Решение ситуационных задач (кейс-задач)
Пример решения задачи. Из 253 пар монозиготических близнецов в 224 парах свинкой заболели оба близнеца, а среди дизиготических только в 239 парах из 331. Рассчитать конкордантность и дискордантность среди близнецов обоих типов по заболеванию паротитом. Каков вклад (доля) наследственности в развитии этого заболевания у человека?
1.Конкордантность по паротиту среди МБ составляет (224/253×100%) 88,5%, дискордантность – 11,5% (100% - 88,5%).
2.Конкордантность по паротиту среди ДБ составляет (239/331×100%) 72,2%, дискордантность – 27,8% (100% - 72,8%).
3.Долю наследственности в развитии признака рассчитать по формуле Хольцингера: 88,5% - 72,2% /100% - 72,2% = 0,59.
Задачи для решения на занятии
1. Конкордантность монозиготных близнецов по шизофрении составляет 67%, а дизиготных близнецов – 12,1%. Какова доля наследственности и доля среды в развитии шизофрении?
2. Изучены 40 пар монозиготных и 80 пар дизиготных близнецов. Во всех этих парах хотя бы у одного из близнецов имелся изучаемый признаков. При этом в 32-х парах монозиготных близнецов и в 16-и парах дизиготных близнецов этот признак имелся и у второго близнеца. Определить долю наследственности в формировании изучаемого признака.
|
|
3. В одной из популяций изучали причины заболеваемости сахарным диабетом. Были изучены 50 пар монозиготных и 120 пар дизиготных близнецов. Во всех этих парах хотя бы один из близнецов страдал сахарным диабетом. При этом в 29-ти парах монозиготных близнецов и в 24-х парах дизиготных близнецов второй близнец тоже страдал сахарным диабетом. Определите вклад наследственности (H) в развитии сахарного диабета у людей в исследованной популяции.
4. Конкордантность монозиготных близнецов по ревматизму составляет 47,3%, а дизиготных близнецов – 17,3%. Каковы доля наследственности и доля среды в развитии ревматизма.
5. В 17 парах монозиготных близнецов из 27 эпилепсией страдал только один, а из 43 однополых пар дизиготных близнецов в 37 парах болел один. Вычислить конкордантность по заболеванию эпилепсией для моно- и дизиготных близнецов.
Учебно-материальное обеспечение
4.1. Основная литература:
1. Биология [Электронный ресурс]: учебник для студентов: в 2-х томах. Том 1 / под ред. В. Н. Ярыгина. - Электрон. текстовые дан. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. - 736 с. - Режим доступа: http://www.studentlibrary.ru
2. Биология [Электронный ресурс]: учебник для студентов: в 2-х томах. Том 2 / под ред. В. Н. Ярыгина. - Электрон. текстовые дан. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. - 560 с. - Режим доступа: http://www.studentlibrary.ru
3. Пехов, А.П. Биология: медицинская биология, генетика и паразитология [Электронный ресурс]: учебник для вузов / Пехов А.П. - Электрон. текстовые дан. Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2014. - 656 с. - Режим доступа: http://www.studentlibrary.ru
|
|
4. Медицинская паразитология [Электронный ресурс] / ред. Н. В. Чебышева - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017. - 432 с. - Режим доступа: http://www.studentlibrary.ru.
4.2. Дополнительная литература:
1. Гершензон С. М. Основы современной генетики. / С.М. Гершензон – Киев.: Наукова Думка, 1989.- 507с.
2. Бочков Н.П. Клиническая генетика [Электронный ресурс]: учебник / Н. П. Бочков, В. П. Пузырев, С. А. Смирнихина; под ред. Н. П. Бочкова. - 4-е изд., доп. и перераб. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. - 592 с. - Режим доступа: http://www.studentlibrary.ru
3. Никитин А. Ф. Биология клетки [Электронный ресурс]: учебное пособие / А. Ф. Никитин. - 2-е изд. - СПб: СпецЛит, 2015. - 166 с. - Режим доступа: http://books-up.ru
Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»
1) ЭБС "Консультант студента" http://www.studentlibrary.ru
2) ЭБС "Book-Up" http://books-up.ru
3) ЭБС СибГМУ http://irbis64.medlib.tomsk.ru
4.4. Материальное обеспечение: учебная аудитория; компьютерный класс.