Для определения уровня адаптации первоклассников к школе можно использовать также диагностику мотивационной сферы ребенка по методике Н.Г. Лускановой. Она проводится в виде краткой анкеты, вопросы которой зачитываются вслух, а дети должны выбрать подходящий вариант ответа.
При обработке результатов все ответы нужно занести в таблицу, которая содержит специальный ключ для определения количества полученных баллов.
Результаты подсчета нужно интерпретировать следующим образом.
Такая методика позволяет не только выявить уровень адаптации школьников, но и выявить причины, приводящие к снижению мотивации ребенка к посещению школы.
Методика «Лесенка»
Для определения уровня самооценки ребенка при диагностике адаптации первоклассников к школе рекомендуется использовать методику «Лесенка». Для ее проведения необходимо подготовить рисунок лестницы с пронумерованными ступеньками.
Тест на тревожность
Для определения уровня тревожности у первоклассника предлагается провести опрос учителя и родителей, подробнее.
При подведении итогов необходимо посчитать общий балл, который суммирует результаты обоих опросов.
Также для определения эмоциональных проблем ребенка можно провести тест «Диаграмма «Хорошее — плохое».
Есть еще одна похожая по своему направлению Проективная методика диагностики школьной тревожности (А.М. Прихожан).
Социально-психологическая адаптация первоклассника
Социально-психологическая адаптация представляет собой процесс активного приспособления, продолжающийся в среднем от 10-18 дней до 1-3 месяцев школьной жизни и сопровождающийся определенными изменениями в эмоционально-волевой сфере ребенка.
Выявлено три уровня адаптации детей к школе.
· Высокий уровень адаптации. Первоклассник положительно относится к школе, требования воспринимает адекватно.
· Средний уровень. Первоклассник положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний.
· Низкий уровень. Первоклассник отрицательно или индифферентно относится к школе; нередки его жалобы на нездоровье, доминирует подавленное настроение.
Фактически низкий уровень адаптации – это уже проявление того состояния, которое обозначают как «школьная дезадаптация». Понятие «психологическая школьная дезадаптация» определяется как психогенное заболевание и психогенное формирование личности ребенка, нарушающие его объективный и субъективный статус в школе и семье и затрагивающий учебную и внеучебную активность ученика (по В.В. Кагану).
Изучая поведение шестилетних и семилетних первоклассников Т.В. Дорожевец обнаружила три стиля адаптации: аккомодационный, ассимиляционный и незрелый.
Аккомодационный стиль отражает стремление ребенка к полному подчинению своего поведения требованиям среды. Для ассимиляционного стиля характерно стремление ребенка подчинить социальную среду своим потребностям. В случае незрелого стиля приспособления, связанного с психологической незрелостью ребенка данного возраста, речь идет о неспособности его к принятию новой социальной ситуации развития.
Различно поведение этих детей в школе. Первоклассники с аккомодационным стилем приспособления, соответствующие в основном типичному образу «хороший ученик», с готовностью подчиняются всем правилам и нормам школьной жизни, и тем самым, как правило, оказываются наиболее адаптированным к учебной деятельности и нормам школьной жизни. Но часто дети несамостоятельны, пассивны, теряют свои интересы, не защищают их. Положительные оценки их деятельности со стороны педагогов, способствуют формированию позитивной Я-концепции детей этой группы.
Дети с ассимиляционным стилем, которые игнорируют новые для них школьные правила или же выполняют их только в присутствии учителя, оказываются, как правило, дезадаптированными в отношении принятия учебной деятельности, требований школы. Типичные в таких случаях негативные педагогические оценки в присутствии сверстников ведут, как
правило, к еще большему снижению их авторитета, статуса в классе, затрудняя тем самым их социальную адаптацию.
Особенно трудно приходится детям с незрелым стилем адаптации, когда он обусловлен недостаточно развитой волей. Они не способны координировать свое поведение в соответствии с правилами и нормами школьной жизни.
Анализ нарушений социально-психологической адаптации ребенка к школе позволил выделить наиболее характерные психозащитные реакции: активный протест (враждебность), пассивный протест (избегание), тревожность и неуверенность в себе.
В числе факторов, способных затормозить формирование психологической готовности к школе и затруднить адаптацию ребенка к школе, можно назвать особенности семейной микросреды, семейного воспитания, особенности процесса обучения, отрицательный стиль отношения педагога к детям, психологическая дезадаптация ребенка в детском саду.
Благоприятное воздействие на адаптацию оказывает психологическая готовность к школе, правильные методы воспитания в семье, отсутствие в ней конфликтных ситуаций, благоприятный статус в группе сверстников, положительный стиль отношения педагога к детям.
Важную роль в адаптации ребенка к школе имеет преемственность методов работы и педагогического общения воспитателя детского сада и педагогов школы, работающих с детьми шестилетнего возраста.