Вариант 3. Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений

Пунктуационный анализ текста

Вариант 1. Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

Задание 1.

(1) Сергея Сергеевича Химича все считали очень нерешительным человеком, а некоторые вдобавок – человеком в футляре, вроде учителя Беликова из чеховского рассказа. (2) Он едва-едва вытянул первый год в качестве штатного преподавателя химии, и в конце концов директор школы предложил ему прекратить мучить себя и учеников и перейти в лаборанты. (3) С радостью Сергей Сергеевич согласился и новый учебный год начал в примыкавшей к кабинету химии узкой комнате, уставленной шкафами, стеллажами и столиками, колбами, штативами и горелками. (4) А учительское место заняла юная красавица гречанка Азалия Харитоновна Керасиди, в которую все сразу влюбились и между собой стали называть просто Ази. (5) Гибкая, тоненькая, подвижная, смуглая, с изогнутыми, как ятаганы, темными бровями и темно-зелеными блестящими глазами, она отлично справлялась с учительскими обязанностями, заставив всех тотчас забыть об этом увальне и недотепе Химиче.

Задание 2.

(1) Из дома в школу он в любое время года ходил одним и тем же однажды выбранным путем, хотя значительная часть его была ужасно неудобна: глинистая тропинка между оградами огородов и довольно глубоким оврагом, тянувшимся параллельно железнодорожной насыпи. (2) Тропинка выводила к переезду, составлявшему для Сергея Сергеевича мучительнейшую преграду на пути к школе. (3) То и дело сверяясь с самодельным расписанием, он ждал московский скорый, потом, пропустив поток автомобилей, успевал юркнуть через переезд перед самым носом почтово-багажного. (4) Опоздать к началу урока или попасть под поезд – эту дилемму он, бедный, решал ежедневно. (5) Но изменить маршрут, однажды и навсегда выбранный, ему и в голову, видимо, не приходило.

Задание 3.

(1) Конференц-зал клиники при Институте детской онкологии находился на первом этаже, где не было больничных палат, только приемный покой и кабинеты. (2) Располагался он далеко от вестибюля, а потому никогда не запирался, впрочем, в те мирные и смирные годы больницы еще не грабили. (3) Да и нечего было воровать в конференц-зале, кроме дорогого концертного рояля. (4) Родители Романа Осина заранее, перед тем как сдать его на лечение, договорились с профессором Д. А. Приваловым, главой клиники, что их сыну, знаменитому юному пианисту, «второму Моцарту», как они его деловито аттестовали, разрешат упражняться на рояле по вечерам. (5) Это было еще до того, как ему был поставлен зловещий диагноз — саркома Юинга и сделана операция на плечевой кости. (6) Вскоре после операции у него обнаружились метастазы в легких, вот тут родители заподозрили, что великим музыкантом их сыну уже не стать.

Задание 4.

 (1)Уникальной достопримечательностью Кавказа являются дольмены. (2)По словам ученых, их возраст составляет около 9 тысячи лет. (3)Дольмен – древнее сооружение из камней, средний вес которого – 70 тонн (4)Более общее название этих построек – мегалиты, «большие камни». (5)Археологами установлено, что дольмены строились в эпоху бронзы. (6)Внутри дольменов исследователи находили черепки глиняной посуды, наконечники скифских стрел, обломки античных амфор, иногда они натыкались на древние захоронения.(7)Некоторые исследователи считают, что дольмены – это могильники, но вовсе не во всех дольменах были обнаружены захоронения. (8)Другие исследователи подозревают, что дольмены – культовые сооружения. (9) Существуют и совсем экзотические версии, по которым дольмены – детища пришельцев из других миров, зародивших жизнь на нашей планете.

Задание 5.

(1)Юрибей течет по вечной мерзлоте, пересекает полуостров Ямал и впадает в Байдарацкую губу Карского моря.(2)Зимой река становится узкой ледяной лентой, а летом разливается на несколько километров в ширину, правда, только на 5–6 дней. (3)Здесь находится самый длинный в России мост. (4)Он стоит на сваях, как на спичках, позволяя реке жить своей обычной жизнью. (5)Юрибей – настоящее чудо не только для коренных жителей этих широт и ценителей арктической природы. (6)Его название хорошо известно археологам. (7)Ведь именно здесь каждый год река выпускает из плена вечной мерзлоты древних мамонтов. (8)Самая громкая сенсация состоялась в мае 2007 года: оленевод Юрий Худи обнаружил на излучине реки Юрибей удивительно хорошо сохранившегося мамонтенка. (9)Животное более 10 тыс. лет хранилось, как в холодильнике, в прибрежной толще вечной мерзлоты.

Задание 6.

 (1)Есть на Земле озера такие большие, что так и хочется называть их морями. (2)Одно из таких озер-морей – озеро Байкал в Восточной Сибири, на границе Иркутской области и Республики Бурятия. (3)Глубочайшее озеро Земли лежит в котловине, со всех сторон окруженной горными хребтами и сопками. (4)Местами горы отступают от берега на десятки километров. (5)Озеро протянулось в виде гигантского полумесяца с севера на юго-запад на 636 км. (6)Его ширина колеблется от 25 до 80 км, а длина береговой линии составляет 2100 км. (7)Байкал занимает всего лишь шестое место среди крупнейших озер мира. (8)Но по глубине, которая достигает 1637 м, он абсолютный рекордсмен планеты Земля. (9)В 1996 году озеро было внесено в Список природных памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Вариант 2. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

Задание 1.

(1) — А мои родители любят только водку... (2) Мать еще иногда приходит ко мне, приносит передачку, спрашивает, как идет лечение. (3) Я ей все подробно рассказываю — мама же! (4) А в следующий раз она приходит и спрашивает то же самое, будто я ничего ей не говорила, — ну ничего уже не помнит! (5) Всю зиму не могла принести мне теплое пальто, сто раз просила — зимой я почти не гуляла... (6) Вот это чужой плащ, от девочки остался, которая умерла.

(7) У Романа сжалось сердце: он знал больничную примету — нельзя донашивать вещи того, кто уже умер от рака. (8) Надо будет попросить сестру принести для Юли какую-нибудь из его курток и теплый лыжный костюм. (9) И еще надо сказать, чтобы фруктов приносила теперь побольше — на двоих.

Задание 2.

(1)— Это с утра! Потом разогреет! — быстро сказала Юля. (2) На ней был болоньевый плащик защитного цвета, из-под него торчал больничный халат, а из-под халата — синие спортивные брюки. (3) На голову до самых бровей была натянута красная вязаная шапочка, заканчивающаяся острым уголком с кисточкой — пушистым веником собранных в узел разноцветных ниток. (4) На ногах у Юли были толстые вязаные носки и все те же больничные тапочки, номера на три больше, чем надо. (5) Сам Роман был одет куда основательней: американские джинсы, кожаная итальянская куртка, под ней толстый шотландский свитер, добротные английские уличные ботинки — все привезено с гастролей.

(6) До самого обеда гуляли по больничному саду — большому куску неухоженной земли, засаженной дикими яблонями. (7) О музыке они не говорили — Роман решил отложить музыкальное воспитание Юли на вечер, но зато беседовали всем на свете.

Задание 3.

(1) Роман позвонил с уличного телефона — Михаила еще не было. (2) Тогда он решил зайти в Никольский собор, причем зайти не просто так, а поставить свечку Божьей Матери и помолиться о Юле — его такой несчастной и такой дорогой подруге. (3) До этого он заходил в храмы только как турист да еще послушать органную музыку в католических соборах за границей. (4) Отец говорил, что религия — это часть культуры. (5) Роман не верил, что это в самом деле так, что-то и тогда невнятно шевелилось в его душе, но архитектура и музыка отвлекали, и он особо не задумывался. (6) А вот теперь при виде золотых куполов и крестов над бело-голубыми стенами его вдруг потянуло в храм и он решил: «Пойду поставлю свечку и помолюсь».

(7) Верил ли он в Бога и Богородицу, в Иисуса Христа? (8) Наверное, все-таки немножко верил! (9) Надо было верить — иначе зачем все эти хлопоты и все это напряжение сил?

Задание 4.

 (1)Я побежал к Асе и нашел ее нераздетою, в лихорадке, в слезах; голова у ней горела, зубы стучали. (2)«Что с тобой? — спросил я, — ты больна?» (3)Она бросилась мне на шею и начала умолять меня увезти ее как можно скорее, если я хочу, чтобы она осталась в живых... (4)Рыдания ее усиливаются... и вдруг сквозь эти рыдания услышал я, что она вас любит. (5)Вы очень милый человек, — продолжал Гагин, — но я не понимаю, почему она вас так полюбила. (6)Она говорит, что привязалась к вам с первого взгляда, воображает, что вы ее презираете, что вы, вероятно, знаете, кто она; она спрашивала меня, не рассказал ли я вам ее историю. (7)Я просидел с ней до утра; она взяла с меня слово, что нас завтра же здесь не будет, — и тогда только она заснула. (8)Я подумал, подумал и решил поговорить с вами. (9)По-моему, Ася права: самое лучшее — уехать нам обоим отсюда.

Задание 5.

1)Кижи – это музей деревянного зодчества под открытым небом. (2)Он находится в 68 км от города Петрозаводска – столицы Республики Карелия.(3) Общая территория музея насчитывает более 10 тыс. га. (4)На остров Кижи перевезены самые ценные, интересные и типичные деревянные постройки со всей Карелии: древнейшая на Русском Севере культовая постройка – церковь Воскрешения Лазаря (XIV век), несколько часовен, крестьянских домов, большое количество хозяйственных построек.(5)Этнографическое собрание музея насчитывает около 30 тыс. предметов, бытовавших в деревнях Карелии в XIX – начале XX века. (6)Около 500 икон хранят своеобразие северной иконописной традиции. (7)Среди них – единственная в России коллекция «небес» из храмов Обонежья.(8)В любом из крестьянских домов посетителя окружают предметы обстановки и вещи, среди которых жили, которыми пользовались крестьяне в давние времена. (9)Передавалось из поколения в поколение и мастерство народных ремесленников: резчиков по дереву и вышивальщиц, гончаров и кузнецов, ткачих.

Задание 6.

(1)Озеро Казеной-Ам – живописный высокогорный водоем, расположенный на Северном Кавказе, на южном склоне Андийского хребта на высоте 1870 м над уровнем моря. (2)Считается, что Казеной-Ам по своим размерам ничуть не уступает известным Голубым озерам Кабардино-Балкарии. (3)Озеро возникло за гигантской плотиной высотой более 100 км еще в древние времена, когда горный обвал запрудил ущелья двух небольших речек – Хорсум и Каухи. (4)Казеной-Ам расположено в зоне чудесных горных лугов и степей. (5)В течение всего года, в том числе зимой, преобладает солнечная погода. (6)Вода озера прозрачная и холодная. (7)Летом ее температура на поверхности не поднимается выше 17–18°. (8)Зимой озеро замерзает, толщина льда достигает 70–80 см. (9)В Казеной-Ам водится особый вид форели, имеющий яркую окраску: на темных боках рыбы выделяются красные пятна.

 

Вариант 3. Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

Задание 1.

(1) — Благотворительности я решительно не одобряю: каждый должен сам зарабатывать себе и на хлеб, и на лекарства. (2) Но как мужчина я тебя понимаю: чем не пожертвуешь для любимой девушки! (3) Она хоть хорошенькая, эта твоя Юля?

(4) На это Роман только пожал плечами.

(5) — Ладно, — уже полностью сдался отец, — в конце концов, повторяю, это твои собственные деньги и твоя личная жизнь. (6) Хотя я бы на твоем месте приберег их на будущее: навряд ли у тебя теперь скоро появятся такие высокие доходы, как были в прошлом... (7) Но это все молодость: и расточительность, и благотворительность,

(8) Они пошли в банк и сняли требуемую сумму. (9) Теперь встал главный вопрос: кто привезет лекарство из-за границы?

Задание 2.

(1) Внук приехал и убежал с ребятами на лыжах кататься. (2) А баба Дуня, разом ожив, резво суетилась в доме: варила щи, пирожки затевала, доставала варенья да компоты и поглядывала в окошко.

(3) С появлением внука живым духом веяло в доме. (4) Сын и дочь свили гнездо в городе, баба Дуня у них гостила у них редко. (5) С одной стороны, за хату боялась: какое ни есть, а хозяйство, с другой… (6) Вторая причина была поважнее: с некоторых пор спала баба Дуня тревожно, разговаривала, а то и кричала во сне. (7) Только улягутся и заснут, как забормочет баба Дуня, в голос заговорит, а потом закричит: «Люди добрые! Спасите!!»

Задание 3.

(1) Когда расставались, Элеонора облегченно вздохнула: слава Богу! (2) Еще в Москве, собираясь в поездку, она просчитала максимум возможных вариантов: тот вариант, который произошел, оказался не из самых худших. (3) Еще бы с начальством Алика повезло… (4) Совесть ее не мучила, и она не думала о том, как станет смотреть после всего в глаза мужу. (5) Разве это мужчина, который не смог отмазать родного сына от армии? (6) Разве это отец, который говорит: пусть потянет лямку!

(7) На работе у всех сотрудников дети освобождены от армии, только их Альберт – как последний колхозник… (8) В глазах сослуживцев – презрение: на родного сына поскупились!

(9) И тогда Элеонора решила: сама все сделает! (10) Все сделает сама: доберется до этой проклятой Чечни, найдет сына, договорится с начальством и увезет его домой.

Задание 4.

 (1)Служанка начала громко кликать хозяйку: ее испуг заставил меня прийти в себя. (2)Одна мысль во мне загорелась: сыскать их, сыскать во что бы то ни стало. (3)Принять этот удар, примириться с такою развязкой было невозможно. (4)Я узнал от хозяйки, что они в шесть часов утра сели на пароход и поплыли вниз по Рейну. (5)Я отправился в контору: там мне сказали, что они взяли билеты до Кёльна. (6)Я пошел домой с тем, чтобы тотчас уложиться и поплыть вслед за ними. (7)Мне пришлось идти мимо дома фрау Луизе... (8)Вдруг я слышу: меня кличет кто-то. (9)Я поднял голову и увидал в окне той самой комнаты, где я накануне виделся с Асей, вдову бургомистра.

Задание 5.

 (1)Войдешь в дом и прежде всего услышишь запах яблок, а потом уже другие: старой мебели красного дерева, сушеного липового цвета, который с июня лежит на окнах... (2)Во всех комнатах — в лакейской, в зале, в гостиной — прохладно и сумрачно: дом окружен садом, а верхние стекла окон цветные. (3)Всюду тишина и чистота, хотя, кажется, кресла, столы с инкрустациями и зеркала в узеньких и витых золотых рамах никогда не трогались с места. (4)И вот слышится покашливанье: выходит тетка. (5)Она небольшая, но тоже, как и все кругом, прочная. (6)На плечах у нее накинута большая персидская шаль. (7)Выйдет она важно, но приветливо, и сейчас же под бесконечные разговоры про старину, про наследства, начинают появляться угощения. (8)Окна в сад подняты, и оттуда веет бодрой осенней прохладой.
Задание 6.

 (1)Долина гейзеров – это вулканический каньон шириной всего около двух километров и длиной чуть более четырех. (2)Опытный турист скажет: «Приличных размеров долина, приятное, верно, местечко». (3)А знающий добавит: «Не просто долина в горах, а ущелье среди вулканов». (4)Камчатские вулканы и вправду уникальное явление природы. (5)Такого количества плотно примыкающих друг к другу действующих вулканов на Земле, пожалуй, нет больше нигде. (6)В центре Долины, на левом берегу реки Гейзерной, расположился гейзер Великан. (7)Вся Долина время от времени окутывается паром настолько, что в его густых облаках трудно рассмотреть выходы воды. (8)В такие моменты оказавшиеся здесь люди обращаются в слух: в ущелье звучит симфония торжествующей воды, слышатся шипенье и всплески.

 




Ответы

Вариант 1.

Задание 1.-12

Задание 2.-125

Задание 3.-1456

Вариант 2.

Задание 1.-345

Задание 2.-36

Задание 3.-19

Вариант 3.

Задание 1.-1269

Задание 2.-56

Задание 3.-289

 

21. Найдите предложения, в которых ТИРЕ ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Музей-заповедник «Кижи» — один из крупнейших в России музеев под открытым небом. (2) Это уникальный историко-культурный и природный комплекс, являющийся особо ценным объектом культурного наследия народов Российской Федерации. (3) Ансамбль Кижского погоста — основа музейного собрания — стал объектом Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО. (4)Остров Кижи — это указано во всех путеводителях - расположен в удивительно красивом месте с естественным лабиринтом из сотен живописных островов и заливов. (5) Извилистые линии берегов и скалы с растущими на вершинах соснами, разноцветные луга в обрамлении синих вод Онежского озера — всё это делает Кижские шхеры одним из красивейших мест Русского Севера. (6)Сегодня музей-заповедник не только экскурсионный центр международного туризма на острове Кижи, но и социокультурный центр Петрозаводска. (7)Петрозаводск — столица Карелии, которая представляет богатейшую культуру и историю республики.(8) Непроходимые леса, топкие болота, озёра с чистейшей водой-всё это тоже Карелия.

 

Ответ 17< или >34< или >58

 

21. Найдите предложения, в которых ТИРЕ ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)«Лосиный Остров» — это уникальная территория. (2)Его уникальность в том, что на его территории вблизи от многомиллионного города в естественном виде сохранилась природа Средней России во всём её многообразии: хвойные, берёзовые и широколиственные леса, участки лугов и верховых болот, истоки Яузы с озёрами и плавнями. (3)В десяти километрах от Кремля — бобры, кабаны и лоси, многие хищные птицы, редкие в Московской области растения. (4)Парк находится в Московской области и Москве, его площадь - 12 тысяч гектаров, в том числе 3 тысячи гектаров в административных границах города. (5) Географически парк приближен к Мещёрской низменности и Клинско-Дмитровской гряде - водоразделу рек Москвы и Клязьмы. (6)История этого места известна ещё из документов XIV века, в частности, из духовных грамот Ивана Калиты, Димитрия Донского, Владимира Андреевича Серпуховского — русских князей. (7)В старинных документах упоминаются угодья парка: пашни, леса, борти — всё это расположено и на территории нынешнего национального парка.

56< или > 14


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: