В случае, если воздушное судно не принадлежит к транспортной категории, заявка на получения сертификата типа воздушного судна или его компонентов подается только в Госавиаслужбу Украины (ГАСУ). Заявку подает Разработчик образца авиационной техники (дальше - Заявитель).
Заявки составляются по форме, которая определена ГАСУ.
Заявка на получение Сертификата типа очень легкого самолета должна сопровождаться:
(а) спецификацией образца, которая должна содержать короткое техническое описание, принципиальные схемы систем, основные характеристики, а также ожидаемые условия эксплуатации и ограничения, в диапазоне которых будет сертифицирован образец;
(б) планом-проспектом сертификационного базиса образца, который должен содержать перечень глав, разделов и пунктов Авиационных правил (норм летной пригодности) JAR-VLA, которые распространяются на этот образец;
(в) планом-проспектом специальных технических условий, которые касаются его летной пригодности;
(г) планом-проспектом требований по защите окружающей среды от воздействия сертифицируемого самолета.
Заявка на получение Сертификата типа воздушного судна должна также содержать изображение воздушного судна в трех проекциях.
Заявка на получение Сертификата типа воздушного судна транспортной категории действительная на срок не больше 5 лет, а на получение Сертификата, типа любого другого воздушного судна, авиационного маршевого и вспомогательного двигателей и воздушного винта, - на срок не более 3 годов, если одновременно с подачей заявки Заявитель не обосновал, что нужен больший срок на проектирование, доведение и испытание создаваемого им образца, и этот срок был утвержден ГАСУ, о чем сообщается Заявителю.
Если Сертификат типа не был выдан или если Заявитель убеждается в том, что Сертификат типа не будет им получен в течение срока действия заявки, то Заявитель должен подать в ГАСУ новую заявку на получение Сертификата типа с учетом пунктов 1.3.1 и 1.3.2.»
Спецификация самолета ХАЗ-30.
Краткое техническое описание.
Очень легкий самолет ХАЗ-30 представляет собой подкосный моноплан с верхним расположением крыла, неубирающимся шасси, тормозными колесами основных стоек и свободно-ориентированным передним колесом, и одним поршневым двигателем с толкающим винтом. Фюзеляж имеет место для размещения пассажиров и багажа.
Таблица 5.1
Основные ТТХ
| Взлётная масса | 630 кг | |
| Крейсерская скорость (индик.) | 145 км/час | |
| Скорость сваливания (индик.) | 17,2 м/с | |
| Практический потолок | 4 км | |
| Посадочная скорость | 60 км/час | |
| Взлётная скорость | 55 км/час | |
| Запас топлива | 40 | |
| Скороподъёмность | 3 м/с | |
| Количество людей на борту | 2 | |
| Дальность полета | 400 км | |
| Мощность двигателя | 100 л.с. | |
| Максимальная дальность (40 л топлива, штиль) | 400 км | |
| Максимальная продолжитель- ность (40 л топлива) | 4,5 ч | |
Эскизный проект самолета в трех проекциях представлен на рис. 5.1.






