Цена как экономическая категория, ее основные функции

Вопросы на зачёт по дисциплине

Ценообразование

1. Цена как экономическая категория, ее основные функции.

2. Основные ценообразующие факторы.

3. Закон стоимости. Взаимосвязь закона стоимости и законов спроса и предложения.

4. Ценовая политика государства. Цели, формы и методы государственного регулирования цен.

5. Механизм формирования цен в рыночных условиях

6. Определение системы цен. Взаимосвязь различных видов цен.

7. Виды цен в зависимости от сферы товарного обращения, вида рынка. Трансфертные цены.

8. Виды цен в зависимости от степени новизны товара.

9. Виды цен по способу фиксации в контракте.

10. Виды цен в зависимости от учета в них транспортных расходов.

11. Виды цен в зависимости от характера и степени государственного регулирования.

12. Публикуемые и расчетные цены. 

13. Цены действующие, сопоставимые, средние.

14. Цены во внешнеторговом обороте. 

15. Состав и структура различных видов цен.

16. Себестоимость как базовый элемент цены.

17. Виды затрат, входящих в себестоимость.

18. Полная и сокращенная себестоимость в ценообразовании.

19. Сущность ценовой политики, стратегии и тактики организации.

20. Этапы разработки ценовой политики, стратегии организации.

21. Ценовая тактика организации.

22. Стратегии затратного ценообразования, условия и масштабы их применения.

23. Надбавки и скидки к цене (оптовые, платежные, дилерские).

24. Надбавки и скидки к цене (экспортные, сезонные, сервисные, клубные).

25. Надбавки и скидки к цене (за возврат ранее купленного товара, с учетом межкультурных коммуникаций, специальные).

 

Цена как экономическая категория, ее основные функции.

 

В общем случае цена представляет собой экономическую категорию, означающую сумму денег, за которую продавец хочет продать, а покупатель готов купить товар. Другими словами, цена – это денежное выражение стоимости товара. Если условия сделки предусматривают обмен одного товара на другой, то последний становится товарной ценой первого товара. Отсюда, ценообразование - это процесс формирования цен на товары и услуги. Различают два вида ценообразования:

1) рыночное, при котором цены устанавливают преимущественно производители;

2) централизованное (государственное), при котором цены устанавливают преимущественно специальные государственные органы и учреждения.

В реальной экономике любого государства используют оба этих вида. Однако в рыночной экономике доминирует первый вид ценообразования, а в планово-распределительной – второй.  Рыночная цена формируется под влиянием таких факторов как спрос, предложение, издержки производства, конкуренция, вмешательство государства в процессы ценообразования. В общем случае рыночный спрос на товар определяет его максимальную цену, то есть ту, которую могут установить предприятия, распространяющие товар (продавцы). Валовые издержки производства (сумма постоянных и переменных издержек) определяют минимальную цену товара, ту, которую могут установить предприятия производители. Существенное влияние на формирование цены оказывает рыночное поведение конкурентов, их политика и стратегии в области ценообразования, потребительские характеристики, предлагаемого ими товара и цены на конкретную продукцию. Важнейшим фактором рыночного ценообразования является также государственное регулирование цен и механизмов ценообразования. В общем случае существуют прямые и косвенные способы воздействия государства на процессы формирования цены товара. Прямые (административные) способы – это установление определенного порядка ценообразования на определенный товар (товарную группу). Косвенные (экономические) способы – направлены на изменение конъюнктуры рынка, создание определенного положения в области финансов, валютных и налоговых операций, оплаты труда и т.п. В рыночной экономике цена и процессы ее формирования занимают одно из главных мест. Это определяется множеством факторов. Например, цена является значимым параметром конкурентоспособности товара. Ценовая политика, ценовая стратегия предприятия, цена товара являются мощными инструментами конкурентной борьбы. Цена товара определяет такие экономические показатели деятельности предприятия как доход и прибыль и т.д. Однако главным является то, что цена по своей природе способна реализовывать ряд важнейших функций, без которых нормальное существование экономической системы невозможно.

Функция цены – это совокупность общих свойств, которые объективно присущи цене как экономической категории. Принято выделять пять основных функций цены.

 1 Учётно-измерительная функция определяет сущность цены как денежного выражения стоимости товара. Цена в данном случае выступает тем инструментом, который позволяет организовать стоимостной учёт любых хозяйственно-экономических процессов, как на отдельном предприятии, так и в целом в экономической системе. Таким образом цена позволяет сопоставить или соизмерить затраты и результаты предпринимательской деятельности любого хозяйствующего субъекта.

2 Стимулирующая функция проявляется в воздействии цены на производство и потребление товаров. Так, цена стимулирует производителя через уровень заключённой в ней прибыли, а именно высокий уровень прибыли ведёт к росту объёмов производства товаров. Соотношение цены и потребительских свойств товара стимулирует изменение объёмов потребления.

3 Распределительная (перераспределительная) функция обусловлена тем, что в реальной жизни цена, как правило, не равна стоимости товара. Она либо завышена, либо занижена, как под воздействием совокупности рыночных факторов (объективно), так и осознанно со стороны конкретных субъектов рынка (например, государства). Разность между действующей ценой и объективной стоимостью товара может быть направлена на решение каких-либо проблем. В общем случае перераспределительная функция цены может проявляться в двух формах:

- через изъятие части цены товара (в виде различных налогов) в пользу государства с последующим использованием накопленной суммы денег на макроэкономические и социальные нужды (например, содержание армии, бесплатное образование и медицинское обслуживание и т.п.);

- через регулирование цен на различные товары с последующей поддержкой одних производителей за счёт других (например, фиксация цен на горюче-смазочные материалы для сельскохозяйственных предприятий перед началом сельскохозяйственных потребителей за счёт производителей (например, фиксация цен на социально значимые товары).

4 Балансирующая функция проявляется в таком колебании рыночных цен на товары, которое, в конечном счёте, приводит к равновесию спроса и предложения.

5 Функция размещения капитала и производства проявляется в переливе капитала (создании новых хозяйствующих субъектов) в те сектора экономики, географические и/или экономические регионы, где наблюдается высокая норма прибыли. Таким образом, целенаправленно (а в отдельных случаях и стихийно) может быть создана рациональная экономическая структура национальной экономики.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: