Как организован учебный процесс в вузе?

В вузе учебный год делится на два семестра (осенний и весенний), в течение которых проводятся учебные занятия, осуществляется промежуточный контроль знаний. В учебном году устанавливаются каникулы общей продолжительностью не менее семи недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.

Учебные занятия в высшей школе осуществляются в виде аудиторной работы, внеаудиторной работы, учебной и производственной практик. Основными организационными формами аудиторной работы являются лекции, практические занятия (семинары, коллоквиумы, мастер-классы), лабораторный практикум. Внеаудиторные занятия предполагают индивидуальные консультации и самостоятельную работу (научно-исследовательская деятельность, выполнение индивидуальных заданий, составление опорного конспекта, самостоятельная работа с первоисточниками, подготовка информационного сообщения и т.д.). Контроль знаний осуществляется в виде рубежной аттестации (контрольные работы, модульное тестирование, отчеты по курсовым работам и практикам и их «защита», интернет-экзамены Рособрнадзора), текущей аттестации (сессия) в конце каждого семестра (зачеты и экзамены по дисциплинам), итоговой аттестации (междисциплинарный экзамен, защита выпускных работ (дипломной, бакалаврской, магистерской диссертации). Результаты рубежной аттестации фиксируются в индивидуальных журналах преподавателей, а текущей и итоговой аттестации – в зачетной книжке студента и экзаменационных ведомостях. Знания, умения и навыки студентов в государственных документах определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «зачтено».

Таким образом, учебный процесс в вузе осуществляется в следующих форма аудиторные занятия, внеаудиторные занятия, контроль знаний и проведение учебных и производственных практик.

Сроки проведения аудиторных занятий, учебных аттестаций, зачетов определяются графиком учебного процесса, утвержденного ректором университета. Учебные занятия в университете проводятся по расписанию в соответствии с учебными планами специальностей, утвержденными в установленном порядке, ознакомиться с которыми можно в деканатах или дирекциях университета. В расписании указываются организационные формы обучения с указанием дисциплины; Ф.И.О., звание и должность ведущего преподавателя (обычно - лектора); зачеты и экзамены, выносимые на сессии; номера соответствующих учебных аудиторий. Учебное расписание составляется на семестр и вывешивается на доске объявлений и в компьютерной сети университета не позднее, чем за 10 дней до начала каждого семестра. Продолжительность академического часа определяется в 45 минут. В МичГАУ продолжительность аудиторного занятия составляет 2 академических часа (90минут), поэтому число аудиторных часов в расписании должно быть четным. Перерыв между занятиями 15 минут. Содержание конкретной дисциплины, а также распределение времени на аудиторные занятия и самостоятельную работу в рамках дисциплины и для данного направления (специальности, бакалавриата, магистратуры) отражено в учебной программе и тематических планах, разработанных на основе государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ГОС ВПО), утвержденных в установленном порядке и вывешенных на кафедре, за которой закреплена эта дисциплина.

Организация учебного процесса по двухуровневой системе высшего образования (бакалавр-магистр) осуществляется с использованием системы кредит-часов по «нелинейной» схеме – кредитно-модульной системе (КМС) (см. временное положение об организации учебного процесса в ФГОУ ВПО МичГАУ по двухуровневой системе высшего образования, принятом Советом ФГОУ ВПО МичГАУ 30 июня 2009 г.). Трудоемкость учебной работы в учебных планах в этом случае устанавливается в кредит-часах. В университете принято следующее соотношение трудоемкости для пересчета аудиторной нагрузки из почасовой в кредитную: 1 кредит-час = 36 академическим часом по 45 минут (27 астрономическим часам).

Максимальный объем учебной нагрузки студента в неделю составляет 54 академических часа, т.е. 1,5 кредит-часа, в том числе объем аудиторных занятий при очной форме обучения в среднем за период обучения – 27 часов. Объем семестрового контроля также нормирован и включает не более 9 экзаменов и 12 зачетов в течение учебного года.

Необходимо запомнить, что обучение в университете тяжелый, ответственный труд, а не легкое времяпрепровождение. Тяжелый потому, что требует упорной и настойчивой работы в течение 6-ти часов в университете и примерно 4-х часов над выполнением внеаудиторных занятий.

Определив и сформулировав в качестве ведущей цели обучения в высшей школе – воспитание творчески активного специалиста, способного к непрерывному самообразованию, акцентируем ваше внимание на многообразии и специфике используемых в вузе:

· методов обучения, (проблемное, исследовательское, программированное, контекстное и т.д.);

· соответствующих средств обучения (тип учебника и методических разработок, технические средства обучения, оборудование лекционного эксперимента, мультимедийное сопровождение, включая компьютерные презентации лекций и образовательные программы, лабораторное оборудование, оборудование для проведения научных исследований и т.д.);

· способов контроля за усвоением знаний и способов диагностики сформированных умений, навыков профессионально-важных качеств, компетенций (модульно-рейтинговая система контроля знаний студентов на основе входного и модульного тестирования, решения комплексных, проблемных и расчетно-графических задач, контрольных работ, выполнения творческих заданий и лабораторных работ, текущего опроса знаний, устных собеседований с преподавателем (коллоквиумов), зачетов, устных и письменных экзаменов, экзаменов с применением ЭВМ и ТСО, интернет-экзамена).

Принятие мировой педагогической общественностью компетентностного подхода в качестве ведущей стратегии профессионального образования, введение в последние годы двухуровневой системы образования в МичГАУ способствовали ориентации образовательного процесса в университете на формирование профессиональной компетентности будущего специалиста, что в свою очередь обусловило включение инновационных технологий обучения,основанных на интеграции науки, производства и образования. Научно-производственно-образовательное единство в условиях г. Мичуринска-наукограда РФ в рамках инновационных технологий обучения позволяет осуществить возможность расширенного воспроизводства инновационного потенциала АПК в регионе, ориентированного на устойчивое инновационное развитие отрасли и пользующегося повышенным спросом на рынке инновационных услуг, в виде:

· высококвалифицированных специалистов, конкурентоспособных на рынке труда, способных обеспечить устойчивое развитие агропромышленного производства;

· инновационных научно-технических разработок, обеспечивающих экобезопасную интенсификацию агросферы;

· высокотехнологичной и экологически безопасной, наукоемкой продукции.

Инновационные технологии обучения характеризуются не только новыми методами, средствами и формами обучения или информатизацией учебного процесса. Прежде всего, инновационное обучение то, при котором происходит формирование нового типа мышления и самоорганизации специалиста, способного быстро адаптироваться к изменяющимся условиям и просчитывающего ближайшие и более отдаленные последствия происходящих в его сфере деятельности изменений.

В контексте формирования профессиональной компетентности будущего специалиста АПК в МичГАУ используются следующие методы и формы: профессионального мировоззрения (тренинги); профессионального сознания (проблемное изложение учебного материала на лекции, семинарах, консультациях, коллоквиумах, зачетах, частично поисковая деятельность на лабораторных и практических занятиях, экскурсиях, самостоятельная исследовательская деятельность на производственной практике, при выполнении курсовых и дипломных работ, рефератов, участие в конференциях, симпозиумах, демонстрация, работа с книгой и информационными техническими средствами); профессионального мышления (метод проектов, мозговой штурм, проблемная лекция, дискуссия, диалог, эвристическая беседа, решение прогностических задач); профессионального умения, навыков и определенного профессионального опыта (деловые игры, ролевые игры, организационно-деятельностные игры, инновационные игры, имитационные упражнения, метод социальных проб, анализ и решение производственных и конфликтных ситуаций). В качестве ведущего педагогического средства используется интегрированное учебно-научное, учебно-лабораторное и учебно-производственное оборудование, характеризующееся инновационностью и технической оснащенностью. Основные формы педагогического общения – внутренний и внешний диалог, дискуссия и полилог.

Компетентностный подход к оценке уровня и качества подготовки специалистов АПК предполагает мониторинг развития личности обучающегося в процессе обучения. С этой целью создается портфолио студента, где фиксируются все сведения о деятельности студента в ходе всего срока обучения в вузе. Эти сведения включают результаты: а) итогового контроля по выполнению лабораторных и практических работ; б) защит курсовых и квалификационной работ; в) участия в НИР, в конференциях, наличие публикаций; г) участия в общественной жизни университета; д) экспертной оценки преподавателей, научных руководителей, работников научных и производственных учреждений уровня сформированности компетенций у обучающегося; е) самооценки; ж) социально-психологической диагностики личности обучающегося и т.д. Анализ портфолио позволяет составить рейтинг студентов и служит объективной характеристикой качества подготовки выпускников с позиции уровня сформированности у них профессиональной компетентности специалиста АПК.

Высокий рейтинг студента позволяет ему получить академические льготы и преимущества (повышенную стипендию, бесплатное обучение, при условии поступления на основе договора и пр.). Сведения о своем академическом рейтинге вы можете получить в деканате факультета (дирекции института).

Более подробно ознакомиться с организацией образовательной деятельности в университете вы можете, изучив самостоятельно организационно-правовые документы, регламентирующие деятельность Мичуринского государственного аграрного университета, среди которых мы особо выделяем следующие:

- действующие законы и нормативные акты Министерства образования и науки РФ, Министерства сельского хозяйства РФ;

- правовые документы, принятые ученым советом ФГБОУ ВПО МичГАУ и утвержденные на конференции научно-педагогических работников и представителей других категорий работников и обучающихся университета, ректором МичГАУ, в частности Устав, Правила внутреннего распорядка, Положение об организации учебного процесса, Положение о порядке проведения зачетов и экзаменов, Положение об организации внеучебной работы, Положение о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки студентов, аспирантов и докторантов и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: