Основные вопросы проведения диагностики

Тема: Диагностика протекания процесса адаптации первоклассников. Изучение диагностического инструментария. Социально-психологическая адаптация первоклассника

Суть процесса адаптации первоклассников

 

Школа ставит перед ребенком большое количество новых задач, которые требуют мобилизации его физических и интеллектуальных сил. Первокласснику необходимо привыкнуть к новым условиям, возникшим в его жизни, подстроиться под них. Речь идет об адаптации к школе — самом напряженном периоде в первый год обучения. Она происходит на социальном, физиологическом и психологическом уровне.

 

Период адаптации у каждого ребенка происходит индивидуально. Его сроки могут колебаться от трех недель до полугода. Важно следить за динамикой процесса адаптации, выявлять причины намечающейся дезадаптации и проводить необходимую коррекцию выявленных отклонений в ходе «подстраивания» первоклассника к школьной жизни.

 

Факторы социальной адаптации Факторы физиологической адаптации Факторы психологической адаптации
1. Установлены новые формы отношений, новые коммуникативные связи. 2. Сложились устойчивые способы взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. 3. Намечено направление дальнейшей личностной самореализации первоклассника в школе. 1. Высокая работоспособность. 2. Хороший сон и аппетит. 3. Отсутствие симптоматических заболеваний.   1. Нет перепадов настроения и капризов. 2. Присутствует положительная мотивация к обучению. 3. Овладение основными навыками учебной деятельности. 4. Готовность к самооцениванию.

Основные вопросы проведения диагностики

 

Диагностика адаптации первоклассников подразумевает проведение глубокого индивидуального обследования. Она направлена на получение информации о качественных показателях основных необходимых изменений, которые должны произойти во всех сферах жизни и деятельности ребенка.

 

Главная цель диагностики заключается в определении детей, которые испытывают трудности в адаптации и нуждаются в профессиональной помощи. По результатам проведенного исследования должны быть определены индивидуальные траектории развития школьников и разработаны рекомендации для учителей и родителей по оказанию поддержки детям в процессе их школьной адаптации.

 

Проведение диагностики инициируется школьной администрацией, чтобы получить общую информацию об уровне адаптации всех первоклассников. Такой вид деятельности обязательно фиксируется в плане работы школы на учебный год. Непосредственно проведением исследований и обработкой данных занимается школьный психолог в тесном сотрудничестве с классным руководителем первоклассников.

 

Диагностика проводится в несколько этапов.

1. Наблюдение — идет в течение первого месяца обучения для обнаружения особенностей в поведении ребенка на уроках и переменах.

 

2. Обследование — проводится с 15 по 30 сентября. Направлено на установление:

 

· уровня умственного развития первоклассников, выявление детей, у которых есть отставания от возрастной нормы;

 

· степени сформированности мотивов к учению, выделение ведущего мотива;

 

· стабильности эмоционального состояния школьника, наличия отрицательных или положительных эмоций, которые переживает ребенок в разных учебных ситуациях;

 

· уровня школьной тревожности, анализ факторов, которые вызывают у первоклассника дискомфорт, напряжение, страх.

 

3. Составление индивидуальных заключений — после проведения обследования делается итоговая обработка полученных данных, на основе которых:

 

· определяются дети, попадающие в группу риска;

 

· вырабатываются рекомендации для учителя и родителей.

 

4. Ознакомление участников учебного процесса с результатами диагностики адаптации первоклассников — итоговые заключения обсуждаются во время проведения:

 

· малого педсовета или консилиума (чаще всего их проводят во время осенних каникул);

 

· индивидуальных консультаций; · родительского собрания.

 

5. Составление индивидуальных программ работы с детьми, имеющими признаки дезадаптации — происходит в тесном взаимодействии со всеми заинтересованными сторонами. Эта работа должна быть закончена к концу первой четверти. В программу необходимо включить:

 

· групповые занятия;

 

· индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение;

 

· индивидуальные формы работы, направленные на решение конкретных проблем

 

6. Реализация индивидуальных программ — занимает 1 – 4 месяца.

 

7. Повторная диагностика — должна быть проведена в конце учебного года (апрель — май) для получения итоговых данных.

 

8. Заключительный этап — необходим для сопоставления стартовых и окончательных показателей. На этом этапе анализируется динамика развития ребенка и устанавливается эффективность реализации выработанных рекомендаций и программ.

 

Для получения полной и достоверной информации о каждом ребенке в процессе диагностики необходимо также проводить:

 

· опрос родителей;

 

· интервьюирование учителей;

 

· изучение медицинских карт детей.

 

Основным направлением диагностической деятельности является проведение анкетирования и тестирования первоклассников с использованием различных методик. Она может проводиться как в индивидуальной, так и в групповой форме. Обычно на обследование одного ребенка затрачивается 15 – 20 минут.

 

Основные методики проведения диагностики адаптации первоклассников

 

Для проведения диагностики адаптации первоклассников психолог отбирает наиболее эффективные методики, которые отвечают таким критериям:

 

· направлены на изучение всех ключевых параметров адаптации;

 

· не только выявляют признаки дезадаптации, но и позволяют выявить факторы, влияющие на появление проблем в адаптации;

 

· не требуют значительных организационных, временных и материальных затрат для их проведения.

 

Наблюдение

 

Наиболее распространенный метод диагностики — наблюдение. Чаще всего используется выборочное наблюдение. В процессе его проведения фиксируются только те особенности поведения ребенка, которые выделяют его из общей массы первоклассников. Наблюдение проводится одновременно за всеми детьми в классе. Основные требования к организации наблюдения:

 

· наличие схемы наблюдения;

 

· систематичность;

 

· объективность.

 

Наблюдение также должно включать:

 

· анализ успеваемости ребенка;

 

· просмотр тетрадей;

 

· прослушивание устных ответов;

 

· анализ сложившихся межличностных отношений.

В результате наблюдений происходит оценивание (по 5-балльной шкале) основных семи компонентов:

 

· учебной активности;

 

· усвоения программных материалов;

 

· поведения на уроках;

 

· поведения на переменах;

 

· взаимоотношения с одноклассниками;

 

· отношения к учителю;

 

· эмоций.

Тест «Домики»

 

Еще одним методом диагностики адаптации первоклассников к школе является тест «Домики». Его проводят с целью определения:

 

· ценностных ориентаций;

 

· социальных эмоций;

 

· личностных отношений.

 

Этот тест представляет собой цвето-ассоциативное исследование. Автором теста является О.А. Орехова. Для его проведения необходимо подготовить:

 

· опросный лист;

 

· 8 карандашей (черный, серый, коричневый, фиолетовый, синий, зеленый, желтый, красный).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: