Задание 1. Напишите формулы и строение энантиомеров следующих моносахаридов: b-D-глюкопиранозы, b-D-галактопиранозы, b-D-фруктофуранозы, N-ацетил-b-D-галактозамина. По конфигурации какого хирального центра производится отнесение энантиомеров к D- или L-стереохимическому ряду?
Задание 2. Приведите формулы a- и b-аномеров глюкопиранозы и фруктофуранозы. Покажите цикло-оксо-таутомерию приведенных углеводов, наиболее устойчивые конформационные изомеры глюкопиранозы.
Задание 3. Напишите схемы реакции D-маннозы с метанолом, этиламином, гидроксидом меди.
Задание 4. Написать уравнения реакции окисления и восстановленияD- глюкозы.
Задание 5. Приведите структурную формулу D- глюкозы:
- укажите реакции, свойственные данному соединению как многоатомному спирту (реакция с гидроксидом меди)
- приведите химизм реакций, доказывающих наличие карбонильной группы в структуре указанного вещества(реакция серебряного зеркала).
Задание6. Приведите продукты реакции алкилирования иодистым метилом b- D-глюкопиранозы.
|
|
Задание7. Написать схему образования лактозы (b-D-галактопиранозил-1,4-b-D-глюкопираноза). Привести химизм качественных реакций, доказывающих принадлежность лактозы к восстанавливающим биозам (окисление).
Задание 8. Приведите схему образования восстанавливающей биозы из a-D глюкопиранозы (мальтозы).
Задание9. Напишите схемы реакций гидролиза биоз: сахарозы, лактозы. Дайте полное название этим биозам.
Тестовые вопросы
1. Фруктоза С6Н12О6 относится к:
А) полисахаридам;
Б) моносахридам;
В) гетерополисахаридам;
Г) гомополисахаридам
2. Среди приведенных структур укажите формулу 2-N-ацетил-D-галактозамина (входит в состав гетерополисахарида соединительной ткани – хондроитинсульфата):
А) Б) В) Г)
3. Принадлежность альдогексоз к D или L стереоизомерам определяется по конфигурации:
А) второго углеродного атома;
Б) третьего углеродного атома;
В) четвертого углеродного атома;
Г) пятого углеродного атома
4. Укажите энантиомер для 2-дезокси-D-рибозы:
А) Б) В) Г)
5.Образование циклической формы глюкозы происходит при взаимодействии:
А) карбонильной группы и гидроксила при 4-ом атоме углерода;
Б) гидроксильных групп при атомах углерода с номерами 2 и 6;
В) карбонильной группы и гидроксила при 3-ем атоме углерода;;
Г) карбонильной группы и гидроксила при 4-ом или 5-ом атоме углерода;
6. Принадлежность фруктофуранозы к α-или β-аномерам определяют по расположению гидроксила относительно:
|
|
А) первого углеродного атома;
Б) второго углеродного атома;
В) третьего углеродного атома;
Г) четвертого углеродного атома
1. Укажите невосстанавливающую биозу:
А) α-D-глюкопиранозил-1,4- α-D-глюкопираноза;
Б) α-D-глюкопиранозил-1,2-β-D-фруктопиранозид;
В) β-D-галактопиранозил-1,4- α-D-глюкопираноза
Г) β-D-глюкопиранозил-1,4- β-D-глюкопираноза
2. В молекуле амилозы мономерные звенья соединены:
α-1→2-гликозидными связями
β-1→4-гликозидными связями
α-1→4- и β-1→4-гликозидными связями
α-1→4-гликозидными связями.
3. Какие из перечисленных соединений относятся к гомополисахаридам?
1. крахмал
2. гепарин
3. декстран
4. целлюлоза
4. Полный гидролиз гликогена приводит к разрушению:
1. α -1→4-гликозидных связей и α-1→3 гликозидных связей
2. β -1→4-гликозидных связей и β –1→6-гликозидных связей
3. α-1→4- и α-1→6-гликозидных связей
4. только α-1→6-гликозидных связей
Лабораторная работа5. Свойства углеводов.
Опыт 1. Доказательство наличия гидроксильных групп в глюкозе
В пробирку поместите 1 каплю 0,5 % раствора D-глюкозы и 6 капель 10 % раствора гидроксида натрия. К полученной смеси добавьте 1 каплю 2 % раствора сульфата меди(II). Образующийся осадок гидроксида меди(II) Сu(ОН)2 быстро растворяется. Полученный раствор имеет синюю окраску. Сохраните его для следующего опыта.
ВОПРОСЫ
1. Какой структурный фрагмент в молекуле глюкозы обусловливает ее участие в растворении осадка?
Опыт 2. Восстановление гидроксида меди(2) глюкозой в щелочной среде
Эта реакция называется пробой Троммера и используется для обнаружения глюкозы в моче.
К полученному в предыдущем опыте раствору добавьте несколько капель воды, чтобы высота жидкости составляла 18— 20 мм. Нагрейте пробирку над пламенем горелки, держа ее наклонно так, чтобы нагревалась только верхняя часть раствора, а нижняя оставалась для контроля без нагревания. Нагрейте только до начала кипения (не кипятите!). Синяя окраска раствора в верхней части пробирки изменяется на оранжевую.
ВОПРОСЫ
1.Напишите схему реакции окисления глюкозы гидроксидом меди(II). 2.Чем объясняется наличие восстановительных свойств у глюкозы? 3.Объясните причину последовательного изменения окраски верхнего слоя жидкости в пробирке.
Опыт 3. Окисление глюкозы аммиачным раствором оксида серебра а) Налейте в пробирку 2 мл 5%-ого раствора глюкозы и 2 мл аммиачного раствора оксида серебра. Смесь нагрейте на водяной бане в течение 5 минут. Наблюдения и выводы запишите в журнал.
Опыт 4. Инверсия сахарозы (гидролиз сахарозы).
В две пробирки налейте по 10 мл 2%-ого раствора сахарозы. В одну пробирку прибавьте 2 мл концентрированной соляной кислоты. Содержимое обеих пробирок кипятите 5 минут. Реакционную смесь, куда была прибавлена соляная кислота, нейтрализуйте, добавив 2 мл концентрированного раствора гидроксида натрия. В обе пробирки добавьте по 3 мл реактива Фелинга и слегка нагрейте в течение 2 минут. Наблюдения и выводы запишите в журнал.
Опыт 5. Реакция крахмала с йодом.
Налейте в пробирку 2 мл раствора крахмала и 2 капли раствора йода. Раствор окрашивается в синий цвет вследствие образования комплексных соединений и адсорбции. Пробирку нагрейте на водяной бане. Синяя окраска исчезнет. При охлаждении она появляется вновь. Реакция с йодом является качественной реакцией на крахмал.
Занятия 23-25.
Тема: α-АМИНОКИСЛОТЫ,пептиды и белки
Цель занятия: Изучить основы строения, химических свойств важнейших аминокислот, пептидов и белков в качестве теоретической базы для прогнозирования характера метаболических превращений в живом организме.