Закон об улучшении положения в сельском хозяйстве

(12 мая 1933 г.)

Настоящим заявляется, что конгресс будет проводить нижеследующую политику:

Устанавливать и поддерживать такое соотношение между производством и потреблением сельскохозяйственных продуктов и такие условия их продажи, которые поднимут покупательную способность сельскохозяйственных продуктов по отношению к предметам, необходимым фермеру, до покупательной способности этих продуктов в базисный период[83].

…Каждому производителю, согласившемуся на уменьшение продукции, министр сельского хозяйства направит, без права его дальнейшей передачи, оптационный контракт…

…Министр сельского хозяйства уполномочивается:

С помощью заключаемых на основе добровольности соглашений с производителями или с помощью других методов принимать меры по сокращению посевных площадей или товарного производства (или того и другого) любого из основных сельскохозяйственных продуктов, а также принимать меры по обеспечению выплаты платежей и бенефиций, проистекающих как из вышеуказанных соглашений, так и из соглашений, касающихся такой части продукции какого-либо из основных сельскохозяйственных продуктов, которая, по мнению министра, может быть по справедливости признана необходимой для внутреннего потребления.

…Платежи и бенефиции выплачиваются из любых сумм, которые могут оказаться пригодными для такого рода оплат…

 (Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран: учеб. пособие / сост. В. Н. Садиков. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2008. – С. 586-587).

Задание 3. Прочтите фрагмент источника и ответьте на вопросы:

1. Охарактеризуйте цель принятия «Закона об улучшения положения в сельском хозяйстве».

2. Какие методы были избраны президентом для достижения поставленной цели?

3. Поясните контекст последней приведенной фразы Закона.

 

Об отмене золотого обеспечения правительственных обязательств

(5 июня 1933 г.)

На объединенном заседании сената и палаты представителей конгресса Соединенных Штатов Америки решено, что любые содержащиеся в том или ином обязательстве или сделанные в отношении того или иного обязательства условия, если они имеют своей целью дать держателю обязательства право требовать уплаты ему долга золотом или той или иной ходячей монетой или валютой по курсу валюты Соединенных Штатов, объявляются противными общественным интересам.

 (Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран: учеб. пособие / сост. В. Н. Садиков. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2008. – С. 587).

Задание 4. Прочтите фрагмент источника и ответьте на вопросы:

1. Прокомментируйте фразу документа: «Объявляются противными общественным интересам». В чем состоял смысл общественных интересов?

 

Закон Вагнера

(5 июля 1935 г.)

Отказ работодателей признавать право работающих по найму лиц организовываться или заключать коллективные договоры ведет к возникновению стачек и других форм конфликтов и неспокойствия в промышленности, что затрудняет или прямо мешает деловой деятельности, так как все эти конфликты (а) нарушают эффективную работу деловых предприятий и их надежность, (б) затрудняют деловую деятельность, (в) ограничивают и затрудняют движение сырья, полуфабрикатов и готовой продукции и влияют на их стоимость, (г) снижают занятость населения и ведут к падению заработной платы в такой степени, что это существенно затрагивает или нарушает состояние рынка, определяющего размеры товарооборота… мешает стабилизации конкурирующих между собой уровней заработной платы и условий труда внутри отдельных отраслей промышленности и между ними…

Настоящим заявляется, что Соединенные Штаты будут проводить политику, направленную на уничтожение причин, ведущих к возникновению …препятствий, которые мешают свободному развитию бизнеса, и стараться устранять эти препятствия в случае из возникновения, поощряя практику и процедуру заключения коллективных договоров…

Настоящим предусматривается организация специального управления, которое будет называться Национальным управлением по трудовым отношениям и состоять из трех членов, назначаемых президентом по совету и с одобрения сената…

Лица, работающие по найму, имеют право на самоорганизацию, на создание рабочих организаций, на вступление в эти организации или оказание им помощи, на заключение коллективных договоров через посредство ими самими выбранных представителей и на совместные действия в целях ведения переговоров…

Ни одно из положений настоящего закона не должно истолковываться как препятствующее или ограничивающее в какой бы то ни было степени право на объявление стачек…

 (Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран: учеб. пособие / сост. В. Н. Садиков. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2008. – С. 588-560).

Задание 5. Прочтите фрагмент источника и ответьте на вопросы:

1. Объясните смысл социальной доктрины США, очерченной замыслом Закона Вагнера.

2. Почему законодатель фактически поощряет объявление стачек?

 

Закон Смита

(28 июня 1940 г.)

Для любого лица является незаконным:

1). Умышленно учить, подстрекать, проповедовать необходимость, желательность или уместность свержения или уничтожения правительства Соединенных Штатов силой или бунтом или путем убийства любого должностного лица, находящегося на правительственной службе.

2). С целью добиться свержения или уничтожения правительства США печатать, издавать, распространять, продавать или выставлять для публичного обозрения любые рукописные или печатные материалы, учащие, подстрекающие или проповедующие необходимость, желательность или уместность свержения или уничтожения правительства Соединенных Штатов силой или бунтом.

 (Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран: учеб. пособие / сост. В. Н. Садиков. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2008. – С. 591).

Задание 6. Прочтите фрагмент источника и ответьте на вопросы:

1. Сопоставьте содержание законов Смита и Вагнера. Попытайтесь выяснить причину изменений в законодательстве.

 

 

Закон Тафта-Харли

(23 июня 1947 г.)

С целью внести поправки к Национальному закону о трудовых отношениях[84], облегчить посредничество в спорах, уравнять ответственность нанимателей и организаций нанимающихся и т.д.

§1. Национальный закон о трудовых отношениях с учетом внесенных поправок гласит:

Со стороны нанимателя нечестно… прибегать к дискриминации в найме и продлении сроков найма с целью содействовать или противодействовать участию в каких-либо трудовых организациях…; отказываться от коллективных переговоров с представителями нанимающихся.

Ср стороны трудовой организации или её представителей будет нечестно… участвовать или побуждать и поощрять любого нанимателя к участию в забастовке…; вынудить или потребовать от любого нанимателя, чтобы он признал или вел переговоры с рабочей организацией как с представителем своих рабочих…

§305. Считается незаконным для любого лица на службе Соединенных Штатов или любого агентства Соединенных Штатов, включая полностью принадлежащие правительству корпорации, участвовать в какой бы то ни было забастовке. Любое лицо, находящееся на службе Соединенных Штатов или любого такого агентства и принявшее участие в забастовке, будет немедленно отстранено от работы, лишится положения государственного гражданского служащего и не будет вновь допущено на службу Соединенных Штатов или их агентств в течение трех лет…

(Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран: учеб. пособие / сост. В. Н. Садиков. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2008. – С. 591-592).

Задание 7. Прочтите фрагмент источника и ответьте на вопросы:

1. Охарактеризуйте изменения в динамике развития трудового законодательства США в 1930-1940-е годы ХХ в.

 

Контрольные вопросы и задания:

1. Покажите роль «Нового курса» Ф. Рузвельта в становлении и развитии социального государства в США.

2. Дайте характеристику законотворческой деятельности Конгресса США в 1935-1938 гг.

3. Раскройте сущность понятия «кодексы честной конкуренции».

4. Дайте характеристику конституционным поправкам послевоенного периода.

5. Охарактеризуйте современное государственное устройство США.

 

Дополнительная литература:

Аксельрод, С., Эттин, Э., Хендерсон, Д., Кон, Д. Федеральная резервная система: назначение и функции / пер. с англ. А.А. Мингазетдиновой. – Уфа: Спектр, 1992. – 149 с.

Бернс, Джеймс Макгрегор. Франклин Рузвельт. Человек и политик. М.: Центрполиграф, 2004. – 622 с.

Евдокимов, В.Б. Конституционное судопроизводство в США. – Екатеринбург: Б.и., 1996. – 124 с.

Иванов, С. В. «Война с бедностью» Ф.Д. Рузвельта: социальные программы «нового курса Рузвельта» в США. – Саратов: Изд-во Сарат. Гос. ун-та, 1989. – 149 с.

Лафитский, В. И. Правовое регулирование президентских выборов в США. – М.: РЦОИТ, 2004. – 140 с.

Лафитский, В.И. США: конституционный строй и роль штатов в структуре американского федерализма. – М.: Известия, 1993. – 163 с.

Уткин, А.И. Рузвельт. – М.: Логос, 2000; 2012. – 670 с.

Фолсом, Бертон. Новый курс, или кривая дорожка? Как экономическая политика Ф. Рузвельта продлила Великую депрессию. – М.: Мысль, 2012. – 351 с.

Тема 2.8. Изменения в системе государственности и в праве
 европейских государств после Второй мировой войны

Термины: партикулярная правовая система, народно-демократическая революция,коммунистическая партия, многопартийная система, антикризисное государственное регулирование, коммунитарное право, раздельное правление.

План изучения темы:



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: