1. Задание для самоконтроля:
- А сейчас мы с вами проверим, что же мы узнали сегодня на уроке?
Ученики отвечают на вопросы:
1. Кому из князей принадлежит фраза: «Киев - Мать городов Русских»
2. Как на Руси назывался важнейший торговый путь?
3. Кому из князей принадлежит фраза «Иду на Вы»?
IV. Инструктаж и информация по выполнению домашнего задания. (1 минута)
Изучить Главу II. «Русь в IX — первой половине XII в», §5. Становление Древнерусского государства. Ответить устно на вопросы после параграфа.
Работа с контурной картой. Сделать задание в тетради (по вариантам), ответить на вопросы после параграфа из раздела «думаем, сравниваем, размышляем», работа с документом и конспектирование ответов в тетради.
V. Рефлексия: (1 минута)
- Что было интересно сегодня на уроке?
- Что вы узнали нового?
- Захотелось ли вам узнать больше про первых князей?
Фрагменты урока по истории для 7 класса (внутрикурсовые, межкурсовые, межпредметные связи).
Тема: «Формирование единых государств в Европе и России».
I. Внутрикурсовые связи.
На организационном этапе учащиеся вспоминают прошлую тему данного курса. Это помогает определить внутрикурсовую связь. (пар. 2 и пар. 3)
Пример:
Актуализация, мотивация, целеполагание (фрагмент)
- На прошлом уроке мы познакомились с территорией, населением и хозяйством России в начале XVI века. Что мы выяснили?
(ответы обучающихся)
-Верно. Россия в начале XVI века оставалась земледельческой страной. Изменялось ремесло, торговля, познакомились с городским управлением, казачеством. Давайте вспомним, какую территорию занимала Россия в начале XVI в. и какую территорию она занимает сейчас. (Работа с контурными картами).
- Обратите внимание на другие страны. Какую территорию занимают они?
- Обращая внимание на доску, вы увидите, что темой сегодняшнего урока является «Формирование единых государств в Европе и России». Какой же цели мы должны достичь на уроке?
(ответы обучающихся).
II. Межкурсовые связи.
На основе этапа обобщения и систематизации знаний, учитель проводит межкурсовые связи между Историей России, курс которой проходят ученики в 7 классе, и Историей зарубежных стран, курс которой пройден в 6 классе.
Чтобы ученики лучше понимали эту связь, учитель с учениками составляет таблицу.
Пример:
3. Обобщение и систематизация знаний. (фрагмент)
- Итак, мы познакомились с вами с особенностями формирования государств в Западной Европе и России». А какие страны Западной Европы вы можете назвать? Из курса зарубежной истории в 6 классе вы уже знакомились с их политикой, сословиями и особенностями государственного строя. На основе полученных и накопленных знаний давайте составим сравнительную таблицу России и стран Европы.
Составляют таблицу.
III. Межпредметные связи.
На данном этапе учащиеся работают с контурной картой, что определяет межпредметные связи (История и география).
Пример:
Первичное закрепление материала (фрагмент).
- На уроке географии вы уже проходили территории государств Западной Европы и России.
Давайте мы откроем контурные карты и вместе дадим названия всем странам на Западе. А так же определим границы цветными карандашами.
(Работа с контурной картой).
Целеполагание для 9 класса по теме: «Реформы 1860-1870-х гг.»
А) Цель и задачи (дидактические, развивающие, воспитательные)
Цель: Определить причины проведения реформ 1860-1870-х гг. и выявить их целесообразность.
Задачи:
Дидактические:
- Сформировать мотивацию к изучению темы урока;
- Сформировать у обучающихся системное мышление на основе самостоятельной работы (анализ фрагмента источника, самостоятельная работа с картой).
- Проанализировать земскую и городскую реформы, военные и судебные реформы, реформу просвещения и понять смысл их проведения;
- Определить значение либеральных реформ 1860-1870-х гг.
Развивающие:
- Развитие исторического стиля мышления,
- Развитие речи и памяти учащихся,
- Развитие умения самостоятельной работы с историческими документами, дискутировать, формулировать выводы и аргументировать их.
- Развитие навыков работы с наглядным материалом (карты, учебник и т.д.)
Воспитательные:
- Воспитать интерес к теме урока;
- формирование активной жизненной позиции, воспитание толерантности, совершенствование коммуникативных свойств личности;
- Помочь обучающимся правильно оценить нравственный смысл отмены крепостного права.
Б) Целевые установки на достижение результатов (предметные, метапредметные, личностные).
Предметные:
- На основе анализа реформ иметь представление личности Александра II.
- Понимать причины изменения строя Российской империи во второй половине XIX века.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
- Уметь понимать цель деятельности на уроке;
- Уметь осуществлять самоконтроль;
- Уметь выделять то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.
Познавательные УУД:
- Уметь произвести поиск информации на уроке;
- Уметь установить причинно-следственные связи;
- Уметь строить логические цепочки рассуждений, доказательств.
Коммуникативные УУД:
- Уметь слушать и вступать в диалог;
- Уметь работать в группе и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
- Уметь выражать свои мысли по теме урока.
Личностные:
- Установить связь между целью поставленного урока и ее результатом;
- Сложить уважительное отношение к прошлому;
- Давать нравственную оценку в отношении крепостного права.
- Уметь оценивать собственную учебную деятельность на уроке, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции.
6. Конспект урока – экскурсии в 8 классе
по теме: «Известные люди родного края».