Объект стандартизации – продукция, процесс или услуга, подлежащие или подвергшиеся стандартизации (ГОСТ Р 1.12-99, ГОСТ 1.1-2002)

К объектам стандартизации относятся: продукция, организационно-методические и общетехнические объекты, организация работ по стандартизации, единый технический язык, типоразмерные ряды и типовые конструкции общего применения, программные и технические средства информационных технологий, справочные данные о свойствах вещества и материалов, классификация и кодирование технико-экономической информации, охрана окружающей среды, достижения науки и техники и т.д.

 

 

27. Международная стандартизация.

Успешное развитие торгового, экономического и научно-технического сотрудничества различных стран стало в настоящее время невозможным без международной стандартизации.

Цель международного сотрудничества России в области стандартизации – согласование, увязка национальных стандартов с международными, региональными и прогрессивными национальными стандартами зарубежных стран для повышения научно-технического уровня российских стандартов, качества российской продукции и ее конкурентоспособности на международном рынке.

Международное сотрудничество осуществляется путем создания международных и региональных организаций по стандартизации. На сегодняшний день существует около пяти тысяч международных организаций, из которых более 400 занимаются вопросами стандартизации.

Наиболее представительной является международная организация по стандартизации (ИСО), созданная в 1940 году по решению ООН с целью «содействия развития стандартизации в мировом масштабе для облегчения международного товарообмена и взаимопомощи, а также для расширения сотрудничества в области интеллектуальной, научной, технической и экономической деятельности».

Полномочия ИСО:

- принятие мер для облегчения согласования во всемирном масштабе стандартов и связанных с ним областей;

- разработка и публикация международных стандартов при условии, что в каждом случае стандарт будет одобрен двумя третями голосов активных членов технического комитета или подкомитета и отвергнут не более четвертью голосов;

- организация обмена информацией о работе комитетов;

- сотрудничество с другими международными организациями, заинтересованными в смежных вопросах.

Органами ИСО являются: Генеральная Ассамблея, Совет, Комитеты Совета, Технические комитеты (ТК) и Центральный секретариат.

В ИСО установлено 2 вида членства:

- комитеты-члены (национальные органы по стандартизации; Россию в ИСО представляет Госстандарт России);

- члены-коореспонденты.

Основной вид деятельности ИСО – разработка международных стандартов, главное структурное подразделение (рабочий орган этой организации) – технические комитеты и подкомитеты, рабочие группы. Всего насчитывается около 2500 рабочих органов ИСО.

Представители России активно участвуют в работе 134 технических комитетов и возглавляют деятельность 52 ТК ИСО.

Среди других международных и региональных организаций по стандартизации выделяются:

- МОЗМ – Международная организация законодательной метрологии (международное согласование работы национальных метрологических служб, направленное на обеспечение сопоставимости, правильности и точности результатов измерений);

- МЭК – Международная электротехническая комиссия (содействие международному сотрудничеству по стандартизации и смежным с ней проблемами в области электротехники и радиотехники путем разработки международных стандартов и других документов) – является автономной организацией в составе ИСО;

- ЕОК – Европейская организация по качеству (содействие, распространение, совершенствование с помощью всех возможных средств применения практических методов и теоретических принципов управления качеством в целях повышения качества и надежности продукции и услуг);

- СЕН – Европейский комитет по стандартизации (устранение в рамках ЕС технических барьеров, связанных с различием национальных стандартов на изделия, противоречивыми правилами по их эксплуатации, с отличающимися нормами по технической безопасности, охране здоровья и природы);

- СЕНЭЛЕК – Европейская организация по стандартизации (разработка стандартов на электротехническую продукцию во всем европейском рынке).

Международные стандарты не являются обязательными, каждая страна вправе применять их целиком, отдельными разделами или вообще не применять.

Большая работа по стандартизации, сертификации и метрологии проводится в рамках СНГ. В марте 1992г. представители независимых государств подписали Соглашение о проведении единой политики в области стандартизации, сертификации и метрологии. Был создан Межгосударственный Совет стран-участниц СНГ (МГС), в котором представлены все национальные организации по стандартизации, метрологии и сертификации этих государств. МСГ обладает правом принятия межгосударственных стандартов (ГОСТ). Решения, принимаемые этим советом, обязательны для всех входящих в него стран. Основной рабочий орган МГС – Технический секретариат – расположен в Минске. В 1995 году Совет ИСО признал МГС стран СНГ региональной организацией по стандартизации.

На территории РФ применяются следующие категории стандартов:

- международные стандарты;

- региональные международные стандарты;

- межгосударственные стандарты (ГОСТ);

- государственные стандарты РФ (ГОСТ Р);

- отраслевые стандарты (ОСТ);

- стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных организаций (СТО);

- стандарты предприятий и организаций (СТП).

 

 

28. Применение международных, региональных международных и национальных стандартов зарубежных стран.

Применение международных, региональных международных и национальных стандартов зарубежных стран возможно в следующих случаях:

1. Принятие аутентичного (равнозначного) текста международного (регионального) стандарта в качестве государственного российского стандарта без каких-либо дополнений и изменений (смена обложки). Обозначается такой стандарт так, как это принято для отечественного стандарта ГОСТ Р с указанием соответствующего международного стандарта и обозначения через тире двух последних цифр года принятия (ГОСТ Р ИСО 9001-96) – прямое применение международного стандарта;

2. Принятие аутентичного (равнозначного) текста международного (регионального) стандарта, но с дополнениями, отражающими специфику российских требований. При обозначении такого стандарта к обозначению отечественного стандарта добавляется номер соответствующего международного (регионального) стандарта, который указывается после обозначения ГОСТ Р в скобках (ГОСТ Р 50321-92 (ИСО 7173:1989));

3. использование (заимствование) отдельных положений международного (регионального) стандарта и включения их в российский стандарт. В таких случаях международный (региональный) стандарт рассматривается как источник информации, используемый при разработке отечественного стандарта, в котором делается соответствующая ссылка на первоисточник.

До принятия в РФ международных стандартов в качестве ГОСТ Р, допускается их применение в качестве ОСТ, СТП и СТО.

Стандарты ГОСТ и ГОСТ Р действуют на территории РФ в качестве нормативных документов по стандартизации без ограничений. ОСТ действуют в тех случаях, если их требования не противоречат законодательству РФ или специальным техническим регламентам.

Допускается не применение новых и пересмотренных ГОСТ, ГОСТ Р и ОСТ на продукцию, выпуск которой был освоен до их введения в действие.

 

 

29. Категории нормативно-технической документации, определяющей требования к объектам стандартизации.

В России установлены следующие категории нормативно-технической документации, определяющей требования к объектам стандартизации:

- Технические регламенты;

- государственные стандарты (ГОСТ);

- отраслевые стандарты (ОСТ);

- республиканские стандарты (РСТ);

- стандарты предприятий (СТП);

- стандарты общественных объединений (СТО);

- технические условия (ТУ);

- международные стандарты (ИСО/МЭК)

- региональные стандарты;

- межгосударственные стандарты;

- национальные стандарты.

Технические регламенты – законодательные акты и постановления Правительства РФ, содержащие требования, нормы и правила технического характера, государственные стандарты РФ. Содержат технические требования.

Государственные стандарты (ГОСТ) разрабатывают на продукцию, работы, услуги, потребности в которых носят межотраслевой характер. Стандарты этой категории принимает Госстандарт России. В стандартах содержатся как обязательные требования, так и рекомендательные. К обязательным относятся: безопасность продукта, услуги, процесса для здоровья человека, окружающей среды, имущества, а также производственная безопасность и санитарные нормы, техническая и информационная совместимость и взаимозаменяемость изделий, единство методов контроля и единство маркировки. Требования обязательного характера должны соблюдать государственные органы управления и все субъекты хозяйственной деятельности независимо от формы собственности. Рекомендательные требования стандарта становятся обязательными, если на них есть ссылка в договоре (контракте).

Отраслевые стандарты (ОСТ) разрабатываются применительно к продукции определенной отрасли. Их требования не должны противоречить обязательным требованиям государственных стандартов, а также правилам и нормам безопасности, установленным для отрасли. Принимают такие стандарты государственные органы управления (например, министерства), которые несут ответственность за соответствие отраслевых стандартов обязательным требованиям ГОСТ Р.

Диапазон применяемости отраслевых стандартов ограничивается предприятиями, подведомственными государственному органу управления, принявшему данный стандарт. Контроль за выполнением обязательных требований организует ведомство, принявшее данный стандарт.

Республиканские стандарты (РСТ) устанавливаются по согласованию с Госстандартом и соответствующими ведущими министерствами и ведомствами по закрепленным группам продукции, на отдельные виды продукции, изготовляемой предприятиями.

РСТ устанавливают требования к продукции, которая может выпускаться находящимися на территории республики предприятиями, но не является объектом государственной и отраслевой стандартизации.

РСТ устанавливаются также на товары народного потребления, изготавливаемые предприятиями, находящимися на территории республики, независимо от их подчиненности, в тех случаях, когда на продукцию отсутствуют государственные стандарты или отраслевые стандарты.

РСТ обязательны для всех предприятий, находящихся на территории республики, выпускающих и потребляющих данную продукцию.

Стандарты предприятий (СТП) разрабатываются и принимаются самими предприятиями. Объектами стандартизации в этом случае являются составляющие организация и управление производством, продукция, составные части продукции, технологическая оснастка, общие технологические нормы процесса производства. Эта категория стандартов обязательна для предприятия принявшего этот стандарт.

Стандарты общественных объединений (научно-технических обществ, инженерных обществ и др). разрабатывают на принципиально новые виды продукции, процессов или услуг; передовые методы испытаний, а также нетрадиционные технологии и методы управления производством. Общественные объединения преследуют цель распространения перспективных результатов мировых научно-технических достижений, фундаментальных и прикладных исследований.

Эти стандарты служат важным источником информации о передовых достижениях, и по решению самого предприятия они принимаются на добровольной основе для использования отдельных положений при разработке стандартов предприятия.

Правила по стандартизации (ПР) и рекомендации по стандартизации (Р) по своему характеру соответствуют нормативным документам методического содержания. Они могут касаться порядка согласования норм документов, предоставления информации о принятых стандартах отраслей, общественных и других организаций в Госстандарт РФ, создание службы по стандартизации на предприятии, правил проведения государственного контроля за соблюдением обязательных требований ГОСТ и других вопросов организационного характера. ПР и Р разрабатываются организациями, подведомственными Госстандарту РФ и Госстрою РФ.

Технические условия (ТУ) разрабатываются предприятиями и другими субъектами хозяйственной деятельности в том случае, когда стандарт создавать нецелесообразно. Объектом ТУ может быть продукция разовой поставки, выпускаемая малыми партиями, а также произведения художественных промыслов. Особенность процедуры принятия ТУ состоит в том, что во время приемки новой продукции происходит их окончательное согласование с приемочной комиссией. Перед этим предварительно рассылается проект ТУ тем организациям, представители которых будут на приемке продукции. ТУ считаются окончательно согласованными, если подписан акт приемки опытной партии (образца).

Международные стандарты (ИСО/МЭК) разрабатываются международными организациями по стандартизации для того, чтобы устранить технические барьеры в торговле, то есть гармонизировать требования, предъявляемые к продукции, услугам в соответствие с требованиями международных стандартов.

Если стандарт гармонизирован с международным стандартом, то по нему можно проводить сертификацию продукции.

Региональные стандарты разрабатываются региональными органами по стандартизации. Например, такой организацией является ЕОКК (европейская организация по контролю качества).

Национальные стандарты разрабатываются национальными организациями по стандартизации. Например, Госстандартом России. Национальные стандарты действуют только на территории России.

Норма – нормативный документ, содержащий положения, устанавливающие количественные меры или качественные критерии, которые должны выполняться в процессе производства или работы.

Межгосударственные стандарты обязательны для стран членов СНГ.

 

 

30. Виды стандартов.

Существуют следующие виды стандартов:

- основополагающие стандарты;

- стандарты на продукцию;

- стандарты на работы и процессы;

- стандарты на методы испытаний, контроля, анализа;

- технические условия.

Основополагающие стандарты, в свою очередь, делятся на:

- общетехнические стандарты;

- организационно-методические стандарты.

Общетехнические стандарты, регламентирующие термины, определения, обозначения, номенклатуру показателей качества выполняют функцию обеспечения информационной совместимости однозначности понимания объекта стандартизации. Общетехнические стандарты, регламентирующие общие требования и (или) нормы выполняют функцию обеспечения технического единства и взаимосвязи объектов стандартизации. Стандарты, регламентирующие методы, устанавливают общие методы проектирования подготовки производства, испытаний, хранения, транспортирования, эксплуатации и ремонта продукции.

Организационно-методические стандарты, которые регламентируют основные (общие), положения устанавливают общие требования, обеспечивающие организационно-техническое единство объектов стандартизации. Стандарты, регламентирующие порядок (правила) обеспечивают единство и взаимосвязь процессов управления в различных областях деятельности. Стандарты, регламентирующие построение (изложение, оформление, содержание) обеспечивают информационную совместимость документации.

Стандарты на продукцию регламентируют требования к продукции и делятся на:

- стандарты общих технических требований;

- стандарты общих технических условий;

- стандарты технических условий.

Стандарты общих технических требований и общих технических условий устанавливают всесторонние требования к группе однородной продукции по ее разработке, производству, обращению и потреблению (эксплуатации).

Стандарты, регламентирующие параметры и (или) размеры, типы, марки, сортамент, конструкцию устанавливают требования к типоразмерным и параметрическим рядам, обеспечивающим унификацию и взаимозаменяемость продукции.

Стандарты, регламентирующие правила приемки, методы контроля, маркировку, упаковку, транспортирование, хранение, эксплуатацию и ремонт данной продукции выполняют функцию по обеспечению заданного качества продукции при ее производстве, сохранении качества при ее транспортировании и хранении, полноценного использования продукции при потреблении, восстановление продукции.

Стандарты технических условий регламентируют требования не к группе однородной продукции, а к конкретной выпускаемой продукции.

Стандарты на работы и процессы устанавливают правила проведения различного рода работ, процессов. Главным их требованием является обеспечение безопасности жизни, здоровья и имущества при проведении данных работ (процессов).

Стандарты на методы испытаний, контроля, анализа регламентируют требования к методам испытаний, проведению научно-исследовательских работ, испытаниям при сертификации продукции.

 

 

31. Стандарты по обеспечению качества программного продукта.

Быстрое увеличение сложности и размеров современных комплексов программ при одновременном росте ответственности выполняемых функций резко повысило требования со стороны заказчиков и пользователей к их качеству и безопасности применения. Испытанным средством обеспечения высокой эффективности и качества функционирования программ и программных комплексов являются международные стандарты, разработанные при участии представителей ведущих компаний отрасли.

По мере расширения применения и увеличения сложности информационных систем выделились области, в которых ошибки или недостаточное качество программ либо данных могут нанести ущерб, значительно превышающий положительный эффект от их использования.

Во многих случаях контракты и предварительные планы на создание сложных программных средств и баз данных для информационных систем подготавливаются и оцениваются неквалифицированно, на основе неформализованных представлений заказчиков и разработчиков о требуемых функциях и характеристиках качества информационных систем. Значительные системные ошибки при определении требуемых показателей качества, оценке трудоемкости, стоимости и длительности создания программных средств - явление достаточно массовое. Многие информационные системы не способны выполнять полностью требуемые функциональные задачи с гарантированным качеством, и их приходится долго и иногда безуспешно дорабатывать для достижения необходимого качества и надежности функционирования, затрачивая дополнительно большие средства и время. В результате часто проекты информационных систем не соответствуют исходному, декларированному назначению и требованиям к характеристикам качества, не укладываются в графики и бюджет разработки.

В технических заданиях и реализованных проектах информационных систем часто обходятся молчанием или недостаточно формализуются сведения о понятиях и значениях качества программного продукта, о том, какими характеристиками они описываются, как их следует измерять и сравнивать с требованиями, отраженными в контракте, техническом задании или спецификациях. Кроме того, некоторые из характеристик часто отсутствуют в требованиях на программные средства, что приводит к произвольному их учету или к пропуску при испытаниях. Нечеткое декларирование в документах понятий и требуемых значений характеристик качества программных средств вызывает конфликты между заказчиками-пользователями и разработчиками-поставщиками из-за разной трактовки одних и тех же характеристик. В связи с этим стратегической задачей в жизненном цикле современных информационных систем стало обеспечение требуемого качества программных средств и баз данных.

За последние несколько лет создано множество международных стандартов, регламентирующих процессы и продукты жизненного цикла программных средств и баз данных. Применение этих стандартов может служить основой для систем обеспечения качества программных средств, однако требуется корректировка, адаптация или исключение некоторых положений стандартов применительно к принципиальным особенностям технологий и характеристик этого вида продукции. При этом многие клиенты требуют соответствия технологии проектирования, производства и качества продукции современным международным стандартам, которые необходимо осваивать и применять для обеспечения конкурентоспособности продукции на мировом рынке

1)Стандартизация характеристик качества:

Одной из важнейших проблем обеспечения качества программных средств является формализация характеристик качества и методология их оценки. Для определения адекватности качества функционирования, наличия технических возможностей программных средств к взаимодействию, совершенствованию и развитию необходимо использовать стандарты в области оценки характеристик их качества. Основой регламентирования показателей качества программных средств ранее являлся международный стандарт ISO 9126:1991 (ГОСТ Р ИСО / МЭК 9126-93) "Информационная технология. Оценка программного продукта. Характеристики качества и руководство по их применению". Завершается разработка и формализован последний проект состоящего из четырех частей стандарта ISO 9126-1--4 для замены небольшой редакции 1991 года. Проект состоит из следующих частей под общим заголовком "Информационная технология - характеристики и метрики качества программного обеспечения": "Часть 1. Характеристики и субхарактеристики качества" Часть 2. Внешние метрики качества" "Часть 3. Внутренние метрики качества" "Часть 4. Метрики качества в использовании".

В России в области обеспечения жизненного цикла и качества сложных комплексов программ в основном применяется группа устаревших ГОСТов, которые отстают от мирового уровня на 5-10 лет.

Первая часть стандарта - ISO 9126-1 - распределяет атрибуты качества программных средств по шести характеристикам, используемым в остальных частях стандарта. Исходя из принципиальных возможностей их измерения, все характеристики могут быть объединены в три группы, к которым применимы разные категории метрик:

- категорийным, или описательным (номинальным) метрикам наиболее адекватны функциональные возможности программных средств;

- количественные метрики применимы для измерения надежности и эффективности сложных комплексов программ;

- качественные метрики в наибольшей степени соответствуют практичности, сопровождаемости и мобильности программных средств.

В части стандарта ISO 9126-1 даются определения с уточнениями из остальных его частей для каждой характеристики программного средства, а также для субхарактеристик качества.

За последние несколько лет создано множество стандартов ISO, регламентирующих процессы и продукты жизненного цикла программных средств и баз данных, которые могут служить основой для систем обеспечения качества программных продуктов.

Вторая и третья части стандарта - ISO 9126-2 и ISO 9126-3 - посвящены формализации соответственно внешних и внутренних метрик характеристик качества сложных программных средств. Все таблицы содержат унифицированную рубрикацию, где отражены имя и назначение метрики; метод ее применения; способ измерения, тип шкалы метрики; тип измеряемой величины; исходные данные для измерения и сравнения; а также этапы жизненного цикла программного средства (по ISO 12207), к которым применима метрика.

Четвертая часть стандарта - ISO 9126-4 - предназначена для покупателей, поставщиков, разработчиков, сопровождающих, пользователей и менеджеров качества программных средств. В ней обосновываются и комментируются выделенные показатели сферы (контекста) использования программных средств и группы выбранных метрик для пользователей.

2)Выбор показателей качества:

Исходными данными и высшим приоритетом при выборе показателей качества в большинстве случаев являются назначение, функции и функциональная пригодность соответствующего программного средства. Достаточно полное и корректное описание этих свойств должно служить базой для определения значений большинства остальных характеристик и атрибутов качества. Принципиальные и технические возможности и точность измерения значений атрибутов характеристик качества всегда ограничены в соответствии с их содержанием. Это определяет рациональные диапазоны значений каждого атрибута, которые могут быть выбраны на основе здравого смысла, а также путем анализа прецедентов в спецификациях требований реальных проектов.

Процессы выбора и установления метрик и шкал для описания характеристик качества программных средств можно разделить на два этапа:

- выбор и обоснование набора исходных данных, отражающих общие особенности и этапы жизненного цикла проекта программного средства и его потребителей, каждый из которых влияет на определенные характеристики качества комплекса программ;

- выбор, установление и утверждение конкретных метрик и шкал измерения характеристик и атрибутов качества проекта для их последующей оценки и сопоставления с требованиями спецификаций в процессе квалификационных испытаний или сертификации на определенных этапах жизненного цикла программного средства.

На первом этапе за основу следует брать всю базовую номенклатуру характеристик, субхарактеристик и атрибутов, стандартизированных в ISO 9126. Их описания желательно предварительно упорядочить по приоритетам с учетом назначения и сферы применения конкретного проекта программного средства. Далее необходимо выделить и ранжировать по приоритетам потребителей, которым необходимы определенные показатели качества проекта программного средства с учетом их специализации и профессиональных интересов. Подготовка исходных данных завершается выделением номенклатуры базовых, приоритетных показателей качества, определяющих функциональную пригодность программного средства для определенных потребителей.

На втором этапе, после фиксирования исходных данных, которое должен выполнить потребитель оценок качества, процессы выбора номенклатуры и метрик начинаются с ранжирования характеристик и субхарактеристик для конкретного проекта и их потребителя. Далее этими специалистами для каждого из отобранных показателей должна быть установлена и согласована метрика и шкала оценок субхарактеристик и их атрибутов для проекта и потребителя результатов анализа. Для показателей, представляемых качественными признаками, желательно определить и зафиксировать в спецификациях описания условий, при которых следует считать, что данная характеристика реализуется в программном средстве. Выбранные значения характеристик качества и их атрибутов должны быть предварительно проверены разработчиками на их реализуемость с учетом доступных ресурсов конкретного проекта и при необходимости откорректированы.

3)Оценка качества:

Методологии и стандартизации оценки характеристик качества готовых программных средств и их компонентов (программного продукта) на различных этапах жизненного цикла посвящен международный стандарт ISO 14598, состоящий из шести частей. Рекомендуется следующая общая схема процессов оценки характеристик качества программ:

- установка исходных требований для оценки - определение целей испытаний, идентификация типа метрик программного средства, выделение адекватных показателей и требуемых значений атрибутов качества;

- селекция метрик качества, установление рейтингов и уровней приоритета метрик субхарактеристик и атрибутов, выделение критериев для проведения экспертиз и измерений;

- планирование и проектирование процессов оценки характеристик и атрибутов качества в жизненном цикле программного средства;

- выполнение измерений для оценки, сравнение результатов с критериями и требованиями, обобщение и оценка результатов.

Для каждой характеристики качества рекомендуется формировать меры и шкалу измерений с выделением требуемых, допустимых и неудовлетворительных значений. Реализация процессов оценки должна коррелировать с этапами жизненного цикла конкретного проекта программного средства в соответствии с применяемой, адаптированной версией стандарта ISO 12207.

Функциональная пригодность - наиболее неопределенная и объективно трудно оцениваемая субхарактеристика программного средства. Области применения, номенклатура и функции комплексов программ охватывают столь разнообразные сферы деятельности человека, что невозможно выделить и унифицировать небольшое число атрибутов для оценки и сравнения этой субхарактеристики в различных комплексах программ.

Оценка корректности программных средств состоит в формальном определении степени соответствия комплекса реализованных программ исходным требованиям контракта, технического задания и спецификаций на программное средство и его компоненты. Путем верификации должно быть определено соответствие исходным требованиям всей совокупности к компонентов комплекса программ, вплоть до модулей и текстов программ и описаний данных.

Оценка способности к взаимодействию состоит в определении качества совместной работы компонентов программных средств и баз данных с другими прикладными системами и компонентами на различных вычислительных платформах, а также взаимодействия с пользователями в стиле, удобном для перехода от одной вычислительной системы к другой с подобными функциями.

Оценка защищенности программных средств включает определение полноты использования доступных методов и средств защиты программного средства от потенциальных угроз и достигнутой при этом безопасности функционирования информационной системы. Наиболее широко и детально методологические и системные задачи оценки комплексной защиты информационных систем изложены в трех частях стандарта ISO 15408:1999-1--3 "Методы и средства обеспечения безопасности. Критерии оценки безопасности информационных технологий".

Оценка надежности - измерение количественных метрик атрибутов субхарактеристик в использовании: завершенности, устойчивости к дефектам, восстанавливаемости и доступности/готовности.

Потребность в ресурсах памяти и производительности компьютера в процессе решения задач значительно изменяется в зависимости от состава и объема исходных данных. Для корректного определения предельной пропускной способности информационной системы с данным программным средством нужно измерить экстремальные и средние значения длительностей исполнения функциональных групп программ и маршруты, на которых они достигаются. Если предварительно в процессе проектирования производительность компьютера не оценивалась, то, скорее всего, понадобится большая доработка или даже замена компьютера на более быстродействующий.

Оценка практичности программных средств проводится экспертами и включает определение понятности, простоты использования, изучаемости и привлекательности программного средства. В основном это качественная (и субъективная) оценка в баллах, однако некоторые атрибуты можно оценить количественно по трудоемкости и длительности выполнения операций при использовании программного средства, а также по объему документации, необходимой для их изучения.

Сопровождаемость можно оценивать полнотой и достоверностью документации о состояниях программного средства и его компонентов, всех предполагаемых и выполненных изменениях, позволяющей установить текущее состояние версий программ в любой момент времени и историю их развития. Она должна определять стратегию, стандарты, процедуры, распределение ресурсов и планы создания, изменения и применения документов на программы и данные.

Оценка мобильности - качественное определение экспертами адаптируемости, простоты установки, совместимости и замещаемости программ, выражаемое в баллах. Количественно эту характеристику программного средства и совокупность ее атрибутов можно (и целесообразно) оценить в экономических показателях: стоимости, трудоемкости и длительности реализации процедур переноса на иные платформы определенной совокупности программ и данных.

4)Система управления качеством:

Выбор характеристик и оценка качества программных средств - лишь одна из задач в области обеспечения качества продукции, выпускаемой компаниями - разработчиками ПО. Комплексное решение задач обеспечения качества программных средств предполагает разработку и внедрение той или иной системы управления качеством. В мировой практике наибольшее распространение получила система, основанная на международных стандартах серии ISO 9000, включающей десяток с лишним документов, в том числе стандарт, регламентирующий обеспечение качества ПО (ISO 9000/3). Эти стандарты должны служить руководством для ведущих специалистов компаний, разрабатывающих ПО на заказ.

5)Определения характеристик и субхарактеристик качества (ISO 9126-1):

Функциональные возможности - способность программного средства обеспечивать решение задач, удовлетворяющих сформулированные потребности заказчиков и пользователей при применении комплекса программ в заданных условиях.

Функциональная пригодность - набор и описания субхарактеристики и ее атрибутов, определяющие назначение, номенклатуру, основные, необходимые и достаточные функции программного средства, соответствующие техническому заданию и спецификациям требований заказчика или потенциального пользователя.

Правильность (корректность) - способность программного средства обеспечивать правильные или приемлемые для пользователя результаты и внешние эффекты.

Способность к взаимодействию - свойство программных средств и их компонентов взаимодействовать с одной или большим числом компонентов внутренней и внешней среды.

Защищенность - способность компонентов программного средства защищать программы и информацию от любых негативных воздействий.

Надежность - обеспечение комплексом программ достаточно низкой вероятности отказа в процессе функционирования программного средства в реальном времени.

Эффективность - свойства программного средства, обеспечивающие требуемую производительность решения функциональных задач, с учетом количества используемых вычислительных ресурсов в установленных условиях.

Практичность (применимость) - свойства программного средства, обусловливающие сложность его понимания, изучения и использования, а также привлекательность для квалифицированных пользователей при применении в указанных условиях.

Сопровождаемость - приспособленность программного средства к модификации и изменению конфигурации и функций.

Мобильность - подготовленность программного средства к переносу из одной аппаратно-операционной среды в другую.

 

 

32. Общетехнические системы государственных стандартов.

  Система стандартов Обозначение Категория стандартов
1 Государственная система стандартизации Российской Федерации ГСС ГОСТ Р-1
2 Единая система конструкторской документации ЕСКД ГОСТ 2 (м/н)
3 Единая система технологической документации ЕСТД ГОСТ 3
4 Система показателей качества продукции СПКП ГОСТ 4
5 Комплексная система общих технических требований и комплексная система контроля качества КСОТТ КСКК ГОСТ 5
6 Единая система классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации ЕСКК ТЭСИ ГОСТ 6 ГОСТ Р6
7 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу СИБИД ГОСТ 7
8 Государственная система обеспечения единства измерений ГСИ ГОСТ 8 ГОСТ Р 8
9 Единая система защиты от коррозии, старения и биоповреждений ЕСЗКС ГОСТ 9
10 Система стандартов безопасности труда ССБТ ГОСТ 12 ГОСТ Р 12
11 Репрография   ГОСТ 13 ГОСТ Р 13
12 Единая система технологической подготовки производства ЕСТПП ГОСТ 14
13 Система разработки и постановки продукции на производстве СРПП ГОСТ 15 ГОСТ Р 15
14 Система стандартов в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов ССОП ГОСТ 17 ГОСТ Р 17
15 Единая система программной документации ЕСПД ГОСТ 19
16 Система проектной документации для строительства СПДС ГОСТ 21 ГОСТ Р 21
17 Система стандартов безопасности при чрезвычайных ситуациях БЧС ГОСТ Р 22
18 Обеспечение износостойкости изделий   ГОСТ 23
19 Единая система стандартов автоматизированных систем управления   ГОСТ 24
20 Система стандартов «Надежность в технике» ССНТ ГОСТ 27
21 Система стандартов эргономических требований и эргономического обеспечения ССЭТО ГОСТ 29
22 Система (комплекс) государственных нормативных документов по стандартизации «Страховой фонд стандартизации» СФД  

Система разработки и постановки продукции на производство (СРПП) представляет собой основу всего комплекса работ по созданию техники (начиная от проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, постановки и освоения продукции в производстве и заканчивая работами при обеспечении ее эксплуатации, ремонта и утилизации). Эта система устанавливает этапы и виды работ на всех стадиях жизненного цикла продукции, порядок их проведения и контроля, оформления полученных результатов, а также взаимоотношения участников работ (заказчиков, разработчиков, изготовителей и потребителей). В систему входит 66 стандартов. Разработка и постановка продукции на производство в общем случае предусматривают:

- разработку технического задания;

- разработку технической и конструкторской документации;

- изготовление и испытание образцов продукции;

- приемку результатов разработки;

- подготовку и освоение производства.

Основная цель СРПП – формирование организационно-методической основы обеспечения высокого технического уровня, качества и конкурентоспособности продукции в интересах наиболее полного удовлетворения потребностей населения и народного хозяйства.

Единая система конструкторской документации (ЕСКД) существует уже более 30 лет и доказала свою высокую эффективность. Это комплекс стандартов (более 160 документов), устанавливающих взаимосвязанные единые нормы и правила по порядку разработки, оформления и обращения конструкторской документации (чертежей, схем, текстовых документов), разрабатываемой организациями и применяемой на всех стадиях жизненного цикла изделия (при проектировании, изготовлении, эксплуатации, ремонте и т.д.). Эти единые нормы и правила распространяются на все виды конструкторских документов, на учетно-регистрационную, нормативно-техническую и технологическую документацию, научно-техническую и учебную литературу. ЕСКД является нормативно-технической и организационной основой:

- обеспечения единого технического языка и терминологии;

- применения современных методов и средств при проектировании изделий;

- возможности взаимообмена конструкторской документацией без ее переоформления;

- оптимальной комплектности конструкторской документации;

- высокого качества изделий;

- учета в конструкторской документации требований, обеспечивающих безопасность использования изделия для жизни и здоровья потребителей, окружающей среды, а также исключающих возможное причинение вреда имуществу;

- возможности расширения унификации и стандартизации при проектировании изделий;

- возможности проведения сертификации изделий;

- сокращения сроков и снижения трудоемкости подготовки производства;

- упрощения форм конструкторских документов и графических изображений;

- возможности создания единой информационной базы автоматизированных систем;

- гармонизации с соответствующими международными стандартами.

Комплекс стандартов Единой системы технологической документации (ЕСТД) разработан на основе ЕСКД и решает две главные задачи – информационную и организационную. Основное назначение ЕСТД – установить единые взаимосвязанные правила, нормы и положения по выполнению, оформлению, комплектации и обращению, унификации и стандартизации технологической документации. Внедрение ЕСТД позволяет:

- установить единые унифицированные машинно-ориентированные формы документов;

- создать единую информационную базу при разработке технологических документов и решении соответствующего комплекса инженерно-технических задач;

- установить единые требования и правила по оформлению документов на технологические процессы и операции;

- обеспечить оптимальные условия при передаче технологической документации;

- создать предпосылки по снижению трудоемкости инженерно-технических работ;

- обеспечить взаимосвязи с другими общетехническими системами стандартов (СРПП, ЕСКД, ГСС, ССБТ и т.д.).

Система показателей качества продукции (СПКП) служит для установления единства понятий при описании качественных характеристик (показателей качества) продукции для дальнейшего их использования во всех видах документов по стандартизации. В состав системы входит около 300 государственных стандартов. Они используются в процессе промышленного производства продукции и ее применении, при подтверждении соответствия.

Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ) представляет собой комплекс нормативных и методических документов, устанавливающих правила, нормы, требования, направленные на поддержание единства измерений в стране при требуемой точности. Фактически эти стандарты регламентируют основные вопросы метрологического обеспечения измерений, в частности:

- выбор и аттестация методик выполнения измерений и испытаний;

- установление норм и погрешностей средств измерений;

- выбор нормируемых метрологических характеристик средств измерений;

- выбор физических величин;

- способы воспроизведения и передачи информации о размере единиц.

Единая система технологической подготовки производства (ЕСТПП) – это установленная национальными стандартами система организации и управления процессом технологической подготовки производства с учетом широкого применения прогрессивных типовых технологических процессов, стандартной технологической оснастки и оборудования, средств механизации и автоматизации производственных процессов, инженерно-технических и управленческих работ. Главная цель ЕСТПП – обеспечить необходимые условия по подготовке конкретного вида производства к выпуску высококачественной продукции, отвечающей требованиям технических регламентов, национальных стандартов или контрактов, в установленные сроки при оптимальных трудовых, материальных и финансовых затратах. Основу ЕСТПП составляют:

- системно-структурный анализ при проведении работ по технологической подготовке производства;

- типизация и стандартизация технологических процессов производства продукции, методов и средств контроля;

- стандартизация технологического оборудования, технологических схем и операций;

- агрегатирование производственного оборудования из стандартных модульных элементов.

- ЕСТПП должна обеспечить:

- единый системный подход к выбору, применению методов и средств технологической подготовки производств, соответствующих современным достижениям науки и техники;

- высокую приспособленность производства к непрерывному его совершенствованию;

- рациональную организацию автоматизированного выполнения комплекса проектных и инженерно-технических работ;

- взаимосвязь технологической подготовки производства с другими системами управления;

- сокращение затрат на технологическую подготовку производства;

- разработку высококачественной и конкурентоспособной продукции.

Система стандартов «Надежность в технике» (ССНТ) ставит своей целью решение следующих задач:

- формирование и поддержание нормативной базы для регулирования взаимодействия всех заинтересованных сторон при обеспечении надежности на всех стадиях жизненного цикла продукции;

- регламентация методов решения типовых задач надежности как основы для разработки соответствующих правил, методик, процедур, применяемых при создании и эксплуатации изделий;

- обеспечение требуемого уровня надежности изделий.

Система стандартов безопасности труда (ССБТ) направлена на обеспечение безопасности труда, снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости (на обеспечение социальных гарантий безопасности жизни и здоровья людей). ССБТ устанавливают:

- организационно-методические основы построения системы и требования к организации работ по обеспечению безопасности труда;

- требования и нормы по видам опасных и вредных производственных факторов;

- требования безопасности к производственному оборудованию;

- требования безопасности к производственным процессам;

- требования к средствам защиты работников.

Основные перспективные направления в области совершенствования стандартов ССБТ:

- установление единых нормативных требований по охране труда для предприятий всех форм собственности;

- создание нормативного и метрологического обеспечения обязательной сертификации производственных процессов и оборудования на безопасность;

- государственное управление деятельностью в области охраны труда;

- гармонизация стандартов ССБТ с международными стандартами, директивами ЕС;

- обеспечение взаимного признания отечественных и зарубежных сертификатов на средства защиты, производственные процессы и оборудование.

Единая система защиты от коррозии, старения и биоповреждений (ЕСЗКС) позволяет сокращать ущерб от коррозии на 10-15%. Целями стандартизации в рамках ЕСЗКС являются:

- сохранение заданного уровня качества изделий и материалов с помощью средств и методов защиты;

- получение экономического эффекта за счет снижения коррозионных потерь металла на 20-25%, расхода стратегических и драгоценных металлов на 15-20%;

- снижение трудоемкости осуществления процесса консервации;

- снижение потерь от старения и биоповреждений.

В настоящее время в ЕСЗКС входят 180 стандартов, которые решают следующие задачи:

- обеспечение требуемых показателей эффективности средств защиты;

- сокращение экономических затрат и потерь;

- сохранение материальных и энергетических ресурсов;

- предотвращение вредного воздействия технологических процессов на окружающую среду и человека;

- взаимозаменяемость средств защиты.

Концепция развития и совершенствования ЕСЗКС предусматривает стандартизацию по следующим направлениям:

В области экологии:

- экологически чистые технологии нанесения защитных и защитно-декоративных покрытий на металлы и полимеры;

- безотходные и малоотходные технологии в гальваническом производстве и при консервации;

- эффективные методы поверхностного легирования металлов;

- методы коррозионного мониторинга новых коррозионно-агрессивных агентов атмосферы.

В области обеспечения безопасности и надежности продукции:

- нормы и требования к материалам и изделиям по стойкости к коррозии, старению и биоповреждениям в условиях эксплуатации и хранения;

- методы ускоренных испытаний на коррозию, стойкость к старению и биоповреждениям;

- нормы и требования к контактам разнородных материалов в узлах изделий;

- унификация номенклатуры средств защиты;

- комплексная защита сложных систем одновременно от коррозии, старения и биоповреждений с использованием принципов рационального конструирования.

В области совместимости и взаимозаменяемости:

- методы оценки эффективности средств защиты;

- методы ускоренных коррозионных испытаний металлов и сплавов;

- методы ускоренных испытаний полимерных материалов и изделий из них на стойкость к старению;

- методы испытаний стеклоэмалей, композиционных покрытий;

- методы ускоренных испытаний материалов и изделий на стойкость к воздействию биологических факторов;

- методы оценки совместимости неоднородных материалов в узлах изделий.

Система стандартов безопасности при чрезвычайных ситуациях (БЧС) разработана на основе системного подхода к обеспечению безопасности населения и хозяйственных объектов в условиях чрезвычайных ситуаций и содержит 36 национальных стандартов. Стандарты сгруппированы по следующим направлениям:

- общие положения;

- мониторинг и прогнозирование;

- промышленная безопасность;

- безопасность населения, водоисточников и систем водоснабжения;

- безопасность продовольствия, пищевого сырья, кормов, сельскохозяйственных животных и растений;

- управление, связь, оповещение;

- ликвидация чрезвычайных ситуаций.

Единая система классификации и кодирования технико-экономической информации (ЕСКК ТЭИ) представляет собой совокупность взаимоувязанных классификаторов научно-технической информации, систем их ведения, научно-методических и нормативных документов по их разработке, ведению и внедрению. Главный результат работ по ЕСКК ТЭИ – создание классификаторов технико-экономической информации:

 

 

33. Органы и службы в сфере стандартизации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: