Тайхо Рё, Тайхо Ёро Рё, Законы Иэясу в Японии

Темы докладов и сообщений:

- Ведомство наказаний и Храм большой истины в средневековом Китае

- Формы правообразования в Китае: лин, люй

- Социальная структура средневекового японского общества

- Сёгунат: система власти и управления

 

Управление Поднебесной империей
 (Тай-цзун, Правила императоров [55])

Мой сын, с детства ты сосредоточил на себе мою любовь, но тебе часто недостает справедливости, и бывает, ты нарушаешь родительские наставления. Я призвал тебя из приграничной крепости, пожаловал титулом, соответствующему малому Ян[56], но ты не различаешь ритуала для правителей и подданных и не ведаешь трудностей… И поэтому для своего наставления тебе… я выбрал в пример тебе государей…

…Известно, что сначала появился народ, а потом государство… Успокаивая девять родов, государь пользуется гуманностью, во взаимоотношениях с сановниками – этикетом; почитая предков, думает о сыновьей почтительности, занимая трон – о вежливости, пренебрегая собой, он неустанно трудится и поступает в соответствии с добродетелью.

Вот в этом и заключается сущность правителя.

…Лучше всего во множестве ставить императорских родственников удельными правителями и обуздывать их…

Известно, что для помощи в государственных делах следует приглашать верных и добропорядочных. Если умело подбирать на службу нужных людей, то порядок в Поднебесной установится сам собой…

Мудрый правитель опирается на замыслы умного человека, на физическую силу глупца, на грозность храбреца, на осторожность труса. Независимо от того, мудрый или глупый, храбрый или трусливый, каждый служит государю.

Когда государевы указы и наставления идут вразрез с общепринятыми нормами, в делах управления появляются ошибки. Поэтому необходимо ликвидировать причины бед народа и изыскивать для него источники выгод. Необходимо четко определять наказания, чтобы воздействовать на него устрашением, объявлять о наградах, чтобы преображать его… Награда вручается за деяние на благо государства, а не за услуги, оказанные лично правителю, а кара соответствует преступлению наказуемого, а не определяется злом, которое он держит на правителя.

…Земледелие – главное государственное дело. Когда житницы полны, люди помнят о ритуале. Когда одежды и еды вдоволь – стремятся к бескорыстию и скромности. Поэтому я лично вспахиваю борозду в восточном предместье[57]… Лучше всего пресекать расточительность и поощрять занятия земледелием и шелководством…

…Военное дело нельзя полностью игнорировать, но нельзя и постоянно применять. Поэтому, когда военному делу обучаются во время, свободное от сельскохозяйственных работ, это соответствует соблюдению этикета…

…В государстве попеременно используются два вида занятий – военные и гражданские… Гражданские и военные занятия равнозначны. Ни от того, ни от другого отказаться невозможно.

…Среди жестоких и необузданных правителей е было таких, которые бы шли исключительно по пути зла, а среди мудрых и проницательных, которые бы придерживались только пути добра… (Ты, наследник), должен выбирать в качестве образца мудрых правителей (древности), а не считать примером меня, твоего отца… Я часто выезжал в провинцию и этим безмерно утруждал народ. …Это моя глубокая ошибка…

(Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран: учеб. пособие / сост. В. Н. Садиков. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2008. – С. 231-233).

 

Задание 1. Прочтите фрагмент источника и ответьте на вопросы:

1. Почему именно императорских родственников желательно назначать удельными правителями?

2. Нужно ли требовать от всех подданных Поднебесной империи проявления ума, храбрости и т.д.?

3. Можно ли характеризовать подобное наставление сыну как жанр средневековой литературной и направление государственно-правовой традиции?

4. С какой целью император вспахивал первую борозду в восточном предместье?

5. Почему в качестве примера отец рекомендует сыну ориентироваться на правителей древности и не боится признаваться в собственных ошибках?

 

Законы великой династии Мин [58]

Я, владея Поднебесной, подражал древности в осуществлении управления, постигал ритуалы, дабы руководить народом, устанавливал законы, дабы обуздывать непослушных, публиковал распоряжения в качестве декретов, проводил в жизнь это уже в течение долгого времени, но что поделать, если нарушители законов (продолжали появляться) один за одним?

Отсюда возникли пять наказаний и жестокие законы, чтобы наказывать их. Желая, чтобы народ боялся и не совершал преступлений, я создал «Великие рескрипты», обнародовал и распространил их в народе, чтобы он знал то, чего следует стремиться избегать. С тех пор прошло уже много лет. Однако законы входят в компетенцию властей, народ недостаточно знает их…

Отредактировав написанные законы, мы составили книгу и отпечатали ее для распространения в столице и на местах, дабы сановники и народ знали, чего придерживаться.

…1. Всем солдатам, простолюдинам, различного рода служителям, а также потомкам военных чиновников, не получающим наследственных должностей, и младшим командирам, если выявлено, что они являются состоятельными людьми, а также гражданским и военным чиновникам и делопроизводителям, студентам академий, учащимся[59], …врачам, старейшинам… безразлично (приговорены ли они к) наказанию тонкими или толстыми батогами, высылкой, ссылкой или смертной казнью, допускающей замену ее всем им приказывать откупаться от наказания перевозкой угля, извести, кирпича, внесением риса и (различных) материалов.

2. Если выявлено, что такие лица… являются несостоятельными, то приводить им в исполнение приговор о наказании тонкими и толстыми батогами, а высылку, ссылку и наказание смертной казнью за преступления, допускающие замену ее, всем им заменять: (различными) работами, трудом на транспортно-курьерских станциях или несением дозорной службы… Совершивших преступления тяжелого характера отправлять вываривать соль или выплавлять железо: подлежащих смертной казни - в течение пяти лет, подлежащих наказанию ссылкой – четырех лет, подлежащих наказанию высылкой – на срок высылки.

 (Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран: учеб. пособие / сост. В. Н. Садиков. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2008. – С. 242-246).

Задание 2. Прочтите фрагмент источника и ответьте на вопросы:

1. Выделите уголовно-правовую направленность китайского законодательства.

2. Какова цель составления и обнародования «Законов великой династии Мин»?

3. С какой целью и в каком контексте составитель «Законов» оперирует понятиями «состоятельность» и «несостоятельность»?

Свод законов «Тайхо рё» [60]

Статья 1. Совет по делам религии синто

Глава совета… ведает храмовыми службами небесным и земным синтоистским богам, именными списками синтоистских жрецов и храмовых служек, празднествами «великого вкушения новых плодов» и «умиротворения духов предков[61]», жрицами, гадателями, а также решениями различных дел совета…

Статья 2. Государственный совет

Старший министр, как наставник Сына Неба, должен быть примером для всего света, держать страну на путях морали и приводить в гармонию отрицательное и положительное. Если нет такого человека, этот пост оставлять вакантным…

Статья 3. Министерство центральных дел

Министр … состоит в свите государя, представляет ему советы относительно текущих дворцовых дел и ритуалов… рассматривает проекты письменных государевых распоряжений и указов, передает после изучения государю докладные, передает повеления государя

Статья 13. Министерство церемоний

Министр ведает именными списками, аттестацией, назначением и продвижением столичных и провинциальных гражданских чиновников, записями о придворных рангах… государственными школами, экзаменами кандидатов на государственную службу, выдачей жалованья и пожалований[62].

Статья 16. Министерство гражданской администрации

Министр … ведает делами о главных родовых титулах, наследованием… обрядами траура и похорон, посмертными награждениями[63], церемонией государственного траура, присвоением почетных имен, приемом послов.

Статья 18. Управление по делам буддизма и чужестранцев

Начальник управления ведает буддийскими храмами, списками буддийских монахов и монахинь, обеспечением буддийских религиозных церемоний; встречами, приемами, развлечениями и проводами чужеземных гостей.

Статья 21. Министерство народных дел

Министр … ведает подворными списками всех провинций, обязательной трудовой повинностью, освобождением от налогов и повинностей, рабами, мостами и дорогами, гаванями и переправами, каналами и земельными участками, горами и реками, лесами и сухими болотами, рисовыми полями во всех провинциях…

Статья 22. Счетное управление [64]

Начальник управления ведает учетом вносимых подушных податей и разных поступлений, подсчитывает государственные доходы и расходы…

Статья 24. Военное министерство

Министр ведает именными списками, аттестацией, перемещением и продвижением столичного и провинциального старшего командного состава… именными списками командного и рядового состава; выдачей жалованья… боевым и церемониальным оружием, крепостями и укреплениями…

Статья 26. Арсенал

Начальник ведает изготовлением разного оружия и снаряжения…

Статья 30. Министерство юстиции

Министр… ведает расследованием уголовных дел, определением вида наказания, пересмотром приговоров… арестом и тюремным заключением, взысканием долгов…

Статья 31. Управление финансовых взысканий [65]

Начальник управления ведает конфискациями, передачей конфискованного имущества, штрафами

Статья 32. Тюремное управление [66]

Начальник… ведает заключением преступников в тюрьму, каторжными работами, поощрением и наказанием (заключенных)

Статья 39. Министерство двора

Министр… ведает приходом и расходом подчиненных ему управлений[67], казенным рисом, казенными рисовыми полями…

Статья 58. Палата цензоров

Глава палаты… ведает очищением обычаев и нравов, расследованием правонарушений в столице и провинциях и докладывает об этом императору…

 (Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран: учеб. пособие / сост. В. Н. Садиков. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2008. – С. 228-231).

Задание 3. Прочтите фрагмент источника и ответьте на вопросы:

1. «Земные синтоистские боги» - кого могли именовать подобным образом?

2. «Сын Неба» - титулатура китайских императоров; почему такое же поименование свойственно старшему министру в Японии?

3. Какие потенциальные угрозы государственной власти могла таить в себе формулировка: «Если нет такого человека, этот пост оставлять вакантным»?

4. На основании анализа текста сделайте вывод о положении буддизма в средневековой Японии

5. Охарактеризуйте систему управления государством в средневековой Японии по своду законов «Тайхо рё».

 

Контрольные вопросы и задания:

1. Охарактеризуйте систему государственного управления в Индии.

2. Поясните, какими факторами была обусловлена традиция появления в средневековой Индии нового жанра юридической литературы – нибандх?

3. Охарактеризуйте систему подготовки кадров государственной службы в средневековом Китае.

4. Перечислите источники права средневекового Китая.

5. В чем заключались особенности уголовного права Китая? В чем заключалась особенность «концепции десяти зол»?

6. Как повлияло географическое положение Японии на становление и характер японской государственности?

7. Какова роль «Закона 17 статей» в развитии государственности и права Японии?

8. Дайте определение понятию «Сёгунат» как формы правления в средневековой Японии.

 

Дополнительная литература:

Алаев, Л.Б. Средневековая Индия. – СПб.: Алетейя, 2003. – 303 с.

Воробьев, М.В. Японский кодекс «Тайхо Ёро ре» (VIII в.) и право раннего средневековья. - М.: Наука, 1990. – 218 с.

Деханов, С.А. Сравнительный анализ особенностей формирования китайского, японского и индуистского права / С.А. Деханов // История государства и права. – 2015. - № 17. – С. 23-28.

Переломов, Л.С. Конфуций: «Лунь Юй» / Исслед., пер. с кит., коммент. – М.: Вост. лит., 1998. – 600 с.

Полохало, Ю.Н. Революция Мэйдзи и реформы управления в Японии // Управленческое консультирование. 2006. №4. С. 195-205.

Суровень, Д.А. Правосубъектность в Древней Японии // История государства и права. - 2011. - № 7. - С. 15-19.

Толстогузов, С.А. Сегунат Токугава в первой половине XIX века и реформы годов Тэмпо. – М.: Б.и., 1999. – 180 с.

Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран: учеб. пособие / сост. В. Н. Садиков. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2008. - 767 с.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: