов, бригад, смен, участков, объединенных не только одной целью и общей заинтересованностью в конечном результате, но и определенной расстановкой отдельных исполнителей;

- в потерях рабочего времени, связанных с увольнением работников за прогулы и другие нарушения трудовой дисциплины;

- в поломках и простоях оборудования, в появлении брака, снижении качества продукции и других негативных последствиях, связанных с нарушением установленного порядка труда и технологии производства.

К основным видам нарушений трудовой дисциплины относятся: опоздания на работу в начале смены и после обеденного перерыва; преждевременный уход с работы на обеденный перерыв и в конце смены; прогулы; появление на работе в нетрезвом виде; несвоевременное или не в полном объеме выполнение трудовых обязательств; неполное и нерациональное использование рабочего времени для производительного труда.

Любое нарушение наказывается в административных рамках: выговор, лишение части заработной платы, увольнение.

При наложении дисциплинарного взыскания необходимо учитывать тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он совершен. Рекомендуется учитывать также поведение работника в предшествующий нарушению дисциплины период.

Все работники, работающие на предприятия по найму получают за работу от работодателя зарплату - денежные средства в виде определенной суммы, компенсирующих его затраты труда и обеспечивающих ему определенный уровень удовлетворения потребностей, который может принимать две формы - материальную и денежную (обычно более приемлемая).

Заработная плата – это сложное экономическое явление, так как:

1. Заработная плата представляет собой издержки производства для работодателя, и он старается их максимально уменьшить, особенно если рассчитать на единицу изделия.

2. Заработная плата для работника является доходом, и он стремится ее максимально увеличить, оговаривая достаточно высокий уровень оплаты.

3. Заработная плата тесно связана с ценами, прежде всего на потребительские товары и услуги. Чем больше цена на потребительские товары и услуги, тем меньше можно купить на выплаченную сотруднику заработную плату, тем ниже уровень удовлетворения его потребностей, тем больше разрыв между номинальной и реальной заработной платой. И работник, и работодатель, обязательно учитывают динамику и уровень цен на потребительские товары оговаривая условия оплаты.

4. Заработная плата тесно связана с различиями в сложности выполняемой работы. Чем сложнее выполняемая работа, тем больше она требует знаний, опыта, квалификации, умственных и физических усилий, тем с большим правом при прочих равных условиях работник может претендовать на повышенную оплату своего труда. Таким образом, заработная плата требует соизмерения различных видов работ с точки зрения их сложности и определения уровня квалификации работника.

Для обобщения информации о расчётах с персоналом по оплате труда (по всем видам заработной платы, премиям, пособиям, пенсиям работающим пенсионерам и другим выплатам), а также по выплате доходов в организации ООО «РОСБИЗНЕССОФТ» предназначен счет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда». Начисленные, но не выплаченные в установленный срок (из-за неявки получателей) суммы отражаются по дебету счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и кредиту счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

Аналитический учет оплаты труда в организации ООО «РОСБИЗНЕССОФТ» ведется по каждому работнику с использованием лицевых счетов рабочих (формы № Т-54). Лицевые счета открываются на каждого работника организации в момент его принятия на работу. По окончании календарного года лицевой счет работника закрывается и открывается новый лицевой счет на следующий год. Срок хранения лицевых счетов – 75 лет.

Ежемесячно бухгалтерией организации в лицевые счета работников заносятся сведения о размере начисленной оплаты труда и иных доходов работника, о суммах произведенных удержаний и вычетов, а также о суммах, причитающихся к выплате.

Основанием для заполнения лицевых счетов являются табели учета использования рабочего времени, наряды на сдельную работу, наряды-заказы на выполнение работы, листки о временной нетрудоспособности, приказы (распоряжения) администрации о выплате премий, оказании материальной помощи, исполнительные документы, поступившие в организацию, и др.

Бухгалтерский учёт заработной платы связан с заполнением на каждого работника отдельного лицевого счёта (формы Т-54 и Т-54а). В течение года на счёте отражаются все виды произведенных начислений и удержаний. Такой учёт начисления заработной платы и удержаний позволяет определить средний заработок для выплат отпускных, больничных и т.д. Новый лицевой счёт на работника открывается ежегодно.

Порядок учёта заработной платы обязывает вести табель учёта рабочего времени и расчёта зарплаты (форма Т-12 для обработки данных в автоматическом режиме и форма Т-13 вручную) в ООО «РОСБИЗНЕССОФТ» табель учёта рабочего времени заполняется в автоматическом режиме, т. е. по форме Т-12.

На основании этих документов рассчитывается зарплата и составляется соответствующая статистическая отчётность.


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: